Методическая разработка мероприятия «День здоровья "Тайна третьей планеты"» (5–10 класс)
Методическая разработка мероприятия
День здоровья «Тайна третьей планеты»,
посвященного Дню космонавтики
Участники игры – обучающиеся МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» 1-2 курса (учащиеся 5-7 классов). В связи с ограничениями Роспотребнадзора, введенными в связи с Ковид-19, общее количество участников не должно превышать 50 человек.
Рекомендуемое количество участников в команде – 5-6 чел.
Цель игры: Создание условий для самореализации личности ребенка в соревновательно-игровой деятельности.
Задачи игры:
- актуализация знаний, умений и навыков, расширение кругозора обучающихся в области космонавтики и прикладных наук;
- формирование мотивации к активным видам отдыха, пропаганда ЗОЖ;
- создание условий для сплочения детского коллектива в совместной деятельности.
Игровая методика – сюжетно-ролевая игра.
Педагогическая характеристика игры – коммуникативная, творческая, продуктивная.
Игровая среда – в условиях школьного стадиона, парка.
Игровое оборудование – см. в таблице содержания этапов игры.
Предполагаемые результаты:
- формирование патриотизма, российской гражданской идентичности обучающихся;
- воспитание чувства гордости за свою Родину и ее достижения в области космонавтики;
- формирование у обучающихся познавательного интереса к истории советской и российской космонавтики, к жизни и гражданскому подвигу советских и российских космонавтов;
- формирование у обучающихся познавательного интереса к астрономическим знаниям, касающимся развития космонавтики, изменения научной картины мира, а также к профессиям, связанным с освоением космоса;
- развитие творческого воображения обучающихся, расширение их кругозора и любознательности;
- воспитание у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, укрепление физического, психического, социального здоровья.
Идея игры:
С далекой планеты Альфа поступил сигнал, ученым удалось его расшифровать. В послании говорится о том, что жители этой планеты обращаются к землянам за помощью. Нужно срочно снарядить экспедицию. В состав спасательного отряда войдут члены команды, наиболее успешно прошедшие все испытания отбора в отряд космонавтов.
Никто не может остаться в стороне от подготовки этой Великой экспедиции. Участвуют все. И побеждают или проигрывают тоже все. И нужно спешить, так как Временной портал будет открыт только семьдесят минут.
Краткий сценарий игры:
- Появление Ученого. Ввод в тематику игры. Раздача космокарт (маршрутные листы).
- В назначенный час все команды самостоятельно отправляются по маршрутам.
- Этапы разбросаны вдоль тропинок паркового массива (парк на ул.Степанова). Кураторы этапов – Хранители – старшекурсники 3-4 курса (учащиеся 8-10 классов).
- Каждая команда отряд проходит свой маршрут в свободном порядке, самостоятельно находя места расположения этапов в любой последовательности, исходя из возможностей команды.
- Количество пройденных этапов не важно. Чем больше, тем лучше. Ограничение только временное – 1 час (открытие Временного портала – 70 минут, из них 60 минут – игра, 10 минут – подведение итогов), по истечении которого все участники собираются на Стартовой площадке (центральная поляна парка).
- За любое правильно выполненное задание команда получает от Хранителей «звезду» (плавающая свеча в алюминиевом футляре, прикрепленная на картонную звезду) и отметку в космокарте о прохождении.
- Время выполнения любого задания не более 5 минут. Причем оно должно выполняться всеми членами команды.
- За 10 минут до закрытия временного портала Хранители предлагают всем ребятам встать в круг, выложить в центре на макете заработанные «звезды». Представители команд одновременно зажигают Звёздный Огонь – сигнал Альфийцам, что помощь близка.
- Подведение итогов, награждение команд-победителей и команд-участниц.
