Обучающий семинар для молодых педагогов «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению»
Методическая разработка обучающегося семинара
для молодых педагогов
по теме:
«Межпредметные связи
как средство повышения мотивации к обучению»
Разработала: Прокопенко Светлана Георгиевна,
учитель географии, биологии высшей квалификационной категории
1.Аннотация
Методическая разработка «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» представляет собой конспект обучающегося семинара для молодых педагогов. Автором разработан подробный конспект семинара, методические и дидактические материалы к нему.
Данный семинар позволит молодым педагогам на основе имеющихся и приобретенных на семинаре знаний освоить последовательность составления технологической карты занятия с учётом требований, предъявляемых к современному занятию и применить полученные знания и умения на практике в процессе своей профессиональной деятельности.
Практическая часть семинара будет способствовать проявлению коммуникативных умений молодых педагогов работать в группе и демонстрировать применение полученных знаний на практике по разработке технологической карты занятия с учетом целеполагания на каждом этапе занятия, особенности деятельности педагога и обучающихся, формирования учебных универсальных действий у учащихся.
Продукт обучающегося семинара – алгоритм технологической карты учебного занятия даст наглядное представление молодому педагогу о логике занятия горизонтально (организация деятельности учащихся под руководством педагога, формирование и развитие УУД, результат сотрудничества субъектов образовательного процесса на каждом этапе занятия) и вертикально (результат достижения предметных, метапредметных и личностных целей занятия).
Данная методическая разработка может быть полезна учителям, педагогам дополнительного образования независимо от уровня квалификации и опыта работы.
Данная методическая разработка семинара посвящена теме межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению учащихся на уроках. Методические материалы семинара нацелены на повышение психологопедагогической компетентности молодых педагогов в области организации развивающего образовательного пространства на занятиях, в вопросах оказания психолого-педагогической поддержки каждому ребенку. Актуальность семинара обусловлена тем, что современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач Получение теоретического и практического опыта на семинаре будет ориентировать педагогов на успех в дальнейшей педагогической деятельности. Материалы семинара могут быть использованы в сфере образования детей в работе методистов по организации семинаров, индивидуальных консультаций, непосредственно в работе педагогов, в целях самообразования и повышения своей психолого-педагогической компетентности.
2. Пояснительная записка
Основная нравственно-педагогическая идея семинара - выявление опыта молодых педагогов, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
Тема семинара: Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению.
Цель семинара: Формирование компетенции (умения)
Способствовать развитию умений применять полученные знания
создание условий для освоения опыта работы по использованию метапредметных технологий и приёмов в урочной и внеурочной деятельности.
Обучение навыкам
повышение уровня компетентности педагогов в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи:
- рассмотреть классификацию и виды межпредметных связей;
- дать представление о роли учителя в организации межпредметных связей
- систематизировать знания о возможностях использования программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;
- проанализировать и определить влияние межпредметных связей на качество образования школьников;
- создать условия для активного взаимодействия с участниками семинара.
Ожидаемые результаты: педагоги осуществят практическое действие по конструированию технологической карты занятия как инструмента повышения качества образования.
Дидактический материал: макеты технологических карт, заготовка технологической карты занятия для выполнения практического задания.
Формы и методы реализации: групповая форма работы; наглядный, словесный, иллюстративный.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; презентация «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» (Приложение 1); карточки с заданиями (Приложение 2); буклет «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» (Приложение 3);
ручки, чистые листы бумаги, фломастеры, доска-флипчарт.
Целевая группа: молодые педагоги
Продолжительность семинара: 1 час.
Вид семинара: практико-ориентированный.
Краткое описание ожидаемого результата
Работа участников на семинаре будет способствовать:
- систематизации знаний о возможностях программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;
- получению практического опыта по формированию познавательных интересов учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;
- овладению опытом поэтапной работы по установлению межпредметных связей в урочной и внеурочной деятельности;
- анализа собственной педагогической деятельности и нахождению путей по ее совершенствованию.
