Методическая разработка мастер-класса и презентации «Рифма.Ритм»
МАСТЕР-КЛАСС «Стихотворная и прозаическая речь. Рифма. Ритм» Разработала преподаватель ГБПОУ НСО «Купинский межрайонный аграрный лицей» Т.В.Иванова
ознакомление и овладение приемами стихосложения. ознакомление и овладение приемами стихосложения. 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты; 2. познакомить с ритмом, рифмой (её видами); 3. научить рифмовать слова, создавать буриме. ЗАДАЧИ: ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА:
Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их. Тайна первая: наша речь
Все ли писатели, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе, М. Лермонтов – в стихах и прозе.
Тайна вторая: стихотворная речь Где в жизни можно встретить ритм? Музыка, танцы, биение сердца, капли дождя с крыши, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.
Тайна третья: рифма Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк (от греч. рифмос – стройность).
Перекрёстная АБАБ А У Лукоморья дуб зелёный; Б Златая цепь на дубе том: А И днём и ночью кот учёный Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ А В темнице там царевна тужит, А А бурый волк ей верно служит; Б Там ступа с Бабою Ягой Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая АББА А И там я был, и мёд я пил; Б У моря видел дуб зелёный; Б Под ним сидел, и кот учёный А Свои мне сказки говорил.
БУРИМЕ - в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
Какие тайны стихосложения вы открыли для себя на мастер – классе «Поэтическая мастерская»? Чему вы научились?