12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прокопенко Светлана Георгевна48
учитель географии, биологии
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
0

Методическая разработка обучающегося семинара для молодых педагогов по теме: «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению»






Методическая разработка обучающегося семинара

для молодых педагогов


по теме:

«Межпредметные связи

как средство повышения мотивации к обучению»


Разработала: Прокопенко Светлана Георгиевна,

учитель географии, биологии высшей квалификационной категории


1.Аннотация

Методическая разработка «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» представляет собой конспект обучающегося семинара для молодых педагогов. Автором разработан подробный конспект семинара, методические и дидактические материалы к нему.

Данный семинар позволит молодым педагогам на основе имеющихся и приобретенных на семинаре знаний освоить последовательность составления технологической карты занятия с учётом требований, предъявляемых к современному занятию и применить полученные знания и умения на практике в процессе своей профессиональной деятельности.

Практическая часть семинара будет способствовать проявлению коммуникативных умений молодых педагогов работать в группе и демонстрировать применение полученных знаний на практике по разработке технологической карты занятия с учетом целеполагания на каждом этапе занятия, особенности деятельности педагога и обучающихся, формирования учебных универсальных действий у учащихся.

Продукт обучающегося семинара – алгоритм технологической карты учебного занятия даст наглядное представление молодому педагогу о логике занятия горизонтально (организация деятельности учащихся под руководством педагога, формирование и развитие УУД, результат сотрудничества субъектов образовательного процесса на каждом этапе занятия) и вертикально (результат достижения предметных, метапредметных и личностных целей занятия).

Данная методическая разработка может быть полезна учителям, педагогам дополнительного образования независимо от уровня квалификации и опыта работы.

Данная методическая разработка семинара посвящена теме межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению учащихся на уроках. Методические материалы семинара нацелены на повышение психологопедагогической компетентности молодых педагогов в области организации развивающего образовательного пространства на занятиях, в вопросах оказания психолого-педагогической поддержки каждому ребенку. Актуальность семинара обусловлена тем, что современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач Получение теоретического и практического опыта на семинаре будет ориентировать педагогов на успех в дальнейшей педагогической деятельности. Материалы семинара могут быть использованы в сфере образования детей в работе методистов по организации семинаров, индивидуальных консультаций, непосредственно в работе педагогов, в целях самообразования и повышения своей психолого-педагогической компетентности.


2. Пояснительная записка

Основная нравственно-педагогическая идея семинара - выявление опыта молодых педагогов, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Тема семинара: Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению.

Цель семинара: Формирование компетенции (умения)

Способствовать развитию умений применять полученные знания

создание условий для освоения опыта работы по использованию метапредметных технологий и приёмов в урочной и внеурочной деятельности.

Обучение навыкам

повышение уровня компетентности педагогов в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи:

- рассмотреть классификацию и виды межпредметных связей;

- дать представление о роли учителя в организации межпредметных связей

- систематизировать знания о возможностях использования программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;

- проанализировать и определить влияние межпредметных связей на качество образования школьников;

- создать условия для активного взаимодействия с участниками семинара.

Ожидаемые результаты: педагоги осуществят практическое действие по конструированию технологической карты занятия как инструмента повышения качества образования.

Дидактический материал: макеты технологических карт, заготовка технологической карты занятия для выполнения практического задания.

Формы и методы реализации: групповая форма работы; наглядный, словесный, иллюстративный.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; презентация «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» (Приложение 1); карточки с заданиями (Приложение 2); буклет «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» (Приложение 3);

ручки, чистые листы бумаги, фломастеры, доска-флипчарт.

Целевая группа: молодые педагоги

Продолжительность семинара: 1 час.

Вид семинара: практико-ориентированный.

Краткое описание ожидаемого результата

Работа участников на семинаре будет способствовать:

- систематизации знаний о возможностях программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;

- получению практического опыта по формированию познавательных интересов учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;

- овладению опытом поэтапной работы по установлению межпредметных связей в урочной и внеурочной деятельности;

- анализа собственной педагогической деятельности и нахождению путей по ее совершенствованию.

Технологическая карта семинара

Структурный компонент. Содержание деятельности

Результат реализации структурного компонента

I. Организационный этап

Цель: Создать благоприятный психологический климат, сформировать рабочие группы.


Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир. В. Франкл

Педагогам предлагается разделиться на три команды: при входе в зал на доске находится логотип системы образования «Мир. Книга. Знания», на котором прикреплены карточки: Природа, Общество, Человек. Участники семинара выбирают себе карточку.

Вид карточки - определенная группа семинара.

Игра «Ассоциации».

