Программа дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству «Сувенир»
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БЕЗЕНЧУКСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ «ДОМ ДЕТСТВА»
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ
Педагогического совета и.о. директора ГКУ СО
Протокол № ____ «Безенчукский «Дом детства»
От «___» _______ 2018г __________Е.В. Емельянова
«__» _________2018 г.
Программа дополнительного образования
по декоративно-прикладному творчеству
«Сувенир»
Составитель:
Казьянская Татьяна Михайловна
педагог дополнительного образования
п. Безенчук
2018 год
Оглавление
1. Пояснительная записка.......................................................................................3
1. Учебно-тематический план................................................................................9
2. Содержание программы....................................................................................11
3. Методическое обеспечение...............................................................................15
4. Календарно-тематический план.......................................................................24
5. Список литературы............................................................................................40
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04 №170-ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей».
Различные виды организаций отдыха детей являются частью социальной среды, в которой дети и подростки реализуют свои возможности, потребности в свободное время.
В Безенчукском Доме детства созданы благоприятные условия для полноценного отдыха детей, для развивающего и привлекательного досуга, удовлетворения потребностей в творческом развитии. Цель данных направлений деятельности: пропаганда семейного образа жизни, социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В основу развития и воспитания личности в учреждении для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть положены следующие принципы:
принцип гуманизма, т.е. готовность прийти на помощь ребёнку, способствовать его социальному благополучию, преодолевать трудности в общении;
индивидуальный подход предусматривает учёт социальных, психологических характеристик ребёнка; стимулирование ребёнка к саморазвитию; активизация их внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройки отношений с окружающими;
формирование воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учёбы, работы.
Настоящая Программа разработана с учетом требований следующих нормативно- правовых актов:
Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года). В статье 29 указывается, что «воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме, т.е. на всестороннее развитие личности ребенка»;
Декларации о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года). Параграф 3 определяет, что «Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полноценной»;
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 02.12.2013);
Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
Направленность программы.
Программа объединения «Сувенир» является программой дополнительного образования, имеет художественно – эстетическую направленность и составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС).
Программа разработана для малокомплектных групп детей дошкольного и младшего школьного возраста, а так же для взрослых и подростков, увлекающихся художественно-творческой деятельностью из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей, проживающих в социальной гостиной и находящихся в иных трудных жизненных ситуациях.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие творческих способностей воспитанников в сфере свободного времени.
Новизна рабочей программы «Сувенир» в том, что она дает возможность освоить технику работы с различными видами материала (бумага, ткань, картон, природный материал, бросовый материал). Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности. Родители могут присутствовать на занятии вместе с ребенком, заниматься совместной художественно-творческой деятельностью, поддерживать своего ребенка, подбадривать, направлять, если у ребенка что-то не получается, способствовать комфортному нахождению ребенка в новой обстановке, что способствует укреплению дружеских отношений в семье.
Необходимость создания программы объединения по рукоделию «Сувенир» для детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей, проживающих в социальной гостиной и находящихся в иных трудных ситуациях, состоит в том, чтобы в Доме детства создать условия для целесообразного и привлекательного досуга, удовлетворения потребностей в творческом развитии, получении знаний и умений жизнедеятельности через художественно-творческую деятельность, общение, игру. Что очень важно - все занятия проводятся бесплатно и материалы для занятий предоставляются детям бесплатно, и это отличительная особенность нашего учреждения от других детских учреждений Безенчука, где родители сами должны обеспечить своего ребенка всем необходимым для занятий. К сожалению, далеко не у всех родителей есть для этого материальные возможности. Данная программа необходима, чтобы помочь детям:
в приобретении положительного опыта жизнедеятельности;
насыщении детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, полезной информацией;
повысить самооценку;
организовать досуг, чтобы ребенок в свободное от уроков время не был предоставлен сам себе и улице;
вовлечь в коллективную деятельность, помочь в приобретении новых друзей, нового круга общения.
Все это способствует социализации ребенка в обществе, выявлению скрытых ресурсов развития личности ребенка.
Актуальность программы. Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят творческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек, обладающий умением творчески подходить к решению различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и социального общения. Чем раньше начать формирование у ребенка перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в сложных современных условиях.
Социальная значимость программы заключается в том, что создавая подарки и сувениры для своих друзей и близких, ребенок постоянно думает о них, вкладывает в изделие свою любовь к ним, тем самым формируется гендерная и семейная принадлежность; воспитывается потребность заботливого отношения к членам своей семьи; учит ориентироваться в родственных отношениях и развивает умение составлять рассказы о своей семье.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для организации досуга и полноценного отдыха детей с ОВЗ, детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей, проживающих в социальной гостиной и находящихся в иных трудных ситуациях, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.
Задачи программы:
Обучающие :
познакомить детей с различными приемами работы с бумагой, картоном, природными и бросовыми материалами их свойствами и приемами работы с ними;
обогащать активный словарь детей;
расширять представления детей об окружающем мире;
развивать навыки пользования ножницами, салфетками; формировать умение работать аккуратно, убирать рабочее место после завершения работы.
Поощрять составление композиций из готовых или самостоятельно вырезанных форм в декоративной аппликации.
Развивающие:
совершенствовать мелкую моторику рук;
развивать глазомер и способствовать концентрации внимания;
развивать творческое воображение, художественный вкус;
стимулировать развитие памяти;
Развивать творческий потенциал, познавательную активность, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
способствовать созданию игровых ситуаций;
воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность;
воспитывать умение слушать руководителя, не мешать другим детям;
способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале;
формировать у ребят навыки общения и толерантности;
способствовать духовно-нравственному обогащению детей и родителей.
Контингент. Программа разработана для малокомплектных групп детей дошкольного и младшего школьного возраста, а так же для взрослых и подростков, увлекающихся художественно-творческой деятельностью из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей, проживающих в социальной гостиной и находящихся в иных трудных жизненных ситуациях.
Программа имеет 3 ступени:
- 1 ступень - для детей 4-7 лет и членов их семей;
- 2 ступень - для младших школьников 7-10 лет;
- 3 ступень - для подростков 11-14 лет и взрослых.
Сроки реализации.
Объем каждой ступени программы - 96 занятий:
- для 1 ступени - 96 занятий = 96 академических часов (20-35 минут с учетом СанПиН);
- для 2 и 3 ступени - 96 занятий = 144 академических часа (по 1,5 академических часа = 60 минут).
Занятия проводятся круглогодично, с возможностью поступления в группу и выхода из нее в любое время.
Формы организации деятельности: по группам.
Режим занятий. Занятия проходят в удобное время 2 раза в неделю, для 1 ступени - по 1 академическому часу (20-35 минут в соответствии с возрастом); для 2 и 3 ступени - по 1,5 академических часа (60 минут, с перерывами на физкультминутки).
Учебно-тематический план
1 ступень
№ | Разделы программы | Теория (ч.) | Практика (ч.) | Всего часов (ч.) |
1 | Техника безопасности на занятиях | 4,5 |
| 4,5 |
2 | Мастерим из бумаги и картона | 6 | 40 | 46 |
3 | Мастерим из природного материала | 1 | 9 | 10 |
4 | Мастерим из ткани | 0,5 | 2,5 | 3 |
5 | Мастерим из подручного и бросового материала | 0,5 | 24,5 | 25 |
6 | Изготовление работ к конкурсам |
| 6 | 6 |
7 | Диагностическое занятие | 1,5 |
| 1,5 |
| ИТОГО: | 14 | 82 | 96 |
2 ступень
№ | Разделы программы | Теория (ч.) | Практика (ч.) | Всего часов (ч.) |
1 | Техника безопасности на занятиях | 13 |
| 13 |
2 | Мастерим из бумаги и картона | 7 | 55 | 62 |
3 | Мастерим из природного материала | 1,5 | 8,5 | 10 |
4 | Мастерим из ткани | 0,5 | 6,5 | 7 |
5 | Мастерим из подручного и бросового материала |
| 30 | 30 |
6 | Изготовление работ к выставкам и конкурсам |
| 20 | 20 |
7 | Диагностическое занятие | 2 |
| 2 |
| ИТОГО: | 24 | 120 | 144 |
3 ступень
№ | Разделы программы | Теория (ч.) | Практика (ч.) | Всего часов (ч.) |
1 | Техника безопасности на занятиях | 7 |
| 7 |
2 | Мастерим из бумаги и картона | 6 | 44 | 50 |
3 | Мастерим из природного материала | 2 | 8 | 10 |
4 | Мастерим из ткани | 2 | 23 | 25 |
5 | Мастерим из подручного и бросового материала | 1 | 31 | 32 |
6 | Изготовление работ к конкурсам и выставкам |
| 18 | 18 |
7 | Диагностическое занятие | 2 |
| 2 |
| ИТОГО: | 20 | 124 | 144 |
Содержание программы дополнительного образования.
Содержание программы разделено на тематические разделы, отражающие характерную направленность программы. При прохождении разделов дети получают знания об окружающей их действительности, знакомятся с культурными и духовными традициями нашего народа, родного края. В процессе работы по программе дети знакомятся с праздниками, готовят поздравления для близких – родителей, родственников, друзей. Православные праздники формируют православное миропонимание, нравственные позиции, воспитывают любовь к своему Отечеству, что способствует поднятию духовного уровня и сознания детей. Программа является мобильной, т.е. материалы, используемые на занятиях, постоянно обновляются, совершенствуются приемы обучения, подбираются новые подходы. Например, меняются поделки, берется то, с чем ребенок в состоянии справиться.
Программа включает в себя следующие направления деятельности:
работа с природным материалом;
работа с бумагой и картоном;
работа с подручным и бросовым материалом;
работа с тканью и нитками.
Важной особенностью программы является создание функционального комфорта обучения, который выражается в следующем:
уровень сложности изучаемого материала и степень нагрузки зависит от индивидуальных особенностей детей;
для каждого ребенка определяется оптимальный уровень нагрузки, при котором может быть достигнут максимальный эффект, который выражается в заинтересованности ребенка материалом и решении коррекционных задач;
занятия должны вызывать у детей положительные эмоции. Поведение детей в большей мере регулируется эмоциями, чем рассуждениями. Усвоение новых знаний, умений и навыков вызывает у детей положительные эмоции и воспринимается ими с удовольствием;
функциональный комфорт обучения во многом зависит от отношения педагога и детей. Спокойствие, терпимость, доброжелательность, участливое отношение к трудностям детей создают положительный настрой на занятиях. Дети тянутся к педагогу, хотят большего общения с ним. Отношение педагога к детям должно отвечать требованиям доброй справедливости: за каждое хорошее действие – похвала, а за каждый проступок – неодобрение, но в тоже время – участие. Ребенок должен чувствовать, что он не безразличен педагогу и уважаем им.
Первая ступень – «Аппликация». Любая работа с аппликацией не только увлекательна, но и познавательна. Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер аппликации, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать руководителя.
Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
Задачи 1 ступени освоения программы:
знать название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
способы обработки различных материалов;
уметь правильно пользоваться ручными инструментами;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
уметь правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Вторая ступень - «Бумагопластика». При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующими техниками: обрывная аппликация, аппликации из «ладошек», торцевание, квиллинг, модульное оригами.
Задачи 2 ступени освоения программы:
знать название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
расширять знания в области композиции, формообразования, цветовидения;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
экономно и рационально расходовать материалы.
познакомить с технологией изготовления работ из разных материалов - природного, подручного и бросового.
Третья ступень – «Совершенствование мастерства». Предназначен для желающих совершенствовать своё мастерство - изготовление изделий повышенной сложности.
Задачи 3 ступени освоения программы:
расширять знания и навыки изготовления цветов в технике квилинга;
познакомить с техникой оформления коробочек и шкатулок - декупаж;
совершенствовать технику шитья;
познакомить с технологией изготовления цветов из лент и фетра;
расширять знания и навыки по оформлению открыток в технике скрапбукинг;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры) и самостоятельно изготовлять изделия в любой изученной технике (по образцу, рисунку, эскизу).
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы.
Методическое обеспечение образовательной программы “Сувенир” включает в себя дидактические принципы, методы и технологии, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
словесные (устное изложение, беседа, сказка);
наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов, фотографий, работа по образцу и др.);
практические (выполнение по шаблонам, схемам, овладение приемами работы, приобретение навыков).
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.
Методы работы на занятии:
- беседа, рассказ педагога, сопровождающийся наглядным показом
- использование игровых моментов, введение игровых персонажей;
- использование художественного слова - стихов, загадок, пословиц;
- использование эмоционального воздействия (музыка);
- коллективная работа как один из важных методов при обучении детей, когда дети выполняют разные виды поделок, или части одной поделки вместе и создается коллективная работа. При таком подходе решаются воспитательные задачи: формируются межличностные отношения, умение общаться в коллективе, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь;
- метод поощрения (для поддержания активности, самостоятельности, малейших успехов).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Для удержания внимания детей на занятии и во избежание их переутомления, виды деятельности могут меняться несколько раз.
Вся деятельность на занятии нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Вместе с тем требования к тому, чтобы ребенок доводил работу до конца, чтобы качество изделия было высоким, чтобы ребенок преодолевал трудности, помогают воспитывать у него силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, терпение, ответственность за порученное дело.
В процессе занятий по ручному труду используются следующие приемы:
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию;
действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа предмета;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ педагогом по словесной инструкции картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т.п.;
соотнесение предметов с соответствующими картинками или указание на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их процессе занятий в различных видах деятельности;
использование детских работ для оформления праздников, выставок, подарков.
Использование новых современных технологий
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере образования, наряду с традиционными классическими образовательными методами и формами работы в современных условиях необходимо применение современных образовательных технологий (СОТ):
личностно-ориентированный подход в обучении,
здоровьесберегающие технологии,
игровые технологии,
проектные технологии,
информационно – коммуникативные технологии.
технология «Портфолио»
Личностно-ориентированный подход - совершенствование индивидуальных способностей ребенка с учетом имеющегося у него опыта познания. В организации образовательного процесса используется технология индивидуализации и коллективного обучения (ребята учатся работать и самостоятельно, и вместе, в команде); метод гендерного воспитания при создании сувениров, открыток для мальчика (папы, дедушки) и для девочки (мамы, бабушки).
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья воспитанников:
правильное распределение времени на всех этапах урока с учетом уровня работоспособности учащихся - включение пальчиковой гимнастики, подвижные минутки;
соблюдение светового и теплового режима, проветривание помещения и соответствующих санитарно – гигиенических норм помещения для занятий;
создание комфортного психологического микроклимата (мажорный тон занятия; доброжелательное отношение детей в группе, выполнение работы, сопровождая рассказом о человеке, которому изготавливается сувенир, что вызывает добрые чувства;, использование музыкального сопровождения; педагогическая поддержка в затруднительных для ребенка ситуациях);
пропаганда здорового образа жизни через содержание учебного материала.
Игровые технологии - подбор игр, которые отвечают задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности воспитанников: подвижные, пальчиковые, разминка для ума (загадки, пословицы о труде, рукоделии. См Приложение) Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение.
Сказкотерапия - потребность и умение создать сказку из имеющихся под руками материалов. В работу включается ассоциативное мышление: обычные листья превращаются в перья Жар-птицы, полоски бумаги – в цветы, а кусочки бумаги - в облака.
Проектные технологии - индивидуальные или групповые работы воспитанников, посвященные какому-то определенному празднику или событию (70-летие Победы, спорт, День учителя, Новый год и т.п.); организация выставок работ воспитанников, участие в проектах и конкурсах, проводимых нашим и другими учреждениями.
Информационно-коммуникативные технологии - это разнообразный иллюстративный материал из сетевых электронных ресурсов, используемый при подборе наглядных пособий к занятию. Информация комплектуется по тематическим папкам, что дает возможность очень быстро находить нужный материал. Так же это отличный способ фиксации, хранения и использования своих собственных методических материалов.
Технология «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио (портфель достижений) – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы по итогам обучения и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.
Участие в конкурсах дает ребенку осознание значимости своей деятельности, умению оценивать свои работы на уровне работ других сверстников, стимулирует на достижение новых результатов, тем самым опять же решает проблему социализации в обществе.
Техническое оснащение занятий.
просторное помещение для занятий с хорошим дневным освещением;
столы разного цвета и стулья, соответствующие возрасту ребенка;
место для размещения выставочных работ;
шкаф для хранения инструментов, материалов, образцов готовых
изделий;
ноутбук для демонстрации иллюстративного материала;
телевизор и DVD проигрыватель;
фотоаппарат для фотографирования работ;
стенд для организации передвижной выставки;
музыкальный центр для создания атмосферы и игровых ситуаций.
Ресурсы:
цветная бумага, картон, гофрированная бумага;
природный материал (сухие листья, веточки и т.д.);
бросовый материал (коробки, баночки, пробки и т.д.);
трафареты;
степлер, дырокол;
клей, клеевой пистолет, пластилин;
линейки, ножницы с тупым концом;
кисточки, краски, карандаш, фломастеры;
иглы тонкие, нитки, булавки с головками;
пуговицы, бусины, лоскутки ткани, разноцветные фетровые салфетки.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты по программе соотнесены с задачами и содержанием программы.
Программа направлена на освоение языка декоративно-прикладного искусства и бумажной пластики, а также творческая работа с природным материалом и тканью. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор детей, но и позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее развитие творческих способностей, будет способствовать осознанному выбору профессии, выбору любимого дела (хобби).
К концу освоения программы дети должны:
проявлять интерес к трудовой деятельности и ее результатам;
выполнять поделки из бумаги, бисера, ткани, ниток, природного и бросового материала; - пользоваться ножницами, клеем, нитками, другими материалами;
выполнять поделки по образцу и словесной инструкции;
отвечать на вопросы по результатам изготовления поделки;
давать элементарную оценку выполненной поделке: хорошо, плохо, аккуратно, неаккуратно;
познакомится с навыками культуры труда: сможет готовить рабочее место и приводить его в порядок после завершения работы; - выполнять коллективные работы из бумаги, природного и бросового материала;
доводить начатую работу до конца;
научится изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы;
расширят свои знания в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество;
создаст свои, неповторимые художественно-творческие композиции и изделия;
продолжит развивать моторику рук и глазомер, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
улучшит свои коммуникативные способности и приобретет навыки работы в коллективе.
Очевидный результат, который получает ребенок в итоге занятий в объединении:
объективный продукт (на каждом занятии ребенок создает своими руками свой маленький шедевр - открытку, сувенир);
информационная сфера (приобретенные знания и умения);
эмоциональная сфера (коммуникация, презентация своего хобби и знакомство с увлечением других, представление достижений в каких-либо занятиях, оценка успехов в подобной области сверстников).
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной программы.
педагогическое обследование детей по художественному и ручному труду. Так как Программа составлена для определенного контингента и предусматривает свободное время зачисления в группу, периодичность посещения занятий и длительность пребывания в объединении, то данная форма контроля применима только к детям, постоянно посещающим занятия и прошедшим полный курс (Приложение 1);
составление фотоальбома с фотографиями лучших детских работ;
проведение выставок детских работ;
участие в конкурсах.
Программа обеспечивает сотрудничество детей в группе, учит детей делать выбор, помогать друг другу, способствует развитию творческих способностей, позволяет выявить скрытые ресурсы развития личности ребенка и, как следствие, решает задачу социализации ребенка в обществе.
