Методическая разработка классного часа в 3 классе по теме "Эти удивительные фразеологизмы"
| Министерство образования и науки Пермского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1» | |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАРЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА В 3 «В» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«Эти удивительные фразеологизмы»
| Должность | Ф.И.О. | Дата | Подпись |
Разработал | Обучающийся группы Н-21 | Хлызова К.А. | | |
Проверил | Учитель | Ленкова А.В. | | |
2024
План-конспект занятия
Тема: «Эти удивительные фразеологизмы»
Класс: 3 «В»
Форма занятия: классный час.
Цель занятия: создание условий для знакомства обучающихся с понятием фразеологизма, как устойчивого сочетания слов.
Задачи:
Дидактические: научить обучающихся узнавать фразеологизмы, умело их использовать в своей речи, выяснить, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи.
Развивающие: развивать внимание, словарный запас, умение пользоваться фразеологизмами в собственной речи.
Воспитательные: способствовать воспитанию коллективизма, уверенности в своих силах.
Формируемые УУД:
Познавательные: умение применять ранее полученные знания на практике; умение логически рассуждать и анализировать информацию.
Личностные: положительное отношение к учению, русскому языку, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их.
Коммуникативные: умение точно и логично выражать свои мысли; умение слышать и слушать учителя и других учеников, высказывать свою точку зрения.
Оборудование и материалы: проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями, карточки с рефлексией.
Ход занятия
Организационный момент.
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим классный час, посвященный русскому языку. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на хорошую работу. Присаживайтесь.
- Проверьте свою готовность к занятию: я называю предмет, если он у вас есть - вы поднимаете его вверх. Ручка, карточки с заданием, карточки зеленого и красного цвета.
Слайд 2
- Посмотрите на слайд. Давайте прочитаем основные правила на наше сегодняшнее занятие. (Читают несколько обучающихся.)
- Все эти правила вы уже знаете с 1 класса, но некоторые все равно забывают. Давайте будем уважать себя и учителя и соблюдать дисциплину на занятии.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня утром мне пришло письмо от нашего старого друга. Как его зовут? (Конь Юлий) Из какого он мультфильма? (Три богатыря)
Слайд 3
- Верно, он написал, что находится на важном собрании по расширению своей библиотеки, но попросил вам передать пожелание на сегодняшнее занятие. Давайте его прочитаем. (Читает один обучающийся)
Слайд 4
- Очень необычное пожелание пришло от Юлия. Все ли слова или выражения вам были понятны? Какие не понятны?
Слайд 5
- Давайте же будем разбираться.
«Зарубите себе на носу» - ____________________________________________ «Работать, засучив рукава» - _________________________________________ «Не падайте духом» - _______________________________________________ «Возьмите себя в руки» - ____________________________________________ |
-У вас на столах лежит лист с выражениями из пожелания Юлия, а наша задача попытаться объяснить их значение и записать его рядом. Не забывайте, что отвечаем мы по поднятой руке.
- Первое выражение - «Зарубите себе на носу» что это значит? (Запомните)
- Давайте проверим, правильно ли мы сказали.
Слайд 6
- Выражение «зарубите себе на носу» обозначает – запомните. Давайте возьмем ручку, и запишем объяснение рядом с выражением. (Показываю где записывать на листе.)
- «Работать, засучив рукава»? (Усердно работать) Записываем ответ.
Слайд 7
- «Не падайте духом» (Не унывать в случае неудачи)
Слайд 8
- «Возьмите себя в руки» (Работать сосредоточенно)
Слайд 9
- Вместе мы очень быстро объяснили значения непонятных для нас выражений.
3. Сообщение темы и цели занятия.
- А кто знает, что это за необычные выражения? Как они называются? (Фразеологизмы)
- А что такое фразеологизм? (Устойчивое сочетание слов.)
Слайд 10
- Часто ли вы используете фразеологизмы в своей речи?
- А приведите свои примеры фразеологизмов.
- Исходя из того, о чем мы уже говорили, как будет звучать тема нашего занятия?
Слайд 11
- Давайте определим цель. Чему мы должны научиться и что узнать на занятии? (Научиться находить фразеологизмы и объяснять их значение, узнать, для чего нужны фразеологизмы в нашей речи и откуда они появились.)
Слайд 12
Работа по теме занятия.
- Фразеологизмы сопровождают человека с детства. Какие-то выражения мы слышим от родителей, какие-то от друзей и в интернете, а некоторым вас учат в школе. И ведь это неспроста. Как и сказка, фразеологизмы несут в себе смысл.
Слайд 13
- Например, «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Чему учит этот фразеологизм? (Необходимо приложить усилия и тогда все задуманное получится.)
Слайд 14
- «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»? (Надо ценить дружбу, ведь товарищ поможет в любой ситуации.)