Технологическая карта семинара
Структурный компонент. Содержание деятельности | Результат реализации структурного компонента |
I. Организационный этап Цель: Создать благоприятный психологический климат, сформировать рабочие группы. Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир. В. Франкл
Педагогам предлагается разделиться на три команды: при входе в зал на доске находится логотип системы образования «Мир. Книга. Знания», на котором прикреплены карточки: Природа, Общество, Человек. Участники семинара выбирают себе карточку. Вид карточки - определенная группа семинара. Игра «Ассоциации». Я прошу группы взять друг друга за руки и представить: - «Природа» - вы все большое дерево, которое корнями глубоко зарывается в землю, а своими дружными листьями и цветами устремляется к небесам. Оно стоит себе, не двигаясь, прямое, высокое, независимое. - «Общество» - вы Земной шар, необъятный, дружный. Необъятные, необозримые просторы. - «Человек» - вы его Величество Человек, ученик или учитель, гармоничный, благородный, порядочный, дружелюбный, толерантный. Вы заметили, что в каждой группе встретились однокоренные слова: «дружные», «дружелюбные». Приём «Слово дня». Предлагаю подойти к логотипу системы образования, раскрыть книгу и написать одно только слово, которым вы сможете выразить свое состояние ожидания от предстоящей работы на семинаре. Хочу пожелать вам на нашем семинаре всегда ощущать дружескую поддержку. А начать семинар нам поможет простой школьный колокольчик, к которому привязана длинная нить. Возьмите ее и дружно начнем занятие! Колокольчик озорной, Ты друзей в кружок построй. Слева друг и справа друг – Становись скорее в круг. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Страх и грусть мы уберем, Семинар скорей начнем! | Распределение по группам – выбор карточки. Игра «Ассоциации» - создание благоприятной среды для продуктивной деятельности семинара. Быстрое включение в работу. Приём «Слово дня» - оценка собственного ожидания от предстоящей работы на семинаре. |
II. Мотивационный этап Цель: Актуализация знаний и умений. Мотивировать, повысить интерес участников семинара к освещаемой теме. - Как вы думаете, каким образом могут быть связаны названия ваших групп? Качественная сторона развития системы образования предполагает отбор содержания образования, которое отражается в конкретных областях действительности: Природа, Общество, Человек. Функции содержания образования определены как фиксация основополагающих элементов научного знания, а также воспитание и развитие интеллектуальной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры личности. Всем известна китайская пословица «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. - Достаточно ли только этого? Общеизвестно, что без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. - Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? - Как мотивировать познавательную активность? Вы видите, как трудно сразу ответить на эти вопросы. Над этой проблемой настойчиво работают ученые, учителя, методисты, психологи. Правда, учителя используют различные способы и приемы на уроках, повышающие его эффективность. Но всё это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Доказано, что устойчивый познавательный интерес учащихся, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса. У вас на столах основополагающие определения понятия «Мотивация», результаты исследования ученых по данной проблеме, рассмотрим их (см. Приложение 1) - Скажите, что для вас эффективный урок? - Как вы думаете, из чего складывается формула эффективности урока? (тщательности подготовки и мастерства проведения). - Продумываете ли вы каждый этап урока и из чего исходите? Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями обучающихся урок качественным быть не может. | Приём «Вопрос-ответ» Знакомство с исследования ученых, анализ способствует закреплению понятий «Виды мотивации» |
III. Теоретический этап Цель: приобретение новых знаний. Подготовка к выполнению практической части семинара. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применить их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. - Как же необходимо выстроить процесс обучения, чтобы такая личность успешно сформировалась и была готова реализовать свои знания и умения в профессиональном самоопределении, в жизни? Каждый учебный предмет, вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Но в природе и обществе нет изолированных процессов. Нельзя понимать мир по отдельным независимым законам. В реальном мире все взаимосвязано, а в учебных предметах изучаются с разных сторон. Закономерно возникает проблема интеграции, взаимных межпредметных связей в обучении. Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач. Осуществление межпредметных связей на практике вызывает немало трудностей: как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении воспитательного эффекта обучения? На семинаре попробуем рассмотреть эту проблему с разных сторон. У каждой группы на столах лежат папки с материалом по теме «Межпредметные связи в образовании» (см. Приложение 2): Научный подход к проблеме межпредметных связей в обучении; Классификация межпредметных связей; Функции межпредметных связей в обучении; Организация познавательной деятельности на основе принципа межпредметных связей; Этапы формирования межпредметных умений обучающихся на основе межпредметных связей; Межпредметные познавательные задачи и умения; Эффективность использования межпредметных связей в обучении; Методика обучения учащихся использованию межпредметных связей в учебной деятельности. Задание 1 предполагает самостоятельного извлечение теоретического материала и структурирование его при помощи ментальной карты. Ментальные карты (Mind Ментальные карты (Mind maps) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается на более долгий срок. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал. Принципы составления ментальных карт представлены на экране и в приложении (см. Приложение 3): -главная тема помещается в центре листа; -записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку; -к основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы. При возникновении трудностей при изучении новой темы, необходимо записать на отдельном листке для дальнейшего обсуждения. Задание 2 предполагает рассмотреть использование межпредметных связей в межпредметном уроке. Для каждой группы использовать свое направление. Задание 3 предполагает разработку межпредметного группового проекта на основе объединения знаний всех участников групп. Задание 4 предполагает разработку проекта – памятки для молодых учителей «Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности» как результат деятельности на нашем семинаре. | Папки с теоретическим материалом будут способствовать самостоятельному извлечению новой информации, анализу, их структурированию. Инструктирование по выполнению практической работы будет способствовать лучшему пониманию на выполнение определенных заданий для групп, знакомству с представленным материалом для работы, формой отчета. |
IV. Практический этап Цель: Закрепление знаний и умений. Формирование умений работы в группе, осуществлении самоконтроля и контроля степени усвоения знаний. Задание № 1. Заполни многогранник. Рассмотреть межпредметные связи с разных сторон, написать и прикрепить на многогранник. Деятельность участников семинара: Группа «Природа» - формирование межпредметных умений обучающихся на основе межпредметных связей; Группа «Общество» - использование межпредметных связей в учебной деятельности; Группа «Человек» - организация познавательной деятельности на основе принципа межпредметных связей. Задание № 2. Межпредметный урок. Рассмотреть использование межпредметных связей в межпредметном уроке. Отобрать информацию по теме бинарного урока «Роль березы в жизни человека» по направлению группы. Задача групп проанализировать и выбрать нужный материал к уроку. Противоречия между потребительским отношением к природе и битвой человечества за охрану окружающей среды, новые взаимоотношения «человек – природа», «природа – человек», «природа-общество». Материал к уроку (см. Приложение 4). Памятка «Подготовка к бинарному уроку» (см. Приложение 5). Группа «Природа» - для учителя экологии Группа «Общество» - для учителя истории Группа «Человек» - для учителя биологии Задание № 3. Межпредметный групповой проект. Разработка межпредметного группового проекта «Роль березы в жизни человека». Объединение исследовательских проектов различных школьных предметов (биологии, истории, географии, экологии, технологии, МХК, изобразительного искусство, химии, музыки, окружающего мира) в групповом межпредметном проекте. Задачи проекта: 1. Изучить ценность отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны. 2. Мотивировать учащихся в преобразовании и использовании информации в практической, творческой деятельности 3. Изучить технологию использования березы в технических изобретениях, медицине, кулинарии, косметологии, быту. 4. Проанализировать варианты использования человеком природных достоинств березы в искусстве. Каждая группа выводит линию своего предмета, дополняет линии других предметов.
Задание № 4. Проект – памятка. Разработку проекта – памятки для молодых учителей «Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности» как результат деятельности на нашем семинаре. Шаблон памятки (см. Приложение 6). | Задание № 1. «Заполни многогранник» позволяет рассмотреть межпредметные связи с разных сторон. Задание № 2. «Межпредметный урок» позволяет разработать алгоритм подготовки к бинарному уроку. Задание № 3. «Межпредметный групповой проект» предполагает рассмотреть проектную деятельность с использованием межпредметных связей различных предметов в урочной и внеурочной деятельности. Задание № 4. «Проект – памятка» предполагает обобщение приобретенных знаний на семинаре для анализа и самоанализа. |
V. Итоговый этап. Цель: Подвести итоги работы на семинаре. Отчет о деятельности групп. Анализ выполнения заданий, самооценка и взаимооценка, дополнения. Презентация проектов. Мы стремимся найти формы, которые помогут успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха. | Анализ, самоанализ межгруппового взаимодействия участников семинара |
VI. Рефлексия Цель: Организовать рефлексию психоэмоционального состояния, мотивации, самостоятельной деятельности, взаимодействия с участниками семинара. Обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. На экране вы видите «Лестницу успехов». Я прошу подумать и оценить ваш личный успех на данном семинаре: - самым полезным для меня было… - я встретился с трудностью при … - мне это необходимо для… - у меня хорошо получилось… - скажи комплимент новой теме… - строки самому себе. «Слово дня». Оценка работы на семинаре. Я прошу вас заполнить лист оценки семинара. Впереди вас ждет длинная дорога профессионального творчества. Закончить хочется словами американского писателя Элберта Хаббарда «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя». Желаю вам успехов! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с вами! Спасибо за внимание! | Прием «Лестница успехов» самоанализ личностных достижений каждого участника семинара, перспектива на будущее самообразование Прием «Слово дня» оценка собственного ожидания от работы на семинаре. Лист «Оценка семинара» |