Я прошу группы взять друг друга за руки и представить:

- «Природа» - вы все большое дерево, которое корнями глубоко зарывается в землю, а своими дружными листьями и цветами устремляется к небесам. Оно стоит себе, не двигаясь, прямое, высокое, независимое.

- «Общество» - вы Земной шар, необъятный, дружный. Необъятные, необозримые просторы.

- «Человек» - вы его Величество Человек, ученик или учитель, гармоничный, благородный, порядочный, дружелюбный, толерантный.

Вы заметили, что в каждой группе встретились однокоренные слова: «дружные», «дружелюбные».

Приём «Слово дня».

Предлагаю подойти к логотипу системы образования, раскрыть книгу и написать одно только слово, которым вы сможете выразить свое состояние ожидания от предстоящей работы на семинаре.

Хочу пожелать вам на нашем семинаре всегда ощущать дружескую поддержку.

А начать семинар нам поможет простой школьный колокольчик, к которому привязана длинная нить. Возьмите ее и дружно начнем занятие!

Колокольчик озорной,

Ты друзей в кружок построй.

Слева друг и справа друг –

Становись скорее в круг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Страх и грусть мы уберем,

Семинар скорей начнем!

Распределение по группам – выбор карточки.


Игра «Ассоциации» - создание благоприятной среды для продуктивной деятельности семинара. Быстрое включение в работу.


Приём «Слово дня» - оценка собственного ожидания от предстоящей работы на семинаре.


II. Мотивационный этап

Цель: Актуализация знаний и умений. Мотивировать, повысить интерес участников семинара к освещаемой теме.


- Как вы думаете, каким образом могут быть связаны названия ваших групп?

Качественная сторона развития системы образования предполагает отбор содержания образования, которое отражается в конкретных областях действительности: Природа, Общество, Человек.

Функции содержания образования определены как фиксация основополагающих элементов научного знания, а также воспитание и развитие интеллектуальной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры личности.

Всем известна китайская пословица «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины.

- Достаточно ли только этого?

Общеизвестно, что без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

- Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?

- Как мотивировать познавательную активность?

Вы видите, как трудно сразу ответить на эти вопросы.

Над этой проблемой настойчиво работают ученые, учителя, методисты, психологи.

Правда, учителя используют различные способы и приемы на уроках, повышающие его эффективность. Но всё это – внешняя мотивация.

А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней.

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования.

Доказано, что устойчивый познавательный интерес учащихся, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.

У вас на столах основополагающие определения понятия «Мотивация», результаты исследования ученых по данной проблеме, рассмотрим их (см. Приложение 1)

- Скажите, что для вас эффективный урок?

- Как вы думаете, из чего складывается формула эффективности урока? (тщательности подготовки и мастерства проведения).

- Продумываете ли вы каждый этап урока и из чего исходите?

Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями обучающихся урок качественным быть не может.

Приём «Вопрос-ответ»












Знакомство с исследования ученых, анализ способствует закреплению понятий «Виды мотивации»





III. Теоретический этап

Цель: приобретение новых знаний. Подготовка к выполнению практической части семинара.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.

Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применить их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

- Как же необходимо выстроить процесс обучения, чтобы такая личность успешно сформировалась и была готова реализовать свои знания и умения в профессиональном самоопределении, в жизни?

Каждый учебный предмет, вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений.

Но в природе и обществе нет изолированных процессов.

Нельзя понимать мир по отдельным независимым законам. В реальном мире все взаимосвязано, а в учебных предметах изучаются с разных сторон. Закономерно возникает проблема интеграции, взаимных межпредметных связей в обучении.

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний.

Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

Осуществление межпредметных связей на практике вызывает немало трудностей: как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении воспитательного эффекта обучения?

На семинаре попробуем рассмотреть эту проблему с разных сторон.

У каждой группы на столах лежат папки с материалом по теме «Межпредметные связи в образовании» (см. Приложение 2):

Научный подход к проблеме межпредметных связей в обучении;

Классификация межпредметных связей;

Функции межпредметных связей в обучении;

Организация познавательной деятельности на основе принципа межпредметных связей;

Этапы формирования межпредметных умений обучающихся на основе межпредметных связей;

Межпредметные познавательные задачи и умения;

Эффективность использования межпредметных связей в обучении;

Методика обучения учащихся использованию межпредметных связей в учебной деятельности.

Задание 1 предполагает самостоятельного извлечение теоретического материала и структурирование его при помощи ментальной карты.

Ментальные карты (Mind Ментальные карты (Mind maps) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается на более долгий срок. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Принципы составления ментальных карт представлены на экране и в приложении (см. Приложение 3):

-главная тема помещается в центре листа;

-записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку;

-к основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы.

