12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ибушева Светлана Валерьевна32
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 

 

Методическая разработка занятия

по декоративно-прикладному творчеству на тему:

Коллаж из природного материала

 

 

Ибушева Светлана Валерьевна

преподаватель I квалификационной категории

 

 

 

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………2…

2. Введение………………………………………………………2-5

3. Основная часть……………………………………………… 6-11

4. Заключение……………………………………………………12

5. Список литературы………………………………………… 13

6. Приложение 1……………………………………………………

7. Приложение 2……………………………………………………

 

 

 

.

 

 

 

Пояснительная записка

Данная методическая разработка может использоваться в детских художественных школах, детских школ искусств на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.

 

Введение

Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции народа, миропонимание, восприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют материальную культуру, но еще несут тепло и доброту человеческих рук, сохраняя историческую связь времен. Именно духовная значимость предметов декоративно-прикладного искусства актуальна в современном восприятии мира.

Современный прогресс все больше отделяет детей от народных промыслов, теряется уникальность и неповторимость изделий, изготовленных ручным трудом.

Данная разработка направлена на повышение интереса образовательных потребностей обучающихся, развития творческих способностей и духовного обогащения.

В современном обучении я стараюсь применять новые технологии и технические приемы. Методическая разработка направлена на освоение новой техники «Терра». В процессе работы дети развивают знания, умения и навыки работы с природным материалом, строительным материалом. Учатся овладевать процессом стилизации природных форм в декоративные.

Цель и задачи: развитие детского творчества, в процессе освоения новой техники и повышение художественного мастерства детей.

Формирование гармоничной личности, умение видеть прекрасное и неповторимое в каждой малой травинке и художественное восприятие мира в целом.

Воспитание терпения и профессионального мастерства.

Вместе с основными задачами, на занятии решаются и общие задачи:

- вовлечение обучающихся в художественно-творческую деятельность;

- приобщение к эстетической культуре;

- знакомство детей с различными технологиями ручного труда;

- формирование духовных качеств и художественно-эстетического вкуса;

- пробуждение фантазии детей, настрой на создание творческой работы;

- овладение процессом стилизации природных форм в декоративные;

- развитие мелкой моторики рук детей;

- расширение кругозора детей;

- обогащение словарного запаса детей.

В процессе обучения, ребенок овладевает новой техникой ручного труда, приобретая следующие навыки:

навык работы с бросовым материалом, раствором шпатлевки,

природным материалом, засушенными цветами и листьями;

навык конструирования и моделирования, составления

композиций из флористического материала;

навык наклеивания и закрепления отдельных и целых деталей композиции;

навык лепки и создания объема с самим раствором, создание форм руками и малярными кистями;

навык смешивания акварельных, гуашевых и акриловых красок;

навык «вмазывания» в раствор;

навык и способ обработки фактуры в различных техниках.

Интересная форма проведения занятия, использование информационно-компьютерных технологий, способствует активизации творческой деятельности обучающихся, пробуждает воображение, фантазию и художественное восприятие мира в целом. В процессе занятия я последовательно и целенаправленно формирую у учащихся знания, умения, навыки работы с флористическим материалам в технике «Терра»; учу строить художественную композицию, используя опыт предыдущих занятий.

Во время занятия создана благоприятная атмосфера для творческого поиска и смелой фантазии, представлена выставка работ, выполненных в коллажной технике, выставка фитоживописи. На мультимедийном экране обучающиеся рассматривают иллюстративный материал и технологические особенности занятия. Практическая работа сопровождается звучанием классической музыки.

Занятие состоит из 3 частей:

1. Беседа преподавателя о видах декоративно-прикладного искусства.

2. Знакомство с новой техникой по средствам компьютерной технологии.

3. Практическая работа по созданию коллажей в технике «Терра».

4. Итог. Оценка работ. Выставка композиций.

5. Приложение (графическое, аудио, видеоматериалы и т.д).

Оборудование:

Шпатлевка, емкость для замеса раствора,

гуашь, пульверизатор для смачивания,

шпатель, резиновые перчатки, палитра для

разведения красок, кисти для нанесения

раствора, природный материал (засушенные

листья, цветы, ракушки, камни, песок…)

Методические приемы:

Показ техники фитоживописи, беседа,

объяснение, обобщение, обследование, наглядный,

практически - словесный метод, компьютерный,

мотивационный, сотворчество.

Демонстрационный материал

Выставка работ, выполненных в стиле «Терра»

презентация на экране мультимедиа. (Приложение 2)

 

Предварительная работа:

Беседа о декоративно - прикладном искусстве;

рассматривание иллюстраций «Флористика»; работа

по развитию умения создания композиций из

природного материала, навыка компоновки и

обработки фактуры, подбор материалов и

инструментов к занятию.

Индивидуальная работа:

С детьми, затрудняющимися в выборе

композиционного решения, и способах обработки

фактуры.

 

 

План-конспект занятия

по декоративно-прикладному творчеству

на тему: «Флористический коллаж. Техника Терра»

Достигнуть мастерства во всяком деле трудно.

(Пословица)

Беседа о декоративно-прикладном искусстве

Преподаватель: Декоративно-прикладное искусство, являясь основой любой национальной культуры, все глубже проходит в современную жизнь.

Виды декоративно- прикладного очень разнообразны – это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего в его в духовном мире. Что же включает в себя декоративно-прикладное искусство? С какими видами декоративно-прикладного искусства вы знакомы?

Ответы детей: Художественная вышивка, батик, роспись по стеклу, бисероплетение и др.

Преподаватель: Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от латинского dekoro- украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования-посуды, различного рода инструментов, мебели, ткани до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов.

- Когда же возникло декоративно-прикладное искусство?

Ответы детей: В древние времена, когда люди научились делать вещи, возникла необходимость их украсить.

Преподаватель: Для чего служит декоративно-прикладное искусство? Ответы детей: Украшает наш быт, помогает сделать нашу жизнь более стильной, привлекательной и служит для украшения полезных вещей.

Преподаватель: С возникновением потребности украшения вещей, стали развиваться промыслы декоративно-прикладного искусства, росло мастерство народных умельцев. Какие синонимы вы можете подобрать к слову мастер?

Ответы детей: Искусник, так звали в народе человека, до тонкости овладевшего тайнами какого-либо мастерства, ремесла; создатель, волшебник.

-Какие пословицы и поговорки характеризуют мастеров?

Ответы детей: Каков мастер, такова работа.

- Кушанье познается по вкусу, а мастерству по искусству.

- Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Преподаватель: Молодцы. Очень правильные высказывания.

С развитием прогресса декоративно-прикладное искусство приобретает новые формы и технологии. Сегодня мы познакомимся с техникой флористического коллажа.

Что такое флористика? Что изучает данный вид искусства? Какой материал используется?

Ответы детей: Флористика - это вид декоративно-прикладного искусства, на основе которого, создаются композиции из засушенных цветов и растений.

Преподаватель: Правильно. Флористика объединяет в себе трепетное отношение ко всему живому, наблюдательность, умение видеть прекрасное, неповторимое в каждой малой травинке и художественное восприятие в целом.

А что такое коллаж? Какой материал используется для создания коллажа?

Ответы детей: Коллаж это наклеивание на основу материалов, отличающихся по цвету и форме. При создании коллажа используется природный материал, бросовый материал.

Преподаватель: Совершенно верно. Коллаж в переводе с французского означает «наклеивание». Как прием изобразительного искусства коллаж, появился в начале 20 века и получил яркое развитие в Европе.

В искусстве коллажа, в том числе флористического фантазия автора не ограничена. Можно использовать сочетания различных материалов, создавать любые линии и фантазии. Многому, что в обыденной жизни воспринимается как сор, в коллаже находится место. Предметы, казалось бы неинтересные сами по себе, становятся частью игры и фантазии, в которой им отведена значительная роль. Обаяние техники «терра»- в ее многозначимости. С ее помощью можно воспроизвести объем, глубину, цвет, игру светотени, разнообразие фактуры. Многое связывает коллаж с живописью.

Флористический коллаж- это еще и умение создавать цветочный букет. Только, когда аранжировщик создает букеты из живых цветов, и этот букет будет жить долго. (Показ композиций и иллюстраций по технике «Терра»).

Итак, мы подходим непосредственно к нашей практической задаче создание флористического коллажа в технике «Терра».

Чтобы лучше познакомиться с технологией создания коллажа, давайте просмотрим слайды.

3. Презентация по освоению темы «Флористический коллаж»

Детям представляется презентация на экране мультимедиа.

(Приложение 2)

1.Тема занятия: «Флористический коллаж. Техника «Терра»

2. Материалы и инструменты.

3.Технические приемы

4.Практическая работа.

5.Выставка работ по фитодизайну. (Показ слайдов).

Преподаватель: На первом слайде вы видите материалы и инструменты к занятию. Давайте, ребята, их перечислим.

Дети вслух перечисляют материалы и инструменты для практической работы.

Преподаватель: Можно использовать различный материал, это будет зависеть от вашего видения картины. Это может быть и засохшие листочки, обрывки бумаги, кусочек стеклышка, скорлупа, пуговицы, тесемочка и т.д.

На втором слайде, ребята, вы можете рассмотреть сочетания красок, который возможно использовать в коллажной технике. Цветовая гамма не ограничена, смешивайте различные цвета, фантазируйте. На высохший раствор накладывается колористический тон. Тон-это основной цвет композиции или какой-либо его части. В работе можно использовать акварельные и гуашевые краски.

Мы все ближе подходим к практической части нашего занятия. Разберем технические приемы и ход практической работы. На следующем слайде показан план практической работы.

1. Замешивание раствора для нанесения на основу.

2. Создание фона картины. Выбор цветовой гаммы.

3. Фитодизайн композиции.

4. Выбор материала, используемого в создании коллажа.

5. Практическая работа.

Преподаватель ведет опрос детей по практической части занятия, повторяя технические особенности выполнения флористического коллажа.

Преподаватель: Ребята, сегодня вы должны применить свои художественные способности, фантазию для создания своей творческой работы. Вы еще не мастера, ведь мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.

4. Практическая работа по созданию флористического коллажа

План практической работы:

Показ мастер-класса преподавателя по созданию коллажа.

Знакомство с материалами и инструментами, (показ и демонстрация)

Характеристика технических особенностей работы с природным материалом, шпатлевкой, акриловыми красками и бросовым материалом.

Самостоятельное выполнение обучающимися практической работы.

В процессе практической работы, дети осваивают технику вальцевания, декалькомании, технику фроттажа. Педагог индивидуально объясняет детям, которые затрудняются в работе, помогает в выборе композиции и материала.

Беседа о проделанной работе. Оценивание работ. Выставка

коллажей. Анализ практической работы.

Преподаватель:

- Сегодня мы познакомились с новой техникой создания флористического коллажа, научились создавать композиции из засушенных цветов, используя строительную шпатлевку. Освоили технику компоновки, создание рельефа фактуры с помощью шпателя и подручных средств; навык наклеивания и закрепления отдельных и целых деталей композиции; навык лепки и создания объема с самим раствором, создание форм руками и малярными кистями; навык смешивания акварельных, гуашевых и акриловых красок.

Ребята, молодцы хорошо справились с заданием. Ваши работы интересны и оригинальны, но еще предстоит работа над формированием художественного вкуса

Технологическая карта

Дидактичес-кая

структура

занятия

Задачи этапа занятия

Методы и приемы обучения

Формы и способы организа-ции

детей

Материа-лы и инстру-менты

Планируе-

мый результат

Формиро-вание новых знаний, навыков и умений работы с природным матери-алом, применение их в практичес-кой деятель-ности

Знаком-ство с теорети-ческой частью занятия.

Закре-пление нового мате-риала.

Приме-нение практи-ческих навыков.

Словес-

ный,

практи-ческий,

наглядный

информа-

ционно-рецептив-

ный,

интера-ктивный метод

выставка творчес-ких работ

фронталь-ная форма,

индивиду-

альная форма работы.

фоторам-ка,

строительная шпатлев-ка, набор кистей,

акрило-вые крас-ки,засу-шенный природ-ный материал,

лей ПВА

Умение стилизовать природные формы в декоратив-ные;

 

овладение техническими навыками выполнения флористи-ческого коллажа;

 

Заключение

По данной теме я неоднократно участвовала со своими воспитанниками на районных и республиканских конкурсах декоративно-прикладного творчества.

В целях повышения педагогического мастерства, я была участником и III Открытого республиканского фестиваля искусств, ремесел и декоративно-прикладного творчества «Алтын куллар» (г. Набережные Челны), где провела мастер-класс для педагогов дополнительного образования в номинации «Традиции, ремесла, мастера». А также мои воспитанники представили свои творческие работы на выставку декоративно-прикладного искусства, которая работала в рамках фестиваля.

В 2015 году, став участником Республиканской конференции работников образования, в городе Нижнекамске, я участвовала с мастер-классом по теме: «Техника Терра».

Эта тема дает большой простор фантазии, поэтому я продолжаю работать над техникой «Терра», раскрывая технологические особенности.

В заключении хочется отметить, что поиск новых открытий и жажда знаний ведут, несомненно, к мастерству и профессионализму педагога, а так же повышению образовательного уровня и развития обучающихся. Знакомство с новыми технологиями ведут к активизации творческой активности детей, что способствует повышению интереса к декоративно-прикладному искусству.

Список литературы

С.П. Мамонтов : Основы культурологи: М.: Олимп

Н. Красько. Г.Нехорошева.: Стильный коллаж. Техника. Приемы. Изделия.

А.С. Хворостов: Декоративно-прикладное искусство в школе

Т.Ф. Терещенко: Декоративно-прикладная композиция

Т.Кудряшова. Великолепные украшения в технике «Терра»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.