Методические указания «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах»

0
0
Материал опубликован 21 February 2019

Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

Сравнительный анализ подходов к обучению дошкольников, характерный для различных образовательных программ

Название программы

Принципы отбора учебного содержания

Основные разделы образовательной работы

Организация обучения детей (способы, формы)

"Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, 1984

Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Умственное воспитание: отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:

-энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний;

-природосообразность;

- воспитательная ценность знаний.

Программа составлена по возрастным группам. В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

Разделы программы.

- Физическое воспитание.

- Умственное воспитание.

- Нравственное воспитание.

- Трудовое воспитание.

- Художественная литература.

-Художественно-эстетическое воспитание.

- Игровая деятельность.

- Музыкальное воспитание.

-Культурно-досуговая деятельность.

В программе предусмотрены фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Занятия рассматриваются в программе как важная, но не преобладающая форма организованного обучения детей. Исключаются школьно-урочная форма проведения занятий, обязательные ответы у доски, стереотипное выполнение всех заданий по инструкции взрослого, проведение большинства занятий, сидя за столами.

Занятия по программе носят преимущественно комплексный, пересекающийся с различными областями знаний и видами деятельности характер.

"От рождения до школы"

Под редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение "ведет" за собой развитие.

Программа строится на принципе культуросообразности.

-соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2–7 лет дается по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы:

1) "Социально-коммуникативное развитие":

- социализация;

- развитие общения;

- нравственное воспитание;

- ребенок в семье и сообществе;

- самообслуживание;

- самостоятельность, трудовое воспитание;

- формирование основ безопасности.

2) "Познавательное развитие":

- формирование элементарных математических представлений;

- развитие познавательно-исследовательской деятельности;

- ознакомление с предметным окружением;

- ознакомление с социальным миром;

- ознакомление с миром природы.

3) "Речевое развитие":

- развитие речи;

- художественная литература.

4) "Художественно-эстетическое развитие":

- рриобщение к искусству;

- изобразительная деятельность;

- конструктивно-модельная деятельность;

- музыкальная деятельность.

5) "Физическое развитие":

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

- физическая культура.

Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.

Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации обучения является непосредственно образовательная деятельность (НОД).

Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

- прогулка, которая состоит из: наблюдений за природой, окружающей жизнью; подвижных игр; труда в природе и на участке; самостоятельной игровой деятельности;

- экскурсии;

- игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; игры-драматизации; спортивные игры;

- дежурство детей по столовой, на занятиях;

- труд: коллективный; хозяйственно-бытовой; труд в уголке природы; художественный труд;

- развлечения, праздники;

- экспериментирование;

- проектная деятельность;

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- показ кукольного театра;

- вечера-досуги.

"Детство"

Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева, 2014

1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.

3. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

4. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

5. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

6. Принцип возрастной адекватности дошкольного образовани.

7. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

В программе представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (раннее детство) и в дошкольных группах (дошкольное детство); дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе; определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие"; раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания.

Особенностью организации образовательной деятельности по программе "Детство" является ситуационный подход.

Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация.

Современные способы организация обучения детей по программе "Детство": организация образовательного процесса с использованием детских проектов, игр - оболочек и игр - путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведения детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей.

"Радуга"

Научный руководитель Е.В.Соловьева, 2014

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

- соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.

- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса отражен в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка.

Содержание программы "Радуга" охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области:

1) Социально коммукативное развитие: моральное воспитание, социализация, труд.

2) Познаваельное развитие: мир природы, мир человека, математические представления.

3) Речевое развитие: лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи, произносительная сторона речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте.

4) Художественно эстетическое развитие: художественная литература, изобразительное искусство, музыка.

5) Физическое развитие: охрана здоровья, физическая культура, безопасность.

Программа включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка:

- физическая культура (самый важный предмет - красный цвет);

- игра (положенная в основу программы - оранжевый цвет);

- изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с декоративным народным искусством - жёлтый цвет);

- конструирование (развитие воображения - зелёный цвет);

- занятия музыкальным и пластическим искусствами (формирование эстетических переживаний - голубой цвет);

- занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет);

- математика (фиолетовый цвет).

Работа по программе осуществляется в разных формах организации детской деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и видов деятельности.

Поставленные в программе задачи реализуются и в так называемых повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов. Широко используются игровые формы и методы обучения и закрепления полученных знаний. Большое значение придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей.

Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей.

В программе "Радуга" представлен широкий диапазон разнообразных форм работы с детьми, которые позволяют уйти от доминирующей позиции, такой формы, как учебные занятия:

- Изготовление макетов, панно и диорам, игр и книг;

- Выставки;

- Мастерская;

- Беседы, встречи с интересными людьми, групповые традиции: "Утро радостных встреч", "Сладкий вечер"; традиции-ритуалы: общегрупповой ритуал утреннего приветствия, "Круг хороших воспоминаний", "Для всех, для каждого", "День рожденья" и прочие;

- Досуг, забавы, развлечения;

- Праздники;

- Коллекционирование;

- Экскурсии и прогулки.

Конспект НОД в средней группе на тему "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"

Вид: Интегрированное занятие - путешествие по ознакомлению с окружающим миром (по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди").

Интеграция областей: "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно – эстетическое развитие".

Цель: через игровые, проблемные ситуации воспитывать у детей положительные взаимоотношения, отзывчивость, чувство сопереживания, показать знания и умения детей, полученные в разных образовательных областях в течение года.

Задачи:

Образовательные:

- расширить и уточнить представления детей о явлениях в живой природе, формировать реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними;

- уточнить представления о названиях грибов, классификации съедобных и ядовитых грибов для человека;

- выявить уровень овладения детьми ориентировки в пространстве;

- создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

- закрепить умения отгадывать логические загадки;

- вариативная часть (лепка): участвовать в выполнении коллективных работ, использовать метод "размазывания", способствовать самовыражению, развитию творчества.

Развивающие:

- развивать смекалку, зрительную память, воображение;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность, усидчивость, эстетические чувства, способности общения между сверстниками, чувство товарищества, сопереживания и ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать.

Воспитательные:

- воспитывать умение считаться с мнениями других, выдвигать свои варианты ответов;

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Демонстрационный материал: картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов, "правила поведения в лесу", изображение яблони, печки, молочной реки, противни с пирожками, черно-белые рыбки, "плывущие" в разные стороны.

Предварительная работа: Дидактическая игра "Кто, где живет", счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, чтение русской народной сказки "Гуси-лебеди".

Методические приёмы:

1. Наглядные (использование демонстрационного материала, показ иллюстраций)

2. Словесные: вопросы, направленные на активизацию мыслительной деятельности, проблемные вопросы, напоминание, указание к действию, метод моделирования, поощрение, оценка деятельности детей.

3. Игровые: игровые упражнения и задания.

4.Практические: лепка цветов методом размазывания, раскрашивание рыбок.


 


 


 


 


 


 

Ход НОД

п/п

Этапы

Деятельность воспитателя

Действия, деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

(мотивационный, подготовительный этап)

- подготовить детей к работе на занятии;

- создать положительный психологический настрой на образовательную деятельность и активизировать внимание.

У воспитателя в руках конверт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Хотите узнать от кого? Давайте откроем конверт.

В конверте разрезная иллюстрация к сказке "Гуси-лебеди".

Из какой сказки это письмо? Почему вы так решили? Вспомните, как звали девочку из этой сказки.

Воспитатель показывает изображение трех девочек. Чтобы найти из этих девочек Машу, вам нужно решить логическую задачу.

Логическая задача

Аня ниже Маши, Маша ниже Кати. Найдите Машу.

Ребята, а как вы думаете, зачем Маша прислала нам это письмо?

Я уверена, что Маше можете помочь вы, потому что у вас доброе сердце и бесстрашный характер. Вы готовы к испытаниям?

Я предлагаю отправиться на поиски Вани пешком. Итак, закройте глазки, откройте, и вот мы в сказке.

Дети вместе с воспитателем находятся в приемной.

Ответы детей.

Дети собирают разрезную картинку, предлагают свои варианты

Дети решают логическую задачу.

Дети предполагают, что им предстоит помочь Маше в поисках брата Вани.

Заходят под музыку в группу и "попадают" в сказку.

3 мин.

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(содержательный, деятельностный этап)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто нас встречает.

Что – то яблонька грустна,

Клонит ветки вниз она.

Как вы думаете, почему яблонька грустна? (Яблонька грустна, потому что на ней кроме яблок еще много разных ненужных предметов.)

Вы на яблоньку внимательно смотрите,

И лишнее с ветвей уберите.

Воспитатель: Скажи, яблонька, куда нам идти, чтобы Иванушку от бабы-Яги спасти?

От яблоньки дети "получают" изображение печки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда нам идти дальше? (Нужно идти к печке)

Воспитатель:

Печка – матушка, укажи нам путь,

Ты, скажи, нам, печка – Ванюшу, как вернуть?

У печки для вас задание. Вы, ребята, любите пирожки есть? Подумайте, что можно класть в пирожки в качестве начинки? А у печки готовы пирожки.

Вот смотрите, на одном противне пирожки с яблочной начинкой. Сколько их? (С яблочной начинкой 5 пирожков.)

А на другом противне пирожки с морковкой. Сколько их? (С морковной начинкой 3 пирожка.)

Пирожков, с какой начинкой больше? (Пирожков с яблочной начинкой больше.)

А как сделать, чтобы на каждом противне стало одинаковое количество пирожков? (Чтобы на каждом противне стало одинаковое количество пирожков, нужно 1 пирожок с яблочной начинкой переложить на второй противень. Их станет по 4 пирожка.)

Воспитатель: Молодцы, здорово вы справились с заданием.

От печки дети "получают" изображение молочной реки.

Воспитатель:

Речка, реченька, река,

Не видала ль, ты, куда

Гуси-лебеди летели,

Приземлились где иль сели?

Физминутка:"Шли, шли и в лес пришли".

Экспериментирование (свойства воды)

Речка: Скажу, если вы мне расскажите о воде.

Экспериментальная деятельность:

Воспитатель:

1. Вода – это жидкость. Я могу перелить ее в стакан (переливает).

2. Если воду заморозить – она превратится в лед и станет твердой (показывает кусочки льда)

3. Если воду вскипятить – она превратится в пар.