.
Календарно-тематический план
1 ступень
Месяц | № занятия | Раздел программы | Содержание | К-во часов | |
Теория | Практика | ||||
СЕНТЯБРЬ | 1 | Мастерим из бумаги
Техника безопасности на занятиях | Формирование группы. Знакомство с направлением творческой деятельности - бумагопластикой; рассматривание фотографий. Беседа об инструментах и правилах безопасности при работе с ними. |
0,5
0,5 |
- |
2 |
Мастерим из бумаги
| Базовая форма - петля; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Цветок № 1 (цветик-семицветик на палочке) | 0,5 | 0,5 | |
3 | Диагностическое занятие: опрос и наблюдение «Цветик-семицветик» (оригами из бумажных полос) | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Цветок №3 (хризантема) |
| 1 | ||
5 | Композиции: Открытка ко Дню воспитателя |
| 1 | ||
6 | Аппликация из кругов разной величины. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Кошечка. | 0,5 | 0,5 | ||
7 | Аппликация из кругов разной величины - зайчик. |
| 1 | ||
8 | Аппликация из кругов разной величины - дерево |
| 1 | ||
ОКТЯБРЬ | 9 | Аппликация из кругов разной величины - свинка. |
| 1 | |
10 | Мастерим из природного материала
Техника безопасности на занятиях | Использование сухих листьев, семян растений в аппликации. Рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Сбор и заготовка природного материала. Техника безопасности при работе с природным материалом. | 0,5
0,5 |
| |
11 | "Ёжик"- аппликация из бумаги с использованием сухих листьев |
| 1 | ||
12 | "Павлин" - аппликация из бумаги с использованием сухих листьев |
| 1 | ||
13 | «Грибная семейка» - аппликация из кругов разной величины с использованием сухих листьев |
| 1 | ||
14 | Бабочки и стрекозы из веточек, семян клена и листьев |
| 1 | ||
15 | Композиция: осеннее дерево из сухих листьев и семян. Техника безопасности при работе с природным материалом. | 0,5 | 0,5 | ||
16 |
| Выполнение работ к конкурсам |
| 1 | |
17 |
Мастерим из бумаги
| Базовая форма - капля; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. "Солнышко" | 0,5 | 0,5 | |
НОЯБРЬ | 18 | Базовая форма - капля. "Ромашка" |
| 1 | |
19 | Базовая форма - сердечко; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Гирлянда №1 | 0,5 | 0,5 | ||
20 | Фигуры из сердечек. Лебедь |
| 1 | ||
21 | Фигуры из сердечек. Мышка. |
| 1 | ||
22 | Фигуры из сердечек. Цветок |
| 1 | ||
23 | Фигуры из сердечек. Курочка |
| 1 | ||
24 | Композиция: Открытка ко Дню матери из сердечек |
| 1 | ||
25 | Композиция: Открытка ко Дню матери "Письмо маме" |
| 1 | ||
26 | Базовая форма - гармошка; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Листочек березовый | 0,5 | 0,5 | ||
ДЕКАБРЬ | 27 | Обрывная аппликация - елочка. Рассматривание фотографий в этой технике. Технология изготовления. | 0,5 | 0,5 | |
28 | Базовая форма - кольцо; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Игрушка на елку - шар, сосулька. | 0,5 | 0,5 | ||
29 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1 | ||
30 | Мастерим из подручного материала | Открытка к Новому году «Снеговик» - аппликация из ватных дисков |
| 1 | |
31 | Открытка к Новому году «Дед Мороз» - аппликация из ватных дисков |
| 1 | ||
32 | Мастерим из бумаги
| Базовая форма - гармошка. Елочка |
| 1 | |
33 | Композиция: Открытка к Новому году «Подарки под елкой» (объемная аппликация) |
| 1 | ||
ЯНВАРЬ | 34 |
Мастерим из подручного материала | "Дерево в инее" - рисование солью по контуру. Техника безопасности и соблюдение чистоты. | 0,5 | 0,5 |
35 | «Зимний город» - аппликация из геометрических фигур разной величины с использованием соли и ватных дисков. Техника безопасности и соблюдение чистоты. | 0,5 | 0,5 | ||
36 |
Мастерим из бумаги
| Обрывная аппликация - "Снеговик", "Елочка", "Зайка", "Овечка" (по выбору) |
| 1 | |
37 | Базовая форма - петля. Поделка "Снежинка" |
| 1 | ||
38 | Базовая форма - завиток и петля. Поделка "Снежинка -2" |
| 1 | ||
39 | Мастерим из ткани | "Варежка" - сувенир из фетра. Особенности работы с нетканым материалом, свойства ткани. | 0,5 | 0,5 | |
40 | "Валенок" - сувенир из фетра |
| 1 | ||
ФЕВРАЛЬ | 41 |
Мастерим из бумаги и картона
| Подарок для папы - "Галстук" |
| 1 |
42 | «Самолёт» - аппликация из геометрических фигур разной величины. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Понятия: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник | 0,5 | 0,5 | ||
43 | Композиция: "Кораблик в море" |
| 1 | ||
44 | Композиция: Открытка к 23 февраля - аппликация из готовых форм. | 0,5 | 0,5 | ||
45 |
Мастерим из подручного материала | Техника "Коллаж". Рассматривание фотографий работ в этой технике. Коллаж на тему "Наша армия" из рекламных брошюр и картинок из журналов. Коллективная работа | 0,5 | 0,5 | |
46 | Открытка "Платье" из бумажных салфеток |
| 1 | ||
47 | Открытка к 8 марта «Нежные подснежники» - аппликация из ватных дисков |
| 1 | ||
МАРТ | 48 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1 | |
49 |
Мастерим из бумаги и картона | Базовая форма - сердечко. Рамка для фотографий с сердечками |
| 1 | |
50 | Поделка - птичка из круга |
| 1 | ||
51 | Композиция - "Журавли" - объемная аппликация |
| 1 | ||
52 | Декоративный цветок № 1 из модулей |
| 1 | ||
53 | Декоративный цветок № 2 из модулей |
| 1 | ||
54 | Композиция : Зонтик из модулей |
| 1 | ||
55 |
Мастерим из природного и подручного материала
Техника безопасности на занятиях | Гравюра. Рассматривание фотографий работ в этой технике. "Ракета" Техника безопасности на занятиях и соблюдение чистоты | 0,5 | 0,5 | |
56 | «Космос» - коллаж из кругов с использованием наклеек, страз и пайеток |
| 1 | ||
АПРЕЛЬ | 57 | Верба - поделка из веточек и ватных палочек. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 0,5 | |
58 | Базовая форма - гармошка. Листочки березы на веточке |
| 1 | ||
59 | Открытка "Пасхальное яйцо" из семян и круп. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 0,5 | ||
60 | Корзиночка для яйца из упаковки от йогурта или паштета |
| 1 | ||
61 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1 | ||
62 | Цветы из бумажных салфеток |
| 1 | ||
63 | Открытка ко Дню Победы с цветами из бумажных салфеток |
| 1 | ||
64 | Открытка ко Дню Победы - аппликация из готовых форм. |
