Методическая разработка для учащихся 9–11 классов «О счастливой жизни»
МКОУ «Большечапурниковская СШ»
Методическая разработка
классный час – беседа по пьесе-сказке
«О счастливой жизни»
(для учащихся 9-11 классов)
Разработала:
учитель русского языка и литературы МКОУ «Большечапурниковская СШ»
Актуганова Юлия Алиевна
2021 г.
Классный час-беседа по пьесе-сказке «О счастливой жизни»
(для учащихся 9-11 классов)
Введение
Стихотворная пьеса-сказка «О счастливой жизни» направлена на профилактику наркомании, алкоголизма и других психоакивных веществ среди подростков и молодёжи. Сценарий сказки можно использовать для постановки в школьном театре. Отдельные части пьесы-сказки могут быть использованы при разработке классных часов и внеклассных мероприятий как элемент сказкотерапии, что и предлагается сделать в данной разработке.
Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования дет-ской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, пси-хотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова.
Процедура сказкотерапии довольно проста. Участники мероприятия располагаются в удобных, расслабленных позах. Они даже могут закрыть глаза. Педагог (или подготовленные учащиеся) читают специально подобранную (в соответствии с психологическими целями) сказку, в нашем случае – пьеса-сказка «О счастливой жизни». После того, как сказка прослушана, ведущий организует групповую дискуссию. Для этого предлагаются вопросы:
— Как вам показалось, о чем эта сказка?
— Как вы думаете, чему она учит?
— Отчего герой совершал те или иные поступки.
— Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь (или чего-либо не сделал, отказался)?
— Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои?
— Какой была бы сказка, если бы в ней не было плохих героев?
— Почему герой потерял (или приобрел) что-то важное?
— Мог ли быть у этой сказки другой конец? Если — да, то в каком случае? и прочие вопросы.
Важно, чтобы слушатели почувствовали и проговорили не сюжетную линию сказки, а ее скрытые смыслы. Что происходит, почему это происходит, зачем это нужно, есть ли аналоги сказочным ситуациям в нашей жизни — вот формулы для составления вопросов.
Подобные обсуждения сказок "учат нас думать", разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов и событий. Кроме того, в ходе групповой дискуссии каждый ее участник имеет возможность высказаться и быть услышанным, научиться выстраивать свою линию поведения в группе, аргументированно отстаивать свое мнение и без ущерба для себя принимать мнение других. Это очень важно для детей и подростков.
Принципы работы со сказкой:
Принцип | Основной акцент | Комментарий |
Осознанность | Осознание причинно-следственных связей развития сюжета; Понимание роли каждого персонажа развивающихся событий; Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно? | Задача – показать подросткам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки. |
Множественность | Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов | Наша задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны – так, с другой – иначе. |
Связь с реальностью | Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок | Задача – кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. |
Схема размышления над сказками и их обсуждение:
Акцент | Направления размышления | Вопросы | Комментарии |
Основная тема и идея | Важно понять основные идеи сказки. | О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? | Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы |
Линия героев сказки. Мотивы поступков | Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. | Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? | Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом. |
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей | Важно составить список способов преодоления трудностей героями сказки | Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все преодолевает сам, или старается передать ответственность другим? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? | Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблемы и др. важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать то или иной способ разрешения трудностей. |
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру самому себе | Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему, другим героям | Что приносят поступки героя окружающим? В каких ситуациях он созидатель, в каких – разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции? | Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни. |
Актуализированные чувства | Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему? | Какие чувства вызывает сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие – раздражение? Почему герой реагирует именно так? | Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас. |
Образы и символы в сказках | Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки. | Кто такой Иван-царевич? Кто такие чёрт и чертёнок? Девушки из видений? Старик? Какова их роль? | Можно привлекать не только собственные рассуждения. |
Приложение 1.
Пьеса-сказка «О счастливой жизни»Цель: - формирование устойчивого навыка неприятия наркотиков, умения активно противостоять пагубным привычкам;
- развивать критическое мышление, воспитывать активную жизненную позицию.
Задачи: - умение четко формулировать аргументы против вредных привычек;
- умение противостоять давлению сверстников;
- формировать отрицательное отношение к наркотикам.
Действующие лица: Рассказчик; Иван – бездельник, ставший наркоманом; чёрт и чертёнок – наркоторговцы девушки из видений наркомана (они же ведьмы); старик; санитары.
Рассказчик - Привыкший к жизни беззаботной, Учившись в школе неохотно, А проще скажем, кое-как, На свете жил Иван дурак. О счастье радужном мечтая, Нигде работать не желая, Открыл он как-то интернет, И счастья стал искать секрет.
Иван - Да здесь десятки объявлений: Рецепты быстрых похудений, Бальзамы роста для волос, И всё имеет в мире спрос. А вот и счастия секреты, Найти не просто сайты эти. «Одна пилюля, на три дня, Счастливым сделает тебя».
Иван быстро берёт телефон, набирает номер и звонит:
- Алло, я видел объявленье, Но есть пока ещё сомненья, Учился в школе плохо я….
На другом конце провода ему отвечает чертёнок:
- Ну, значит это для тебя… Эффект получится приятный, Дадим попробовать бесплатно, Ты попадешь в чудесный край, Прекрасней чем небесный рай.
Далее, с Иваном разговаривает автоответчик.: - Отправьте адрес абонент. Иван посылает SMS - Встречайте, к вам пришёл агент.
Раздаётся звонок в дверь. Заходит чертёнок, своё лицо он прячет под доброй симпатичной маской. - Вот счастья вечного секрет, Чудесней средства в мире нет!
Чертёнок отдаёт Ивану коробочку с пилюлей. Иван достаёт пилюлю, глотает, садиться на стул и закрывает глаза. Из-за кулис выглядывает взрослый чёрт и одобрительно говорит чертёнку:
- Ну, ты чертёнок постарался, Ещё один дурак попался, Теперь от нас он не уйдёт, Пока совсем не пропадёт.
Иван открывает глаза, у него начинаются галлюцинации, перед ним медленно танцуют красивые девушки.
Иван -Какое дивное блаженство, Движений лёгких совершенство, Цветов танцующих букет, Я их дыханием согрет, И слабость лёгкая витает, Она меня одолевает ….
Девушки исчезают
И всё пропало в мрачной мгле, Опять на грешной я земле. Всё пролетело как мгновенье… Но можно, сделать продолженье, Я сразу две пилюли съем, И буду жить на зависть всем!
Иван снова берёт телефон и звонит.
- Мне счастье хочется продлить… Чертёнок - Пилюли должен ты купить. Иван - Любую цену заплачу. Чертёнок - Тогда я к вам уже лечу.
Раздаётся звонок в дверь. Тот же чертёнок в доброй маске приносит пакетик с пилюлями. Иван протягивает ему туго набитый кошелёк.
Чертёнок - И это всё? Ну, так и знай: Тебе не видеть больше рай! Иван - Берите всё, что захотите, Но только счастье мне продлите! Чертёнок - Я твой возьму магнитофон, Планшет и новый телефон, Запомни доброту мою, Таких клиентов я люблю.
Чертёнок уходит, Иван садится на стул, глотает две пилюли и зарывает глаза.
Рассказчик - И стал с тех пор пилюли счастья, Иван всё больше принимать, Уже не мог без их участья, Спокойно жить и сладко спать. Без них испытывал терзанья, Но восхваляя свою долю Теряя светлое сознанье, Совсем изгнал из сердца волю. Его опутывали чары, И вдруг, он начал замечать, Что стали жуткие кошмары Его всё чаще посещать.
Играет медленная музыка. Снова выходят девушки, их лица закрыты вуалями, они медленно идут в хороводе.
Иван - И снова я в раю беспечном, Хочу остаться здесь навечно, Уйти от грешной суеты, Затем разрушить все мосты, Отрезать тропы и дороги Назад, в реальный мир убогий И в царстве нежной красоты Забыть печали и тревоги.
Во время этих слов Иван с распростёртыми объятьями подходит к одной из девушек. Музыка резко меняется, становится тревожной. Девушка поднимает вуаль, под ней лицо ведьмы. То же самое происходит и с другими девушками. Ведьмы издают восторженный крик, берут под руки Ивана, он пытается вырваться, но безуспешно. Ведьмы увлекают его в свой танец и начинают петь зловещие частушки. Немного позже выходит черт и тоже включается в танец.
Ведьмы -Ваня – Ваня дурачок, ты попался на крючок, Счастье ты хотел продлить, Значит, не расстанемся, Будем в гости приходить, И совсем останемся.
Что ты Ваня натворил, Ты пилюли счастья пил, Сильно будешь мучиться, Шприц колоть научишься.
Стал ты, Ваня, нам родной, Будем мы кругом с тобой, Мы твои кошмары, Нарко-страсти чары.
Что ты Ваня испугался? Чёрт пока что не кусался, Он всегда клиенту рад Дверь тебе откроет в ад Чёрт - Продал душу за пилюли, Ловко мы его надули, И обчистили карман, Стал ты Ваня наркоман.
Музыка заканчивается, ведьмы с восторженными криками убегают. Остаются Иван и чёрт, который стоит в сторонке.
Иван - Я не пойму, что это было, Моё сознание остыло, Не смог до счастья я дойти, И где-то встал на полпути, И ни туда, и ни назад, Вокруг какой-то жуткий ад!
Чёрт - Ну, значит, мы с тобой друзья. Тебя, Ванюша, знаю я. Ты что? Меня не узнаёшь? Ведь ты мои пилюли пьёшь. Но от чего же ты в печали? Иван - Пилюли силу потеряли. Чёрт - Ты их наверно много съел, Привыкнуть к ним уже успел. Но выход, Ваня, всё же есть, Укол блаженства – «Наркобесть». Тебе, как другу, в первый раз, За полцены отдам сейчас. Что, Ваня, денег не хватает? Я понимаю, так бывает… Но можем мы договориться…
Черт обращается в зал:
- В квартире есть чем поживиться.
Иван - Я всё отдам, что захотите, Быстрее только помогите!
Чёрт машет рукой, выбегает чертёнок и приносит шприц.
Чертёнок -Бери, мой друг, и наслаждайся, А нам, в работе, не мешайся. Пока мы всё не заберём, Отсюда, точно не уйдём.
Черти выносят вещи из квартиры Ивана. Остаётся лишь один стул, на котором сидит Иван после укола, закрыв глаза. Черти уходят. Под медленную музыку выходят девушки и начинают плавный хоровод вокруг Ивана.
Девушки - Любитель дивного блаженства Уходит в параллельный мир, Но он далёк от совершенства Там глохнет муза дивных лир. За каждый миг в волшебном царстве, Он годы жизни отдаёт, И растворяется в пространстве, Себя уже не узнаёт. В глазах беспечная туманность, Сковал сознание дурман, Где только что была реальность, Там наркотический обман.
Они меняются местами Реальный и волшебный мир….
Иван приходит в себя, девушки уходят.
- Опять мучения настали, Мне словно выпил кровь вампир!
Уходят прочь рассудок, силы, Я вижу край своей могилы, В чудесный рай хочу опять, Но где укол блаженства взять?
Заходят черти, Иван бросается к ним с криком.
-Я умоляю, помогите! Ещё блаженства уколите! Чёрт - О чём ты просишь, наркоман? Проверь сначала свой карман! Коль денег нет, так ты найди, Найти не можешь? Укради! Чертёнок - А, впрочем, это ни к чему, Недолго жить уже ему.
Черти уходят со зловещим смехом. Появляется дряхлый старик. Иван - Ты кто? Старик - Твой внутренний портрет. Иван - Но мне всего лишь двадцать лет. Старик - Смотри, во что ты превратился, Давно не брился и не мылся, В квартире всё продал давно, Ты опускаешься на дно, Здоровье, волю потерял, На что ты это променял? На муки страшные и яд, Теперь, твоя дорога в ад. Последний шанс! Остановись! Скорей! Скорей! Иди, лечись!
Раздаётся сирена скорой помощи. Выбегают два санитара и уводят Ивана за кулисы.
Рассказчик - Немало всяческих мучений Пришлось Ивану испытать, Чтоб путы пагубных влечений, В своём сознанье разорвать.
Чтоб посмотреть здоровым взглядом, Какой прекрасный мир вокруг, И вдруг понять, что счастье рядом, Его несёт здоровый дух.
Что с наркотическим участьем, Теряет волю человек, И искусив пилюлю счастья, Он рушит свой счастливый век.