4. Вода прозрачная. Если я опущу в стакан с водой предмет, то я его увижу (опускает в стакан с водой ложку и показывает всем)

5. Вода не имеет запаха (берет стакан с водой и подносит детям понюхать)

6. Вода растворяет соль. Если в стакан с водой положить соль, то вода станет соленой (ложит ложку соли в стакан с водой, размешивает и дает попробовать одному ребенку. Спрашивает: Какая вода на вкус?)

7. Если в стакан с водой положить сахар, вода станет сладкой (ложит ложку сахара в стакан с водой, размешивает и дает попробовать одному ребенку. Спрашивает: Какая вода на вкус?)

8. Но вода не растворяет песок. Если песок положить в воду он осядет на дно, потому что он тяжелее воды (показывает)

Растения, животные, люди не могут жить без воды, поэтому берегите воду!

Речка: Спасибо ребята!

Но у меня для вас еще еще одно задание.

Посмотрите, кто плавает в реке? Все ли они плывут в одном направлении? (В реке плавают рыбы, они плывут в разных направлениях, одни влево, другие вправо.)

Вам нужно раскрасить рыб, которые плывут направо – желтым цветом, налево – оранжевым.

Вы замечательно справились с заданием.

От молочной реки дети "получают" изображение ежика в лесу.

Воспитатель: Посмотрите, мы зашли в дремучий лес, наверное, уже близко избушка бабы – Яги.

Раз мы с вами попали в лес, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Воспитатель предлагает детям иллюстрацию. Давайте зачеркнем то, что вредит лесу.)

Воспитатель: А вот и ёжик с полной корзиной грибов. Давайте, проверим, все ли съедобные грибы у него в корзинке или нет. За правильно выполненное задание, ёжик нам укажет путь.

Я клубочком свернусь,

И тихонько покачусь.

Вы, ребята, не зевайте,

А меня вы догоняйте.

Воспитатель: А вот и баба – Яга, она не отдаст нам так просто Ванюшку.

Перед вами снова логическая загадка. Нужно узнать, какой избушки не хватает.

В качестве избушки можно взять детскую палатку.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием, баба – Яга подобрела, загляните в избушку, отыщите Ванюшку.

Сестрица вручает воспитателю коробку с сюрпризом.

Воспитатель: Ребята, а нам пора. Скоро Машины и Ванины родители вернутся с ярмарки.

Лепка цветов

Давайте подарим Бабе-Яге поляну цветов!

Самостоятельная работа детей.

Во время работы предлагаю спеть песенку для бабушки "Бедный ёжик".

Ответы детей:

Убирают то, что не растет на яблоне.

Ответы детей

Выполняют задания печки.

Дети "находят" молочную реку.

Выполняют физминутку.

Рассказывают о свойствах воды (жидкость, лед, пар, прозрачная, без запаха, растворяет соль, сахар.

Наблюдают за показом опытов, сотрудничают с воспитателем, отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Раскрашивают рыбок.

Сотрудничают с воспитателем, рассматривают иллюстрацию,

зачеркивают то, что вредит лесу.

Дети называют название грибов, убирают из корзинки ядовитые.

По дорожке за ежиком дети идут к избушке.

Дети решают логическую загадку, подбирают нужную избушку.

Дети находят в избушке Ваню (кукла), возвращают его к сестре.

Лепят цветок методом "размазывания" и составляют коллективную работу "Цветочная поляна".

Поют песню.

14 мин.

3.

Заключительная часть

(рефлексивный этап)

Выставка детских работ.

Обобщение материала.

Воспитатель: Давайте дружно скажем сказке до свидания.

Ребята, какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, умеете считать, решать задачи, отгадывать загадки, и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие в занятии. А родители Маши и Вани привезли вам с ярмарки конфеты. Угощайтесь.

Дети вместе с воспитателем "переносятся" в детский сад.

Присаживаются на стульчики, идет обсуждение.

3 мин.

Календарно - тематическое планирование

Срок: 1-я неделя марта.

Группа: средняя.

Тема: "Мамин день"

Цель: организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

Задачи:

- Воспитывать уважение к воспитателям, другим сотрудникам детского сада.

- Расширять гендерные представления.

- Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.

Итоговое мероприятие: Утренник "Сказочная страна"

День недели

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все уголки группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая деятельность

Индивидуальная

деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник

Утро:

С-К, ПР, РР,

ФР,

Утренняя гимнастика.

Беседа "Мама – самый дорогой человек на свете" - воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

П/и "Найди себе пару" Хороводная игра "Мы на луг ходили"

Наблюдение за птицами на участке детского сада – учить различать и называть птиц по оперению, размеру, голосу (воробей, ворона); развивать наблюдательность

Дидактическая игра "Не ошибись". Учить Елисея, Вику, Карину различать предметы по материалу, из которого они изготовлены, выявлять и правильно называть такие свойства как: твердый, мягкий, шероховатый, гибкий, жесткий и др.

Повторить стихотворения для утренника .

Ситуативный разговор "Как я маме помогаю"

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Работа в уголке природы "Наблюдение за растениями". Поддерживать у детей интерес к наблюдению за растениями, учить определять, чего им не хватает (листья вянут, опускаются недостаточно влаги, бледнеют - избыток света, становятся слабыми, медленно растут - не хватает питательных веществ).

