Методическая разработка мастер-класса «Гитара для всех»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» С .ШАРАН
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МАСТЕР-КЛАССА
«ГИТАРА ДЛЯ ВСЕХ»
Проводимого в рамках «Пушкинской карты»
Для молодёжи 14-22 лет
РАЗРАБОТЧИК: Соколова А.В.
преподаватель по классу гитары
ШАРАН 2023
Методическая разработка мастер-класса преподавателя Соколовой А.В.
Тема: « Гитара для всех»
Методическая разработка составлена для организации и проведения мастер-класса «Гитара для всех», проводимого в рамках проекта «Пушкинская карта» для молодёжи 14-22 лет.
Цель мастер-класса:
Повышение уровня музыкальной культуры среди молодежи, популяризация игры на традиционных музыкальных инструментах.
Задачи мастер-класса:
Развивающие:
-Развитие внимания, музыкально-слуховых представлений,
активизация слухового контроля, развитие координации движений.
Обучающие:
- Познакомить слушателей с музыкальным инструментом, посадкой и постановкой рук, различными видами аккомпанемента на гитаре.
-Научить правильно извлекать звук и грамотно применять приёмы звукоизвлечения.
Воспитательные:
- Воспитание целеустремлённости и настойчивости в овладении инструментом.
- Воспитание эстетического вкуса, любви к музицированию.
Мотивационные:
-Способствовать созданию внутреннего комфорта на мастер-классе.
Здоровьесберегающие:
- Правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
-Рациональная организация урока с чередование различных видов учебной деятельности.
- Обеспечение психологического комфорта во времямастер- класса.
Методы: практические (игра и показ на инструменте), беседа, рассказ, демонстрация дидактического материала.
Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные, здоровьесберегающие.
Оборудование: музыкальные инструменты, проектор, экран, компьютер.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- практическое освоение участниками начальных навыков игры на шестиструнной гитаре;
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
Ход мастер-класса:
Организационный этап
Основной этап
Заключительный этап. Выводы.
1. Организационный момент.
Представление преподавателя. Обозначение темы мастер-класса, целей и задач данного мероприятия. Вступительное слово:
В настоящее время заметно возрос интерес к шестиструнной гитаре. В Детские музыкальные школы приходят дети, желающие научиться играть на ней профессионально. Но как быть тем, кто хочет играть на гитаре на уровне любителя, аккомпанировать себе и другим несложные популярные песни?
С недавних пор в жизнь учреждений культуры вошли мероприятия, проводимые в рамках проекта «Пушкинская карта» для молодежи 14-22 лет, где стало возможным для многих воплотить свою мечту в реальность и познакомиться с азами исполнения на гитаре.
Данный мастер-класс был разработан с целью ознакомления и приобщения молодежи к этому замечательному и доступному для всех инструменту, объяснить доступным языком методы постепенного овладения им.
Прошу участников мастер-класса представиться и рассказать в двух словах были ли они уже знакомы с гитарой.
2. Основная часть.
Для более полного знакомства с инструментом кратко рассказываю его историю:
Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент. Используется она как в сольном исполнительстве, так и в качестве аккомпанирующего инструмента. Корни её истории уходят в глубокую древность- II тыс. до н.э.
Гитара сильно отличалась от своего современного вида и формой, и количеством струн.
В средние века расцвет гитарного искусства пришелся на Испанию. Именно там она видоизменяется и приобретает 6 струн. Хотя окончательный современный вид приобретает только в XIX веке.
В Россию гитара попала в XVIII веке, а в XIX в. была сформирована 7ми струнная, русская гитара.
Сегодня мы с вами держим в руках классический вид шестиструнной гитары. Струны у неё двух видов- тонкие нейлоновые 1,2,3 струны и более толстые металлические- так называемые басовые – 4,5,6 струны.
Еще один распространенный вид гитары, более подходящей для аккомпанемента- это акустическая гитара. Звучание у неё ярче классической, а струны чаще всего все металлические.
Существуют так же и другие варианты гитар, среди них выделим электроакустическую ( акустическая гитара с подключением к электроусилителю), полуакустическую гитару- электрогитара, которая позволяет играть и без подключения.
Переходим к практической части:
Рассказываю об устройстве гитары и способе настройки струн. Посадка у нас будет более свободной, в отличии от классической.
Варианты посадки и постановки инструмента показываю на себе, затем, после того, как все взяли в руки гитары, прошу повторить, корректируя при необходимости.
Затем ставим на струны правую руку, показываю способ звукоизвлечения этой рукой на примере арпеджио по открытым струнам.
Прежде чем перейти к постановке левой руки, рассказываю о буквенном обозначении аккордов ( слайд 2) с некоторыми из них мы сегодня познакомимся поближе на примере песни В. Цоя «Звезда по имени Солнце» и научимся исполнению простого боя с заглушением струн.
Кроме буквенного обозначения, для тех, кто не владеет нотной грамотой, существуют табулатуры, которые мы будем сейчас читать (слайд 3)
Рассказываю, что на схеме мы видим нарисованный гриф гитары в пределах 3 ладов. Самая низко звучащая, 6 струна записывается внизу, самая верхняя- вверху. Черные точки- место прижатия пальцев на ладах.
Крестиком обозначается струна, которую мы не используем в аккорде. Буква О предполагает звучание открытой, неприжатой струны.
Обращаем внимание на левую руку, убираем большой палец за гриф, а оставшимися округленными пальцами плотно прижимаем лады ближе к порожкам. Большую роль играет место соприкосновения пальца с ладом. Если палец будет лежать, то не даст соседним струнам звучать. Поэтому стараемся прижимать его ближе к ногтю.
Переходим к изучаемой песне: В. Цой «Звезда по имени Солнце» ( слайд 3)
Исполняю куплет из песни, демонстрирую как выглядит запись текста с аккордами. Но работа с текстом- это уже более поздний этап а освоении аккомпанемента, а сегодня мы займемся только изучением аккордов и боя к ним.
На примере первого аккорда Am закрепляем теорию. Для удобства в табулатуре сразу подписываю аппликатуру. Вместе по порядку проговариваем процесс постановки каждого пальца на конкретную струну и лад. Отмечаем, что около 6 струны стоит крестик- её мы не играем. Пятую и первую струну не зажимаем, они будут звучать открытыми. Большим пальцем правой руки движением сверху вниз проводим по струнам, от пятой к первой. В процессе корректирую постановку рук слушателей. Если все 5 струн прозвучали, значит, всё было выполнено правильно и можно переходить к следующему аккорду.
Таким же способом изучаем оставшиеся аккорды и переходим к бою.
Существует различные способы аккомпанемента на гитаре, это огромное количество различных видов боя, перебора, чередования баса и аккорда и многое другое.
Наш бой состоит из четырёх движений, выполняемых указательным пальцем правой руки: удар по струнам вниз, удар вверх, снова удар вниз с заглушением и удар вверх.
Останавливаемся на ударе с заглушением. Выполняем его обычным движением указательного пальца вниз, но сразу же глушим их ударом ребра кисти со стороны большого пальца. Вообще глушить можно разными частями кисти, каждый подбирает удобный вариант под себя. Отрабатываем заглушение, обычно у многих не получается сразу приспособиться к исполнению, поэтому акцентируем повышенное внимание этой части занятия.
Конечно же, для того, чтобы аккорды звучали без остановок нужно будет систематически заниматься, пальцы будут автоматически запоминать расположение аккордов и со временем пропадут все ненужные паузы в игре.
В завершении занятия слушатели уже могут соединить в медленном темпе аккордовую цепочку изучаемой песни заданным боем.
3.Заключительный этап.
Подводим итоги прошедшего мастер-класса. Слушатели познакомились с инструментом, узнали его историю, научились правильной посадке, постановке инструмента, чтению табулатур и грамотному звукоизвлечению. На примере известной песни научились исполнять аккордовую цепочку одним из видов боя.
Данное занятие является самой первой ступенькой в изучении искусства аккомпанемента на гитаре. Желающим продолжить своё дальнейшее самостоятельное обучение уже будет намного проще разобраться с исполнительскими приёмами и освоением аккордов, не затронутых рамками мастер-класса.