Методическая разработка на тему: «Животные-герои Великой Отечественной войны»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №10
имени Героя России И. Свиридова, г. Липецк
Методическая разработка на тему:
«Животные-герои Великой Отечественной войны»
Подготовила: Чекрыжова Виктория Сергеевна, учитель истории и обществознания |
Липецк 2022 г.
Цель: знакомство с животными-героями Великой Отечественной войны, формирование представлений о вкладе животных в борьбу с фашистскими захватчиками
Задачи:
а) образовательная:
1) сформировать у обучающихся многоуровневое представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её масштабах
2) продолжать знакомить с аспектами боевых действий Великой Отечественной войны
3) расширить представления учащихся о значимости каждого живого существа в достижении победы над агрессивной военной группировкой Европы
4) пробудить у учащихся познавательный интерес к роли братьев наших меньших в войне; к их подвигам, зафиксированных в памятниках и фотографиях
б) коррекционно-развивающая:
1) углубление и конкретизация исторических знаний
2) формирование умения смотреть на вещи с разных сторон
в) воспитательная:
1) поспособствовать воспитанию интереса к учебе, предмету, данной теме;
2) заложить основы для воспитания нравственных качеств (сострадание, любовь, бережное отношение к истории родной страны, дружба, преданность, взаимопомощь и др.)
3) воспитание и формирование гражданственности и патриотизма, способствование формированию активной жизненной позиции школьников
4) развитие умения анализировать, обобщать и сравнивать информацию при помощи дидактической игры на соотнесение
Материально-техническое обеспечение: экран, мультимедийный проектор, ПК; карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» и презентация; анкета для социального опроса класса; карточки с заданиями
Литература:
1. Бульванкер В. От кота до кита. – Л.: Дет. лит., 1991. – 112 с.: ил.
2. Заводчиков, П.А. Взрыва не будет. – Л.: Дет. лит., 1971. – 128 с.: ил.
3. Белов С. Скромные труженики войны / С. Белов // Друг для любителей собак. – 2006 – №2. – С. 56-58
4. На Великой Отечественной // Дмитриев Ю.Д. Домашние животные / Ю.Д. Дмитриев. - М., Соседи по планете, 1997 - С. 101-105
5. Моя победа. Настоящие истории Великой победы [электронный ресурс] / Шихова, И. Животные, принимавшие участие в Великой Отечественной войне. – Режим доступа: http://moyapobeda.ru/
6. Око планеты. Информационно-политический портал [электронный ресурс] / Животные в годы Великой Отечественной войны, 2013. – Режим доступа: http://oko-planet.su/fail/failphoto/184379-zhivotnye-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny.html
Тип урока: изучение нового материала
Эпиграф урока: «Никто не забыт и ничто не забыто» (Маршал Советского Союза Г. К. Жуков)
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы и методологические приёмы | Цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
I. Организационный момент | Фронтальная форма словесный метод анкетирование | 1) Подготовка учащихся к работе на уроке 2) Составление представления у обучающихся текущей осведомлённости по теме урока; создание возможности проанализировать начальный и конечный этап усвоения информации | 1) Слово учителя: приветствие учащихся; настрой учащихся на работу; организация внимания; проверка готовности к уроку (1-2 мин) 2) Анкетирование (1-2 мин) (см. Приложение 1) | 1) Ответные действия учащихся: приветствие; рапорт дежурного, определение отсутствующих 2) Запись ответов на вопросы анкеты в тетради/ на отдельном листе | - |
II. Проверка домашнего задания | Фронтальная форма словесный метод | - Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания - определить типичные недостатки и устранить пробелы в званиях - выявить уровень знаний учащихся - повторить пройденный материал | Фронтальный опрос по вопросам, заданным на предыдущем уроке Выборочная проверка тетрадей | Ответные действия спрошенных учащихся | Устный ответ, записи в тетради |
III. Изучение нового материала | Словесный, проблемный Рассказ учителя Беседа, рассказ | Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе | 1) Подведение к восприятию новой теме урока. «Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты, офицеры, рабочие и колхозники, дети и взрослые, а также животные – участники Великой Отечественной войны. Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы» 2) Сообщение новой темы урока. 3) Объяснение нового материала. «Лошади. И в Советской Армии, и в вермахте лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи. Причина такого широкого использования лошадей весьма проста — по бездорожью (особенно весной и осенью), там, где застревали любые автомобили, могли пройти только эти выносливые животные. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. Собаки. 1. Ездовые собаки, которые на небольших телегах подвозили боеприпасы и увозили на них же раненных солдат. 2. Собаки - связисты, они доставляли важные донесения через самое пекло боевых действий. 3. Собаки - миноискатели. Это была одна из самых востребованных собачьих «профессий» 4. Собаки - истребители танков. Этих собак готовили к одному - единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков. 5. Собаки разведывательной службы помогали нашим разведчикам успешно проходить через передовые позиции врага. 6. Собаки диверсионной службы занимались подрывом мостов и немецких поездов. 7. Собаки - санитары. Они отыскивали тяжелораненых солдат и приводили к ним санитаров, или приносили на своих спинах сумки с медикаментами. Кошки. Несмотря на то, что кошки не обладают выносливостью и силой лошадей, обучаемостью собак, они также помогли людям пережить тяжелые годы войны. Благодаря своей чувствительности кошки безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки, активно выражали свое беспокойство и, таким образом, предупреждали своих хозяев о приближающейся опасности. Большую роль кошки сыграли в блокадном Ленинграде. Голуби. Голубь считается птицей мира. Как не странно, этот символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои в Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя. Поэтому во время войны наша армия использовала почтовых голубей. Верблюды. Во время тяжелейших боев под Сталинградом в Астрахани формировалась 28-я резервная армия, укомплектованная пушками. Однако двигаться в путь было невозможно: во всей округе — ни грузовиков, ни лошадей. Осмотревшись, командование решило привлечь в качестве тягловой силы верблюдов. Местные власти выловили почти всех диких животных, передав их воинским частям. На помощь пришли мальчишки-пастухи. За короткое время с их помощью красноармейцы обучили животных носить упряжку, возить повозки и полевую кухню, тащить орудие, вес которого превышал тонну. Верблюды славились выносливостью, поэтому вместо трех пар коней, полагающихся для перевозки пушек, запрягали две пары верблюдов. Лоси и олени. С первых дней войны началось формирование партизанского движения. Применение лошадей зачастую приводило к расшифровке дислокации расположение базового лагеря: отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу. Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей. Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами. Определённый опыт в этом направлении уже был. Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам. Северный олень карибу - еще один морозоустойчивый зверь, который отметился на дорогах войны. Транспорт Санта-Клауса пригодился Советской Армии во время обороны Заполярья Памятники. 1. Памятник собакам-подрывникам, оборонявшим Сталинград. 28 мая 2011 в Волгограде открыт единственный в России памятник собакам-подрывникам 10-й стрелковой дивизии НКВД 2. Памятник фронтовой собаке на Поклонной горе в Москве, 21 июня 2013 3. Памятник кошкам в Тюмени в сквере Сибирских кошек. Здесь установлены 12 скульптур котов и кошек, вылитых из чугуна и покрытых золотой краской. 4. Памятник Маршалу Жукову в Москве и памятник Скорбящему коню в Куртатинском ущелье (Северная Осетия-Алания) у дороги. 5. Памятник оленно-транспортному Батальону. 23 февраля 2012 года в самом центре города Нарьян-Мар» (15-20 мин) | Работа в тетради по ходу урока Запись даты, темы, ключевых положений и фактов | - |