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Оформление ширмы для родителей "Праздник милых мам!"

Выставка рисунков и поделок "Лучшим мамам!"

НОД

С-К, ПР, РР,

ФР, Х-Э Р

1.Развитие речи

Тема: "Забота о маме" (беседа)

Цели: воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, бабушке, стремление помогать им. Учить рассказывать о близких людях, о том как о них заботимся и помогаем. Развивать диалогическую речь.

(Литература: Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова и др. "Комплексные занятия в средней группе" стр.227)

2.Физкультура (по плану физ.руководителя)

Прогулка:

С-К, ПР, РР,

ФР,

Наблюдение: ветер. Предложить детям определить свойства ветра одним из известных им способов - вертушка Рассказать детям, как человек использует в своих целях силу ветра.

Подвижная игра "Ловишки"-учить детей правильно выполнять основные движения при беге, действовать по сигналу, развивать ловкость, подвижность.

Хороводная игра "Мы на луг ходили"

Сюжетно- ролевая игра "Скорая помощь" - вызвать интерес к профессии врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному.

Индивидуальная работа: с Артемом, Полиной, Таиром "Прыжки вверх с места" -развивать умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.

Зрительная гимнастика "Игрушки"

Ситуативный разговор "Что бывает весной, а что зимой?".

Трудовая деятельность. Уборка площадки от мелкого мусора. Учить детей подбирать инвентарь для работы, договариваться о сотрудничестве, планировать свою работу, следить за правильностью выполнения трудовых действий.

Самостоятельная деятельность детей.

Помощь детям в организации подвижных, спортивных, сюжетно-ролевых игр, соревнований.

 

Работа перед сном

С-К, ПР,

Х-Э

Слушание музыкальных произведений: "Мама" (музыка П. Чайковского), "Мамины ласки" (музыка А. Гречанинова).

Задачи. Учить детей различать оттенки настроений в пьесах с похожими названиями, выделять средства музыкальной выразительности.

 

Вечер:

С-К, ПР, РР,

ФР, Х-Э Р

Оздоровительная гимнастика после сна (Комплекс№1), ходьба по массажным дорожкам

Артикуляционная гимнастика. Упражнение "Надуваем щеки - сдуваем щеки". Развивать мышцы щек, способствовать развитию артикуля ционного аппарата.

Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре "Больница": беседа на тему "Прием больных".

Чтение: С. Вангели "Подснежники"

(Программные произведения, стр.116)

Дид. игра с Елисеем, Дианой, Кариной, Кириллом Р. "Чья мама?" Цель: закрепить названия детёнышей домашних и диких животных.

Повторить стихотворения для утренника .

Совместный труд со взрослым: продолжать учить детей протирать пыль с подоконника, со шкафа. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Сюжетно-ролевая игра "Больница". Сюжет "Кукла заболела". Выявить уровень владения детьми игровыми навыками, умением подбирать атрибуты для игры. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми

 

Прогулка.

С-К, ПР, РР,

ФР

Наблюдение "Продолжительность светового дня".

Обратить внимание детей на значительное увеличение продолжительности светового дня по сравнению с декабрем, отметить высоту подъема солнца в полдень над горизонтом.

Словарная работа: солнце, высоко, светит, день, длинный, длиннее ночь, короче.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Побуждать детей самостоятельно организовывать игры, выступать в роли игроков, капитанов, судей, творчески перерабатывать и соблюдать правила игр. Способствовать формированию дружеских отношений в группе.

Подвижная игра "Найди, где спрятано".

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, следить за своей осанкой, согласованностью движений рук и ног.

 

День недели

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник

Утро:

С-К, ПР, РР,

ФР

Утренняя гимнастика.

КГН. Закреплять навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать,,мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.

Беседа: "Чистота – залог здоровья"- воспитывать у детей любовь к чистоте.

Рассматривание иллюстраций из серии "Наш детский сад"

П/и "У медведя во бору"

Дидактическая игра "Здравствуйте, я - Петрушка!" Учить детей вслушиваться в звучание слов, находить слова сходные и разные по звучанию, выделять в них заданные звуки.

Дидактическая игра "Сделаем столбики".

Использовать умение детей выбирать на глаз предметы одинаковой величины для решения игровой задачи, развивать глазомер, зрительное восприятие – Таир, Настя, Эдие.

Повторить стихотворения для утренника .

Беседа "Моя мама - лучшая самая". Учить детей рассказывать о маме, как о самом дорогом человеке. Пробуждать нежные чувства, желание совершать добрые поступки, радуя тем самым мамочку.

Словарная работа: добрая, милая, ласковая, любимая, заботливая.

Работа в уголке природы. Рассматривание веток деревьев.

Рассказать детям о том, как зимуют деревья. Предложить рассмотреть ветви, найти почки, поставить веточки в воду, предположить, что с ними произойдет.

