Методическая разработка мастер-класса для педагогов ДОУ «Роспись по камню»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №7»
Методическая разработка мастер-класса для педагогов ДОУ
Тема: «Роспись по камню»
Разработала и провела: воспитатель
Белогорова Алла Николаевна
Г. Великие Луки, 2022г.
Цель мастер-класса:
Познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования (по камню), научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием данного нетрадиционного метода.
Задачи мастер-класса:
- Знакомство с росписью по камню как с одним из видов изобразительного искусства, средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.
- Создание условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
- Передача опыта работы путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов, совместная отработка этих приемов.
- Развитие коммуникативных качеств педагогов.
Форма проведения мастер-класса:
- Выступление с презентацией +практическая работа.
Материал и оборудование для работы:
Демонстрационный материал: презентация по теме мастер-класса, мультимедийная установка
Раздаточный материал:
- плоские, гладкие камни;
-грунтовка;
- акриловые краски;
- кисти №1, 2, 3;
- стаканчики с водой;
- палитра для красок;
- влажные салфетки;
- клеенки;
- простой карандаш.
Ход мастер-класса:
Теоретически - демонстрационная часть. Объявление темы и цели мастер-класса. Выступление с показом презентации.
- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня – «Роспись по камню ».
Слайд 1
Цель данного мастер – класса такова:
Познакомить вас с приемами нетрадиционного рисования (по камню), научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием данного нетрадиционного метода.
Это занятие подойдет как взрослому человеку, так и детям. Данный вид художественной деятельности не требует больших финансовых затрат и особого мастерства владения техникой рисования. Все, что потребуется начинающему художнику, это богатое воображение и энтузиазм
Опыт работы в данной технике вы с успехом сможете использовать и в своей работе с детьми как нетрадиционный вид рисования. Это – прекрасный способ развития творческих способностей детей, активизации сенсорного развития ребенка, моторики, пространственного восприятия, прямого и косвенного стимулирования развития речи, воображения и мышления.
Слайд 2
Камень был, пожалуй, одним из первых предметов, который человек взял в руки осознанно. По изделиям из камня, сохранившегося с далёких времён, можно судить о жизни первобытного человека. Так называемые " рубила " служили универсальным орудием в охоте и быту. Использовать камень как основу для творчества люди стали тоже очень давно. Первобытные люди рисовали на камнях таинственных животных или явления природы, веря, что они будут оберегать их. Однако роспись камней и сегодня очень популярна. Например, в наши дни хорошим тоном считается подарить близкому другу на день рождения камень, украшенный авторским рисунком или декорированный каким-либо другим способом. Расписными камнями можно украсить любимый сад: пространство под деревом, цветочные клумбы, садовые дорожки, водоёмы.
Возьмите в руки камешек, обследуйте его (участники группы манипулируют с камнем) Назовите какой он? (ровный, гладкий, шероховатый, зернистый, вытянутый, заостренный)
Именно с этих шагов и необходимо начинать свою работу с детьми. Прежде чем раскрасить камень, необходимо дать ребенку с ним наиграться. Так, рассматривая камушки, дети постепенно учатся видеть образ. Фантазии могут быть самыми разными. Иногда рисунок подсказывает сама форма камушка.
Давайте пофантазируем. Рассмотрите внимательно камень и расскажите, что он вам напоминает. (Участники рассматривают камни с целью увидеть образ).
В таких играх дети занимаются опредмечиванием – наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы. Камешек на какое-то время теряет свою сущность как природный объект и становится тем, что в нём удалось увидеть: рыбкой или божьей коровкой.
Что нарисовать на камне? Подбирать рисунок необходимо, исходя из собственных художественных навыков и возможностей. Выбор объектов для рисования на камне безграничен. На камнях изображают как стандартные узоры в виде божьих коровок, бабочек, грибочков и гусениц, так и сложнейшие картины, выполненные в точечной технике. Стоит только найти камень и дать волю своему воображению.
Слайд 3
Однако далеко не каждый камень может стать основой для картины. Попадаются камни слишком пористые, они забирают в себя всю краску, или щербатые, на таких рисунок будет размытым. Поэтому для творчества лучше подбирать гладкие камни с плотной фактурой.
Материал для работы в буквальном смысле слова валяется под ногами, поэтому перед началом процесса отобранные камни следует хорошенько вымыть в мыльно-содовом растворе и высушить.
Слайд 4
Для простоты выполнения задачи весь творческий процесс лучше разделить на последовательные этапы:
Выбор материала (камней) для росписи.
Нанесение грунтовки.
Нанесение основы белого цвета.
Составление эскиза рисунка.
Подбор красок и кистей.
Перенос рисунка на камень.
Фиксация узора.
Слайд 5
Итак, нам понадобится:
- Подходящие камни.
- Грунтовка для выравнивания поверхности и лучшего сцепления краски с поверхностью камня. Для этих целей можно использовать и обычный клей ПВА.
- Краски. Лучше использовать акриловые краски. Они легко смешиваются и дают яркий, насыщенный цветовой эффект. Следующим преимуществом данной краски является то, что она быстро сохнет, создает глянцевый блеск и не смывается водой. При работе с детьми можно использовать и гуашь.
- Кисти разной ширины. Кисти следует использовать синтетические
. -Карандаши для нанесения эскиза.
- Акриловый лак для финальной обработки изделий.
- Вода.
- Палитра для смешивания красок.
- Бумажные салфетки для промокания кисти с краской.
Основной этап обучения нетрадиционной техники рисования «роспись по камню»
Итак, когда все материалы подготовлены можно начинать творить.
Сначала на подготовленные камни наносится грунтовка. После нанесения слоя грунта камень нужно хорошенько просушить.
Затем наносится основа из белой краски. Можно использовать акриловую эмаль. Если камень светлый и гладкий или же вы не планируете наносить рисунок на всю поверхность камня, этап можно пропустить.
После этого можно приступать к окрашиванию. Если необходимо, простым карандашом делается набросок, наносим контуры рисунка.
Раскрашиваем набросок. Если после высыхания краска всё-таки выглядит тускло, то нанесите второй слой. После нанесения каждого слоя краски камень необходимо оставлять на 15-20 минут для просушивания. (В идеале на несколько часов) То же делают после того, как рисунок закончен.
Далее тонкой кистью рисуются детали.
Для закрепления росписи, а также для придания глянцевого блеска камень покрывается лаком. Для этого можно использовать как акриловый, так и мебельный или паркетный лак.
Слайд 6
Сегодня я предлагаю вам создать на камнях образы жучков. Но если есть желание и чувствуете в себе силы, можете воспользоваться предложенными вариантами или раскрасить по своему желанию.
Я уже подготовила для вас камни. Вымыла их, загрунтовала и нанесла основной фон.
Слайд 7
Практическая часть. Проводит индивидуальный инструктаж.
Вам остаётся определиться с рисунком, сделать набросок и раскрасить его. При раскрашивании не спешите, из-за неровностей камня линия иногда получается не такой, как нам хотелось бы.
Освоение педагогами приемов выполнения нетрадиционной техники рисования на камне «Божья коровка». Педагог проводит контроль соблюдения техники безопасности, качества выполняемой работы.
На заключительном этапе идет обсуждение творческих работ, закрепление полученных знаний, вопросы, предложения участников мастер-класса.
Коллеги! Наш мастер-класс подошёл к концу. В конце нашей встречи хотелось бы сказать о том, где же можно использовать такие замечательные работы. Расписанные камушки можно использовать для украшения групповой комнаты, разместив их в уголке для занятия изобразительной деятельностью или уголке природы. Можно использовать их как счетный материал по математике. Также можно использовать камушки в дидактических играх, сравнивая их по форме, цвету; в сюжетно-ролевых играх, если «превратить» их в продукты питания, или в животное, куклу, а также в театрализованной деятельности. Всё зависит от фантазии ребенка и педагога.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание! Благодарю за сотрудничество! Всем творческих успехов!
По окончанию мастер-класса выдаются памятки «Роспись по камню»
Потамошнева Наталья Алексеевна
Белогорова Алла Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна