Статья на тему «Репертуар как средство духовно-нравственного воспитания»
1. Коннов Василий Юрьевич.
2. Педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
3. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» городского округа Тольятти.
4. Самарская область, город Тольятти.
Тематический раздел: Дополнительное образование.
Материал: Методические указания.
«Репертуар как средство духовно-нравственного воспитания»
Проблема личностного формирования учащихся в учреждениях дополнительного образования является одной из приоритетных и стоит достаточно остро. В системе дополнительного образования основными путями в личностном формировании являются следующие: приобщение учащихся к различным видам музыкальной деятельности; использование высокохудожественных музыкальных произведений; музыкально — просветительская работа.
Роль педагога дополнительного образования в учебно–воспитательном процессе трудно переоценить. Педагог в значительной мере формирует взгляды убеждения, потребности, вкусы и идеалы у детей и подростков, воспитывает их характер, содействует пробуждению активного интереса к музыке, подготавливает к практической музыкальной деятельности.
Репертуар любого творческого коллектива является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей, средством их духовно - нравственного воспитания. Духовно - нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Актуальность духовно - нравственного воспитания сегодня определяется тем, что характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности. Кроме того, проявляются кризисные явления современной жизни общества: наркомания, криминализация детской среды, утрата семейных ценностей и др.
Благодаря непосредственному комплексному воздействию, музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности подрастающего поколения.
Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, в том числе и пение. Работая над вокальным репертуаром, ребенок проникает в идейное и смысловое значение материала, связывает себя с художественными образами, которые призваны воспитывать и развивать исполнителя. Через репертуар, его активное художественное освоение возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, любовь к Родине, к природе…Поэтому подбору репертуара педагогу необходимо отводить очень важное место.
Другие причины, которые заставляют очень тщательно отбирать музыкальный материал.
1. В настоящее время в культурном пространстве действует множество различных проектов, за которыми с большим интересом следят дети. Сами того не замечая, они становятся пассивными участниками творческого процесса участников этих проектов, некоторые из них проявляют активное желание приобщиться к вокальному и инструментальному творчеству.
2. Возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём этом многообразии вокальной музыки и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Кроме этого особенно остро стоит проблема сохранения у подрастающего поколения интереса к национальной культуре, в том числе к культуре музыкальной. Большинство детей сегодня, к сожалению, совсем не разбирается в классической музыке, почти не знает народных песен. К этому добавляется и то, что в современных средствах массовой информации практически не звучит музыка, понятная и доступная детям.
Главным жанром вокального искусства, способного влиять на формирование духовно-нравственных ценностей у детей является классические произведения. Для того, чтобы песня могла тронуть душу ребенка, отозваться в его сердце, она должна быть ему понятной и близкой. К сожалению, часто дети поют, совсем не понимая о чём, не имеющие никакого смысла и художественной ценности песни, услышанные по радио и ТВ.
В качестве учебного материала можно и нужно обращаться к песням Советских композиторов, для ВИА репертуару рок-групп «Машина времени». «Браво» и др. Весь этот материал даёт эстетический и нравственный заряд.
Сейчас появляется все больше и больше песен, созданных специально для детей, чистых, искренних, способных противостоять потоку негатива реальной взрослой.
Умело подобранный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь коллектива, постоянно повышает его исполнительское мастерство, музыкальную культуру и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды.
Как результат:
- устойчивый интерес к вокальному творчеству;
- интенсивная конкурсная и фестивальная деятельность.
Список используемой литературы:
Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. - 318 c.
Вульфсон, Б.Л. Марксизм и проблемы нравственного воспитания: Страницы истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Л. Вульфсон. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 680 c.
Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. - М.: РГСУ, 2014. - 288 c.
Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. Материалы VI Международного конгресса "Российская семья". - М.: РГСУ, 2011. - 288 c.
Елена, Ромашкова Картотека форм нравственного воспитания учащихся / Ромашкова Елена. - М.: Сфера, 2012. - 936 c.
Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М.: ЦГЛ, 2012. - 160 c.
Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2017. - 176 c.
Морозова, Е. Ю. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании / Е.Ю. Морозова. - М.: Школьная Пресса, 2011. - 648 c.
Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - N 7. - с.21-29