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Предложить родителям принести фотографии для фотовыставки "Моя мама лучше всех"

НОД

С-К, ПР, РР,

ФР, Х-Э Р

1.Музыкальное ( по плану музыкального руководителя)

2.ФЭМП

Тема: "История возникновения цифр. Цифры 1, 2." - познакомить с цифрами- 1, 2, соотносить цифры и соответствующие им количества; закрепить цифры при помощи различных анализаторов; развивать мышление, речь, внимание. Воспитывать интерес к математике. (А. М. Косицына, 71)

 

Прогулка:

С-К, ПР, РР,

ФР,

Наблюдение "Первые признаки весны". Знакомить детей с характерными признаками весны, учит выявлять изменения, связанные с солнцем (ярче светит, сильнее греет, удлиняется световой день).

Подвижная игра "Птичка и кошка". Учить детей выполнять прыжки на двух ногах, перепрыгивать через препятствие (учить принимать правильное исходное положение приземляться на полусогнутые ноги), ходить и бегать, согласовывать движения рук и ног. Воспитывать у детей уверенность в себе.

Игровое упражнение "Баскетболисты". Учить детей выполнять броски, перебрасывать мяч друг другу из-за головы и через препятствие, развивать мышцы рук, ловкость координацию движений.

Индивидуальная работа с Полиной, Рианой С., Дианой - закреплять у детей умение ходить с изменением направления движения; упражнять в лазанье по наклонной доске.

Трудовые поручения. Сгребание сухой травы на клумбе.

Предложить подгруппам детей различные задания, учить действовать в составе небольших групп, разделять обязанности, обсуждать план работы, результаты труда.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Побуждать детей самостоятельно организовывать игры, выступать в роли игроков, капитанов, судей, творчески перерабатывать и соблюдать правила игр. Способствовать формированию дружеских отношений в группе.

 

Работа перед сном

С-К, ПР,

Х-Э

Чтение и разучивание стихотворений из цикла "Для мамочки любимой"

Учить детей выразительно декламировать стихотворение, вы­делять изобразительные средства языка, использованные поэтом, подби­рать соответствующие содержанию средства выразительности речи. Раз­вивать интерес к чтению.

 

Вечер:

С-К, ПР, РР,

ФР, Х-Э Р

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Дидактическая игра "Когда это бывает?" Уточнить и углубить знания детей о временах года, учить давать развернутый ответ, аргументировать свое мнение.

Театрализованная игра "Кошки-мышки". Учить детей действовать в соответствии с игровым сюжетом, передавать повадки кошек, работать над повышением пластичности и выразительности движений, учить передавать эмоции через мимику и жесты, развивать артистические способности детей.

Научить описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя его существенные признаки с Рианой М., Рианой С., Даниилом П. Повторить стихотворения для утренника .

Ситуативный разговор о том, что лучший подарок для мамы – сделаем своими руками.

Продуктивная деятельность: "Бусы для мамы". Учить лепить бусы приемом скатывания, стараться делать бусинки одинакового размера, аккуратно скреплять их между собой

Слушание и исполнение песен о маме.

 

Прогулка.

С-К, ПР, РР,

ФР

Наблюдение за собакой. Учить детей по результатам наблюдения составлять рассказ описание и рассказ-фантазию о собаке, использовать знания о строении животного, особенностях его поведения. Воспитывать доброе отношение к животным.

Подвижная игра "Догони".Упражнять детей в беге, учить сохранять правильную осанку, ритм носового дыхания. Развивать ловкость, скоростные возможности.

 

День недели

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда

Утро:

С-К, ПР, РР,

ФР, Х-Э Р

Утренняя гимнастика.

П/и "Лошадки".

Дидактическая игра "Подумай и скажи". Учить подбирать слова-определения к существительным, описывать состояния природы, предметы.

Хороводная игра "Выходи подружка".

Наблюдение за поведением грачей ( носят ветки, строят гнезда), послушать их гомон, отметить отличие от других знакомых птиц.

С Кириллом Д., Ваней С., Ульяной - провести игру "Чего не хватает?" - развивать внимание, память.

Повторить стихотворения для утренника.

Коррекционно-развивающая игра "Кукла Маша".

Развитие коммуникативных умений детей, активизация соответствующей лексики: слова-приветствия, слова-прощания, "волшебные слова" ("извините", "пожалуйста"). Учить детей произносить данные слова доброжелательно, глядя на собеседника. Подводить детей к освоению понятия "культура поведения".

Работа в уголке природы. Наблюдение "Рост листьев лука". Предложить детям рассказать, как закладывался опыт, как выглядела луковица в начале наблюдения, какие происходили изменения. Отметить, как быстро растут зеленые перья лука, как по мере роста меняется их цвет, становясь более темным.

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

НОД

С-К, ПР, РР,

ФР

1.Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром.

Тема: "Мамы разные нужны, мамы всякие важны". Чтение стихотворения С. Маршака "А что у вас?" - учить внимательно слушать текст правильно подбирать картинки; воспитываь уважение и любовь к близким людям, доброжелательное отношение к ним, готовность доставлять радость.

(Этич. воспитание,76; В. И .Петрова, Т. Д. Стульник Этические беседы, 20)

2.Физкультура (по плану физ.руководителя)

 

Прогулка:

С-К, ПР, РР,

ФР

Беседа с детьми о весенних месяцах. Расширять представления детей о признаках весны, знакомить с названиями весенних месяцев, характерными для них явлениями природы.

Игровое упражнение "Кто быстрее?" Совершенствовать навыки выполнения детьми основных движений при беге, учить челночному бегу (3 раза по 10 метров). Повышать жизненную емкость легких, укреплять здоровье детей.

