Методическая разработка лекции по Русскому языку на тему "Правописание гласных в корне"

1
0
Материал опубликован 28 September в группе

Дисциплина «Русский язык»

Лекция 6

Тема: Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся


Практическая работа.


Что такое безударные гласные в корне и зачем они важны

Безударная гласная в корне слова — это та гласная, которая в данной форме слова не произносится с ударением и часто становится предметом запоминания: как писать именно эту гласную в корне.

В орфографии различают три группы:

проверяемые безударные гласные в корне;

непроверяемые безударные гласные в корне;

чередующиеся гласные в корне (чередование).

t1759050031aa.gif

Проверяемые безударные гласные в корне

Определение

Это безударные гласные, которые можно «проверить» по форме, где они звучат под ударением. Другими словами, найдётся форма слова (существительное, глагол, прилагательное и т. п.), в которой та же самая гласная в корне произносится под ударением и её можно «посчитать» по звучанию.

Как определить

- ищем форму слова, где этот же корень имеет ударение на эту гласную.

- если такая форма есть и гласная в корне произносится ясно под ударением — гласная считается проверяемой.


Примеры:

Город — городá (во множественном числе/формах) или горóда?

здесь важно понимать, что в разных формах ударение может сдвигаться. В качестве примера часто приводят: город — города (ударение падает на первый слог в основе слова). В любом случае — в этих парах корневая гласная под ударением звучит в некоторых формах.

Мост — мостá/мосты

корневая гласная «о» произносится под ударением в формах мост, моста, мосты.

t1759050031ab.gif


3. Непроверяемые безударные гласные в корне

Это безударные гласные в корне, которые не поддаются проверке ударением ни в каких формах слова. Иными словами, не существует такой формы, где именно эта гласная оказалась бы под ударением и произносилась бы отчетливо.


Как понять, что гласная непроверяемая

- если после попыток подобрать различные формы не удаётся получить ударение на этой же корневой гласной — чаще всего речь идёт о непроверяемой гласной.

- запоминайте такие гласные и учите конкретные слова целиком (как они пишутся в обычной форме).


4. Чередование гласных в корне

Чередование гласных в корне — это ситуация, когда в разных формах одного и того же слова в корне появляются разные гласные.


Основные правила чередования гласных:

1.     Чередование А  О в корне лаг  ложкас — кос:

В корне лаг  лож пишется «а», если за корнем следует суффикс «а», и «о», если суффикса нет. Пример: полагать — положить.

В корне кас  кос пишется «а», если за корнем следует суффикс «а», и «о», если его нет. Пример: касаться — коснуться.

2.     Чередование Е  И в корне бер  бирдер  диртер  тирмер  мирпер  пирстел  стилжег — жиг:

В этих корнях пишется «е», если нет суффикса «а», и «и», если он есть. Пример: заберу — забирать, растереть — растирать.

t1759050031ac.gif


3.     Чередование А  О в корнях зар  зор:

Под ударением пишется «о», без ударения — «а». Пример: зорька — заря.

4.     Чередование А  И в корнях мак  мок:

В корне мак пишется «а», если значение связано с погружением в жидкость. Пример: макать в воду.

В корне мок пишется «о», если речь идёт о состоянии, связанном с жидкостью. Пример: промокнуть под дождём.

5.     Чередование О  А в корне гор  гар:

Без ударения в корне пишется «о», под ударением — «а». Пример: загореть — гарь.

6.     Чередование А  О в корне твор  твар:

Под ударением пишется «о», без ударения — «а». Пример: творение — тварь.

t1759050031ad.png

t1759050031ae.png

Краткое заключение:

Проверяемые безударные гласные — можно «проверить» по формам с ударением; такие слова обычно запоминаются по парам/формам (лес/леса, мост/моста и т. п.).

Непроверяемые безударные гласные — без форм с ударением, которые бы ясно показывали их звучание в корне; такие гласные требуют запоминания.

Чередование гласных в корне — предмет специальных правил и примеров.

Важный навык: умение быстро классифицировать слова и подбирать форму, которая «проверяет» нужную гласную, либо запоминать непроверяемые и чередующиеся пары.


Для закрепления материала посмотрите видео урок

https://rutube.ru/video/bd5cf24b73042e686ccc8ab4c7db7bfa/


Домашнее задание: Вставьте пропущенные гласные в корни слов, опираясь на правила правописания проверяемых и чередующихся гласных.

З..ря — з..рный

Л..гать — пол..жение

Пром..кать — м..кнуть

Б..рожить — поб..рание

Тв..рец — утв..рь

Гор..ть — заг..релый


Работы вышлите в мессенджер МАХ или телеграмм по номеру телефона. В сообщении укажите вашу фамилию и группу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации