Методическая разработка классного часа «Лудомания — страшная болезнь»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ:
«ЛУДОМАНИЯ – СТРАШНАЯ БОЛЕЗНЬ»
Автор: Гончарова О.Л., к.п.н., педагог-психолог, преподаватель психологии высшей квалификационной категории
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «ЛУДОМАНИЯ – СТРАШНАЯ БОЛЕЗНЬ»
(автор О.Л. Гончарова)
Игромания, болезненная страсть к игре,
игровая наркомания, гемблинг или
лудомания по классификации Всемирной
организации здравоохранения, является
психическим расстройством…
Цель занятия: предупреждение возможных отклонений в физическом, психическом, эмоциональном, социальном здоровье обучающихся.
Ход классного часа
Лекция «Лудомания, или зависимость от азартных игр»
Лудомания – это расстройство, заключающееся в частных повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и оказывающих разрушающее воздействие на все сферы жизни и личности человека, его физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье, ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных ценностей.
Лудомания – заболевание хроническое в том аспекте, что не проходит с течением времени, «несмотря на период воздержания». Азартный игрок может начать играть с новой силой и еще большими последствиями.
Лудомания прогрессирует, если не приостановить болезнь в развитии, то симптоматика с течением времени усугубляется.
Человек, болеющий лудоманией, имеет тенденцию к срывам (возвратам), и в это время зависимость проявляется в острой форме.
Заболевание чревато проблемами с физическим здоровьем – инфарктами, нервными срывами и сильными стрессами; может даже привести к летальному исходу – часто игроки заканчивают самоубийствами или смертью от употребления алкоголя или наркотиков.
Симптомы лудомании
Как и любая другая болезнь, лудомания имеет свои симптомы. Конечно, не все они напрямую сигнализируют о наличии зависимости, но наблюдаются практически у всех лудоманов:
потеря контроля и неспособность прогнозировать последствия;
нарушения внимания, на, координации движений, провалы в памяти;
физические страдания (боли в области сердца, нарушение питания);
сосредоточенность мыслей и поступков вокруг игры;
игра как средство для улучшения состояния;
проблемы в окружении (скандалы в семье, проблемы в учебе, на работе);
чувство вины, угрызение совести;
жалость к себе, «эмоциональные качели» – депрессии, резко сменяющиеся эйфорией.
Сначала увлечение игрой является осознанным. Потом остается только неопределимое желание дергать ручку, нажимать на кнопки, завороженно смотреть на мигающий экран или за руками крупье.
Подобно алкоголикам и наркоманам, игроки могут сутками обходиться без еды и сна, когда они захвачены азартом. При вынужденном прекращении игры у лудоманов происходит нечто вроде ломки или похмелья. Иногда у паталогических игроков даже возникает ощущение раздвоения личности во время игры, случаются провалы в памяти, наблюдаются приступы панического страха, признаки общей депрессии, суицидальные попытки.
Единой классификации азартных игр не существует, однако их можно разделить на следующие категории:
карточные игры, шулерство;
лохотрон, игра в наперстки;
лотереи;
ипподром, ставки на результаты заездов, спортивных состязаний, собачьих и петушиных боев и др.;
рулетка и другие азартные игры в казино;
игра на аппаратах;
игра на различных тотализаторах, букмекерство, игра на бирже;
компьютерные, электронные, видеоигры и др.;
зависимости от электронных игрушек и устройств.
Необходимо отдельно выделить такую форму лудомании, как компьютерная зависимость. Ее можно разделить на следующие подкатегории:
Чрезмерная увлеченность работой в сети Интернет. Этой форме зависимости особенно подвержены наиболее одаренные и умные подростки. Причина ее состоит в том, что неограниченный доступ к данным формирует у людей так называемый «информационный вампиризм». У интернет-пользователей создается иллюзорное ощущение собственной мощи, им кажется, что они могут найти в сети что угодно и узнать все на свете. Так, люди, начиная изучать какой-либо вопрос, погрязают в информационных потоках: участвуют во всевозможных форумах, обсуждают интересующие их вопросы в чатах, изучают огромное количество WEB-ресурсов. Для них компьютерные сети оказываются почти единственным средством коммуникации. Интернет-зависимому человеку становится просто неинтересен физический, не виртуальный окружающий ми. Вся его жизнь проходит в Сети.
