Конспект методической разработки образовательной деятельности по теме «Эти удивительные камни»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 Березка» пгт. Мостовской
муниципального образования Мостовский район
КОНСПЕКТ
методической разработки
образовательной деятельности
по теме:
«Эти удивительные камни»
Автор:
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 1 Берёзка»
п. Мостовской
Швыгарь О. А.
Методическая разработка
образовательной деятельности по теме
«Эти удивительные камни»
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (7-й год жизни).
Вид деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая.
Образовательные области: познавательное, социально- коммуникативное развитие.
Цель: развитие и закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста по исследованию объектов неживой природы посредством инновационных форм работы согласно ФГОС ДО.
Задачи:
- продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);
- создавать условия для развития экспериментаторских способностей, умения выявлять свойства и особенности камней;
- развивать у детей представления о самоценности природы;
- поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас детей различными терминами, умение строить доказательную речь.
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
- развивать мыслительные операции анализа, способность выстраивать причинно- следственные связи;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развивать интересы, любознательность, познавательную мотивацию;
-способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками
Предварительная работа: знакомство детей с профессией исследователь; создание мини лаборатории в среде группы; совместное придумывание и разработка жетонов и листов наблюдений; идентичное исследование ряда объектов по выбору и предложению самих детей
Оборудование: 4 лабораторных стола, 4 песочных часов, жетоны 8 штук (4 – органы чувств; 4 – помощники в исследовании); листы наблюдений – 8 штук; обложка паспорта исследуемого объекта – 1 штука; 4 корзинки с помощниками (1 – молоток и магнит; 2 – лупа и фонарик; 3 – глубокая тарелочка, бутылка воды для наливания в тарелку, флакон с брызгалкой с водой; 4 – флаконы с брызгалками 3 штуки (1 – с соком лимона, 2 – с раствором питьевой соды, 3 – с йодом), влажные салфетки; комплект лабораторной одежды (фартук и нарукавники0 – 3 штуки; магнитная доска, конверт «Ждущий ответа» с заданием; лист для составления плана, фломастеры, проектор, планшет, презентация, сундучок с камнями по количеству детей; клей-карандаш; тесьма для связывания паспорта; восковые мелки – 4 набора; мешочки с разными камнями и чистые паспорта исследуемого объекта по одному на каждого ребенка.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей |
- Ребята, как вы думаете для чего мы пришли сегодня в этот зал? Может вы видите что-то интересное, достойное нашего внимания? - Теперь я тоже обратила внимание на конверт «Ждущий ответа» - И что мы с ним будем делать?
|
- Интересное предположение… - Какие внимательные! -Я рада, что вы такие любознательные! Если дети не поддерживают инициативу воспитателя: - Вам разве не интересно, какой сюрприз для вас подготовили? |
2 этап: планирование детьми их деятельности
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей |
- Я знаю, что у вас, друзья, большой опыт в поисках ответов на вопрос из конверта. Но напомните мне, пожалуйста, что произойдет, когда мы откроем конверт? - Возможно ли в этом зале сделать лабораторию? Что нам для этого потребуется? Все ли у нас имеется? - Готовы ли вы открыть конверт? - Что вы нашли внутри? От кого сегодня вопрос? Катя, что за предмет у тебя в руках? Где ты его нашла? Что ты хочешь о нем узнать? - Чтобы провести исследование данного объекта и ничего не забыть, что нам нужно? Конечно, план действий. Вспомните, сколько этапов нужно для исследования? - Разрешите, я буду записывать? Как называется первый этап? (пишу печатными буквами на листе: 1. визуальный) - Как называется второй этап? (пишу печатными буквами на листе: 2. при помощи помощников) - а какой этап третий? (пишу печатными буквами на листе: 3. дополнительная информация) - Сегодня вопрос задавала Катя, мне кажется, будет справедливо если отметки о завершении этапа станет делать она. Вы согласны со мной? - Мне кажется мы все учли, но чего-то все же не хватает. Конечно, нет самого объекта для исследования. И где же нам его взять? Хорошо, Катя, открывай сундучок. Берите, друзья, объекты |
-Мне тоже кажется это замечательно… -Прекрасная мысль… -А это возможно? -Мы не о чем не забыли?
