Методические рекомендации «Красивые стопы»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Красненского района
Методическая разработка
«Красивые стопы»
Разработала: педагог доп. образования
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Дёшина Инна Николаевна
Красное-2020
Пояснительная записка.
«Человеческая стопа - это произведение искусства природы»
Немецкий физиолог Ш. Хомани.
Чтобы добиться значительных результатов в танце, работая с детьми, не обойтись без работы над стопой. Реализовывая творческие задумки в постановке танцев, мы вновь столкнемся с проблемой воспитания стоп. Крепкие, воспитанные стопы исполнителей позволяют говорить о достаточно профессиональной работе руководителя любого исполнительского коллектива.
Роль и значение стопы в искусстве танца невозможно переоценить. Помимо основных функций, которые стопа выполняет при исполнении любого движения в танце, она придает всей ноге эстетическую красоту и законченность позы. Поэтому правильное воспитание стопы, её "выученность", позволяет достичь желаемого эстетического результата.
Первое требование, выдвигаемое танцем к стопе – это её выворотность и дотянутость. Выворотность считается не естественным положением ног в жизни. На сцене выворотность – необходимое условие.
Второе требование – дотянутость стопы. “В классическом танце есть закон: как только нога отделяется от пола, то подъём непременно должен быть вытянут. Основным движением, которое приводит в рабочее состояние стопу и всю ногу, педагоги всех школ и времён называют battement tendu. А. Я. Ваганова называет его “основой всего танца”.
Предлагаемый комплекс упражнений направлен на развитие подъемов, на укрепление продольного и поперечного сводов.
Сильные, воспитанные, красивые стопы – залог не только здоровья, но и необходимое условие для исполнения танцевального репертуара.
Комплекс упражнений для развития подъемов.
1 упражнение.
И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед.
Выполнение: работаем стопами на себя-от себя 2 раза по 8 счетов.
2 упражнение.
Теперь по очереди: 2 раза по 8 счетов.
3 упражнение.
Сократили стопы и работаем только пальцами: 2 раза по 8 счетов.
4 упражнение.
Натянули стопы и работаем только пальцами: 2 раза по 8 счетов.
5 упражнение.
Сократили стопы: 1 – пальцы 2 – натянули стопы 3-вытянули пальцы 4 – сократили стопы
Повторить на 2 раза по 8 счетов.
6 упражнение.
Стопы сократить и раскрываем их в 1ю позицию
Повторить упражнение 2 раза по 8 счетов.
7 упражнение.
Натянуть стопы:
1 – сократить стопы
2 – раскрыть в 1ю позицию
3 – вытягиваем в «птичку»
4 – закрыть в 6ю позицию
Повторить 2 раза по 8.
Теперь выполнить упражнение в обратную сторону:
И.п. – стопы вытянуты по 6й позиции.
1 – «птичка»
2 – 1я позиция
3 – соединить стопы на себя
4 – вытянуть стопы в 6ю позицию.
Повторить 2 раза по 8.
8 упражнение.
Упражнение на растяжку стоп.
И.п. – сели на подъемы, руки сзади, пяточки соединить вместе.
Сидим в этом положении 10 счетов.
9 упражнение.
И.п. – сидя на подъемах, руки сзади.
Выполнение: по очереди вставать на полупальцы, затем на подъемы.
Повторить упражнение 2 раза по 8 счетов.
10 упражнение.
И.п. – сидя на подъемах, руки сзади.
Выполнение: выводим вперед правую ножку, параллельно полу и удерживаем 8 счетов.
Затем повторить с другой ноги.
Это упражнение повторить 3 раза.
11 упражнение.
И.п. – сидя на подъемах, руки сзади.
Выполнение: поднимаем одну ножку вверх и удерживаем 8 счетов.
Повторить упражнение с другой ноги.
12 упражнение.
И.п. – сидя на подъемах, руки спереди.
Выполнение:
1 – вырастаем в «складочку»
2 – в И.п.
Повторить 2 раза по 8 счетов.
13 упражнение.
И.п. – стоя.
Выполняем высокое «релеве» на полупальцы 30 раз.
14 упражнение.
И.п. – стоя
Выполнение: тщательно продавливаем пяточку вперед.
Затем другую ножку.
Повторить еще раз каждой ногой.
15 упражнение.
И.п. – стоя, высокое релеве.
Выполнение: сесть на корточки, перенести руки вперед, хорошо вываливаем пяточку и давим на пальчики.