Поглощенность общением on-line. Интернет дает возможность найти себе виртуального собеседника, удовлетворяющего всем критериям. Здесь любой человек, независимо от возраста, пола, социального статуса, может проявит себя. В Интернете никто не видит, красив ты или нет, девочка ты или мальчик, никто не знает, где ты живешь, на какие оценки учишься, какая машина у твоего папы. В форме общения on-line можно свободно выражать свои мысли и чувства. Прыщавый подросток примеряет маску уверенного в себе красавца, прибавляет себе пару-тройку лет и смело кокетничает с девушками. Застенчивые и неуверенные в себе натуры избавляются от штампов и находят интересных собеседников. Эти заманчивые «бонусы» интернет-общения, казалось бы, решают все проблемы. На самом деле, они лишь усугубляют ситуацию – человеку становится все труднее адаптироваться к обществу. Пренебрежение личностными контактами в реальной жизни постепенно приводит к эмоциональной изоляции, к отрешению от действительности.
Болезненная зависимость от видеоигр. Видеоигры могут вызывать сильное привыкание. Подросток становится одержим игрой, на ней фокусируется весь спектр его интересов. Он покупает журналы, посвященные видеоиграм, общается преимущественно с такими же «геймерами», все свободное время проводит с джойстиком или клавиатурой, пропускает учебу, не выполняет свои обязанности. Ребенок практически полностью теряет контроль над собой. И если лишить его любимого занятия даже на пару дней, ведет себя крайне агрессивно. Это неудивительно, ведь он настолько вовлечен в игру, что реальные люди и события блекнут по сравнению с красочными виртуальными героями. Большую опасность представляют сегодня сетевые игры. Виртуальная жизнь затягивает еще больше, чем обычная компьютерная игра, ведь в данном случае в несуществующем мире игрок «живет» не один, а с виртуальными друзьями и противниками. Многие сегодня недооценивают опасность сетевых игр – и напрасно, ведь это развлечение медленно, но верно вызывает зависимость, от которой впоследствии будет сложно избавиться.
История в деталях
Меня зовут Андрей, мне 19 лет
Когда я учился в 6-м классе, мы с друзьями стали прогуливать школу. Однажды мы зашли в кафетерий, чтобы купить газировки, и посреди торгового зала я увидел игровой автомат. Я долго смотрел на него, что-то притягивало и звало меня. Я решил попробовать, сунул несколько монет: автомат загремел, а из нижнего отверстия посыпалось множество жетонов. Они звенели, и с их звоном мое сердце наполнялось радостью, даже голова закружилась. Я собрал все жетоны, наполнил ими подол футболки и, на глазах у изумленных товарищей. Гордо обменял их на деньги.
Мы купили много газировки, сладостей, поехала в парк Горького и весь день катались на каруселях. Вечером я, как ни в чем не бывало, вернулся домой. Но когда лег спать, то долго не мог уснуть, под подушкой лежали оставшиеся деньги, и я вновь и вновь с волнением прокручивал в своей голове прошедший день. Сердце колотилось, я то и дело доставал деньги и убирал их под подушку. Уснул я с твердой уверенностью. Что завтра опять попытаю счастья. Родителям я тогда ничего не сказал, ведь пришлось бы признаться, что я прогулял школу, а это бы явно им не понравилось. Отец не раз запирал меня дома, когда узнавал о моих прогулах.
На следующий день я опять стоял перед автоматом и, затаив дыхание, кидал монеты. Удача вновь улыбнулась мне, и мы с ребятами пошли в кино. Тогда я решил, что я «фортовый», что мне всегда везет. Но на следующий день я проиграл, причем на глазах мною же собранной публики. Это сильно задело меня, мне очень хотелось доказать всем, что это случайность. Я выпросил у друга деньги и все спустил. Мы поругались тогда, я обозвал его мелочным, и мы неделю не общались.
Я продолжал свои прогулы и походы к автомату, но теперь один, чтобы никто не видел меня на тот случай, если я проиграю, хотя, как
ни странно, такие дни бывают редко. Мне действительно везло. Но, к сожалению, это касалось только автоматов, в остальном все покатилось под откос. Я то и дело ругался с родителями, друзьями, забросил занятия гитарой, в школе грозились оставить меня на второй год. Правда. У меня появилась девочка, в которую я по-детски влюбился и часть денег стал тратить на подарки. Шло время, я был при деньгах, круг знакомых сменился, я уже не обращал внимания на отца, покупал себе дорогие вещи и приносил домой, говоря, что одолжил, взял поносить или выменял. Многие мои знакомые брали у меня в долг, и это повышало мою самооценку.
