Методическая разработка мероприятия по профессиональной ориентации учащихся 9–11 классов «Необходимость выбора»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 59 г. Сочи Методическая разработка мероприятия по профессиональной ориентации учащихся Необходимость выбора Кокорина Светлана Витальевна
Необходимость выбора Цели и задачи Цель: Предоставить учащимся необходимую информацию для осознанного выбора профессии. Задачи: - создать вектор анализа процесса профессионального самоопределения - активизировать умственную активность Контингент: учащиеся 9 класса
Необходимость выбора Главный выбор старшеклассников – будущая профессия. Но посмотрим на проблему шире: вся наша жизнь состоит из ряда различных выборов. И то, насколько у нас сформировано умение принимать решение, напрямую определяет результат. Рассмотрим один из вариантов методики принятия решения в ходе профессионального самоопределения старшеклассников. 1
Необходимость выбора Любой выбор предполагает принятие решения, разница лишь во времени, за которое нам предстоит его принять, в значимости альтернатив и важности результата. Внутренний механизм алгоритма принятия решения в ситуации выбора абсолютно одинаков независимо от содержания. 2
Необходимость выбора Большая часть жизни современного ребенка практически лишена ситуаций принятия решения. Взрослые чаще всего транслируют информацию о том, что должен сделать ребенок. В то время как правильнее будет создавать и сопровождать ситуации выбора, где только это возможно, в том числе и на уроке, и тем более – во внеурочной деятельности. 3
Необходимость выбора Принятие решения – это один из мощнейших механизмов формирования самостоятельности. Педагог как бы говорит: «Выбирай, но ты сам будешь отвечать за свой выбор». А когда решение принято и ребенок остается недоволен полученным результатом, то педагогу остается произнести волшебную фразу: «Это был твой выбор». Так мы получаем формирование чувства ответственности у воспитанников за свой выбор. 4
Необходимость выбора КЕМ Я ХОЧУ БЫТЬ? Большинство старшеклассников на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» отвечают: «Не знаю. Еще не решил». Если же задать вопрос: «Как бы ты хотел жить в будущем?», то мы услышим развернутый рассказ, достаточно подробный и четкий. После этого рассказа количество ребят, сумевших хоть как-то обозначить сферу своей будущей профессиональной деятельности, значительно увеличивается. 5
Необходимость выбора КЕМ Я ХОЧУ БЫТЬ? Профессия – это не только составная часть жизни любого взрослого человека, но и средство достижения определенного желаемого образа жизни. Много полезной информации, способной помочь растущему человеку в выборе профессии, можно извлечь из совместного анализа педагогом и школьниками самого вопроса «Кем я хочу быть?» как предложения, состоящего из отдельных слов. 6
Необходимость выбора КЕМ Если рассматривать это слово в контексте выбора профессии, то понятно, что речь должна идти о списке профессий, которые известны старшекласснику. Но уже в самом слове заложена не деятельность, которую осуществляет представитель той или иной профессии, а некое условное место в обществе, которое человек может занять, получив какую-либо профессию. 7
Необходимость выбора КЕМ Если бы речь шла о профессии как носителе некой деятельности, то вопрос звучал бы иначе: «Что я хочу делать в будущем?» или «Чем я хочу заниматься в будущем?». Слово же «кем» связано больше с привлекательным для старшеклассников образом жизни представителей определенных профессий, чем непосредственно с той деятельностью, которую они осуществляют. 8
Необходимость выбора КЕМ Если юноша заявляет: «Я хочу стать чиновником», то он имеет в виду не желание выполнять определенную работу, а образ жизни представителя этой профессии (точнее, свое представление об этом). 9
Необходимость выбора задание 1 Как бы ты хотел жить в будущем … Опишите свое представление о будущем образе жизни…2-3 фразы.
Необходимость выбора Я Для того чтобы успешно реализоваться в профессии, необходимо, в первую очередь, обладать определенными способностями. Это важно знать и учитывать при выборе профессии. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека. Современные источники информации предлагают огромное количество различных методик для определения способностей. 10
Необходимость выбора Я Если педагог берется помочь детям в этом вопросе, нужно не забыть сделать акцент на том, что способности можно и нужно развивать. Важно, чтобы ребята понимали, что даже если у них недостаточно развиты какие-либо способности, необходимые для реализации в выбранной профессии, то, потрудившись, это можно исправить. 11
Необходимость выбора задание 2 Я хочу уметь … 2 - 3 слова Для этого мне не хватает …2 - 3 слова
Необходимость выбора ХОЧУ Когда речь заходит о выборе профессии, педагог предлагает детям заполнить таблицу с тремя графами: хочу, могу, надо. А что если попробовать распределить места на пьедестале между этими словами? Интересно было бы услышать рассуждения и мнения как ребят, так и взрослых – то есть поговорить об этом и на классном часе, и на родительском собрании или даже организовать совместную дискуссию родителей и детей или учителей и детей. 12
Необходимость выбора ХОЧУ В вопросе «Кем я хочу быть?» присутствует лишь одно слово из комплекта «хочу, могу, надо», и, значит, именно оно в ситуации выбора профессии является самым важным. Грустно видеть, как дети испытывают затруднения при ответе на вопрос: «Чего ты хочешь?». Ведь именно четкие ответы на него окрашивают детство яркими счастливыми тонами. 13
Необходимость выбора ХОЧУ В этом заключается одно из главных отличий взрослого мира и мира детства. Дети всегда знают, чего хотят, могут это четко выразить и стремятся получить желаемое. В выборе профессии первичным, главным должно оставаться «хочу» − и об этом надо говорить детям. Ведь от того, насколько желанна будет выбранная профессия, во многом зависит, как выбравший ее человек будет жить. Самореализоваться с любимой профессией гораздо легче, чем просто с престижной или выбранной по принципу легкости при поступлении в учебное заведение. Поэтому необходимо позволять и даже поощрять слова детей: «Я хочу». 14
Необходимость выбора задание 3 Ответьте на вопрос: Кем я хочу быть? Кем я могу быть? Кем мне надо быть?
Необходимость выбора БЫТЬ Разговор о будущем, о временных перспективах, пожалуй, самый сложный. Существует ряд методик, позволяющих выяснить отношение человека к прошлому, настоящему и будущему как неким отрезкам своей жизни. Большинство детей с восторгом смотрят в прошлое, недовольны настоящим и не очень любят его и стараются вообще не заглядывать в будущее. 15
Необходимость выбора БЫТЬ В большинстве своем старшеклассники не задумываются о будущем. В качестве возможных причин можно называть, например, нестабильность в социальном плане и элементарное неумение или нежелание конструировать какие-либо перспективы вообще. Именно работа с предыдущими словами – «я» и «хочу» − напрямую связана с определением содержания слова «быть». 16
Необходимость выбора задание 4 Свяжите задания 2 и задания 3. В результате определится содержание «быть».
Необходимость выбора ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В предложенном подходе важно провести ряд занятий по каждому слову и проводить их планомерно и регулярно, а не как некие вбросы информации. Количество времени, отведенного на отработку того или иного слова, может и должно варьироваться с учетом особенностей конкретного класса или группы ребят. Нельзя переходить на следующий этап, если не освоен предыдущий. Это как взбираться на высокую гору – спокойно, правильно распределив силы, постепенно, с остановками для проведения диагностики. Путь выбора профессии не быстрый и не легкий, но, когда оказываешься на вершине, будущее становится очевиднее. 17
СПАСИБО за внимание
Устинова Валентина Ивановна