Программа мастерской по декоративно-прикладному творчеству «Сад чудес» (1 класс)
Пояснительная записка.
В проекте Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонней развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных, с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
Кружок «Сад чудес» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Направленность кружка «Сад чудес» является художественно-эстетической, по функциональному предназначению - общекультурной, по форме организации - кружковой, по времени реализации - годичной.
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании, что наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с различными видами материала и его свойствами.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время обучающихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, пластилином – это самые распространенные виды декоративно – прикладного творчества среди младших школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений и материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством.
Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному. Каждый блок программы имеет свою логическую структуру, что позволяет учитывать различную степень подготовки обучающихся, индивидуальные способности, направленность интересов.. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
Программа кружка «Сад чудес» рассчитана на детей 7-10 лет с нарушениями интеллекта, предназначена для 1 класса. Практические занятия составляют большую часть данной программы. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, правильно пользоваться инструментами и хранить их, поэтому особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение внеурочной деятельности выходит далеко за рамки усвоения обучающимися конкретных технологических операций. В ней все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Цель программы: всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей, создание условий для самореализации в творчестве, формирование практических трудовых навыков, развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи программы:
Обучающие:
расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами;
обучение приемам самостоятельной разработки поделок
учить понимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения, глазомера;
развитие памяти, внимания, мышления , сенсорики , мелкой моторики рук;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
воспитание уважительного отношения к результатам труда;
воспитание трудолюбия, аккуратности, бережливости, усидчивости, терпения;
воспитание культуры общения, доброго отношения к товарищам, умения работать в коллективе;
развитие активности и самостоятельности;
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая работа, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Методическое обеспечение программы.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи воспитателя.
Желательно больше половины времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ребенок вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Воспитателю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Воспитатель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие кругозор детей.
При организации деятельности детей в кружке учитывается ряд психологических требований. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры.
Для работы в кружке необходимы следующие предметы:
картон, цветная и бархатная бумага, альбомные листы;
карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
клей ПВА;
ватные диски и ватные палочки;
рамочки деревянные;
ножницы с тупыми концами;
мука, вода, соль, масло растительное;
пластилин, различные формочки;
растительные и природные сухие материалы;
крупы и макароны;
салфетки разных цветов.
Помещение должно быть оборудовано большим столом и достаточным количеством посадочных мест.
Комната для занятий должна быть светлой, просторной. Необходимо общее и индивидуальное освещение рабочих мест (особенно в позднее осеннее и зимнее время, когда ограничено естественное освещение.)
Требования к знаниям и умениям при работе в кружке « Сад чудес»
Обучающийся должен знать:
- правила ТБ;
- название различных инструментов, приспособлений и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия, свойства и виды материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея, проволоки, ниток и тонких приспособлений.
Обучающийся должен уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению и свойству;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
-обучить приемам художественного моделирования из бумаги;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения;
- выполнять посильные действия при решении проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Ожидаемые результаты:
Высокая степень интереса обучающихся к содержанию занятий кружка.
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
Самостоятельное изготовление изделия (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу).
Правильное использование инструментов в работе, соблюдение правил безопасности труда.
Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне.
Использование поделок в качестве декоративного оформление класса, квартиры, зала для проведения праздничных утренников.
Практическое применение своих умений и навыков в других сферах жизни.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 1 год обучения: 1 занятие в неделю, всего 34 часа в год.
Структура программы
Программа кружка «Сад чудес» основана на принципах: последовательности, наглядности, целесообразности. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Предусмотрены следующие виды труда:
- работа с природным материалом
- работа с бумагой
- работа с пластилином (пластиллинография) и соленым тестом
- работа с нетрадиционным материалом
В разделе «Работа с природными материалами» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, основными приемами работы с традиционными природными материалами - это шишки, листья, крупы, опилки, яичная скорлупа и многое другое.
Работа с бумагой знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Аппликация активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов со словесными и перевод их знаний в практическую деятельность, т.е. самостоятельное выполнение действий. Оригами способствует концентрации внимания. Так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Поделки из солёного теста и пластилина требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с солёным тестом вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно составлять творческую композицию. Занимаясь лепкой, дети успокаиваются, становятся более уравновешенными и внимательными. Развивается мелкая моторика рук, что способствует лучшему развитию речи.
Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Календарно-тематическое планирование кружка
№ п/п |
Наименование раздела |
Теория |
Практика |
Всего часов |
1 |
Введение. Вводные инструктажи по ТБ. Знакомство с работой кружка. |
1 |
- |
1 |
2 |
Экскурсия в лес (сбор природного материала). |
1 |
1 |
2 |
3 |
Работа с природным материалом. |
1 |
4 |
5 |
4 |
Работа с бумагой и картоном |
1 |
11 |
12 |
5 |
Работа с пластилином. |
- |
5 |
5 |
6 |
Работа с соленым тестом |
1 |
4 |
5 |
7 |
Работа с бросовым материалом |
- |
4 |
4 |
5 |
29 Итого |
34 |
Содержание программы на год
Тема занятия |
Содержание занятия |
1.Введение в предмет. Охрана труда |
Цель: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, его значением в жизни людей. Методическое оснащение: подборка различных иллюстраций по теме, предметы декоративно-прикладного творчества. Образцы материалов и инструментов. Основные понятия: дать общие понятия о материалах и инструментах, используемых в работе, ознакомить с правилами по технике безопасности. |
2.Целевая прогулка в лес. Сбор природного материала для поделок. |
Цель: рассказать детям о правилах сбора и засушивания растений, рассказать о правилах поведения в природе. Методическое оснащение: различные коробки и журналы для сбора материала. Основные понятия: собирать природный материал нужно в сухую и солнечную погоду. |
3. «Забавные превращения из природного материала». Изготовление поделок к выставке. |
Цель: формировать умения работать с природным материалом. Методическое оснащение: эскиз поделки, сухие растения, коряги, семена подсолнуха, крупы, шишки, картон для фона, клей ПВА, кисти и подставки для них. Основные понятия: учится составлять панно из природного материала. |
4. «Забавные превращения из природного материала». Изготовление поделок к выставке. |
Цель: формиравать знания о природных материалах и той среде, где их находят. Методическое оснащение: сухие листья, клей ПВА, цветной картон, кисти и подставки для них. Основные понятия: овладение понятием «аппликация», обучение приему наклеивания листьев на основу. |
5. «Забавные превращения из природного материала». Изготовление поделок к выставке. |
Цель: расширение представлений о видах природного материала, его свойствах. Методическое оснащение: цветной картон, клей ПВА, кисти и подставки для них, опилки, рис, гречка, цветные карандаши. Основные понятия: работа с опилками и крупами |
6. «Забавные превращения из природного материала». Изготовление поделок к выставке. |
Цель: формировать умения правильной работы с природным материалом. Методическое оснащение: скорлупа различных орехов, семена подсолнечника, веточки, фасоль, клей ПВА, кисти и подставки для них. Основные понятия: умение работать по образцу, составлять композицию. |
7. «Забавные превращения из природного материала». Изготовление поделок к выставке. |
Цель:закрепление умений работать с природным материалом. Методическое оснащение: шишки, ножницы, клей ПВА, кисти и подставки для них, семена клена, жёлуди, сухая трава. Основные понятия: составление объемной композиции. |
8. Работа с бумагой и картоном. Ознакомительная беседа. |
Цель: расширение представлений и знаний о бумаге: назначение, свойства, виды. Методическое оснащение: бумага разных сортов, вода, клей ПВА, Основные понятия: исследование свойств бумаги: рвется, мнется, намокает, клеится. Ознакомление с разнообразием видов бумаги. |
9. Работа с бумагой и картоном. |
Цель: развитие аккуратности, точности, эстетического вкуса. Методическое оснащение: цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА. Основные понятия: техника плоскостной аппликации. |
10. Работа с бумагой и картоном. |
Цель: развитие мелкой моторики рук Методическое оснащение: цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА. Основные понятия: техника обрывной аппликация. |
11. Работа с бумагой и картоном. |
Цель: обучение умению вырезать, сгибать заготовки. Методическое оснащение: цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА. Основные понятия: полуобъемная аппликация. |
12. Работа с бумагой и картоном. |
Цель: обучать умению трудится в коллективе, закрепить правила обращения с ножницами Методическое оснащение: цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА. Основные понятия: коллективная аппликация |
13. Работа с бумагой и картоном. |
Цель: развивать пластичность кистей рук, точность движений, воспитывать аккуратность. Методическое оснащение: цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА. Основные понятия: техника объемная аппликация |
14.Работа с бумагой. Знакомство с техникой папье-маше. |
Цель: дать детям представление о технике папье-маше, показать готовые изделия в этой технике. Методическое оснащение: готовые изделия, старые газеты, клестер, кисти, тарелка. Основные понятия: техника папье-маше |
15.Работа с бумагой. техника папье-маше. |
Цель: обучение изготовлению изделий в технике папье-маше. Методическое оснащение: старые газеты, клестер, кисти, тарелка. Основные понятия: техника оклеивания изделия газетами. |
16.Работа с бумагой в технике папье-маше. |
Цель: закрепление полученных представлений о технике папье-маше, развитие аккуратности и эстетического вкуса. Методическое оснащение: готовое изделие, краски, кисти. Основные понятия: покраска готового изделия |
17. Работа с бумагой в технике папье-маше. |
Цель: формировать умение производить раскраску и роспись готового изделия, развитие мелкой моторики рук. Методическое оснащение: готовое изделие, краски, кисти. Основные понятия: роспись готового изделия по замыслу. |
18.Работа с бумагой в технике модульное конструирование. |
Цель: обучение детей выполнять модульное конструирование из бумаги, развитие воображения и внимания. Методическое оснащение: бумага, карандаши. Основные понятия: модульное конструирование из бумаги. |
19. Работа с бумагой в технике модульное конструирование. |
Цель: коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. Методическое оснащение: бумага, карандаши. Основные понятия: модульное конструирование из бумаги. |