И вдруг что-то изменилось: я стал регулярно проигрывать. К тому времени я играл уже на автоматах посерьезней, и суммы были тоже внушительнее. Когда наличные закончились, я стал продавать все то, что приобрел, потом начал прихватывать и родительские вещи, а вскоре запустил руку в кошелек своей матери. Самое страшное, что это меня совершенно не заботило, я не спал ночами не от угрызений совести, а от предвкушения следующей игры.
Свершилось то, что должно было случиться: продать мне было нечего. Занять не у кого, и я решился. Решился ограбить кого-нибудь, лишь бы услышать хруст банкноты, входящей в автомат. Я стоял в районном парке и ждал. Мимо меня шел пожилой человек, с кейсом, весьма аккуратный. Я хотел только припугнуть его и достал нож…
Мне больно и неприятно вспоминать это. Хочу лишь сказать, что благодаря случаю, он остался жив, я же получил срок. До освобождения мне сейчас чуть меньше года. С одной стороны, я считаю дни до выхода отсюда. А с другой – боясь встречи с этими дьявольскими машинами. Кто знает на что еще я решусь ради игры?
Обсуждение письма.
Диагностика социализированности личности
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ М.И. РОЖКОВА
Инструкция: оцените степень своего согласия с суждениями по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
Я умею прощать людей.
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
Мне нравится помогать другим.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других, как свои.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
Стараюсь защищать тех, кого обижают.
1 |
5 |
9 |
13 |
17 |
2 |
6 |
10 |
14 |
18 |
3 |
7 |
11 |
15 |
19 |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
Обработка и интерпретация результатов. Среднюю оценку социальной адаптированности учащиеся получают при сложении всех оценок первой строчки и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с учетом четвертой строчки.
Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Диагностика игровой зависимости
ТЕСТ «ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АЗАРТНЫХ ИГР»
Инструкция: ответьте на вопросы «да» или «нет».
1. Пропускали ли вы работу или учебу, чтобы поиграть в азартные игры?
Приносили ли азартные игры вам когда-нибудь несчастье?
Азартная игра когда-либо вредила вашей репутации?
Вы когда-либо чувствовали раскаяние после игры?
Играли ли вы для того, чтобы расплатиться с долгами?
Азартная игра уменьшала ваши амбиции?
Чувствовали ли вы после проигрыша, что надо возвратить как можно быстрее и отыграться?
После выигрыша имели ли вы твердое убеждение, что надо возвратиться и выиграть еще больше?
Часто ли вы играете, пока не проиграете все?
Вы когда-либо брали в долг, чтоб играть в азартные игры?
Приходилось ли вам продавать что-либо, чтобы играть?
Существует ли для вас понятие «деньги для игры», которые вы используете только для азартных игр?
Азартная игра причинила ощутимый финансовый вред вам или вашему семейству?
Играли ли вы когда-нибудь дольше, чем планировали?
Играли ли вы когда-либо, чтобы забыть о неприятностях?
Вы когда-нибудь нарушали закон, чтобы иметь деньги на игру?
Мучились ли вы бессонницей из-за мыслей об азартных играх?
Проблемы разочарования или расстройства создают у вас желание уйти от всего этого и играть?
Имеете ли вы привычку праздновать ваши победы в азартных играх?
Думали ли вы когда-нибудь о самоубийстве после проигрыша?
Обработка и интерпретация результатов. Положительный ответ хотя бы на семь вопросов из двадцати – явный признак наличия заболевания лудоманией и говорит о необходимости обратиться к специалистам.
Подведение итогов классного часа.
Список используемой литературы:
1. Богданчинкова В., Болдырев О., Сурайкина А. Энциклопедия независимости. – М.: Здоровая страна, 2008. – 159 с.
2. Большакова Е.А. Ваш ребенок – неформал. Родителям о молодежных субкультурах. – М.: Генезис, 2010. – 152 с.
3. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.В. Змановаская. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
4. Казанская В. Подросток: социальная адаптация: книга для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Питер, 2011. – 288с.
5. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы. / Авт.-сост. В.И. Екимова, А.Г. Демидова. – М.: АРКТИ, 2008. – 72 с.
6. Трудные подростки: практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения. / Авт.-сост. В.И. Екимова. – М.: АРКТИ, 2007. – 84 с.
7. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов родителей. – СПб.: Речь, 2009. – 320 с.
8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 409 с.