Исследовательский проект Работу выполнила Пахомова Арина, обучающаяся 1-Б класса МОУ СОШ № 4 Руководитель: Косякова М.Н. Районная научно-практическая конференция «Я – исследователь»
Несолоно хлебавши
Объект исследования: фразеологизмы Предмет исследования: использование фразеологизмов в речи
Цель исследования: знакомство с фразеологизмами как средством выразительности речи Задачи: - узнать, что такое фразеологизмы; - познакомиться с источниками происхождения фразеологизмов; - выяснить, какие фразеологизмы встречаются в художественной литературе; - проанализировать результаты анкетирования; - составить Школьный словарик фразеологизмов.
Гипотеза: я предполагаю, что если понимать и правильно использовать фразеологизмы в речи, то она станет более образной, яркой и эмоциональной.
Методы исследования Изучение литературы и Internet – источников по данной теме Анкетирование Анализ Обобщение
Практическая значимость Практическая значимость работы состоит в том, что данный материал может быть использован в качестве дополнительного источника информации на уроках русского языка и литературного чтения.
Что такое фразеологизмы ? Легко справиться с кем - либо
ФРАЗЕОЛОГИЯ «фразис» - выражение, оборот речи, «логос» - понятие, учение
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий «Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением»
Признаки фразеологизмов 1. В их составе насчитываются два и более слов, например: семь пятниц на неделе — так говорят о том, кто часто меняет свои планы; биться как рыба об лёд — бороться с нуждой, бедствовать; 2. Фразеологизмы имеют устойчивый состав. Это значит, что словосочетание нельзя искажать, вставлять в него новое слово или заменять одни слова другими. Например, в устойчивом словосочетании «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении», поменяем слова: распространяться в воздухе или висеть на веревке. В результате нашего языкового эксперимента фразеологизм рассыпался. Глагол «висеть», употребленный во вновь образованном словосочетании, потерял своё переносное значение, и фразеологизма больше не существует.
3. Фразеологизмы имеют переносное значение, которое сложилось исторически. Их нельзя понимать буквально, иначе речь становится комически-бессмысленной. 3. Фразеологизмы имеют переносное значение, которое сложилось исторически. Их нельзя понимать буквально, иначе речь становится комически-бессмысленной. 4. Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом: сломя голову – быстро, рукой подать – близко. Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.
Источники происхождения фразеологизмов Исконно русского характера (связанные с жизнью народа, его историей). Например, прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы; Сказочного происхождения. Например, битый небитого везет, Кащей Бессмертный; Связанные с древними ремеслами. Например, от столяров: без сучка, без задоринки, от сапожников: два сапога пара ; От русских игр ведут свое начало фразеологизмы играть в прятки, лежачего не бьют; Из произведений русских писателей. Из басен И.А. Крылова: А Васька слушает да ест, Мартышкин труд. Из иностранных языков: Авгиевы конюшни, Вавилонское столпотворение.
№ п/п Название произведения Фразеологизм Значение фразеологизма 1 И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» А воз и ныне там Дело не двигается, стоит на месте 2 И.А.Крылов «Лисица и виноград» Видит око, да зуб неймёт Кажется, что находится рядом, но в действительности совершенно недоступно 3 И.А.Крылов «Кот и повар» А Васька слушает да ест Один говорит, а другой не обращает на него внимания. Употребление фразеологизмов в художественной литературе
№ п/п Название произведения Фразеологизм Значение фразеологизма 4 Русская народная сказка «Лиса и Журавль» Несолоно хлебавши Обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого 5 Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» Пустился на утёк Убежал Глаз не смыкал Совсем не спал Служил верой-правдой Служил верно, честно С пустыми руками Ничего не имея при себе По белу свету Повсюду, по всему миру 6 Русская народная сказка «По щучьему веленью» Баклуши бьёт Ничего не делает, бездельничает
Анкетирование 1. Знаешь ли ты, что такое фразеологизмы? 2. Где ты встречался с фразеологизмами? 3. Используешь ли ты фразеологизмы в своей речи? 4. Всегда ли ты можешь объяснить значение фразеологизма?
Вывод Знать значения фразеологизмов нужно для того, чтобы правильно употреблять их в речи, они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной. Изучая фразеологизмы, я узнала много интересного о нашем прошлом, об истории русского народа, его традициях, обычаях. Работая над этой темой, я получила более полное представление о фразеологизмах, научилась находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Также я научилась работать со словарями, использовать информацию из Интернета. Задачи, которые я поставила, выполнены, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Действительно, если понимать и правильно использовать фразеологизмы в речи, она становится более образной, яркой и эмоциональной.
Горбачёва Марина Юрьевна
Косякова Марина Николаевна