20. Работа с пластилином. |
Цель: познакомить со свойствами пластилина, раскрыть содержание понятия «пластилин», «приемы работы», «сборка», оформление работы, развивать творческие способности, фантазию, воображение. Методическое оснащение: пластилин, доска для лепки, стеки, цветной картон. Основные понятия: освоить объемное изображение- лепку. |
21. Работа с пластилином. |
Цель: освоить различные приемы лепки, научится аккуратно соединять детали. Методическое оснащение: пластилин, доска для лепки, стеки, цветной картон. Основные понятия: приемы скатывания-раскатывания, надавливания, растягивания, прищипывания. |
22. Работа с пластилином. |
Цель: развитие навыков коллективной работы, развитие мелкой моторики рук. Методическое оснащение: пластилин, доска для лепки, стеки, цветной картон. Основные понятия: дружный коллектив-залог плодотворной работы. |
23. Работа с пластилином. |
Цель: закрепить различные приемы лепки, научится аккуратно соединять детали. Методическое оснащение: пластилин, доска для лепки, стеки, цветной картон. Основные понятия: приемы скатывания-раскатывания, надавливания, растягивания, прищипывания. |
24. Работа с пластилином. |
Цель: научить составлять композицию, развивать воображение. Методическое оснащение: пластилин, доска для лепки, стеки, цветной картон. Основные понятия: закрепить различные приемы работы с пластилином. |
25. Работа с соленым тестом |
Цель: знакомство с соленым тестом, его свойствами, техникой изготовления, лепкой. Методическое оснащение: соль, вода, мука, клей ПВА, таз для теста. Основные понятия: технология приготовления соленого теста. |
26. Работа с соленым тестом |
Цель: знакомство с лепкой из теста отдельных частей, обучение сушке теста. Методическое оснащение: соль, вода, мука, клей ПВА, таз для теста. Основные понятия: сборные конструкции из соленого теста. |
27. Работа с соленым тестом |
Цель: научить детей аккуратной покраске готовых изделий из теста, развитие мелкой моторики рук. Методическое оснащение: краски гуашь и акриловые, акварель, кисти различного диаметра. Основные понятия: виды краски. |
28. Работа с соленым тестом |
Цель: обучение умению соблюдать пропорции при изготовлении изделий, развитие воображения. Методическое оснащение: соль, вода, мука, клей ПВА, таз для теста. Основные понятия: пропорции, композиция. |
29. Работа с соленым тестом |
Цель: развить фантазию и воображение детей, эстетический вкус. Методическое оснащение: соленое тесто, семена, сухие листья, шишки, и т.д. Основные понятия: отпечатки на тесте, использование различных семян, декоративные композиции. |
30.Работа с бросовым материалом. |
Цель: знакомство с понятием «бросовый материал», видами поделок из него. Методическое оснащение: картинки по теме, различный материал. Основные понятия: из любого подручного материала можно изготовить поделку. |
31. Работа с бросовым материалом. |
Цель: научить детей из подручных материалов мастерить интересные и необычные вещи. Методическое оснащение: ватные палочки и ватные диски, клей ПВА, картон для фона, краски и кисть. Основные понятия: правила работы с материалом. |
32. Работа с бросовым материалом. |
Цель: воспитать усидчивость и самостоятельность в работе. Методическое оснащение: компьютерные диски, клей, цветная бумага, нитки Основные понятия: фантазируй и все получится. |
33. Работа с бросовым материалом. |
Цель: развивать у детей интерес и желание изготавливать элементарные игрушки- самоделки. Методическое оснащение: пластиковые бутылки разного калибра, канцелярский нож, нитки, скотч. Основные понятия: дать понятие что такое игрушки-самоделки. |
34. Работа с бросовым материалом. |
Цель: воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца. Методическое оснащение: спичечные коробки, коробки из-под кофе, веревки, пуговицы, клей. Основные понятия: самостоятельное и совместное выполнение поделки. |
Учебно-методическое обеспечение программы:
Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,1992.
Ю.Б.Гомозова Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
Г.И. Перевертень “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.
Т.М. Геронимус “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
Агапова И., Давыдова М. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г.
В.В.Выгонов « Игрушки и поделки из бумаги» ,Москва Издательский Дом МСП 2006г.
Н.Докучаева «Мастерим бумажный мир». «Строим город», Санкт - Петербург «Диамант» «Валерий СПб 1997г.
Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике», Москва, 2006г.
Г. Н. Давыдова «Пластилинография»
Е. Черенкова «Оригами для малышей 200 простейших моделей»
Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001.
Приложение №1
Правила подготовки рабочего места
1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе.
Правила уборки своего рабочего места
1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри инструменты и крышку стола тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Все принадлежности убери.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле или специальной коробке лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила безопасной работы с пластилином
1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
Приложение №2
Правила безопасной работы с канцелярским ножом
1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Правила безопасной работы со швейной иглой
1. Храни иглу всегда в игольнице.
2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.
4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
5. Не втыкай иглу в одежду.
6. До и после работы проверь количество игл.
7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.
8. Не отвлекайся во время работы с иглой.
Правила безопасной работы с шилом
1. Храни инструмент в безопасном месте.
2. Работай шилом только на подкладной доске.
3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.
4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.
5. После работы убери шило в коробку.