12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Иванова Татьяна Владимировна338
Горжусь тем, что я учитель в третьем поколении! Уверена, что не только я даю знания детям, но и они мне дают стимул к познанию нового! Я расту и развиваюсь вместе с обучающимися,все мои достижения связаны с ними и благодаря им!
Россия, Новосибирская обл., г.Купино
4

Методическая разработка мастер-класса и презентации «Рифма.Ритм»



Государственное бюджетное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Купинский межрайонный аграрный лицей"

Мастер- класс

«ПОЭТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

в рамках проведения декады русского языка и литературы

Слайд 1

Тема: Стихи и проза. Ритм и Рифма.

Слайд 2

Цель мастер- класса: ознакомление и овладение приемами стихосложения

Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;

2. познакомить с ритмом, рифмой (её видами);

3. научить рифмовать слова, создавать буриме.

Педагог-мастер: Иванова Т.В.

Участники: обучающиеся лицея

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал

Продолжительность мастер - класса: 45 минут

Ход мастер - класса

Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Почему этой теме я уделяю особое внимание?

Мне близка поэзия, пишу стихи, вижу творческий потенциал в вас, своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть ваши таланты в стихосложении и художественном чтении.

I. Разминка «Имя – качество»

Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумайте и допишите качество (например, Катя – красивая). А вот и моя визитка – Татьяна – мастер.

Слайд 3

Введение в тему мастер – класса

Вопрос-шутка

Мы на закате с поля возвращались,

Ядреным потом стылый воздух пах.

У каждого обветрено качалась

За плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки.

(Ответ: поэт)

III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

Мастер: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Слайд 4

Тайна первая: наша речь.

Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.

(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)

Все они – известные писатели.

Прослушайте два текста и определите: чем они похожи между собой и какие имеют различия;

перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.

Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

Кому из трех писателей принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю. Лермонтову)

Слайд 5

Все ли писатели, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? (Нет. С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе, М. Лермонтов – в стихах и прозе)

Слайд 6

Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)

Слайд 7

Тайна вторая: стихотворная речь.

IV. Знакомство с ритмом.

Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, капли дождя с крыши, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

Сделаем вывод, что же такое ритм?

Слайд 8

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

Слайд 9

Попробуем определить ритм этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог (совместно с мастером).

Вывод: В стихе это чередование ударного и безударного слога.

Слад 10

Тайна третья: рифма.

V. Знакомство с рифмой.

Мастер: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

Что же такое рифма?

Слайд 11

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

(от греч. рифмос – стройность)

Пришло время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.

Игра «Найди рифму».

парта - …(карта)

пенал - … (журнал)

указка - … (сказка)

ручка - … (штучка)

соль - …(фасоль)

доска - …(тоска)

диск - …(риск)

мир - …(пир)

поэт - …(секрет)

учитель-…вдохновитель.

Мастер: Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бывают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая).

Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию. Представим (условно) их как А и Б.

Слайд 12

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Слайд 13

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Слайд 14

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

Мастер: А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня - задание выполнено – будет ваша поднятая вверх рука.

Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)

Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Школа моя деревянная!...

Время придет уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать. (перекрестная)

Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом. (парная)

«Ты вразуми меня, герой, -

Со вздохом голова сказала, -

Твоя десница доказала,

Что я виновен пред тобой» (опоясывающая)

Мастер совместно с участниками соревнующихся групп определяет правильность ответа выступающей группы.

Слайд 15

Последняя тайна – буриме.

VI. Поэтическая мастерская (работа в группах)

Слайд 16

Мастер: А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.

Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.

Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

На полянку вышел зайка

Видит - там синичек стайка.

Он открыл свою шкатулку

Дал синицам с маком булку.

Слайд 17

Каждая группа выберет 1 пару рифмующихся слов на тему «Лицей». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

1 группа: ручка - штучка, знать – писать.

2 группа: жили-ходили, урок – звонок.

(По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные смайликами).

VII. Итог мастер-класса

Мастер: Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.

Слайд 18

Какие тайны стихосложения вы открыли для себя на мастер – классе «Поэтическая мастерская»?

Чему вы научились?

Слайд 19

VIII. Рефлексия.

Мастер: А сейчас, я попрошу вас поднять карточку – смайлик, соответствующую Вашему настроению по завершению мастер – класса.

Благодарю за активную совместную работу! Всего Вам доброго!

Приложение 2

Группа 1

Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши.

Группа 2

Школа моя деревянная!...

Время придет уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

«Ты вразуми меня, герой, -

Со вздохом голова сказала, -

Твоя десница доказала,

Что я виновен пред тобой»

Приложение 3

Группа 1

Ручка - штучка, знать – писать.

Группа 2

Жили-ходили, урок – звонок


Презентация мастер-класса
PPT / 3.14 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.