12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ефимова Алена96

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное областное автономное проФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение

«Липецкий металлургический колледж»


t1658926142aa.png










Методическая разработка

классного часа




«По страницам Красной книги»






Липецк, 2020

Методическая разработка классного часа «По страницам Красной книги» для специальностей:


13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

22.02.01 Металлургия черных металлов

18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений

22.02.05 Обработка металлов давлением

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидроавтоматики

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

09.02.07 Информационные системы и программирование

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.03 Операционная деятельность в логистике




РАССМОТРЕНА

Зам. директора по учебной

работе

от «____» ______________ 2020 г.

_________________ Н.М. Левина 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по воспитательной

работе

________________ О.Н. Токарева

«____» ______________ 2020 г.




Организация-разработчик:

Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий металлургический колледж»




Разработчик:

ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж», преподаватель английского языка Ефимова А.С.


2020-2021 учебный год

Пояснительная записка


Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа на 1 и 2 курсе по профессиям технического профиля:


13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

22.02.01 Металлургия черных металлов

18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений

22.02.05 Обработка металлов давлением

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидроавтоматики

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

09.02.07 Информационные системы и программирование

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.03 Операционная деятельность в логистике 


Важнейшим требованием к реализации федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования
является непрерывное методическое обновление форм и методов
образовательного процесса на основе современных исследований и достижений в области педагогики и социальной психологии.

Решать современные и перспективные задачи образования может только компетентный преподаватель, поэтому развитие педагогического и воспитательного потенциала является ведущим направлением деятельности каждого образовательного учреждения.

В современных условиях важнейшим средством повышения эффективности образовательного процесса является рациональное и творческое использование новых технологий, приемов и методик обучения не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности, в особенности, на классном часе.

Использование разнообразных форм проведения классных часов, приуроченных к памятным датам и государственным праздникам, дает возможность преподавателю обеспечить мотивацию к саморазвитию, реализацию собственного педагогического потенциала, подготовку студентов к инновационной и развивающей деятельности, воспитать у студентов чувства патриотизма, ответственности, уважения и т.д.

Воспитание студентов в современном учреждении системы СПО осуществляется в условиях непрерывно развивающегося образования.  Формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

Ключевая роль в формировании развитой и здоровой личности студента отводится классному руководителю, реализующему целенаправленную деятельность по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями; самосовершенствовании; формировании уважения к родному краю, российской истории; воспитании чувства патриотизма и уважения к ветеранам и Героям Советского союза; личностном росте.

В связи с этим, актуальность темы классного часа для 1 и 2 курса «По страницам Красной книги», заключается в том, что, воспитывая в студентах такие качества, как трудолюбие, любовь и уважение к природе и живым существам, мы помогаем им отказаться от вредных привычек, осознать ценность жизни, научиться беречь природу и животных. Также, мы формируем в них активную духовно-нравственные качества, развивающие полноценную взрослую личность. Кроме того, способность к сопереживанию и сочувствию, помощь животным помогает студентам в самоопределении и самосовершенствовании.

Таким образом, воспитательная работа несет в себе ключевые функции, основной из которых является развитие нравственных и моральных ценностей.




Положение о проведении классного часа для 1 и 2 курса

«По страницам Красной книги»


Общие положения


Классный час проводится с целью совершенствования внеурочной работы со студентами, формирования традиционных семейных ценностей, развитию духовно-нравственных и моральных ценностей, созданию развивающего пространства по нравственному воспитанию студентов, обеспечивающего формирование следующих общих компетенций в составе ФГОС:

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами, организовывать работу коллектива.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей (описывать значимость своей специальности).

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (соблюдать нормы экологической безопасности, определять нормы ресурсосбережения, в рамках профессиональной деятельности по специальности).

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности (использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности).

Классный час «Я и мой выбор» проводится согласно Положению о проведении классного часа в установленные учебной организацией сроки.

Количество участников определяется организаторами классного часа. В мероприятии могут принимать участие студенты 1 и 2 курса.


Цели и задачи классного часа


Цели классного часа:

формирование уважения к труду;

мотивация бережного отношения к природе и животным;

формирование чувства ответственности за свои поступки;

развитие духовно-нравственных, моральных ценностей.


Задачи классного часа:


Воспитательные:

воспитать интерес и любовь к самосовершенствованию;

способствовать формированию чувства ответственности;

сформировать активную гражданскую позицию.