|
3 этап: реализация детского замысла
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей |
- Все приготовления сделаны, мы можем приступать к исследованию. Нам следует занять лабораторные столы таким образом, чтобы столы были задействованы все. Как это лучше сделать? Ваши предложения (дети самостоятельно делятся на 4 команды и размещаются за столами по желанию. На каждом столе стоят песочные часы, лежит жетон с изображением органа чувств и соответствующий ему лист наблюдений. ЖЕТОНЫ: Каждый жетон соответствует определенному органу чувств, при помощи которого данная команда будет обследовать объект: 1 – глаза (зрение), 2 – нос (обоняние); 3 – ухо (слух); 4 – пальцы (осязание)
ЛИСТЫ НАБЛЮДЕНИЯ:
- Все команды заняли свои места? Тогда предлагаю перевернуть песочные часы и приступить к работе. Напоминаю, у нас есть три минуты времени. Выполнив работу, дети собираются в «Зале обсуждений», где один участник команды делает доклад: рассказывает с помощью какого органа чувств их команда вела наблюдение и что они узнали. - Катя, как считаешь справились мы с первым этапом? Можно считать его завершенным? |
если не все столы заняты: - мне кажется, что наше исследование будет не полным, ведь один стол никто не занял
если за каким-то столом оказался один участник: - вам не кажется, что Илье будет скучно работать одному?
если все же никто не сядет: - Илья, не станешь возражать, если я присоединюсь к твоей команде
|
- Первый этап завершен, мы можем переходить ко второму. Попрошу докладчиков выбрать жетон и узнать с помощью каких именно помощников вам предстоит исследовать объект во втором этапе. Ребята вытаскивают по одному жетону. Согласно его выбирают нужную корзинку с помощниками и листами наблюдения. Ребята, которым достался жетон «реактивы» дополнительно надевают лабораторные костюмы. ЖЕТОНЫ: ЛИСТЫ НАБЛЮДЕНИЯ: - все готовы? Переворачиваем песочные часы и… время пошло… Выполнив работу, дети собираются в «Зале обсуждений», где один участник команды делает доклад: рассказывает с чьей помощью их команда вела наблюдение и что они узнали. - Катя, как считаешь справились мы со вторым этапом? Можно считать его завершенным? |
Присоединиться к любой группе (лучше к той, что работает с реактивами) - как хорошо вы все продумали - к какому выводу вы пришли?
Если не все закончили вовремя, предложить остальным провести дыхательную гимнастику, чтобы восстановить силы |
- У нас остался последний, третий этап, а именно – сбор дополнительной информации. Как вы думаете сможем мы узнать, как называется этот камень? Где мы сможем найти ответ? Кто у нас сегодня фотограф? Саша можешь приступить к работе? Ребенок через приложение в планшете фотографирует камень и отправляет запрос. Выясняется, что камень называется гранит. После ищет информацию в энциклопедии о граните, полученные знания зарисовываются детьми или вписываются педагогом в паспорт наблюдений - Саша работает, а чтобы мы его не отвлекали, результат поисков мы сможем увидеть на большом экране. - Кто сможет прочесть, как же называется камень, который мы сегодня исследовали? Действительно, гранит. Вам знакомо это название? Может вы сами сможете что-то о граните рассказать? Хотите поискать дополнительную информацию в энциклопедии? Гранит – это очень прочный натуральный камень, который формируется в недрах нашей земли из горячей расплавленной магмы. Гранит выглядит так. Как будто он склеен из множества осколков других минералов. Цвет гранита может быть самым разнообразным: сероватый, красный, розовый и, даже оранжевый. В разных уголках Земли цвет камня отличается от остальных. Все это благодаря разнообразной смеси пород, входящих в состав гранита. Гранит – один из самых важных и древнейших на Земле. Более того считается, что кроме нашей планеты гранит не встречается больше нигде. Именно поэтому геологи называют его визитной карточкой Земли. Гранит – один из самых прочных материалов, именно поэтому этот материал часто использовался при строительстве. |
Дать детям возможность высказаться
|
4 этап: рефлексия по итогам деятельности
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей |
- Катя, скажи, смогли мы сегодня дать ответ на твой вопрос? Узнала ли ты, что хотела? Ребята, а вы узнали что-то новое? А что именно? - А меня мучает вопрос: катя сказала, что нашла камень на берегу реки, а мы узнали, что образуется он глубоко под землей, как такое могло произойти? - Катя у нас уже не первый раз приносит нам разные камни, я попросила своего мужа, и мы с ним тоже поездили по нашему району. Были на берегах рек, в горах, лугах, лесу. Я также собрала разные камни. Мне хочется на каждый камень сделать свой паспорт, но боюсь, одна я не справлюсь. Не найдется среди вас желающих мне помочь? Кто хочет, возьмите любой камень и пустой паспорт, проведите дома с родителями исследования, а в понедельник принесете, и мы сможем оформить мини музей полезных ископаемых у нас в саду, чтобы все дети и взрослые могли узнать какие полезные ископаемые есть в нашем районе. Согласны? |
- интересные предположения. - можно попробовать. - как здорово у вас все получается.
|
Ну а нам идти пора! Дети: Ждут нас новые дела!
|
|
Используемая литература: Ю.В. Илюхина «Секреты интересного занятия»