№ | Название этапа | Хранители на этапе, мин. кол-во чел. | Содержание | Реквизит |
1 | Выход в открытый космос | 1 | По сигналу Хранителя участники по очереди надевают «скафандр» и «шлем», обегают стойку, возвращаются, снимают «скафандр» и «шлем» и передают следующему участнику. | «Скафандр» - роба, жесткая одежда больших размеров. «Шлем» – мотоциклетный шлем с поднятым или снятым защитным стеклом. |
2 | К невесомости готовы! | 1 | Привязать морскими узлами к доске все предложенные предметы («чтобы не улетели»). Узлы не должны повторяться более 2 раз. | Доска-дюймовка длиной 2,5-3 м («банка для вязания узлов»), детское ведерко, фломастер, гаечный ключ, кольцо, линейка, теннисный мяч, шуруп, тетрадка, расческа, лини разной толщины и длины по числу предметов |
3 | Ремонт космического корабля | 1 | Сложить из предложенного набора по схеме простейшую электроцепь. Команда получает «звезду»¸ если лампочка загорелась. | Набор для электроцепи (отвертки, провода, батарейка, лампочка, ключ и т.д.) |
4 | Собери ракету | 1 | Сложить пазл с изображением космической ракеты. | Игра-пазл. |
5 | История освоения космоса | 1 | Ответить на вопросы теста. Команда получает «звезду», если ответила на 8 из 10 вопросов. | Карточки с вопросами теста. |
6 | Космический завтрак | 1 | Приготовить кашу овсяную быстрого приготовления и кисель, сложить их в тюбики. Закрепить открытый шов, выдавить по 1 см из каждого тюбика. | Пакетики овсяной каши и киселя б/п по числу команд, чайник с кипятком, 2 кружки и 2 ложки для приготовления, несколько полимерных тюбиков из-под зубной пасты с отрезанным швом, степлер. |
7 | Метеоритный дождь | 4 | Игра «Вышибалы». Выбивают 4 Хранителя, по 2 с каждой стороны. Команда получает «звезду», если за 3 минуты игры на игровом поле остался «невыбитым» хотя бы один игрок. | Волейбольный мяч. |
8 | Лейся, песня! | 1 | Вспомнить и спеть строчки 10 песен с упоминанием слов космической тематики: названия планет, ракеты, космонавты и т.д. Команда получает «звезду», если назвала хотя бы 8 песен. | |
9 | Астронавигация | 1 | Викторина о космических объектах (планеты, звезды, галактики). Команда получает «звезду», если ответила на 8 из 10 вопросов. | Карточка с викториной |
10 | Вертушка | 2 | Каждый участник по очереди должен закрывать глаза, сделать три оборота вокруг своей оси, открыть глаза и пройти по доске, положенной на землю, не оступившись мимо доски. Разрешается руки держать в стороны. Хранители обеспечивают страховку участников от падения. | Доска. Ширина доски 12-15 см. Длина 3-4 м. |
Список источников
1. Космическая викторина для школьников средних классов. Режим доступа https://micrusha.ru/viktorina-pro-kosmos от 20.05.21
2. Викторина "Что я знаю о космосе?" Режим доступа https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/viktorinachtoiaznaiuokosmosie от 20.05.21
3. Солнечная система. Википедия. Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Солнечная_система от 24.05.21
4. Самые известные космодромы СССР и Россиии. Режим доступа https://naked-science.ru/article/cosmonautics/zemlya-proshchay-samye-izvestnye
Приложения
Приложение 1. Вопросы теста «История освоения космоса»
1. Назовите имя и отчество первого космонавта.
• Юрий Александрович;
• Алексей Юрьевич;
• Александр Юрьевич;
• Юрий Алексеевич.
2. Назовите страну, которая первой запустила искусственный спутник Земли.
• США;
• СССР;
• Китай;
• Япония.
3. Кто побывал в космосе первым?
• кошка;
• таракан;
• крыса;
• собака.
4.
5. Назовите первую в мире женщину-космонавта.
• Клавдия Шульженко;
• Валентина Иванова;
• Светлана Савицкая;
• Валентина Терешкова.
6. Как называется современная космическая станция?
• КСИ (космическая станция исследований);
• МКС (международная космическая станция);
• ОКС (объединенная космическая станция);
• СИК (станция изучения космоса).
7. Как назывался первый в нашей стране космодром?
• Байконур;
• Капустин Яр;
• Мыс Канаверал;
• Плесецк.
8. Как называется городок, в котором живут космонавты до и после полетов?
• Космический;
• Звездный;
• Солнечный;
• Лунный.
9. Как звали первую собаку, побывавшую в космосе?
• Звездочка;
• Стрелка;
• Лайка;
• Белка
10. Кто из перечисленных космонавтов впервые осуществил выход в открытый космос в 1965 году?
Армстронг
Гагарин
Леонов
Титов
Приложение 2. Викторина «Астронавигация»
1. Чему равна первая космическая скорость?
• 7,9 км/с;
• 12,4 км/с;
• 17,8 км/с;
• 29,1 км/с.
2. К какому классу небесных тел относится Солнце?
• Планетам
• Звездам
• Кометам
• Космическому мусору
3. Какая планета самая яркая из видимых с Земли?
• Юпитер;
• Плутон;
• Марс;
• Венера.
4. Назовите то место Солнечной системы, куда ступала нога человека.
• Венера;
• Луна;
• Марс;
• Юпитер.
5. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?
• Н. Коперник;
• Г. Галилей;
• И. Ньютон;
• К. Э. Циолковский.
6. Сколько звезд в Солнечной системе?
• Одна;
• Две;
• Три;
• Не сосчитать;
7. Что в переводе на русский означает слово «планета»?
• Круглая
• Блуждающая
• Большая
• Космическая
8. Какая планета была названа в честь древнего бога торговли?
• Юпитер
• Меркурий
• Сатурн
• Марс
9. Какого из этих созвездий не существует?
• Овен
• Скорпион
• Стрелец
• Снайпер
10. Сколько планет насчитывает Солнечная система?
• 6;
• 8; (без Плутона)
• 9;
• 10.
Трефилова Раиса Поликарповна
Кузнецова Галина Ивановна
Юлия Васильевна Воробьева
Кузнецова Галина Ивановна
Колышкина Елена Владимировна
Кузнецова Галина Ивановна