- Фразеологизмы были придуманы народом и установить автора невозможно. - А откуда же берут свои истоки эти крылатые выражения?
- Это нам пока неизвестно, но чтобы узнать это, мы можем сыграть в игру.
- Кто готов спину прямо, глаза на меня.
- Для игры мне нужно 3 человека. Выбираю по самой красивой руке.
- Выходите. Я дам вам карточки со словами, а ваша задача выстроиться так, чтобы получился фразеологизм. Остальные проверяют, правильно ли получилось у ребят.
водой | не | разольёшь |
- «Водой не разольешь». Класс, поднимите зеленый круг, если вы согласны с ребятами, красный – если нет. Что это значит? (Близкие друзья)
- Спасибо, присаживайтесь. А теперь послушаем, откуда появилось это выражение.
Слайд 15
- Это выражение появилось очень давно. И вот с чем оно связано. Как известно, бык в стаде должен быть один. Когда появляется ещё один бык, сразу между ними завязывается драка. В эту минуту к быкам лучше было не подходить. Они могли легко поранить пастуха. Так вот пастухи придумали разливать водой дерущихся быков. Пока огорошенные быки приходили в себя, их разводили в разные стороны. Вот с тех пор выражение «водой не разольёшь» говорит о том, что кто-то крепко связан, просто как быки во время драки рогами. Позже стали так говорить о больших друзьях.
- Есть ли у вас в классе ребята, про которых можно так сказать - «водой не разольешь»?
- Давайте продолжим нашу игру, теперь мне нужно 4 человека. Выбираю по самой красивой посадке.
- Выходите, получите карточки, прочитайте их и по моей команде выстройтесь в фразеологизм.
как | с | гуся | вода |
- Что получилось? (Как с гуся вода) Класс согласен? Отреагируйте карточкой.
- Что обозначает это выражение? (Все нипочем)
- Спасибо, присаживайтесь. Теперь узнаем, откуда появился этот фразеологизм.
Слайд 16
- Раньше больных детей обливали наговорной водой и приговаривали: «Как с гуся вода уйди болезнь худоба с нашего дитя», и верили, что всякие болезни с их дочери или сына уйдут так же быстро, как стекает вода с гусиного оперения, так как перья водоплавающих птиц смазаны жиром, и поэтому вода не смачивает перья, а скатывается по жиру.
- Вот такая интересная история у выражений, которые мы используем в повседневной речи и даже не задумываемся о их происхождении.
Физкультминутка
- Давайте встанем и разомнемся. Я буду называть вам фразеологизмы, а ваша задача дотронуться до тех частей тела, о которых сказано в данных фразеологизмах.
- Например, «не покладая рук» - я дотрагиваюсь до своих рук. Будьте внимательнее, потому что могут звучать и несколько частей тела.
- Покажите зеленую карточку, кто понял задание, красную – у кого остались вопросы.
- Отлично, начинаем:
«Пальчики оближешь»
«Осиная талия»
«Вдохнуть полной грудью»
«Намылить шею»
«Голову вскружить»
«Рот на замке»
«Глаза на лоб полезли».
«Подставить плечо»
«Чувство локтя»
«Ни в зуб ногой»
- Отлично, садитесь.
- Теперь поработаем в командах. Разделитесь, пожалуйста, на 3 команды по рядам. Но прежде, чем мы начнем выполнять задание, давайте вспомним правила работы в команде. Они представлены на слайде. (Читают несколько учеников.)
Слайд 17
- Выберите капитана своей команды, который будет озвучивать ваш ответ другим командам. Капитаны команд подойдите ко мне.
- Я даю вам две карточки. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их прочтите и замените прочитанное предложение подходящим по смыслу фразеологизмом. На работу у вас 5 минут.
После капитан команды озвучит ответ, и мы проверим, правильно ли у вас получилось.
1 группа
1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)
2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног)
2 группа
3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды)
4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. (Вывести на чистую воду)
3 группа
5. Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят, шутя в таком случае? (Лёгок на помине).
6. Коля говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово (Слов на ветер не бросает).
- Время закончилось, давайте проверим, что у вас получилось. Капитан первой команды прочитай предложение и скажи ответ. (Остальные команды также говорят свои ответы.)
- Вы очень хорошо справились, давайте подведем итог нашего занятия.
5 Итог занятия.
- Чем занимались сегодня на занятии?
- Для чего нам нужны фразеологизмы в речи?
- Какие фразеологизмы из сегодняшнего занятия вы запомнили?
Слайд 18
- Давайте вернемся к цели нашего занятия, которую мы ставили вначале. Достигли ли мы ее? Объясните свой ответ.
6. Рефлексия.
Слайд 19
- Прочитайте фразеологизмы, которыми вы могли бы описать свою работу на занятии.