12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кокорина Светлана Витальевна31
Россия, Краснодарский край, Сочи
2

Методическая разработка мероприятия по профессиональной ориентации учащихся 9-11 классов «Необходимость выбора»



Методическая разработка мероприятия

по профессиональной ориентации учащихся


 

Тема: Необходимость выбора.

Цель: Предоставить учащимся необходимую информацию для осознанного выбора профессии.

Задачи:

- создать вектор анализа процесса профессионального самоопределения

- активизировать умственную активность

Контингент: учащиеся 10-11 класса

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫБОРА

Слайд 1. Главный выбор старшеклассников – будущая профессия. Но посмотрим на проблему шире: вся наша жизнь состоит из ряда различных выборов. И то, насколько у нас сформировано умение принимать решение, напрямую определяет результат. Рассмотрим один из вариантов методики принятия решения в ходе профессионального самоопределения старшеклассников. Если помочь ребенку освоить алгоритм выбора в детстве, то ему будет легче принимать решение не только о покупке одежды или телефона, но и о выборе профессии.

Слайд 2. Любой выбор предполагает принятие решения, разница лишь во времени, за которое нам предстоит его принять, в значимости альтернатив и важности результата. Но внутренний механизм алгоритма принятия решения в ситуации выбора абсолютно одинаков независимо от содержания – выбираем ли мы что-то из одежды, место для отпуска или профессию. Даже взрослый человек, делая выбор, предпочитает, чтобы в этот момент с ним рядом кто-то находился. Например, женщины, когда идут в магазин за блузкой, обязательно возьмут кого-нибудь с собой. Хотя, конечно, решение о покупке в итоге примут сами.

Слайд 3. Но давайте говорить честно: большая часть жизни современного ребенка практически лишена ситуаций принятия решения. Взрослые чаще всего просто транслируют информацию о том, что в следующий момент или через два часа должен сделать ребенок. В то время как правильнее будет создавать и сопровождать ситуации выбора, где только это возможно, в том числе и на уроке, и тем более – во внеурочной деятельности.

Слайд 4. Принятие решения – это один из мощнейших механизмов формирования самостоятельности. Педагог как бы говорит: «Выбирай, но ты сам будешь отвечать за свой выбор». А когда решение принято и ребенок остается недоволен полученным результатом, то педагогу остается произнести волшебную фразу: «Это был твой выбор». Так мы получаем формирование чувства ответственности у воспитанников за свой выбор.

КЕМ Я ХОЧУ БЫТЬ?

Слайд 5. Каждый человек в определенный момент своей жизни задает себе вопрос: «Кем я хочу быть?». Как правило, такой вопрос мы задаем себе тогда, когда выбираем, чем будем заниматься в жизни. Итак, главный герой – старшеклассник, ученик 10-го класса. По результатам многочисленных исследований и наблюдений, большинство старшеклассников на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» отвечают: «Не знаю. Еще не решил». Если же задать вопрос: «Как бы ты хотел жить в будущем?», то мы услышим развернутый рассказ, достаточно подробный и четкий. После этого рассказа количество ребят, сумевших хоть как-то обозначить сферу своей будущей профессиональной деятельности, значительно увеличивается. Но, к сожалению, вопрос о будущем образе жизни перед старшеклассниками практически никем не ставится.

Слайд 6. А ведь никто не будет спорить с тем, что профессия – это не только составная часть жизни любого взрослого человека, но и средство достижения определенного желаемого образа жизни. На мой взгляд, много полезной информации, способной помочь растущему человеку в выборе профессии, можно извлечь из совместного анализа педагогом и школьниками самого вопроса «Кем я хочу быть?» как предложения, состоящего из отдельных слов.

Кем

Слайд 7. Первое слово − «кем». Если рассматривать это слово в контексте выбора профессии, то понятно, что речь должна идти о списке профессий, которые известны старшекласснику. Но уже в самом слове заложена не деятельность, которую осуществляет представитель той или иной профессии, а некое условное место в обществе, которое человек может занять, получив какую-либо профессию.

Слайд 8. Если бы речь шла о профессии как носителе некой деятельности, то вопрос звучал бы иначе: «Что я хочу делать в будущем?» или «Чем я хочу заниматься в будущем?». Слово же «кем» связано больше с привлекательным для старшеклассников образом жизни представителей определенных профессий, чем непосредственно с той деятельностью, которую они осуществляют.

Слайд 9. Например, если юноша заявляет: «Я хочу стать чиновником», то он имеет в виду не желание выполнять определенную работу, а образ жизни представителя этой профессии (точнее, свое представление об этом).

Задание 1.

Как бы ты хотел жить в будущем …

Опишите свое представление о будущем образе жизни…2-3 фразы.

Я

Слайд 10. Второе слово нашего предложения – «я». Для того чтобы успешно реализоваться в профессии, необходимо, в первую очередь, обладать определенными способностями. Это важно знать и учитывать при выборе профессии. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека. Современные источники информации предлагают огромное количество различных методик для определения способностей.

Слайд 11. Если педагог берется помочь детям в этом вопросе, нужно не забыть сделать акцент на том, что способности можно и нужно развивать. Важно, чтобы ребята понимали, что даже если у них недостаточно развиты какие-либо способности, необходимые для реализации в выбранной профессии, то, потрудившись, это можно исправить.

Задание 2.

Я хочу уметь …2-3 слова

Для этого мне не хватает …2-3 слова.

Хочу

Слайд 12. Третье слово – «хочу». Часто, когда речь заходит о выборе профессии, педагог предлагает детям заполнить таблицу с тремя графами: хочу, могу, надо. А что если попробовать распределить места на пьедестале между этими словами? Интересно было бы услышать рассуждения и мнения как ребят, так и взрослых – то есть поговорить об этом и на классном часе, и на родительском собрании или даже организовать совместную дискуссию родителей и детей или учителей и детей.

Слайд 13. В вопросе «Кем я хочу быть?» присутствует лишь одно слово из комплекта «хочу, могу, надо», и, значит, именно оно в ситуации выбора профессии является самым важным. В последнее время на занятиях с детьми я стала замечать, что если раньше им с невероятной легкостью удавалось отвечать на вопрос: «Чего ты хочешь?», то сейчас многие испытывают затруднения. Искренне грустно видеть, как дети испытывают затруднения при ответе на вопрос: «Чего ты хочешь?». Ведь именно четкие ответы на него окрашивают детство яркими счастливыми тонами.

Слайд 14. На мой взгляд, в этом заключается одно из главных отличий взрослого мира и мира детства. Дети всегда знают, чего хотят, могут это четко выразить и стремятся получить желаемое. В выборе профессии первичным, главным должно оставаться «хочу» − и об этом надо говорить детям. Ведь от того, насколько желанна будет выбранная профессия, во многом зависит, как выбравший ее человек будет жить. Самореализоваться с любимой профессией гораздо легче, чем просто с престижной или выбранной по принципу легкости при поступлении в учебное заведение. Поэтому необходимо позволять и даже поощрять слова детей: «Я хочу».

Задание 3.

Ответьте на вопрос:

Кем я хочу быть?

Кем я могу быть?

Кем мне надо быть?


 

Быть

Слайд 15. И последнее четвертое слово: «быть». Разговор о будущем, о временных перспективах, пожалуй, самый сложный. Существует ряд методик, позволяющих выяснить отношение человека к прошлому, настоящему и будущему как неким отрезкам своей жизни. Большинство детей с восторгом смотрят в прошлое, недовольны настоящим и не очень любят его и стараются вообще не заглядывать в будущее.

Слайд 16. Увы, но в большинстве своем старшеклассники не задумываются о будущем. В качестве возможных причин можно называть, например, нестабильность в социальном плане и элементарное неумение или нежелание конструировать какие-либо перспективы вообще. Именно работа с предыдущими словами – «я» и «хочу» −напрямую связана с определением содержания слова «быть».

Задание 4.

Свяжите задания 2 и задания 3. В результате определится содержание «быть».


 

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ

Слайд 17. В предложенном подходе (назовем его условно «Кем я хочу быть») важно провести ряд занятий по каждому слову и проводить их планомерно и регулярно, а не как некие вбросы информации. Количество времени, отведенного на отработку того или иного слова, может и должно варьироваться с учетом особенностей конкретного класса или группы ребят. Нельзя переходить на следующий этап, если не освоен предыдущий. Это как взбираться на высокую гору – спокойно, правильно распределив силы, постепенно, с остановками для проведения диагностики. Путь выбора профессии не быстрый и не легкий, но, когда оказываешься на вершине, будущее становится очевиднее.


презентация "Необходимость выбора"
PPTX / 2.69 Мб

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.