Конкурс педагогического мастерства на лучшую методическую разработку классного часа «Разговоры о важном» (2–4 класс)
Методическая разработка учителя начальных классов
Гордеевой А.Е.
Единый классный час «Разговор о важном»
Класс 2 «В» (2022-2023 уч. г.)
Тема: «День волонтёра»
Цель: сообщение о волонтёрском движении, формирование личности, готовой прийти на помощь, воспитание нравственных качеств (доброжелательности, отзывчивости, щедрости, заботливости, сочувствия).
Просмотр фрагмента м/ф «Просто так» (3мин.) https://youtu.be/UtzF-V64qdg
- Ребята, как поступали герои м/ф, что с ними происходило?
(Герои м/ф по очереди утешали того, кто грустил., отдавали букет цветов просто так. После подаренного букета настроение у героев м/ф улучшалось., они становились добрее).
- Какое слово получится, если вставить пропущенные гласные: д _ б _ р _ й ?
- Как мы понимаем, что человек добрый?
(Добрый человек совершает добрые дела, жалеет, поддерживает и заботится о людях и о животных…)
- Как совершают добрые дела - по принуждению, по приказу?..
- Или по собственному желанию ?
(Добрые дела совершают по доброте душевной, желая помочь, ничего не требуя взамен.)
=> Это - порыв души. Добро делают просто так, по доброй воле.
- Составьте одно слово из двух слов: «добрая» и «воля».
(Слово «доброволец»).
- О ком сегодня пойдёт речь?
(О людях, которые совершает добрые поступки по доброй воле – о добровольцах…)
=> Мы будем говорить о неравнодушных, отзывчивых людях, которые добровольно помогают нуждающимся в помощи.
- Отгадайте ребус, и вы узнаете, как называют таких людей:
,,,, ,,, ,, ,,,
во ло нт ёр
- Ребята, вы хотите узнать, кто такой «волонтёр», какая эмблема у волонтёров, когда отмечают День волонтёра, как на Руси развивалось добровольческое движение?
- Как вы сможете это узнать? (Из источников информации, от учителя, рассуждая.)
Сегодня мы посмотрим видеоролик, выясним, что значит «волонтёрство», чем занимаются волонтёры, как можно быть полезным людям?
ВИДЕОРОЛИК (1 мин 25 с) https://youtu.be/hr2rCo2tpmA
Текст этого видеоролика:
Маша – обычная школьница, собачек и кошек большая поклонница.
Марина печёт пироги.
Катя красивые вяжет носки.
Никита – фотограф и блогер от бога.
МашИну всех лучше водит Серёга.
Василий Петрович много гуляет
и каждую тропку в лесу нашем знает.
Все они – люди как люди.
Так можно сказать,
самого главного, если не знать.
В каждом из них тайный лучик скрывается,
если темно, то он загорается.
Добром их сияют глаза,
им повод не нужен,
чтоб творить чудеса.
Маша из школы в питомник спешит – дружбою с ней каждый пёс дорожит.
Бабушке нужно в больницу добраться – готов ей на помощь Серёжа примчаться.
Никитины посты и фото в сети помогли пятерых обречённых спасти.
Василий Петрович помог найти человека – давал объявления в группах, в газетах.
Пирожки и носочки, игрушки и книжки подарят сиротам, их так ждут ребятишки.
Чтоб быть человеком – не так много нужно.
Добровольцы, спасибо, что неравнодушны!
- Какие дела совершали герои этого ролика? ...
- Почему герои так поступали? (Хотели помочь).
- Как говорят про таких людей? (Они отзывчивые).
- А вы, ребята, хотите приносить пользу людям?
Волонтёры протягивают руку нуждающимся - это значит, они всегда готовы прийти на помощь.
Наденьте жилеты с надписью «волонтёр» (впереди), и «доброволец» (позади).
=> Добровольцы и волонтёры - слова-синонимы.
- Посмотрим на эмблему волонтёрского движения и изобразим её (подняв руки, растопыриваем пальцы).
Символ-эмблема волонтёрского движения
Волонтёры придерживаются принципа солидарности и верят в то, что вместе можно сделать мир лучше.
- Посмотрите на календарь.
- Какой день выделен?
=> 5 декабря - День волонтёра. Его отмечают во многих странах мира.
Этот праздник возник в 1985 году.
Волонтёр помогает людям, нуждающимся в поддержке - творит добро бескорыстно,
«Волонтёрство» означает: взаимопомощь, участие, оказание услуги или выполнение работы добровольно, на благо общества.
- Узнаем, как же в нашей стране развивалось добровольческое движение?
Ребята в жилетах по очереди друг за другом выступают с заранее заготовленными короткими фразами-сообщениями:
1. На Руси издавна существовало добровольческое движение. Люди помогали друг другу.
2. Крестьяне, имеющие лошадей, помогали соседям вспахивать поля.
3. Для детей-сирот строились приюты.
4. Строились больницы, в которых работники трудились безвозмездно – просто так.
5. Люди заготавливали дрова для церквей и больниц безкорыстно.
6. При монастырях и церквах кормили бедных людей и оказывали им помощь. Христиане "помогали ближнему".
7. Русский царь Пётр I обязал чиновников выделять средства на благотворительные нужды.
8. Создавались воспитательные дома для детей, оставшихся без родителей. В них работали добровольцы.
9. В России были благотворительные организации. Одна из них называлась «человеколюбивое общество».
10. Женщин, помогающих раненым на войне, называли сёстрами милосердия.
Поддержку оказывало Российское общество Красного Креста.
11. В Советском Союзе студенты помогали колхозникам собрать с полей урожай.
- Посовещайтесь и подберите подходящие по смыслу слова
(в группах):
Протяни руку п….. (помощи)
Твори д…. (добро)
Помоги б……. (ближнему)
Дружно – не грузно, а врозь – хоть б…. (брось)
Не спеши языком, торопись д…. (делом)
- Сейчас вы - волонтёры, и вам нужно быстро принять решение.
(Выступающие в жилетах ученики по очереди получают карточку с картинкой).
Задание: в соответствии с изображением на картике рассказать, что делать волонтёру, описать возможные действия добрвольца.
* Первый ученик получает карточку с портретами старика и старушки.
Сам формулирует вопрос: «Как помочь одинокому пожилому человеку?» и озвучивает предположительные действия волонтёра.
(Можно навещать стариков, приносить им продукты и лекарства, сопровождать в поликлинику, помогать нести сумку, переводить через доврогу).
* Второй ученик-"волонтёр" получает карточку с изображением собаки.
После сформулированного вопроса: «Как, став волонтёром, помогать животным?» , отвечает:
"Можно организовать приют для бездомных собак, собрать пожертвования на строительство приюта, объявить акцию передать корм)
* У третьего ученика карточка с изображением корзины для мусора и дерева.
Ученик формулирует вопрос : «Действия волонтёра на природе» и отвечает:
"Уберёмся в парке , в сквере, посадим деревья).
* У четвёртого «волонтёра» карточка с изображением вулкана и фото с наводнением.
(Нужно помогать в эвакуации людей, помочь им покинуть место стихийного бедствия, обеспечить беженцев товарами первой необходимости).
* У пятого «волонтёра» карточка с изображением музыкантов.
Возможнвй вопрос: "Какие акции совершают волонтёры, чтобы оказать психологическую поддержку?
Ответ: "Проводят концерты".
* У шестого"волонтёра" карточка с изображением стройки.
(Волонтёры принимают участие в строительстве важных объектов).
* У седьмого "волонтёра" карточка с изображением конверта.
(Можно отправить письмо с тёплыми словами, чтобы поддержать психологическаи. Выступить с видеообращением, сказав слова поддержки и добрые пожелания).
* Восьмой "волонтёр", глядя на карточку с изображением глобуса, отвечает: .
"Нужно беречь планету, защищать её от загрязнения, любить природу, сажать деревья".
Молодцы! Все справились с заданием.
=> Волонтёр получает жизненный опыт, развивает в себе коммуникативные навыки и душевные качества.
- В заключение посмотрим ещё один ролик (30 секунд).
https://storage.yandexcloud.net/dobro-frontend/assets/build/videos/intro-video-lrg.mp4
- Итак, о ком мы с вами вели сегодня разговор?
- Какая цель у волонтёров? (Дарить добро и быть полезными обществу).
- Как по-другому можно назвать "волонтёра"? (Доброволец).
- Вы хотите видеть мир, в котором царит добро, и люди друг доугу помогают?
- Что для этого нужно?
(Нужно всегда откликаться на просьбу или помогать, не дожидаясь, когда попросят).
- Вы хотите быть волонтёрами?
Молодцы!
ПРИЛОЖЕНИЕ