16 упражнение.
И.п. – стоя, ножки вместе.
Выполнение:
1 -2 выбрасываем правую ножку вперед и вытягиваем носок.
3-4 – и.п
5-6 – повторить левой ногой
7-8 – и.п.
Повторить 2 раза по 8 счетов.
17 упражнение «Лягушачьи лапы»
И.п. – стоя, ножки на ширине плеч, руки на поясе.
Выполнение:
1-4 разводим пальчики стопы в стороны.
5-6 собираем их обратно.
Собираем стопу большим пальцем.
18 упражнение «Восточные туфельки»
И.п. – стоя, ножки на ширине плеч, руки на поясе.
Выполнение:
1 – поднимаем наверх кончики пальцев.
2 - опускаем.
Повторить 2 раза по 8 каждой ногой.
19 упражнение
И.п. – стоя, ножки на ширине плеч, высокие полупальцы, руки в стороны.
Выполнение:
1-4 медленно приседаем вниз на полупальцах, как будто сползаем по стеночке.
5-8 вырастаем.
20 упражнение «Заскок»
1-й уровень.
И.п. – плие, ножки вместе, руки на поясе.
Выполнение:
Поднимаем и опускаем стопы 20 раз.
2-й уровень.
И.п. – стоя, ножки вместе, руки на поясе.
Выполнение:
Делаем «заскок» с прямых коленочек.
Удерживаем положение 3 счета и возвращаемся в И.п.
21 упражнение «Заскок на подъемы с задержкой»
И.п. – стоя, ножки вместе, руки в стороны.
Выполнение:
Делаем «заскок» с прямых коленочек на подъемы и возвращаемся обратно. Удерживаем положение 3 счета.
22 упражнение «Сход - подъем»
И.п. – стоя, ножки вместе, руки в стороны или на поясе.
Выполнение:
Делая «заскок» с прямых коленочек на подъемы нужно плавно и бесшумно опуститься на колени.
Выполнять упражнение на силе стопы.
Затем сделать подъем, выталкивая себя мышцами.
23 упражнение «Кошка крадется»
И.п. – высокие полупальцы, руки на поясе.
Выполнение:
Выполняем ходьбу на высоких полупальцах по диагонали или через середину класса.
24 упражнение «Ходьба на подъемах»
И.п. – руки на поясе, локти в стороны.
Выполнение:
Выполняем ходьбу на подъемах по диагонали или через середину класса.
25 упражнение «Прыжки «Пингвин»
И.п. – руки на поясе, локти в стороны.
Выполнение:
Выполняем прыжки на прямых коленках по диагонали или через середину класса. Делаем толчок пяткой от пола.
26 упражнение
И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, ладошками опираемся сзади.
Выполнение:
Вытянуть подъемы, педагог вставляет между стоп карандаш. Удерживать положение 1 мин.
Далее кладем карандаш под пятки и запрещаем ребенку касаться пяткой карандаша.
Третий карандаш кладем под коленки и заставляем задней частью ноги сильно продавливать, чтобы педагог не смог вытащить карандаш.
Удерживать 1 мин.
27 упражнение «Сердитый кот»
И.п. – сед на коленях, ладошки лежат на полу перед коленями.
Далее делаем легкое плие.
Далее выходим на полупальцы.
Дополнительно идет растяжка.
Ставим пяточки на пол.
И затем делаем все в обратном порядке медленно.
Пяточки обязательно держать вместе.
Список литературы:
Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. М., «Искусство», 1987.
Воронина И. Историко-бытовой танец. М., «Искусство», 1980.
Ваганова А. Основы классического танца.- Л-д: 1980.
Колесников Н. Учебник анатомии и гистологии человека.- М., 1948.
Лопухов Ф. Хореографические откровенности.- М., 1971.
Миловзорова М. Анатомия и физиология человека. М., 1971.
Николаев Ю, Е.Нилов. Простые и полезные истины.- М.: Ф. и С.1986.
Спаджер С. Анатомия балета.- Лондон 1949.
Тарасов Н. Классический танец.- М., 1981.
Тихомиров В. Артист, балетмейстер, педагог.- М.,1971.
https://www.youtube.com/watch?v=6TWZor9B6Mg
https://www.youtube.com/watch?v=0Cn4l6WPero
https://www.youtube.com/watch?v=1y-cjaLPrpI
14.https://www.youtube.com/watch?v=E0AjTnoLnz8
Елена Гаврииловна Гончарова