| 1 | ||
МАЙ | 65 | Коробочка для подарка с бабочкой |
| 1 | |
66 |
Мастерим из бумаги | Открытка к Дню рождения "Бабочка" |
| 1 | |
67 | Аппликация из кругов разной величины - "Божья коровка" |
| 1 | ||
68 | Открытка к Дню рождения "Подарки" |
| 1 | ||
69 | Техника - торцевание. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Веточка сирени. Коллективная работа | 0,5 | 0,5 | ||
70 | Мастерим из ткани | Поделка - цветок из кругов из фетра |
| 1 | |
71 | Мастерим из подручного материала Техника безопасности на занятиях | Поделка - флажок. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 0,5 | |
ИЮНЬ | 72 | "Виноград" - картина из крышечек от соков |
| 1 | |
73 | Птичка из бумажных стаканчиков |
| 1 | ||
74 |
Мастерим из бумаги и картона
| Поделка - сумочка |
| 1 | |
75 | «Паровоз» - аппликация из геометрических фигур разной величины. Понятия: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник | 0,5 | 0,5 | ||
76 | Аппликация из кругов разной величины - "Лягушка" |
| 1 | ||
77 | Базовая форма - гармошка. Бабочка |
| 1 | ||
78 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1 | ||
79 | Открытка - "Шарики воздушные" ко Дню рождения |
| 1 | ||
ИЮЛЬ | 80 | Базовая форма - гармошка. "Зонтик" |
| 1 | |
81 | Техника Торцевание - "Овечка" |
| 1 | ||
82 | Поделка - улитка |
| 1 | ||
83 | Поделка "Осьминог" |
| 1 | ||
84 | Базовая форма - гармошка. Птичка |
| 1 | ||
85 |
Мастерим из подручного материала | Цветы из бумажных салфеток - "Одуванчик" |
| 1 | |
86 | Аппликация из фетра - "Тучка и радуга" |
| 1 | ||
87 | Базовая форма - гармошка. «Рыбки» с использованием крышек об пластиковых бутылок из-под молока |
| 1 | ||
АВГУСТ | 88 | Коробочка для подарка - "Заинька" |
| 1 | |
89 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1 | ||
90 | Поделка - Солнышко (из ниток и картона с использованием дырокола) Техника безопасности на занятиях. Коллективная работа | 0,5 | 0,5 | ||
91 |
Мастерим из бумаги | Букетик цветов в бумажном стаканчике |
| 1 | |
92 | Бумажные банты для украшения открыток и подарков |
| 1 | ||
93 | Открытки к любому случаю - "Флажки" |
| 1 | ||
94 |
Мастерим из подручного материала | Поделки из одноразовых тарелочек - "Лебедь" |
| 1 | |
95 | Поделки из одноразовых тарелочек - "Лягушка" |
| 1 | ||
96 |
| Диагностическое занятие: опрос и наблюдение | 1 |
| |
ИТОГО:
| 14 | 82 |
Календарно-тематический план
2 ступень
Месяц | № занятия | Раздел программы | Содержание | К-во часов | |
Теория | Практика | ||||
СЕНТЯБРЬ | 1 | Мастерим из бумаги
Техника безопасности на занятиях | Формирование группы. Знакомство с направлением творческой деятельности - бумагопластикой. Презентация достижений обуча-ющихся объединения «Сувенир» прошлых лет. Беседа об инструментах и правилах безопасности при работе с ними, правилами поведения на занятиях и в чрезвычайных ситуациях. |
1
0,5 |
- |
2 |
Мастерим из бумаги
| Беседа об истории возникновения, создании бумаги и картона, необходимость экономии и бережливого отношения к ним. Знакомство с их свойствами и видами бумаги. Базовая форма - петля; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Цветик-семицветик на палочке, бабочка. Техника безопасности на занятиях | 0,5
0,5 | 0,5 | |
3 | Базовая форма - петля. Панно "Хризантемы в вазе" |
| 1,5 | ||
4 | Базовая форма - петля. "Павлин" Диагностическое занятие | 0,5 | 1 | ||
5 | Базовая форма - петля. "Лебеди" |
| 1,5 | ||
6 | Базовая форма - сердечко; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Открытка для дедушки и бабушки с сердечком ко Дню пожилого человека | 0,5 | 1 | ||
7 | Базовая форма - гармошка; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Листочек березовый, кленовый | 0,5 | 1 | ||
8 | Композиции: Открытка ко Дню учителя "Портфель" |
| 1,5 | ||
ОКТЯБРЬ | 9
|
Мастерим из природного материала
Техника безопасности на занятиях | Использование сухих листьев, семян растений в аппликации. Рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Техника безопасности при работе с природным материалом. Объемная аппликация "Осеннее дерево" из сухих листьев и семян. | 0,5
0,5 | 0,5 |
10 | Знакомство с технологией сбора, сушки и подготовки природного материала к работе. Бабочки и стрекозы из веточек, семян клена и листьев. Техника безопасности на занятиях | 0,5
0,5 | 0,5 | ||
11 | Знакомство с терминологией: гербарий, композиция, композиционный центр и др. "Пейзаж"- аппликация из сухих листьев и семян. | 0,5 | 1 | ||
12 | Объемная аппликация из листьев и семян "Павлин", "Бабочка", "Сова", Ёж" (по выбору) |
| 1,5 | ||
13 | "Портрет мамы" с использованием сухих листьев |
| 1,5 | ||
14 |
Мастерим из подручного материала Техника безопасности на занятиях | Изделия из палочек от мороженого - "Пугало". Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | |
15 | Ваза из бутылок и ткани. Веточки с листочками в технике "гармошка". Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 1 | ||
16 | Подготовка работ для осенней выставки. |
| 1,5 | ||
17 |
Мастерим из бумаги
Техника безопасности на занятиях | Оформление выставки поделок "Художница - Осень". Коллективная работа |
| 1,5 | |
НОЯБРЬ | 18 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 | |
19 | Знакомство с терминологией: аппликация, мозаика, коллаж. Коллаж "Подарок для мамы" | 0,5 | 1 | ||
20 | Базовая форма - сердечко; цветок "Незабудка - символ Дня матери" |
| 1,5 | ||
21 | Базовая форма - сердечко. Рамка для фотографии из незабудок. |
| 1,5 | ||
22 | Композиция: открытка ко Дню матери "Спасибо" (многослойный цветок из сердечек) |
| 1,5 | ||
23 | Вытынанка. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом. Вытынанка "Листок" | 0,5 0,5 | 0,5 | ||
24 | Вытынанки новогодние по выбору для оформления окон. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 1 | ||
25 | Вытынанки новогодние по выбору. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 1 | ||
26 | Вытынанки - снежинки. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 1 | ||
ДЕКАБРЬ | 27 | Упаковка для шоколадки "Снеговик" |
| 1,5 | |
28 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 | ||
29 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 | ||
30 |
Мастерим из подручного материала
Техника безопасности на занятиях
| Елочка из бутылки и ватных дисков. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 1 | |
31 | Поделка - шар из бумаги |
| 1,5 | ||
32 | Композиция: «Мама, папа, я - это елочек семья» (поделка с использованием ватных дисков, деревянных шпажек, пластилина, бумаги и пайеток. Техника безопасности при работе с горячим пистолетом. Коллективная работа | 0,5 | 1 | ||
33 |
| 1,5 | |||
ЯНВАРЬ | 34 | Снеговики из бумажных стаканчиков и фетра |
| 1,5 | |
35 | Объемная аппликация шариками из бумажных салфеток - "Снеговик". Коллективная работа |
| 1,5 | ||
36 | Объемная аппликация шариками из бумажных салфеток - "Снегурочка". Коллективная работа |
| 1,5 | ||
37 |
Мастерим из бумаги
| "Морозные узоры" - аппликация из треугольников в стиле печворга |
| 1,5 | |
38 | Базовая форма - завиток и петля. Поделка "Снежинка -2" |
| 1,5 | ||
39 |
Мастерим из ткани
Техника безопасности на занятиях | Классификация видов тканей. Особенности обработки. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом. "Варежка" - сувенир из фетра с пайетками | 0,5 | 1 | |
40 | "Валенок" - сувенир из фетра с пайетками. Техника безопасности приработе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | ||
ФЕВРАЛЬ | 41 |
Мастерим из бумаги и картона | Базовая форма - гармошка. "Снегирь" |
| 1,5 |
42 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 | ||
43 | Композиция: Открытка к 23 февраля - аппликация из готовых форм. |
| 1,5 | ||
44 |
Мастерим из подручного материала | Подарок для папы -поделка "Корабль" |
| 1,5 | |
45 | Техника "Коллаж". Рассматривание фотографий работ в этой технике. Коллаж на тему "Наша армия" из рекламных брошюр и картинок из журналов. |
| 1,5 | ||
46 | Коробочка для подарка |
| 1,5 | ||
47 | Панно «Каллы» - аппликация из ватных дисков |
| 1,5 | ||
МАРТ | 48 | Мастерим из бумаги | Открытка к 8 марта «Нарциссы» |
| 1,5 |
49 | Мастерим из ткани | Базовая форма - сердечко. Рамка для фотографий с сердечками из фетра |
| 1,5 | |
50 |
Мастерим из бумаги
Техника безопасности на занятиях.
| Декоративный цветок № 1 из модулей |
| 1,5 | |
51 | Декоративный цветок № 2 из модулей |
| 1,5 | ||
52 | Квиллинг. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Простейшие инструменты для квиллинга своими руками. Техника безопасности на занятиях. Основная форма - “капля”, "глаз", "ролл". | 0,5
0,5 |
0,5 | ||
53 | Конструирование из основных форм квиллинга. |
| 1,5 | ||
54 | Изготовление цветов в технике квиллинга |
| 1,5 | ||
55 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 | ||
56 | «Космос» - объемные аппликации с использованием наклеек, страз и пайеток |
| 1,5 | ||
АПРЕЛЬ | 57 | Аппликации из ладошек. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. | 1 | 0,5 | |
58 | Птицы из «ладошек». Коллективная работа |
| 1,5 | ||
59 |
Мастерим из природного и подручного материала | Открытка "Пасхальное яйцо" из семян и круп |
| 1,5 | |
60 | Корзиночка для яйца из упаковки от йогурта или паштета |
| 1,5 | ||
61 | Корзиночка из картонной упаковки с искусственными цветами. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом |
0,5 | 1 | ||
62 | Цветы из бумажных салфеток |
| 1,5 | ||
63 | Открытка ко Дню Победы с цветами из бумажных салфеток |
| 1,5 | ||
64 | Коллаж ко Дню Победы. Коллективная работа |
| 1,5 | ||
МАЙ | 65 |
Мастерим из бумаги | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 |
66 | Вытынанка - бабочка. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом. | 0,5 | 1 | ||
67 | Поделка - "Вертушка". Рассматривание фотографий работ. Варианты использования. | 0,5 | 1 | ||
68 | Открытка к Дню рождения "Бабочка" |
| 1,5 | ||
69 | Техника - торцевание. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Веточка сирени. | 0,5 | 1 | ||
70 |
Мастерим из ткани
| Поделка - цветок из кругов из фетра |
| 1,5 | |
71 | Техника безопасности при работе с иглой. Шов «вперед иголку», «назад иголку». | 0,5
| 1 | ||
ИЮНЬ | 72 | Поделка из фетра чехол для телефона. Техника безопасности при работе с иглой. | 0,5 | 1 | |
73 |
Мастерим из бумаги
| Вытынанка "Животные" (олень, лошадь, тигр). Техника безопасности при работе с канцелярским ножом |
0,5 | 1 | |
74 | Вытынанка "Птицы". Техника безопасности при работе с канцелярским ножом | 0,5 | 1 | ||
75 | Открытка "Солнечные пожелания" |
| 1,5 | ||
76 | Выполнение работ к выставке "Спорт" |
| 1,5 | ||
77 | Выполнение работ к выставке "Спорт" |
| 1,5 | ||
78 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 | ||
79 | Открытка - "Свечи" ко Дню рождения |
| 1,5 | ||
ИЮЛЬ | 80 | Розочки из кругов. Техника выполнения. Рассматривание фотографий работ. | 0,5 | 1 | |
81 | Открытка с розочками из кругов |
| 1,5 | ||
82 | Корзиночка с розочками из кругов |
| 1,5 | ||
83 | Коробочка с розочками из кругов |
| 1,5 | ||
84 | Объемная аппликация "Букет тюльпанов" |
| 1,5 | ||
85 |
Мастерим из подручного материала
Техника безопасности на занятиях | Скрапбукинг. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Оформление открыток в технике скрапбукинга. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5
0,5 | 0,5 | |
86 | Оформление открыток в технике скрапбукинга. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | ||
87 | Коробочка для подарка - "Монстры" |
| 1,5 | ||
АВГУСТ | 88 | Техника безопасности при работе с аэрозольными красками. Ваза из бутылки с рисунком из манки | 0,5 | 1 | |
89 | Ваза из бутылки с рисунком из разных круп. Техника безопасности при работе с аэрозольными красками. | 0,5 | 1 | ||
90 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 | ||
91 | Обереги славян. Символика оберегов. Изготовление оберега "Подкова" Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 0,5 | 0,5 | ||
92 | Изготовление оберега "Мешок счастья". Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | ||
93 | Бумажные банты для украшения открыток и подарков |
| 1,5 | ||
94 | Выполнение работ для выставки |
| 1,5 | ||
95 | Выполнение работ для выставки |
| 1,5 | ||
96 | Диагностика образовательных результатов владения терминологией в области декоративно-прикладного творчества методом опроса. | 1,5 |
| ||
ИТОГО: | 24 | 120 |
Ожидаемые результаты соответственны задачам освоения 2 ступени.
Календарно-тематический план
3 ступень
Месяц | № занятия | Раздел программы | Содержание | К-во часов | |
Теория | Практика | ||||
СЕНТЯБРЬ | 1 |
Техника безопасности на занятиях | Формирование группы. Знакомство с направлением творческой деятель-ности. Презентация достижений обучающихся объединения «Сувенир» прошлых лет. Беседа об инструментах и правилах безопасности при работе с ними, правилами поведения на занятиях и в чрезвычайных ситуациях. |
1
0,5 |
- |
2 |
Мастерим из бумаги
| Беседа об истории возникновения, создании бумаги и картона, необходимость экономии и бережливого отношения к ним. Знакомство с их свойствами и видами бумаги. Вертушки. Рассматривание фотографий работ с вариантами использования: в открытках, на палочке как цветы, украшение коробок с подарком. | 0,5
0,5 |
0,5 | |
3 | Открытка с вертушкой. Диагностическое занятие | 0,5 | 1 | ||
4 | Квиллинг. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Простейшие инструменты для квиллинга своими руками. Техника безопасности на занятиях. Основная форма - “капля”, "глаз", "ролл". | 0,5 |
1 | ||
5 | Квиллинг. Базовая форма - капля. Панно "Хризантемы в вазе" |
| 1,5 | ||
6 | Цветы в технике квиллинг. |
| 1,5 | ||
7 | Открытка для дедушки и бабушки ко Дню пожилого человека с цветами в технике квиллинг. |
| 1,5 | ||
8 | Открытка ко Дню учителя в технике квиллинг. |
| 1,5 | ||
ОКТЯБРЬ | 9
|
Мастерим из природного материала
Техника безопасности на занятиях | Использование сухих листьев, семян растений, круп в аппликации. Рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Техника безопасности при работе с природным материалом. Аппликация из круп по выбору. | 0,5
0,5 |
0,5 |
10 | Знакомство с технологией сбора, сушки и подготовки природного материала к работе. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом. Бабочки и стрекозы из веточек, семян клена и листьев, с использованием пуговиц, страз и бусин. | 0,5
|
1 | ||
11 | Знакомство с терминологией: гербарий, композиция, композиционный центр и др. "Пейзаж"- аппликация из сухих листьев и семян. | 0,5 | 1 | ||
12 | Панно из листьев и семян "Павлин", "Бабочка", "Сова" (по выбору) |
| 1,5 | ||
| Венок из осенних листьев, желудей, рябины. |
| 1,5 | ||
13 | Бусы из органзы с желудями |
| 1,5 | ||
14 | Подготовка работ для осенней выставки. |
| 1,5 | ||
15 | Оформление выставки поделок "Художница - Осень". Коллективная работа |
| 1,5 | ||
16 17 | "Портрет мамы" из круп, сухих листьев, макарон, искусственных цветов, пайеток. |
| 1,5 | ||
| 1,5 | ||||
НОЯБРЬ | 18 |
Мастерим из ткани и ниток | Классификация видов тканей. Особенности обработки. Фетр. "Портрет мамы" из фетра и ниток | 0,5 | 1 |
19 |
| 1,5 | |||
20 | Мастерим из подручного материала
Техника безопасности на занятиях | Знакомство с терминологией: коллаж. Коллаж "Мои мечты", "Мама" (или по выбору) | 0,5 | 1 | |
21
22 | Рамка для фотографии из палочек от мороженого с незабудками, ромашками или сердечками. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | ||
| 1,5 | ||||
23
24 |
Мастерим из бумаги
Техника безопасности на занятиях | Вытынанка. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом. Вытынанки новогодние по выбору для оформления окон. | 0,5 0,5 |
0,5 | |
| 1,5 | ||||
25 | Снежинки в технике квиллинг |
| 1,5 | ||
26 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 | ||
ДЕКАБРЬ | 27 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 | |
28 29 |
Мастерим из ткани и подручного материала
| Виды швов: "вперед иголкой", "назад иголкой". Елочка из бутылки и лент. Техника безопасности при работе с иглами. | 0,5 | 1 | |
| 1,5 | ||||
30 | Елочка из конуса и ниток |
| 1,5 | ||
31 32 | Венок из фетровых елочек, валенок, рукавичек. Коллективная работа |
| 1,5 | ||
| 1,5 | ||||
33 | Дед Мороз из бутылки и фетра |
| 1,5 | ||
ЯНВАРЬ | 34 35 | Ангелочки из ткани, бутылочек, перьев и пенопластовых шариков |
| 1,5 | |
| 1,5 | ||||
36 |
Мастерим из бумаги | Скрапбукинг. Рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Рождественские открытки | 0,5 | 1 | |
37 | Открытки-вытынанки рождественские Техника безопасности при работе с канцелярским ножом |
0,5 | 1 | ||
38 | Подвески "Ангелочки" в технике "Гармошка" |
| 1,5 | ||
39 |
Мастерим из ткани | Чехол для телефона "Варежка" - сувенир из фетра с пайетками |
| 1,5 | |
40 | Снеговики из носков |
| 1,5 | ||
ФЕВРАЛЬ | 41 | Композиция зимняя. Коллективная работа |
| 1,5 | |
42 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 | ||
43 | Мастерим из бумаги и картона | Открытка к 23 февраля в технике скрапбукинг |
| 1,5 | |
44 |
Мастерим из подручного материала | Подарок для папы -поделка "Корабль" |
| 1,5 | |
45 | Коллаж на тему "Наша армия", "Мой папа" (или по выбору) из рекламных брошюр и картинок из журналов. |
| 1,5 | ||
46 | "Мужская" рамка для фотографий из палочек от мороженого |
| 1,5 | ||
47 | «Каллы» - из ватных дисков и шпажек |
| 1,5 | ||
МАРТ | 48 |
Мастерим из бумаги
Техника безопасности на занятиях.
| Биговка" Как работать с шаблонами. Коробочки для подарков по шаблонам. | 0,5 | 1 |
49 | Оригами. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Тюльпаны. | 0,5 | 1 | ||
50 | Декоративный цветок из конусов |
| 1,5 | ||
51 | Георгин из модулей-конусов |
| 1,5 | ||
52 | Подвески в технике квиллинг. Основная форма - “капля”, "глаз", "ролл". |
| 1,5 | ||
53 | Конструирование из основных форм квиллинга. |
| 1,5 | ||
54 | "Биговка". Корзиночки для подарков по шаблонам. |
| 1,5 | ||
55 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 | ||
56 | Композиция «Весна» - в любой технике с использованием наклеек, страз и пайеток. Коллективная работа |
| 1,5 | ||
АПРЕЛЬ | 57 | Открытки к Пасхе с технике скрапбукинг |
| 1,5 | |
58 | Открытки-вытынанки к Пасхе |
| 1,5 | ||
59 |
Мастерим из природного и подручного материала | Украшение пасхальных яиц из семян и круп |
| 1,5 | |
60 | Корзиночка для яйца из упаковки от йогурта или паштета |
| 1,5 | ||
61 | Корзиночка из картонной упаковки с искусственными цветами. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом |
0,5 | 1 | ||
62 | Цветы из бумажных салфеток |
| 1,5 | ||
63 | Открытка ко Дню Победы с цветами из бумажных салфеток |
| 1,5 | ||
64 | Подставка из пластиковых крышек |
| 1,5 | ||
МАЙ | 65 |
Мастерим из бумаги
| Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 |
66 | Вытынанка - бабочка. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом. | 0,5 | 1 | ||
67 | Техника - торцевание. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Веточка сирени. | 0,5 | 1 | ||
68 | Техника - торцевание. Цветы декоративные. |
| 1,5 | ||
69 |
Мастерим из ткани
Техника безопасности на занятиях
| "Балерина" - картина из картона и органзы |
| 1,5 | |
70 | Цветы из лент. Рассматривание фотографий применения: украшение сумочек, одежды, ободков и резиночек для волос и т.д. Техника безопасности при работе с иглой и клеевым пистолетом. | 0,5 | 1 | ||
71 |
| 1,5 | |||
ИЮНЬ | 72 | Розочки из кругов из фетра. Техника выполнения. Рассматривание фотографий работ. | 0,5 | 1 | |
73 | Корзиночка с розочками из кругов фетра |
| 1,5 | ||
74 | Брошь с розочками из кругов фетра |
| 1,5 | ||
75 |
Мастерим из бумаги и картона
Техника безопасности на занятиях
| Атрибуты для фотографий из картона с использованием страз, перьев, пайеток. Рассматривание фотографий работ. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | |
76 |
| 1,5 | |||
77 | Выполнение работ для выставки |
| 1,5 | ||
78 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 | ||
79 | Открытка ко Дню рождения в стиле скрапбукинг |
| 1,5 | ||
ИЮЛЬ | 80 | Моделирование из толстого картона. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом и клеевым пистолетом Модель - животные (олень, медведь, собака по выбору) | 0,5 | 1 | |
81 |
| 1,5 | |||
82 | Моделирование из толстого картона. "В лесу" - коллективная работа. |
| 1,5 | ||
83 | Декупаж. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Технология. Инструменты. Декупаж - изготовление фонов для открыток |
| 1,5 | ||
84 |
Мастерим из подручного материала
Техника безопасности на занятиях
| Коробочка для подарка в стиле декупаж |
| 1,5 | |
85 | Круглая коробочка для мелочей в стиле декупаж с лентами и кружевом |
| 1,5 | ||
86 | Игольница из баночек из-под крема |
| 1,5 | ||
87 | Техника безопасности при работе с аэрозольными красками. Ваза из бутылки с рисунком из манки | 0,5 | 1,5 | ||
АВГУСТ | 88 |
| 1 | ||
89 | Ваза из бутылки с рисунком из разных круп. Техника безопасности при работе с аэрозольными красками. |
0,5 | 1 | ||
90 | Выполнение работ к конкурсам |
| 1,5 | ||
91 | Обереги славян. Символика оберегов. Изготовление оберега "Подкова" Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5
0,5 | 0,5 | ||
92 | Изготовление оберега "Мешок счастья". Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | ||
93 | Бумажные банты для украшения открыток и подарков |
| 1,5 | ||
94 | Выполнение работ для выставки |
| 1,5 | ||
95 | Выполнение работ для выставки |
| 1,5 | ||
96 | Диагностика образовательных результатов владения терминологией в области декоративно-прикладного творчества методом опроса. | 1,5 |
| ||
|
|
| ИТОГО: | 20 | 124 |
Ожидаемые результаты соответственны задачам освоения 3 ступени.
Список использованной литературы:
Бреннан Э. «Украшение в стиле винтаж», ООО ТД Издательство «Мир книги», 2008.
Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.:«Мозаика-синтез», 2006.
Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009.
Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО “ЛАДА”, 2008.
Малышева А.Н., Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998.
«Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов», М.: Мой мир, 2006.
Румянцева Е. «Аппликация. Простые поделки» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
«Стильные штучки для вашего дома» М.: «Аст-Пресс книга», 2006
Фидио Д.К. «Изысканные цветы» М.: Мой мир, 2007.
Шептуля А. «Обереги своими руками» ООО Издательство «Эксмо», 2007.
Интернет-ресурсы
http://www.paper-art.ru/pages/kvilling/texnika.php
http://moikompas.ru/compas/quilling
http://www.kvilling.ru/index.php/kvilling/osnovy-tekhniki
http://mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1135-osnovy-kvillinga.html
1. «Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации», Вестник образования России, №9, май 2012.
Горячева Наталья Валерьевна