12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Александровна1579
Мой педагогический девиз: Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)
Россия, Смоленская обл., Смоленск
3

Методическая разработка классного часа экологической направленности "Не стреляйте в белых лебедей"



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области
214536, Российская Федерация, г. Смоленск, Смоленская обл.,

Смоленский р-н, д. Синьково, ул. Ковалева, д.7










Методическая разработка

классного часа «Не стреляйте в белых лебедей»








Автор-составитель: Никитина Екатерина Александровна,

классный руководитель 5 класса









2019 г.



Аудитория: обучающиеся 5 класса, приглашённые педагоги и администрация.

Сроки проведения: 06.12.2019 г. (в рамках проходящей в Смоленской области акции «Не стреляйте в белых лебедей!»)

Форма проведения: час общения, коллективно творческая деятельность.

I. Целеполагание

Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся в области экологии и охраны природы.

Задачи: 1. Привлечь внимание обучающихся к экологическим проблемам охраны природных объектов своего края.

2. Развивать умение видеть и чувствовать красоту окружающей среды.

3.Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о сохранении природных объектов.

II.Предварительная работа: подготовка сценария мероприятия, подготовка музыкального и аудиального оформления, подбор книг для выставки, подготовка информации и картографического материала.

III.Оборудование: иллюстративные материалы для оформления доски, ноутбук, аудио «Литературно-музыкальная композиция по произведению С.А. Есенина «Лебёдушка», картографический материал для обучающихся, художественная литература для выставки, Красная книга Смоленской области, индивидуальные листы «Оценка результативности работы на мероприятии и впечатлений обучающихся».

IV.Прогнозируемый результат: классный час ориентирован на следующее: вызвать у обучающихся чувство восхищения и гордости за величие своей Родины и формировать сознательность и активную гражданскую позицию.

V.Практическая ценность методической разработки: возможность использования в классных часах патриотической направленности.

VI. Ход классного часа

1.Загадка - вступление про лебедей (после отгадывания – открывается доска с иллюстрациями на тематику «Лебеди»).

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодняшний классный час будет посвящён легендарному символу красоты, верности, любви и благородства. Предлагаю вам следующую подсказку в виде загадки: «Птица медленно плывёт, словно белый теплоход, горделива и красива, терпелива и пуглива. Эта птица всем известна – гадким он утёнком был. Да и сказка интересна. Жаль, что я её забыл».

2. – Сейчас мы проверим, что вы знаете об этих грациозных птицах. Прошу вас помогать мне в рассказе, дополнять информацию.

(Лебеди – величавые птицы царской красоты, самые крупные водоплавающие птицы. Относятся к отряду гусеобразных, семейству – утиных. Продолжительности жизни-от 28 лет. В мире 7 видов лебедей - чёрный, черношейный, кликун, американский лебедь, малый лебедь, трубач, самый грациозный – белоснежный шипун с красно-оранжевым клювом. Почему называют шипуном - в момент опасности и раздражения высказывается шипящим звуком. Питаются: червяками, насекомыми, травой, злаками. Зачем раньше убивали лебедей? – из-за лебяжьего пуха. Зачем селятся в сильно заросших водоёмах?- чтобы их не тревожили. Обладают отличным зрением, сильной мускулатурой, поэтому преодолевают при перелёте тысячи километров. Лебеди – самые верные птицы, самые заботливые родители (заботятся даже о выросших лебедятах, если детёнышей обижают, могут ударом крыла убить мелкого хищника), очень чувствительные - откладывают перелёт, если кто-то из сородичей заболел, способные привыкать к человеческой заботе. Многие виды охраняются, занесены в Красную книгу).

3. Информирование «Акция «Не стреляйте в белых лебедей!» (вопиющая история, произошедшая в Смоленской области). «У людей так мало осталось святого, и уничтожение природы для них - обыденное явление». Смолянин, рыбачивший на озере в Демидовском районе Смоленской области, стал свидетелем душераздирающей сцены. Охотник из ружья застрелил лебедей- шипунов с двумя детёнышами. Инцидент произошёл в минувшую субботу, 19 октября 2019 г. Рыбак только успел порадоваться семейной идиллии и сфотографировать лебедей, как вдруг раздался громкий выстрел. «Расстреливал картечью, хладнокровно, невзирая на посторонних, а эти лебеди, привыкшие, что на данном водоёме безопасно, и их никогда никто не трогал, даже не пытались улететь и погибали, словно безмолвные мишени. Насколько нужно быть равнодушным и не иметь совести, чтобы такое сделать?!». Виновник, имевший лицензию для охоты на уток, в своё оправдание заявлял, что якобы эти лебеди разоряли утиные гнёзда. К

4. -Как защитить этих чудесных птиц от человеческой жестокости? Почему так поступил взрослый человек? Когда он перестал видеть красоту природы и ценить всё живое? С какого возраста становятся защитниками родного края? – Не с детства ли стоит воспитывать свою душу и обогащать себя добродетельными знаниями? ( Про Красную книгу Смоленской области).

5. – Ребята, некоторым из вас, кто получит карточки, необходимо за несколько минут перевоплотиться в героев сценки «Таких разве назовут защитниками природы?», порядок нумерации соответствует выходу героя. Остальные, пока выступающие готовятся, ответят на вопросы «А мы что знаем о природе?»

1)Что такое заповедник? (Это место в различных зонах, где проводятся исследования в течение многих лет. Цель их: сохранить богатство различных видов растений и животных).

2)Что такое заказник? (Это территория. Образуется на время. Здесь запрещаются определенные виды деятельности человека: охота, рыбная ловля, заготовка леса, сбор грибов и ягод).

3)Все вы знаете слова А.С. Пушкина “Почернело сине море...” О какой экологической проблеме может говорить этот цвет? (Загрязнение морей нефтепродуктами).

4)Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана природы).

5)Какая книга призывает читателя охранять природу? (Международным Союзом охраны природы было принято решение создать специальную книгу, куда занести все находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. Эту книгу назвали “КРАСНОЙ КНИГОЙ”. Почему красной? Красный цвет — сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Международная Красная книга не совсем обычная. Листы ее можно вынимать и перекладывать с одного места на другое. Листы имеют различную окраску: красные, белые, зеленые, желтые. Это зависит от того, насколько редок или уже исчезает данный вид. Кроме общего перечня животных, которые уже нуждаются в защите, в Красной книге имеются краткие, но точные сведения о каждом из этих видов. Первые тома этой книги вышли в 1971 году).

6. Инсценировка “Рассказ о походе с ошибками”. Слово классного руководителя.

1. В начале. За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и радиоприбор для связи.

2. Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

3. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угольки костра подмигивали нам на прощание.

4. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав тёплые голубоватые яички, Петя и Вася решили проверить, кто ими точнее попадёт в дальнее дерево. Было весело! Солнце всё выше поднималось над горизонтом.

5.Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали.

6. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Порядком утомились!

7. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

8. Оживлённые, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” - закричал Петя и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. “Все равно - гадина!” — ответил Петя.

1. В конце. С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошёл день! Мы справились в лесу даже без советов учителя! Мы - настоящие знатоки природы!

7. Обсуждение после инсценировки «Вот так надо вести себя в лесу

- Можно ли этих ребят считать знатоками природы. Что они нарушили?

не включать громкую музыку;

не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных;

для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;

не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет);

костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения;

не трогать яйца птиц — птица может покинуть гнездо;

не брать зверят и птенцов из леса в город — если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;

не втыкать в муравейник палочки— нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе;

не прятаться во время грозы под одиноким деревом — в него может попасть молния!

никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;

луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.

8. Выставка книг, повествующая о лебедях.

- Мир художественной литературы всегда нам старается привить что-то доброе, научить и рассказать о чём-то важном. О птице, олицетворяющей чистоту, верность и силу, много замечательных книг. Познакомимся с ними кратко, и надеюсь, что вы их пожелаете прочитать:1) Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди». 2) Борис Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». 3) Л.Н. Толстой «Лебеди». 4)Николай Леденцов «Лебеди- лебёдушки». 5)С.А. Есенин «Лебёдушка».

9.Прослушивание аудио «Литературно-музыкальная композиция по произведению С.А. Есенина «Лебёдушка».

- Ребята, при прослушивании этого замечательного произведения будьте внимательны к содержанию, попытайтесь погрузиться в мир произведения.

10. Рефлексия после прослушивания.

1.Какую картину рисует поэт в начале стихотворения? А) картину заката, Б) картину рассвета, В) картину жаркого летнего полдня.

2.Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками? А) из зарослей камыша, Б) из зарослей осоки, В) из-за острова.

3.Куда стала лебёдушка звать лебежатушек? А) на середину озера, Б) на заводь тихую, В) на луг пестреющий.

4.Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг? А) спрятаться, Б) пощипать траву душистую, В) поиграть в игру весёлую, Г) быть подальше от опасности.

5. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея, Б) коршун, В) сокол, Г) орёл.

6.Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья, Б) спрятала их в траве, В) спрятала их под корягой.

7.Чем закончилось стихотворение? А) лебёдушка и лебежатушки спаслись, Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись, В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись.

- Могла ли Лебёдушка спастись от смерти? Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди? (Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.) Такой поступок называется самопожертвованием.

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям. ​​​​​​​

11. Итоговое слово.

- Как же решить ситуацию с охраной лебедей в Смоленской области? (включить в Красную книгу Смоленской области).

- Закончить урок мне хочется такими словами:

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.