Подвижная игра "Цветные автомобили" - развивать умение различать цвете, действовать по зрительному сигналу.

Индивидуальная работа Ярослав, Таир, Кира - развитие движений.

закреплять умение пролезать и подлезать в воротики.

Беседа "Строим скворечники".

Рассказать детям, как строят и размещают скворечники, обсудить, для чего их строят. Предложить ребятам вместе со взрослыми смастерить скворечники.

Самостоятельная двигательная деятельность. Учить детей самостоятельно организовывать свой досуг, проводить игры и соревнования, творчески перерабатывать правила знакомых игр, вступать в игровое взаимодействие.

 

Работа перед сном

С-К, ПР, РР

Слушание музыкальных произведений. "Мама" (музыка П.И. Чайковского).

Формировать у детей умение характеризовать прослушанное музыкальное произведение

 

Вечер:

С-К, ПР, РР,

ФР, Х-Э Р

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам

Артикуляционная гимнастика. Упражнение "Часики".

Формировать у детей умение управлять языком, вырабатывать подвижность языка, укреплять его мышцы.

Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре "Семья":
беседа "О любимой маме"; чтение стихотворения А. Барто "Настень­ка"; изготовление игрушечной посуды. Учить детей усложнять игру путем увеличения числа сюжетных линий и количества участников, согласования и прогнозирования ро­левых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры.

Индивидуальная работа. Рисование "Любимые цветы" (по подгруппам). Учить детей использовать свои знания о теплой и холодной цветовых гаммах для передачи настроения, отношения к цветам.

Повторить стихотворения для утренника.

Беседа "Бабушкины руки".

Задачи. Учить детей уважительно относиться к людям пожилого возраста, воспитывать доброту, поддерживать стремление детей помогать бабушке, обсудить, чем ребята могут помочь, порадовать.

Строительные игры. "Строим поезд".

Учить детей сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

 

Прогулка.

С-К, ПР, РР,

ФР

Наблюдение за птицами. Обратить внимание детей на изменения в поведении птиц, предложить покормить их крошками, рассказать о внешнем виде и поведении птиц.

Игровое упражнение "Мы - солдаты". Учить детей выполнять строевые упражнения: перестраиваться в колонну по одному, (по два, по три), выполнять команды, четко выполнять движения; учить ориентироваться в пространстве, развивать быстроту реакции.

Подвижная игра "У медведя во бору". Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, правильно выполнять основные движения при беге и ходьбе, сохранять осанку. Поощрять активность, учить ориентироваться на действия товарищей.

 

День недели

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг

Утро:

С-К, ПР, РР,

ФР

Рассмотреть почки на разных деревьях, сравнить их.

Утренняя гимнастика.

Дежурство по столовой. Учить детей определять по карточкам, кто дежурный, присту­пать к работе без указаний взрослого. Учить давать самооценку и оценку деятельности партнеров по работе.

Дидактическая игра "Испорченный телефон".

Развивать у детей слуховое восприятие, внимание, формиро­вать умение регулировать громкость голоса, четко произносить слова.

П/и "Самолеты"

М. П/и "Кто ушел?"

Дидактическая игра "Скажи как я". Повышать речевую активность детей, побуждать подбирать синонимы к заданным словам, учить внимательно слушать, избегая повторов с Кириллом Р., Ваней С., Викой.

Повторить стихотворения для утренника .

Ситуативный разговор о правилах поведения друг с другом, о том, что нужно быть вежливым, нельзя драться, жадничать.

Самостоятельная игровая деятельность. Учить детей самостоятельно находить себе занятие по интересам, учить "договариваться" со сверстниками, определять какие игрушки, строительный материал необходим для осуществления задуманного.

Сюжетно-ролевая игра "Салон красоты". Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, активизировать в речи понятия, связанные с данной темой.

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

 

НОД

С-К, ПР, РР,

ФР, Х-Э

1.Рисование. Тема: "Цветы для мамы" - формировать умение выполнять рисунок нетрадиционным способом печатания ладошкой; развивать образное мышление, творческое восприятие окружающего мира; воспитывать у детей уверенность в себе и своих действиях, дюбовь к близким людям; способствовать развитию творческой самостоятельности. (И. Ланина, 73)

2.Музыкальное ( по плану муз.руководителя)

 
 

Прогулка

С-К, ПР, РР,

ФР

Наблюдение за животными.

Обсудить с детьми, каких животных можно увидеть на участке детского сада, к каким группам их можно отнести (птицы, звери), как пра­вильно организовать наблюдение.

Игровое упражнение "Волчок". Учить детей кружиться на месте парами, держась за руки, со­хранять равновесие. Развивать вестибулярный аппарат детей.

Подвижная игра "С кочки на кочку".

Д. и. с Ульяной, Артемом, Елисеем "Расскажи, во что одет друг, во что одет ты сам".

Ситуативный разговор на тему: "Моя семья".

Самостоятельная двигательная деятельность. Учить детей самостоятельно организовывать свой досуг, проводить игры и соревнования, творчески перерабатывать правила знакомых игр, вступать в игровое взаимодействие.

 

Работа перед сном

С-К, ПР, РР, Х-Э Р

Ознакомление с художественной литературой. Чтение стихотворений и рассказов о маме, бабушке. Познакомить детей новыми произведениями, учить внимательно слушать, развернуто отвечать на вопросы по содержанию.

Самообслуживание. Практическое упражнение "Наши вещи в порядке". Учить детей аккуратно складывать вещи, размещать на стуле, выворачивать вещи на лицевую сторону.

 

Вечер:

С-К, ПР, РР,

ФР, Х-Э Р

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам

Артикуляционная гимнастика. Упражнение "Змейка". Развивать речевой аппарат детей, учить делать язык у развивать его подвижность.

Дидактическая игра "Чудесный мешочек": тема "Овощи". Учить детей использовать в игре знания об овощах, сопостав­лять данные, полученные при тактильном восприятии свойств знакомых овощей. Учить объяснять полученные данные. Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери". Учить детей распределять роли согласно сюжету игры. Пред­ложить обыграть различные ситуации, выступить поочередно в роли де­тей и родителей. Способствовать освоению детьми эффективных моде­лей поведения в различных ситуациях.

Повторить стихотворения для утренника.

Беседа "Самая хорошая". Обсудить с детьми, почему для каждого из нас мама - самый близкий, дорогой человек, ее нужно беречь, радовать своими поступками, дарить подарки сделанные своими руками.

Продуктивная деятельность: "Украсим узором салфетки для мамы". Развивать у детей чувство цвета, умение сравнивать узоры по цвету.

Слушание и исполнение песен о маме.

 

Прогулка.

С-К, ПР, РР,

ФР, Х-Э Р

Наблюдение: одежда прохожих. Обратить внимание детей на то, как изменилась одежда, обувь, головные уборы людей. Рассказать о правилах подбора одежды весной, напомнить о важности умения одеваться по погоде.

Игра-эстафета "Пройди - не задень". Учить детей передавать эстафетную палочку, ходить по ска­мейке с перешагиванием через набивные мячи. Развивать смелость, ко­ординацию движений, поощрять стремление к победе.

Игровое упражнение "Индюки".Учить детей бегать мелкими и широкими шагами, развивать выносливость, повышать жизненную емкость легких. Поощрять старание точно выполнять движения.

 

День недели

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

   

Пятница

Утро:

С-К, ПР, РР,

ФР

Утренняя гимнастика

Дежурство по занятиям. Готовим материалы для работы. Учить дежурных подбирать необходимые атрибуты в соответствии с содержанием предстоящей работы, аргументировать свой выбор, проверять правильность подготовки другими детьми рабочего места.

Дидактическая игра "Назови ласково". Учить детей образовывать существительные с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами, правильно подбирать слова, подходящие для характеристики различных объектов.

Пальчиковая гимнастика "Дом и ворота". Развивать динамическую координацию кистей и пальцев рук при выполнении условных движений с выработкой стереотипа.

П/И "Птички и кошка"

Дидактическая игра "Какой предмет?" Уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма) с Полиной, Настей, ДанейУ.

Дежурство по столовой. Учимся проверять правильность сервировки стола. Учить детей правильно сервировать стол, организовать взаимопроверку дежурными работы друг друга, учить их рассказывать о результатах проверки.

Работа в уголке природы. Экспериментирование с природными материалами. Предложить детям после осмотра определить, в какой емкости находится песок, глина, камень, почва, аргументировать свой ответ. Помочь детям выявить особенности взаимодействия каждого из природных материалов с водой, установить, какое влияние вода оказывает на их свойства.

 

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование

Совместный весенний праздник "Сказочная страна" - Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности.

НОД

С-К, ПР, РР,

ФР, Х-Э Р

1.Аппликация

Тема: "Весенний цветок" - учить детей вырезать круг приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам, составлять из частей изображение цветка; закрепить приемы аккуратного наклеивания; воспитывать любовь к близким людям. (Г. С. Швайко, 129)

2. Физкультура на прогулке.

Прогулка:

С-К, ПР, РР,

ФР

Наблюдение за птицами. Учить детей сравнивать и различать по окраске оперение различных птиц, поведение одних тех же видов птиц в различные времена года. Предложить детям составить при помощи воспитателя сравнительный рассказ об особенностях жизнедеятельности выбранной ребенком птицы зимой и в начале весны.

Сюжетно-ролевая игра "Салон красоты". Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, активизировать в речи понятия, связанные с данной темой.

Подвижная игра "Через ручеек".

Учить детей выполнять прыжок на двух ногах (принимать правильное исходное положение, отталкиваться, мягко приземляться).

Индивидуальная Таиром, Даней П., Колей - Развитие движений.

Упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Ситуативный разговор "Как определить, что пришла весна?"

Самостоятельная деятельность на прогулке.

Трудовая деятельность

Подсыпание корма для птиц в кормушки- воспитывать желание заботиться о птицах.

Работа перед сном

С-К, ПР, РР,

ФР, Х-Э Р

Прослушивание гимна России - знакомить детей с символикой своей страны.

(Региональный компонент)

 

Вечер:

С-К, ПР, РР,

ФР, Х-Э Р

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Совместный с родителями праздник, посвященный 8 марта "Сказочная страна"

   

 

 

 

Учебно-исследовательское задание: анализ и оценка уровня сформированности учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование учебной деятельности у дошкольников – это формирование предпосылок и источников будущей школьной учебной деятельности.

Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", принятом 21 декабря 2012г, а также в введённом с 01 января 2014г. ФГОС ДО. Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

Цель: сделать анализ и оценку уровня сформированности учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 1

Критерии оценки уровня сформированности учебной деятельности у дошкольников

Элементы учебной деятельности

Уровни сформированности учебной деятельности

высокий

средний

Низкий

Отношение к предстоящим занятиям.

Охотно идет на занятие и быстро включается в него.

Идет на занятие, потому что этого требует воспитатель; нужно время, чтобы включится в него.

На занятие идет без желания.

Восприятие указаний воспитателя.

Слушает и слышит указания воспитателя, понимает их.

Слушает указания воспитателя.

Слушает указания воспитателя, но как бы не слышит их.

Умение руководствоваться указаниями воспитателя в работе.

Руководствуется указаниями воспитателя в работе; задание выполняет уверенно, самостоятельно; сосредоточен на выполняемой работе.

Условно придерживается указаний воспитателя в работе, при выполнении работы склонен к подражанию другим детям.

Не руководствуется указаниями воспитателя в работе.

Отношение к затруднениям

В случае затруднения сразу обращается к воспитателю с правильно сформулированным вопросом; поправляет работу, ели допущена ошибка.

Теряется в случае затруднения, ждет помощи со стороны воспитателя.

В случае затруднений оставляет работу.

Умение достигать нужных результатов.

Доводит работу до конца и достигает нужных результатов.

Результаты условны.

Результата не достигает.

Самоконтроль.

Сравнивает работу с образцом, способен осуществлять самоконтроль.

Самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других детей

Самоконтроль отсутствует.

Самооценка и оценка работы других

Правильно оценивает собственную работу и работу других, отмечает ее достоинства и недостатки.

Затрудняется в самооценке и оценке работы товарищей.

Умение оценивать собственную работу и работу других отсутствует.

Цель: определить перспективы развития детей, спланировать систему воспитательной работы с ними.

Я пронаблюдала за 2- мя детьми во время занятий, проводимых воспитателем в подготовительной группе. Полученные данные занесены в таблицы 2 и 3.

Таблица 2

Уровень сформированности учебной деятельности Настя М.

Элемент учебной деятельности

Уровень сформированности учебной деятельности у ребенка

Отношение к предстоящим занятиям.

Высокий

Восприятие указаний воспитателя.

Средний

Умение руководствоваться указаниями воспитателя в работе.

Средний

Отношение к затруднениям

Средний

Умение достигать нужных результатов.

Высокий

Самоконтроль.

Средний

Самооценка и оценка работы других

Средний

Таблица 3

Уровень сформированности учебной деятельности Соня С.

Элемент учебной деятельности

Уровень сформированности учебной деятельности у ребенка

Отношение к предстоящим занятиям.

Средний

Восприятие указаний воспитателя.

Средний

Умение руководствоваться указаниями воспитателя в работе.

Средний

Отношение к затруднениям

Низкий

Умение достигать нужных результатов.

Средний

Самоконтроль.

Средний

Самооценка и оценка работы других

Средний

Как показало исследование А.П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания.

Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что "так надо", "так велят", "чтобы не ругали".

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: "интересно", "хочу знать (уметь)". В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели ("чтобы не ругали", "нужно подарить бабушке"), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Выделяют три основные линии развития дошкольника, по которым должна вестись работа по формированию предпосылок к учебной деятельности и подготовке к школе в дошкольных учреждениях.

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, он должен достичь определенного уровня общего развития: памяти, внимания, интеллекта. И конечно нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, то есть, производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это умение произвольно управлять собой, то есть произвольность. У ребёнка старшего дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он ещё как следует не умеет. Он может надолго запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание, но сосредоточится сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, формирование мотивации к учению. Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Отсюда возникает проблема необходимости подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности.

Для этого в ДОУ должен существовать ряд психолого- педагогических условий, способствующих формированию учебной деятельности у старших дошкольников:

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей;

- развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора формирования учебной деятельности у дошкольников;

- сбалансированность репродуктивной, исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности;

- обеспечение развивающего характера предметно- развивающей среды ДОУ;

- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, стимулирования самооценки ребенка;

- повышения компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе.

Эффективность формирования учебной деятельности старших дошкольников в дошкольном образовании возможно, при наличии специальной разработанной модели, которая должна состоять:

1. Подготовки системы игр и игровых упражнений в самостоятельной деятельности детей, на занятиях, фронтально и по подгруппам, способствующие развитию и формированию универсальных способов действия у дошкольников.

2. Разработка проектно-исследовательской деятельности детей.

3. Профессиональное просвещение педагогических кадров с целью их теоретической и практической компетентности по проблеме формирования у старших дошкольников учебной деятельности.

Для решения разработки данной модели можно использовать комплекс теоретических и эмпирических методов:

- тестирование детей;

- наблюдение за ними в процессе занятий и в свободной деятельности;

- анкетирование педагогов, беседы с ними;

- изучение педагогической документации, педагогического опыта;

- наблюдение за работой педагогов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации