Методическая разработка классного часа «Разговоры о важном» на тему «Птицам нашу заботу» (1–4 класс)

3
0
Материал опубликован 16 February 2023 в группе

Презентация "Птицам нашу заботу"PPTX / 7.94 Мб

Муниципальное образование «Город Воткинск»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр»

города Воткинска Удмуртской Республики








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

ПТИЦАМ НАШУ ЗАБОТУ





Разработчик:

Щенина Елена Алексеевна

педагог дополнительного

образования.










г. Воткинск. 2023

Пояснительная записка

«Охранять природу значит — охранять родину»

М. М. Пришвин

Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой развития общества должна стать гармония человека с природой. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жизни в согласии с природой, ее законами и принципами.

Важный фактор воздействия на детей – систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой. Ознакомление детей с окружающим миром — первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине.

На занятии «Птицам нашу заботу» даются знания о многообразии зимующих птицах, их значение для природы, слушают голоса птиц, знакомятся с видами кормушек, узнают какие корма нужно класть в кормушку. Обучающиеся вовлекаются в практическую деятельность по охране птиц зимой.

Цель: Развить познавательный интерес к миру птиц.

Задачи:


​​​​​​​

Формировать знания обучающихся о зимующих птицах, их повадках и способах выживания.

Формировать знания обучающихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.

Вовлекать в практическую деятельность по охране птиц зимой.

Оборудование:

-Ноутбук.

Методическое обеспечение:

-Загадки о зимующих птицах.

-Стихи о зиме.

-Тематические задания.

-Голоса зимующих птиц.

-Презентация «Птицам нашу заботу».

План проведения занятия:

Вводная часть.

Беседа.

Закрепление нового материала

Подведение итога.













Ход занятия

Вводная часть.

Задачи: 1. Сообщение темы и цели занятия.


-Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

-Наступила зима. Ходит зима по городам, по лугам, по лесам. Ходит она в мягких валенках, ступает тихо, не слышно. Белым слоем снега покрывает землю. Многие птицы улетели от нас на зиму в теплые страны. Но многие птицы не улетают, а остаются зимовать. Синицы, поползни, сойки. А в ноябре появятся гости с севера – снегири, щеглы, чечетки. Нет, нескучно будет гулять по зимнему лесу, по саду, всегда будут радовать нас красивые бойкие птицы. Хотя для них зима – невеселое время.

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми зимующими птицами, поговорим о жизни птиц в зимний период. Легко или трудно приходится пернатым в зимний период? Как они добывают себе пищу? Как мы им можем помочь? На эти и многие другие вопросы мы сможем ответить в ходе нашего занятия. (Слайд 1)


Беседа.

Задачи: 1. Познакомить некоторыми зимующими птицами, с их жизнью в зимний период.

2. Рассказать чем питаются птицы зимой, как находят пропитание.

3. Познакомить с видами кормушек для зимующих птиц.

4. Познакомить с кормами пригодные для зимней подкормки птиц.

-Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце. День чудесный! В лесу тихо.

(По ходу чтения стихотворения появляются слайды 2,3,4,5,6,7,8,9,10)


Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.


Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.


Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.


У опушки в старых елках

От зари и до зари

Разговор ведут чечетки,

Громко вторят снегири.


Пестрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь.

А на вырубках, на липках,

Отзовется бойко чиж.


Я б могла еще так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел клест своих птенцов.


Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы

И торопят куда-то

Ярко - красные щуры.


Как, рассвет встречая новый,

Будит лес своих гостей.

Не опишешь даже словом

Красоту земли моей.

-Кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и хорошо вам известные. Какие? Отгадайте загадки.

(Слайд 11)

Пташка – модница нарядная,

розовато-шоколадная;

хохолок с большим зачесом

встал у лба, над самым носом.

А на хвостике, у края

оторочка золотая … (Свиристель)


(Слайд 12)

Как сажа черна,

Как сметана бела.

Люблю всем в лесу

Рассказать где была… (Сорока)


(Слайд 13)

Птичка - невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

Получается прыжок…(Ворона)


(Слайд 14)

Что такое? Что за птица?

И живой в дыму коптится…(Галка)

-Воробей, галка, ворона, сорока на зиму перекочевывают ближе к человеческому жилью, находя там пропитание (на свалках, у мусорных контейнеров) и тем самым выживая в холодный период времени.

-Ребята, видели ли вы снегиря? (Ответы детей).

-Снегири – птицы, про которых принято говорить, что это наши зимние гости. Появляются они у нас осенью и первое время мало заметны, но когда обнажаются деревья, и на землю ложится снег, их яркое оперение бросается в глаза. Особенно красивы самцы: у них на голове шапочка, крылья и хвост чёрные, спина серая, а низ тела красный. Очень хороши они на снежном фоне. У самок красный цвет заменён буровато-серым. Появляются снегири небольшими стайками и негромко перекликаются тихими отрывистыми голосами. Давайте послушаем. (Слайд 15).

-Представьте себе, что несколько птиц появляется на одном дереве и не спеша кормятся ягодами рябины. А под деревом скапливаются очень характерные следы, по которым можно безошибочно установить, что здесь были снегири: на земле лежат раскусанные пополам, как бы изжеванные ягоды. (Слайд 16) Дело в том, что снегири поедают только семечко, разгрызая его толстым клювом, а мякоть выбрасывают тут же на месте. Закусив рябинкой, чистит клюв, а семена, которые прилипли к клюву, падают на землю. Прорастёт рябинка весной и отблагодарит снегиря плодами. У снегирей поют и самец, и самка, в то время как у большинства певчих птиц поёт только самец.

-Ребята, а знаете ли вы, почему синицы получили такое название? (Ответы детей).

Синицы. Назвали их так за песенку: «сии-сии» или «ции-ции». Послушаем пение. (Слайд 17).

-С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склёвывая мушек и притаившихся жучков. Синицы – красивые птички размером с воробья. У них белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. В морозные ночи стайки синиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись друг к другу, чтобы было теплее.

(Слайд 18) В шумных городах и тихих деревнях можно встретить маленькую птичку – воробья. Но если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то ошибаетесь. В городах живут городские воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперение у него скромное, серенькое. Деревенский полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щёчках у него чёрные пятнышки, шейка белая, а на голове коричневая шапочка. Полевой воробей не селится в городах, потому что ему там не хватает насекомых. Воробьи – очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут этих птиц с тех пор.

-Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.

Тем ещё известна птица,

Что морозов не боится:

Может в холод самый злой

Деток вывести зимой…(Клесты) (Слайд 19)

-Тёмно-красные птицы с тёмными крыльями и хвостами спокойно перелетают с ёлки на ёлку. Не торопясь, лущат они шишки, слышны лишь их тихие звуки: «Клё-клё». Это клесты. Давайте послушаем пение клеста. (Слайд 19) Делятся они на клестовиков-еловиков и – в северных районах – клестовиков-сосновиков.

-Клюв у клеста имеет особую форму: нижняя и верхние части изогнуты в разные стороны.

-Как вы думаете, для чего природа поработала над формой такого клюва? (Ответы детей).

-Такая форма клюва позволяет клесту ловко шелушить шишки, вытаскивая из-под чешуек вкусные семена.

-Клесты не устраивают весной гнёзд как все птицы. Они выводят своих птенцов тогда, когда много пищи. А пища клестов – еловые и сосновые шишки, которые созревают в конце года, поэтому и птенцы у этих птиц могут появиться и осенью, и зимой. Даже представить себе трудно: на дворе мороз почти сорок градусов, а в гнезде – голенькие птенцы. Но гнездо у клестов теплое, и мать не слетает с него, всё время греет птенцов. А отец – клёст кормит малышей и мать отрыжкой хвойных семян. Как только подрастают птенцы, мать тоже слетает с гнезда и подкармливает птенцов. Птенцы клестов легко переносят холод.

-Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Кормятся снегири не только рябиной и дикими яблоками, а также семенами березы, лебеды, конского щавеля. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить ее. Свиристели едят рябину, калину. На березах, ясени, сирени кормятся чечетки, чижи. Синички прилетают к городским елкам и лиственницам. Птички «подвешиваются» к шишкам снизу и вытаскивают за «крылышко» семена. (Слайд 20, 21)

-Но если зима морозная и снежная - не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом. Нужно поддержать птиц!

(Слайд 22) Как же помочь им благополучно скоротать жестокие невзгоды и тем уберечь их от гибели? Конечно же, зимняя подкормка. Подкормка птиц в кормушках. Поэтому каждая, даже самая незамысловатая по устройству, самая небогатая разносолами кормушка важна. (Слайд 23)

-Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Кормушкой может быть молочный пакет, подвешенный на шнурке за форточку или за ветку дерева. Связанные прочной ниткой куски сала, подготовленные для забрасывания на тонкие ветки деревьев. Кормушка-сетка с плодами рябины для дроздов, снегирей, свиристелей. Стеклянные банки-кормушки. Кормушка-бутылка. Кормовой домик. Кормушка для синиц, птица корм берет снизу через сетку.

-Кормушки лучше вывешивать в ноябре. В это время птицам еще не трудно находить корм и в других местах, но подкармливаясь на кормушках, они постепенно привыкают к ним, запоминают их расположение. Кормушки вывешивают в парки, в садах, в скверах, в жилых кварталов.

-Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Чем же можно подкармливать птиц? (Ответы детей).

-Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы. (Слайд 24)

-Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки. (Слайд 25)

-Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. (Слайд 26)

-Давайте посмотрим на общую таблицу, чтобы знать, какие птицы что любят. (Слайд 27).

-Но помните ребята зимняя подкормка птиц обязательно должна быть систематической, без перерывов, иначе она принесет вред. Привыкнув находить корм на определенном месте каждый день, птицы вдруг не найдя его, не полетят сразу в другое место, а будут ждать терять время и силы, и в морозные дни могут погибнуть. А также помните: птицам нельзя давать чёрный хлеб, жареные семечки и орехи, жареное и солёное сало. (Слайд 28).

-О чем поют воробушки

В последний день зимы?

-Мы выжили!

-Мы дожили!

-Мы живы! Живы мы!


3. Закрепление нового материала.

Задачи: 1. Выполнение тематических заданий.

2. Развитие познавательной активности.


Задание №1: -Что нельзя класть в кормушку? (Слайд 29, 30). Уберите лишнее. (Ответы детей).

Задание №2: - Определите, какая птица в этой группе лишняя? Почему?

Ласточка, соловей, стриж, клест, грач.

Воробей, синица, скворец, ворона, сорока.

Галка, голубь, дятел, поползень, ласточка.

Задание №3: Птицы, как вы видели, очень разные. Но что же вы запомнили?

Продолжите фразу, начатую мной:

-Ворона большая, а воробей … (маленький)

-Вот снегирь малоподвижный, а синица … (шустрая)

-Клест – нарядный, а воробей … (невзрачный)

-Синицы высиживают птенцов летом, а клест – … (зимой)

-Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный)

-Если у синицы черная голов, то она какая? (черноголовая)

-Если у сороки белый бок, то какая она? (белобокая)

-Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая)

-Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)

Задание №4: Я буду включать голос птицы, а вы определять какой именно птице принадлежит этот голос. (Воробей, снегирь, поползень, синица).


4. Подведение итога.

Задачи: 1. Обменяться впечатлениями.

2. Предложить обучающимся с родителями провести мероприятия на тему «Птицам нашу заботу».


-Что нового узнали? (Ответы детей).

-Если бы мы не подкармливали птиц, как бы жилось птицам в зимний период. (Ответы детей).

-Что лично ты сможешь сделать, чтобы помочь зимующим птицам? (Ответы детей).

-Ребята я предлагаю дома с родителями выполнить кормушку, приготовить корм для птиц. После того как у вас все будет готово вывесить кормушку на улицу и наблюдать за прилетающими птицами. И обязательно помнить о том, что корм нужно класть регулярно. Свои наблюдения вы можете запечатлеть на фотоаппарате. Весной в праздник «День птиц» мы устроим выставку ваших наблюдений.












Список литературы


1. Тихомирова. Е. М. «Растительный и животный мир: сборник загадок: 1 – 4 классы». М:. «Экзамен», 2008. – 233 с.

2. Плешаков А. А. «Зеленые страницы» «Просвещение» 1996 г.

3. Тарабарина Т. И. «И учеба, и игра: природоведение» «Академия развития» Ярославль. 2001 г.

4. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ» Москва 2003 г.

5. Анашкина Е.Н. «300 вопросов и ответов о птицах» «Академия развития» Ярославль. 1998 г.

6. http://zooclub.ru/birds/









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации