Методическая разработка мастер-класса и презентации «Рифма.Ритм»
Пояснительная записка к презентации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Купинский межрайонный аграрный лицей"
Мастер- класс
«ПОЭТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
в рамках проведения декады русского языка и литературы
Слайд 1
Тема: Стихи и проза. Ритм и Рифма.
Слайд 2
Цель мастер- класса: ознакомление и овладение приемами стихосложения
Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;
2. познакомить с ритмом, рифмой (её видами);
3. научить рифмовать слова, создавать буриме.
Педагог-мастер: Иванова Т.В.
Участники: обучающиеся лицея
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал
Продолжительность мастер - класса: 45 минут
Ход мастер - класса
Вступительное слово.
Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.
Почему этой теме я уделяю особое внимание?
Мне близка поэзия, пишу стихи, вижу творческий потенциал в вас, своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть ваши таланты в стихосложении и художественном чтении.
I. Разминка «Имя – качество»
Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумайте и допишите качество (например, Катя – красивая). А вот и моя визитка – Татьяна – мастер.
Слайд 3
Введение в тему мастер – класса
Вопрос-шутка
Мы на закате с поля возвращались,
Ядреным потом стылый воздух пах.
У каждого обветрено качалась
За плечом рубашка на граблях.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки.
(Ответ: поэт)
III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.
Мастер: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Слайд 4
Тайна первая: наша речь.
Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.
(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)
Все они – известные писатели.
Прослушайте два текста и определите: чем они похожи между собой и какие имеют различия;
перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.
Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
Кому из трех писателей принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю. Лермонтову)
Слайд 5
Все ли писатели, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? (Нет. С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе, М. Лермонтов – в стихах и прозе)
Слайд 6
Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)
Слайд 7
Тайна вторая: стихотворная речь.
IV. Знакомство с ритмом.
Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, капли дождя с крыши, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)
Сделаем вывод, что же такое ритм?
Слайд 8
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.
Слайд 9
Попробуем определить ритм этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог (совместно с мастером).
Вывод: В стихе это чередование ударного и безударного слога.
Слад 10
Тайна третья: рифма.
V. Знакомство с рифмой.
Мастер: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
Что же такое рифма?
Слайд 11
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
(от греч. рифмос – стройность)
Пришло время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.
Игра «Найди рифму».
парта - …(карта)
пенал - … (журнал)
указка - … (сказка)
ручка - … (штучка)
соль - …(фасоль)
доска - …(тоска)
диск - …(риск)
мир - …(пир)
поэт - …(секрет)
учитель-…вдохновитель.
Мастер: Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая).
Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию. Представим (условно) их как А и Б.
Слайд 12
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Слайд 13
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Слайд 14
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
Мастер: А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня - задание выполнено – будет ваша поднятая вверх рука.
Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать. (перекрестная)
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (парная)
«Ты вразуми меня, герой, -
Со вздохом голова сказала, -
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой» (опоясывающая)
Мастер совместно с участниками соревнующихся групп определяет правильность ответа выступающей группы.
Слайд 15
Последняя тайна – буриме.
VI. Поэтическая мастерская (работа в группах)
Слайд 16
Мастер: А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.
Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
На полянку вышел зайка
Видит - там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку
Дал синицам с маком булку.
Слайд 17
Каждая группа выберет 1 пару рифмующихся слов на тему «Лицей». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1 группа: ручка - штучка, знать – писать.
2 группа: жили-ходили, урок – звонок.
(По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные смайликами).
VII. Итог мастер-класса
Мастер: Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.
Слайд 18
Какие тайны стихосложения вы открыли для себя на мастер – классе «Поэтическая мастерская»?
Чему вы научились?
Слайд 19
VIII. Рефлексия.
Мастер: А сейчас, я попрошу вас поднять карточку – смайлик, соответствующую Вашему настроению по завершению мастер – класса.
Благодарю за активную совместную работу! Всего Вам доброго!
Приложение 2
Группа 1
Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши.
Группа 2
Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
«Ты вразуми меня, герой, -
Со вздохом голова сказала, -
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой»
Приложение 3
Группа 1
Ручка - штучка, знать – писать.
Группа 2
Жили-ходили, урок – звонок
Презентация мастер-класса
PPT / 3.14 Мб