При возникновении трудностей при изучении новой темы, необходимо записать на отдельном листке для дальнейшего обсуждения.


Задание 2 предполагает рассмотреть использование межпредметных связей в межпредметном уроке. Для каждой группы использовать свое направление.


Задание 3 предполагает разработку межпредметного группового проекта на основе объединения знаний всех участников групп.


Задание 4 предполагает разработку проекта – памятки для молодых учителей «Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности» как результат деятельности на нашем семинаре.













Папки с теоретическим материалом будут способствовать самостоятельному извлечению новой информации, анализу, их структурированию.


Инструктирование по выполнению практической работы будет способствовать лучшему пониманию на выполнение определенных заданий для групп, знакомству с представленным материалом для работы, формой отчета.

IV. Практический этап

Цель: Закрепление знаний и умений. Формирование умений работы в группе, осуществлении самоконтроля и контроля степени усвоения знаний.


Задание № 1. Заполни многогранник.

Рассмотреть межпредметные связи с разных сторон, написать и прикрепить на многогранник.

Деятельность участников семинара:

Группа «Природа» - формирование межпредметных умений обучающихся на основе межпредметных связей;

Группа «Общество» - использование межпредметных связей в учебной деятельности;

Группа «Человек» - организация познавательной деятельности на основе принципа межпредметных связей.


Задание № 2. Межпредметный урок.

Рассмотреть использование межпредметных связей в межпредметном уроке. Отобрать информацию по теме бинарного урока «Роль березы в жизни человека» по направлению группы.

Задача групп проанализировать и выбрать нужный материал к уроку. Противоречия между потребительским отношением к природе и битвой человечества за охрану окружающей среды, новые взаимоотношения «человек – природа», «природа – человек», «природа-общество». Материал к уроку (см. Приложение 4).

Памятка «Подготовка к бинарному уроку» (см. Приложение 5).

Группа «Природа» - для учителя экологии

Группа «Общество» - для учителя истории

Группа «Человек» - для учителя биологии


Задание № 3. Межпредметный групповой проект.

Разработка межпредметного группового проекта «Роль березы в жизни человека». Объединение исследовательских проектов различных школьных предметов (биологии, истории, географии, экологии, технологии, МХК, изобразительного искусство, химии, музыки, окружающего мира) в групповом межпредметном проекте.

Задачи проекта:

1. Изучить ценность отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны.

2. Мотивировать учащихся в преобразовании и использовании информации в практической, творческой деятельности

3. Изучить технологию использования березы в технических изобретениях, медицине, кулинарии, косметологии, быту.

4. Проанализировать варианты использования человеком природных достоинств березы в искусстве.

Каждая группа выводит линию своего предмета, дополняет линии других предметов.

Задание № 4. Проект – памятка.

Разработку проекта – памятки для молодых учителей «Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности» как результат деятельности на нашем семинаре. Шаблон памятки (см. Приложение 6).

Задание № 1. «Заполни многогранник» позволяет рассмотреть межпредметные связи с разных сторон.


Задание № 2. «Межпредметный урок» позволяет разработать алгоритм подготовки к бинарному уроку.


Задание № 3. «Межпредметный групповой проект» предполагает рассмотреть проектную деятельность с использованием межпредметных связей различных предметов в урочной и внеурочной деятельности.






Задание № 4. «Проект – памятка» предполагает обобщение приобретенных знаний на семинаре для анализа и самоанализа.

V. Итоговый этап.

Цель: Подвести итоги работы на семинаре.

Отчет о деятельности групп. Анализ выполнения заданий, самооценка и взаимооценка, дополнения.

Презентация проектов.

Мы стремимся найти формы, которые помогут успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь:

попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

Анализ, самоанализ межгруппового взаимодействия участников семинара

VI. Рефлексия

Цель: Организовать рефлексию психоэмоционального состояния, мотивации, самостоятельной деятельности, взаимодействия с участниками семинара. Обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

На экране вы видите «Лестницу успехов». Я прошу подумать и оценить ваш личный успех на данном семинаре:

- самым полезным для меня было…

- я встретился с трудностью при …

- мне это необходимо для…

- у меня хорошо получилось…

- скажи комплимент новой теме…

- строки самому себе.

«Слово дня».

Оценка работы на семинаре. Я прошу вас заполнить лист оценки семинара.

Впереди вас ждет длинная дорога профессионального творчества.

Закончить хочется словами американского писателя Элберта Хаббарда «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя».

Желаю вам успехов! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с вами! Спасибо за внимание!

Прием «Лестница успехов» самоанализ личностных достижений каждого участника семинара, перспектива на будущее самообразование



Прием «Слово дня» оценка собственного ожидания от работы на семинаре.



Лист «Оценка семинара»



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.