Развивающие:

расширить кругозор, развить интерес к обучению;

раскрыть навыки работы в группе;

научить грамотно выражать свое мнение.


Образовательные:

расширение и углубление знаний студентов о животных, находящихся на грани вымирания;

мотивация к исследовательской деятельности.


Сроки проведения: 13 ноября 2020г.


Место проведения: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 91а, ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж».


Организация и план проведения классного часа


Организацию работы по подготовке и проведению классного часа осуществляет преподаватель английского языка цикловой комиссии языковедческих дисциплин ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»: Ефимова А.С.

В функции организатора входят: разработка и утверждение методических рекомендаций по проведению классного часа, написание сценария мероприятия, установление сроков, времени и плана проведения мероприятия, подведение итогов.

Классный час проводится в форме лекции-беседы с элементами дискуссии.

Студенты принимают активное участие в проведении мероприятия – отвечают на вопросы преподавателя; показывают знания по теме классного часа; работают в группах; участвуют в дискуссии.

Время проведения – внеурочное. Продолжительность классного часа – 40 минут.

Педагогические технологии и приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

словесные методы: беседа, объяснение, рассказ;

наглядные методы: демонстрация, иллюстрация, наблюдение;

практические методы: упражнения, рефлексия.


Обеспечение классного часа:

аппаратное обеспечение – мультимедийный проектор, компьютер;

методическое обеспечение – методические рекомендации, план проведения мероприятия, презентация, видеофайлы.


Ход мероприятия


Организационный момент. Вступление.

Здравствуйте, уважаемые студенты! Я рада приветствовать вас на очередном классном часе на тему «По страницам Красной книги».

Сегодня мы поговорим о животных, находящихся на грани вымирания; подумаем, как спасти их от полного исчезновения; о важности сделать правильный выбор; о защите окружающей среды.

Основная часть.

Начать классный час я хочу с нескольких вопросов. Знаете ли вы, что такое Красная книга? Когда она появилась? Кого можно считать ее создателем? Как мы можем помочь в сохранении среды обитания редких видов животных? Как вы относитесь к охоте?


Студенты отвечают на вопросы, преподаватель дает оценку их ответам.


Молодцы! Я вижу, что многие из вас неплохо осведомлены о редких животных и современных экологических проблемах.

Сейчас, я покажу вам несколько фотографий интересных и редких видов животных и зачитаю краткое описание каждого животного. Ваша задача назвать, что это за животные. Готовы? Тогда, приступим. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


Преподаватель по очереди показывает на экране фотографии редких животных. Студенты слушают описание и стараются понять, что это за животные.


Превосходно! Вы молодцы!

Настало время теории. Я прочитаю вам краткую историю появления Красной книги, ее особенности и характерные черты. Слушайте внимательно.

Итак, начнем.


Преподаватель читает текст. затем задает студентам проверочные вопросы.


Деятельность человека привела к тому, что в дикой природе начался процесс массового вымирания животных. Ученые подсчитали, что темпы исчезновения биологических видов в 100 раз превышают естественный для эволюции показатель. В научных кругах даже появилось понятие «голоценовое вымирание», которое и означает сокращение биоразнообразия в наше время и по своим масштабам сопоставляется с вымиранием динозавров. В связи с этим многие государства и негосударственные структуры занялись спасением вымирающих видов. Одним из главных инструментов в их деятельности является Международная Красная книга.

История создания Красной книги.

В октябре 1948 г. был создан МСОП – Международный Союз охраны природы. Одна из важнейших задач этой организации заключалась в создании перечня видов, находящихся на грани вымирания. Специальная комиссия начала работать над ней с 1949 г., но лишь в 1963 г. было готово первое издание справочника, который был назван Красной книгой.

Она имела крайне небольшой тираж и рассылалась только ученым и некоторым политикам. Особенностью книги заключалась в том, что она была похожа на календарь со сменными страницами. Изначально Красная книга содержала информацию о 312 видах птиц и ещё 211 видах млекопитающих, однако со временем появлялась новая информация, поэтому владельцам книг периодически высылались обновленные страницы.

Второе издание содержало три тома и вышло в 1966 г. В список адресатов Красной книги добавились природоохранные организации. Впервые появилась информация о рептилиях (119 видах) и амфибиях.

Третье издание увидело свет в 1972 г. В нем было упомянуто более 1200 видов животных. Теперь информация о каждом из них была разбита на несколько разделов. В первом давалось описание вида и его современное состояние, а далее численность вида, его ареал обитания, предпринимаемые меры по охране вида.

Последним типовым изданием считается Красная книга, вышедшая в 1978 г. В ней некоторые страницы окрашены в зеленый цвет. Это те виды, чью численность удалось восстановить до безопасного значения. С тех пор работа над книгой продолжается, в ней регулярно появляются новые страницы, но структура книги остается неизменной.

Красный список угрожаемых видов.

МСОП в дополнение к Красной книге выпускает специальные списки угрожаемых видов. Первый из них датирован 1988 г. Согласно идее МСОП, каждый биологический вид имеет свой охранный статус. Всего выделяют 7 охранных статусов. Первые два из них присваиваются видам, либо полностью исчезнувшим в лица Земли (EX), либо исчезнувшим в дикой природе (EW). Далее идут ещё три статуса:

CR – на грани уничтожения;

EN – исчезающие виды;

VU – уязвимые виды.

Наконец, последние два статуса присваиваются видам, которые близки к статусу уязвимых (NT), либо вовсе не вызывают никаких опасений (LC).

Важно отметить, что международная Красная книга не является юридическим документом, скорее это справочник, содержащий самые общие рекомендации по охране природы.

Другие Красные книги.

Ряд стран и даже городов создают свои местные Красные книги, которые организованы по тому же принципу, что и международная. В них описаны только виды, обитающие на территории страны или региона. Важно, что в некоторых странах, например, в России и других государствах СНГ, Красная книга является юридическим документов. Виды, занесенные в нее, автоматически попадают под защиту государственной власти.

В других странах ситуация иная. В тех государствах, которые входят в Европейский союз, Красная книга носит характер научно-популярного издания, основная цель которого – напомнить людям о важности поддержания биологического разнообразия. В США же вообще нет местной Красной книги. Вместо неё действует специальный закон, запрещающий строительство сооружений, которые могут лишить представителей редкого вида места традиционного обитания.

Последнее на сегодняшний день издание Красной книги России датировано 2017 годом. Она содержит порядка 860 страниц, на которых описаны более 430 видов животных и растений. Надо отметить, что в последнее время появились опасения, связанные с деятельностью охотников. «Охотничье лобби» пытается исключить из книги некоторые виды, тем самым сняв запрет на их отстрел.

Виды, внесенные в Красную книгу.

Всех животных, занесенных в этот справочник, перечислить почти невозможно. Однако некоторые из них отличаются особой известностью. Среди них можно отметить амурского тигра. Это самый крупный подвид тигра на Земле, чья численность к 1940 г. сократилась до 30 особей. В результате специальных мер удалось увеличить количество тигров до примерно 500 животных. Дальнейшее рост их популяции затруднен тем, что в уссурийской тайге обитает слишком мало копытных, которые являются кормовой базой для тигров.

Под угрозой уничтожения находятся также и другие кошачьи Земли – переднеазиатский и дальневосточный леопард, снежный барс, гепард. Гепарды являются примером вида, который ранее почти погиб, но смог возродиться. Исследования показывают, что все современные гепарды являются близкими родственниками. Это значит, что когда-то (предположительно, во время ледникового периода) в живых осталось крайне мало этих животных. Вероятно, выжить смогла вообще только одна пара гепардов. Их потомки смогли размножиться, и сегодня численность гепардов оценивается в 6700 особей.

С одной стороны, этот пример показывает, что виды, находящиеся в самой критической ситуации, ещё могут спастись. С другой стороны, из-за близкой родственной связи гепардов у них часто наблюдаются генетические болезни, вызванные кровосмешением. Это делает весь вид более слабым. Получается, что если вид даже единожды был поставлен на грань вымирания, то после восстановления своей популяции он всё равно останется особо уязвимым.

Занесен в Красную книгу и другой хищник – белый медведь. Это самый крупный медведь на планете и второй по размерам сухопутный хищник (после гребнистого крокодила). Это вид слишком медленно размножается, а потому находится в уязвимом положении. Ещё в 1957 г. в СССР был введен запрет на охоту на белых медведей. Сегодня их численность оценивается в 25 тыс. особей, из которых около 7 тыс. обитают в России.


Ребята, теперь, когда вы знаете об истории создания Красной книги и ее значении для живых существ, скажите, что еще можно сделать для сохранения вымирающих видов? Как вы сами можете помочь животным, и не только тем, которые записаны в Красную книгу? Почему экологи тесно связана с качеством жизни животных?


Заключительный этап.

Превосходно!

Вы прекрасно поработали сегодня. Мне понравились ваши ответы и аргументы в защиту вашего мнения. Надеюсь, вы извлекли для себя много нового и интересного.

На этом наш классный час закончен. До свидания!


Список использованной литературы

Райкова Л.А. Методические рекомендации по проведению читательской конференции / Выборг: МБУК «Библиотека Выборгского района», 2014.

Федоров В.Д., Семушина Л.Г. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях / М: НПЦ «Профессионал-Ф», 2005.


Интернет-источники:

Особенности развития познавательной сферы у обучающихся. – http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library

Применение презентаций в педагогическом процессе. – http://reftrend.ru/395718.html

Красная книга – https://natworld.info/zhivotnye/mezhdunarodnaya-krasnaya-kniga-osnovna

Редкие животные из Красной книги России и мира – https://faunistics.com/redkie-zhivotnye-iz-krasnoj-knigi/#gallery-2



ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Красный или горный волк

t1658926142ab.jpg

Это особи, длиной до метра и массой до 21 килограмма максимум. По внешнему виду горный волк практически похож на лису, особенно если посмотреть на него издалека, поэтому сильно и пострадал. Встречается этот вид волков на Дальнем Востоке, в Китае, а также в Монголии.


Сивуч

t1658926142ac.jpg

Сивуч – это тихоокеанский ушастый тюлень, который обитает на Курильских и Командорских островах, на Камчатке и на Аляске. Взрослые особи вырастают до 3-х метров в длину и могут весить до 1000 килограммов.

Уссурийский (амурский) тигр

t1658926142ad.jpg

Относится к редкому подвиду кошачьих, который смог дожить до наших дней. Минимальное количество подобных диких представителей кошачьих еще можно встретить на Сихоте – Алиньском хребте. Вырастают эти дикие кошки почти до 2-х метров в длину, при этом хвост по длине достигает половины туловища.


Рыба таймень

t1658926142ae.jpg

Обыкновенный таймень так же занесен в Красную Книгу и находится под охраной во многих регионах России. По некоторым данным этому виду нанесен серьезнейший ущерб из-за не контролированного вылова, особенно браконьерами, несмотря на существующие ограничения на вылов без специального разрешения. Практически не тронутыми являются популяции, которые обитают в труднодоступных районах.

Кабарга

t1658926142af.jpg

Кабарга является представителем парнокопытных и по внешнему виду напоминает оленя. При этом у кабарги отсутствуют рога, но зато у нее присутствуют клыки, с помощью которых животное может защищаться от природных врагов. Длительное время считали, что это животное – вампир, которое питается кровью различных животных. На самом деле кабарга – это абсолютно безобидное парнокопытное.

Лесная соня

t1658926142ag.jpg

Это интересное и не большое животное, которое находится под охраной в определенных регионах России и занесено в Красную Книгу. Даже на международном уровне охраняется венской конвенцией. Этот вид так же занесен в список МСОП.

Леопард дальневосточный

t1658926142ah.jpg

Это животное считается достаточно умным, которое никогда не нападает на человека, но его так же занесли в Красную Книгу. Несмотря на существующие запреты, особенно зверствуют браконьеры, которые так же уничтожают основные пищевые объекты леопардов – косулей и пятнистых оленей. К тому же, человек внедряется в жизненное пространство животных, возводя новые магистрали и домохозяйства.


Беломордый дельфин

t1658926142ai.jpg

У этого вида дельфинов короткая голова и черные плавники. Вырастает этот представитель подводного мира до 3-х метров в длину. Это милое и необычное создание с маленьким, длиной до 5 см, клювом. Предпочитает обитать в Балтийском и Баренцевом морях.

Снежный барс

t1658926142aj.jpg

Ирбис, так еще называют этого хищника, которого также занесли в Красную Книгу. Предпочитает обитать в горных, снежных массивах Центральной Азии. Благодаря тому, что снежный барс живет в труднодоступных для человека районах, то его истребили еще не полностью. И, тем не менее, в наши дни – это довольно редкий представитель данного вида.

Горный баран

t1658926142ak.jpg

Считается, что дикий баран относится к одним из самых крупных представителей дикой природы, который представляет категорию диких баранов. Согласно латинского видового названия «ammon», этому дикому животному присвоили имя бога Амона.

Амурский горал

t1658926142al.jpg

Это животное обитает в Приморском крае и представляет подвид горного козла. Предпочитают держаться стаями, по 6-8 особей. Осталось всего не больше 700 особей. Внешне горный козел похож на амурского горала. Встречается так же на Тибете и в Гималаях.

Пятнистый олень

t1658926142am.jpg

Начало прошлого столетия ознаменовалось тем, что пятнистый олень чуть было не исчез с лица земли, как вид. Его уничтожали практически повсеместно из-за вкусного мяса, уникальной кожи, а также из-за их рогов. На основе рогов делали чудодейственные лекарства.

Дальневосточная черепаха

t1658926142an.jpg

Ареал обитания дальневосточной черепахи распространяется, как на территорию России, так и на территорию других стран. Причем в России этот вид черепах считается редким, а их численность постоянно уменьшается.

Кулан

t1658926142ao.jpg

Относится к подвиду дикого азиатского осла, хотя в природных условиях в наше время встречается крайне редко. Лишь малочисленные особи были замечены в Средней Азии, а также на Ближнем Востоке. Чтобы спасти численность этих уникальных животных, в Туркмении был создан заповедник, где этих животных разводят искусственно.

Манул

t1658926142ap.jpg

Этого дикого кота еще называют Палласов кот. Отличается это животное достаточно длинной и пушистой шерстью. На 1 сантиметре квадратном его тела растет до 9 тыс. волосков. Встречается дикий кот в республике Тыва, на Алтае и в Забайкалье.

Азиатский гепард

t1658926142aq.jpg

Довольно редкое животное. Считается, что в природных условиях осталось не больше десятка особей, хотя в свое время гепард встречался на огромных территориях, начиная от Аравийского моря и заканчивая бассейном реки Сырдарьи. В зоопарках мира насчитывается не больше 2-х десятков особей.

Атлантический морж

t1658926142ar.jpg

Природные места обитания – это Баренцево и Карское моря. Взрослые особи вырастают до 4-х метров в длину и способны весить до полутора тысяч килограммов. Это уникальное животное чуть ли не истребили совсем еще в середине 20 века. В наше время популяция моржей медленно, но восстанавливается.

Дзерен

t1658926142as.jpg

Это название носит не больших размеров, но стройная и быстрая антилопа. Предпочитают обитать либо в пустынях, либо в степях, при этом их можно было встретить, причем не так давно, в пределах Горного Алтая, но были вытеснены человеком, в связи с большими темпами заселения природных мест обитания подобных животных.

Переднеазиатский леопард

t1658926142at.jpg

Этот хищник известен так же под названием Кавказский барс и представляет семейство кошачьих. Предпочитает обитать в западной Азии, при этом считается одним из представителей рода пантеры.

Здесь были приведены названия лишь не большой части природных обитателей России, которые находятся под угрозой исчезновения.


Африканский лев

t1658926142au.jpg

Несмотря на то, что льва считают царем зверей, он так же нуждается в защите. В основном проблема связана с тем, что все больше территорий дикой природы обживает человек, вытесняя за ее пределы животный мир. Вместе с сокращением природных объектов пропитания уменьшается численность и львов.

Лемур Лори

t1658926142av.jpg

Лемуры представляют немалочисленное семейство приматов. Как правило, обитают на деревьях и являются ближайшими родственниками галаговых, при этом образуют одноименный подотряд лориобразных.

Голубой ара

t1658926142aw.jpg

Это яркий представитель семейства попугаевых, который так же является единственным видом Голубой ара из отряда попугаевых.

Бенгальский тигр

t1658926142ax.jpg

Этот подвид тигра относится к отряду хищников, семейству кошачьи и к роду Пантеры. Бенгальские тигры представляют национальных животных исторической Бенгалии или современной Бангладеш, в том числе Китая и Индии. В настоящее время занесены в Красную Книгу.

Бурый медведь

t1658926142ay.jpg

Бурого медведя еще называют медведем обыкновенным. Достаточно опасный хищник, который не против полакомиться ягодами или другими сладостями. Вырастает в высоту почти до 3-х метров, прекрасно лазит по деревьям и ворует у пчел мед. Любит так же рыбу.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.