Презентация «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса»
«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса» Теоретический семинар: Методист МБУ ДО ЦТ г.-к. Анапа
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А. Сухомлинский
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей. Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.
Цели занятия Необходимо проектировать перспективные цели Общие цели занятия должны быть детализированы микроцелями Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели обучающимися Цель должна соизмеряться с возможностями обучающихся Цель должна указывать на её достижение
На занятии работают двое – педагог и обучающийся, и только правильно организованная работа может побуждать обучающегося заниматься.
При подготовке к занятию необходимо учитывать мотивационное обеспечение занятия постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к обучению через обеспечение психического и физического здоровья на занятии, соблюдение гигиены труда; создавать ситуации успеха; стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности обучающихся в общении и сотрудничестве с педагогом и группой; способствовать развитию обучающихся с разными способностями, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию; стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Современные педагогические технологии: создание проблемной ситуации создание ситуации успеха игровые ситуации на занятиях дифференцированный подход к организации учебного процесса подбор творческих заданий групповые формы работы парная форма работы метод проектов Интернет-технологии
Способы и приемы развития интереса: Привлекательная цель Создание ситуации успеха Приём «Линия времени» Приём «Оценка не отметка» Приём «Образовательная стратегия» Приём «Автор» Ряд вопросов
демонстрация достижений каждого обучающегося на каждом занятии; умение хвалить любого обучающегося на каждом занятии, даже за малые успехи. Заметно повышает мотивацию: вовлечение в деятельность всех обучающихся группы; создание нестандартных ситуаций;
Формы и методы работы: Увлеченное преподавание. Новизна учебного материала. Историзм, связь знаний с судьбами людей, прославившимися в этом виде искусства. Использование новых и нетрадиционных форм обучения. Чередования форм и методов обучения. Обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств. Показ достижений обучаемых. Создание ситуаций успеха. Соревнование, конкурсы, выставки и т.п. Создание положительного микроклимата. Доверие к обучаемому. Педагогический такт и мастерство педагога. Учет возрастных особенностей детей. Выбор действия в соответствии с возможностями ребенка. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятиях. Эмоциональная речь педагога. Применение поощрения и порицания. Вера педагога в возможности обучающегося (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
Формирование мотивации замедляют: эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала; невысокая компетентность педагога, его незаинтересованность работой; излишняя повторяемость одних и тех же приемов; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательное отношение к обучающимся; приемы понуждения.
Именно от педагога, используемых им приемов, методов и средств, от умения настроить обучающихся на успех, от его умения отбирать содержание учебного материала, зависит успешность формирования учебной мотивации обучающихся.