V. Закрепление знаний | Словесный, практический Решение учебных задач Дидактическая игра | Закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу | Работа с карточками, игра на соотнесение: соотнесите изображение животного с описанием совершенного им подвига (3-4 мин) (см. Приложение 2) | Самостоятельная работа за партой в парах (3 мин) | Устный ответ |
VI. Итог урока | Фронтальная форма словесный метод | - Сделать вывод по работе на уроке и подвести итог, как работал класс - отметить и оценить работу учащихся - выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке | Вопросы на понимание изученного материала: 1) Как бы вы оценили роль животных, их участие в действиях Великой Отечественной воны? 2) На примере каких подвигов вы можете доказать свою точку зрения? 3) Каким образом передаётся память об этих животных и их героизме? Назовите несколько памятных сооружений. (4-5 мин) Самостоятельный анализ ответов на тестовые вопросы с начала урока: 1) Подтвердились ли ваши представления о своих знаниях с действительностью? 2) Узнали ли вы что-нибудь новое / расширили ли представления уже имеющихся знаний? 3) Изменилось ли ваше отношение к событиям Великой Отечественной войны? Если да, то в какую сторону? (1-2 мин) | 1) Ответные действия спрошенных учащихся 2) Рефлексия, самооценка своих знаний и успехов в усвоении новой информации | Устный ответ |
VII. Домашнее задание | Фронтальная форма
словесный метод | Объяснить особенности выполнения домашнего задания | Написать в рабочей тетради текст в 10-15 предложений на одну из предложенных тем - «Подвиг, оставшийся в веках», «Памятник четвероногому герою», «Удивительные помощники солдат на фронтах Великой Отечественной войны» - или собственную, связанную с темой урока (8-10 мин) | Записывают домашнее задание в дневник (на выбор возможна запись предложенных тем на полях в рабочей тетради) | - |
Приложение 1
Анкета:
1. Знаете ли вы, что участниками Великой Отечественной Войны были не только люди, но и животные?
Да / Нет
2. Если да, то о каких животных вы слышали?
(Примерный список: собаки, голуби, кошки, лошади, дельфины, тюлени, верблюды, олени, лоси, ослики)
3. Известны ли вам памятники в честь животных-героев? Если да, какие это животные.
Да / Нет
4. Хотели бы вы узнать о подвигах братьев наших меньших?
Да / Нет
Приложение 2
Карточки:
1 . Немецкая овчарка Джульбарс | Благодаря отличному чутью этой собаки было разминировано 7468 мин и более 150 снарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии (1944 -1945). Она также участвовал в разминировании дворцов над Дунаем, соборов Вены и замков Праги. Единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги» |
2 . Почтовый голубь «Голубчик» | Во время одного из боевых походов подводная лодка торпедировала фашистский транспорт и, уходя от преследования, попала на минное поле, получила сильные повреждения. Эта почтовая птица доставила письмо с просьбой о помощи за два дня, пролетев более тысячи километров. Лодка вовремя получила помощь и была отбуксирована на родную базу. |
3 . Немецкая овчарка Дина | Первая собака-диверсант. В августе 1943 года на железнодорожной линии Полоцк-Дрисса собака пустила под откос вражеский эшелон. С ее помощью было уничтожено 10 вагонов с живой силой противника, и большая часть железной дороги была выведена из строя. С нашей стороны потерь не было. |
4 . Кот-слухач Рыжик | За животным заметили особенность: за минуту до вражеского налета оно глухо рычал в сторону, откуда потом и появлялся враг. В апреле 1945-го, когда война была практически окончена, оно снова начал глухо рычать. Военные доверились и привели в боевую готовность технику. Через минуту появился «ястреб», а за ним вражеский самолёт. |
5. Шотландский колли Дик | Самой известной заслугой собаки является обнаружение 2,5-тонного фугаса с часовым механизмом. Он был обнаружен собакой в фундаменте Павловского дворца за час до взрыва. За годы войны с помощью этой собаки были обнаружены и обезврежены около 12 тысяч мин. |
6. Мухтар | Собака-санитар, за годы войны она спасла около 400 раненых бойцов, в том числе и своего проводника, ефрейтора Зорина, контуженного взрывом бомбы. |