Межпредметные связи, как средство формирования положительной мотивации к трудовому обучению у учащихся С(к)ОУ VIII вида
В соответствии с “Конвенцией о правах ребенка” (1989) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями, в том числе, и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечивая воспитание, развитие, образование, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.
Объективные данные, полученные при изучении здоровья детей в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей с ОВЗ, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается.
Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях связано также с изменением общественной позиции по отношению к детям с интеллектуальной недостаточностью, с возникновением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в их воспитании, т.е. произошли значительные перемены в обществе, изменилось не только отношение к лицам с ОВЗ, изменились взгляды на возможности их умственного и социального развития.
Одним из условий эффективности коррекционно-образовательного процесса является характер взаимодействия учителя с ребенком в соответствии с мотивами и потребностями возраста. Задача учителя создать условия для развития у ребенка познавательной направленности на функциональные свойства объектов («Что с ним можно делать? В чем его значение?») и формирование структуры предметного действия на основе совместной с ребенком деятельности. Значимым при взаимодействии на этом этапе является удовлетворение потребностей ребенка, в признании его достижений, что способствует формированию у него образа «Я».
В целом взаимодействие учителя с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование, осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, на формирование познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (активности, произвольности и самостоятельности, инициативности, ответственности).
В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует человека к совершенствованию какого – либо действия. Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность. Мотивация - это настроенность, стремление человека что-то сделать, проявить активность.
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включённой в учебную деятельность. Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности педагога. Она определяется, во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, самооценка, его взаимодействие с другими учениками); в-четвёртых, субъективными особенностями педагога, и прежде всего его отношения к ученику, к делу; в-пятых спецификой учебного предмета.
Для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Но качество достижения в выполнении деятельности зависит не только от эффективности и силы мотивации, но и от индивидуальной способности к выполнению этой деятельности, т. е. личность характеризуется не только тем, чего она хочет, к чему стремится, но и тем, что она может.
Профессор П. И. Третьяков выделяет следующие методы мотивации
Эмоциональные: поощрение, порицание, деловая игра, образные представлении, ситуация успеха, положительная оценка. Положение значимости личности, выбор цели.
Познавательные: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака».
Волевые методы мотивации: предъявление требований, информация об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, самооценка.
Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным, побуждение подражать сильной, авторитетной личности, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованности в коллективных результатах, взаимная проверка и оценка, рецензирование, аудит.
А теперь остановимся на проблемах мотивации деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида. Этот вопрос имеет важное значение для практики нашей школы. В силу общего психического развития, ограниченности потребностей и интересов школьники нуждаются в специальной организации учебной работы с ними. Нашим детям характерна короткая мотивация деятельности. При далёкой мотивации деятельности человек руководствуется не только данной конкретной задачей, но и более отдалёнными задачами. А дети с ОВЗ руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности. При встрече с препятствиями, трудностями, наши дети не стремятся преодолеть их и уходят от основной цели. Поэтому для достижения хороших результатов в обучении и воспитании детей с ОВЗ необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами. Как бы ни был узок уровень общего развития детей с ОВЗ, у них имеются свои, пусть ограниченные, потребности и интересы. При удовлетворении этих потребностей и интересов они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к встающим перед ними задачами.
Самым большим недостатком обучения является то, что иногда учителя не надеясь на то, что ученики могут высказать собственное суждение, соотнести его с собственным опытом, преподносят материал в готовых решениях. Такое обучение приводит к запоминанию, а иногда и не приводит, учащимися учебного материала, но развития мышления при этом не происходит. За учащимися закрепляется позиция ведомых, которая исключает инициативу, активность в познавательной деятельности. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы мотивация деятельности способствовала сознательному применению знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность, включать деятельность и на уроках трудового обучения. Мотивация учебной деятельности должна проводиться под девизом: «Всё, что делается на уроке ребёнку должно быть интересно», т. е. учитель должен воспитывать интерес к познавательной деятельности, к получению, добыванию знаний.
Так как состав класса всегда неоднороден, поэтому задача учителя создать комфортную обстановку. Мотивацию учебной деятельности необходимо проводить так, чтобы дети почувствовали уверенность в своих силах, у них появилось желание учиться. Учитель должен развивать такие качества личности обучающихся, такие как усидчивость, терпение, послушание, старательность, трудолюбие, организованность. Так же у всех детей имеются нарушения речи, поэтому на уроках необходимо использовать специальные упражнения, которые способствуют отработке чёткости артикуляции, формированию звукопроизношения, укреплению мышц языка. Осуществление на уроках коррекционной работы, при использовании разнообразных технологий коррекционного обучения, применение наглядности, опора на жизненный опыт, способствуют развитию каждого ребёнка, активизируют мыслительную деятельность, воспитывает интерес к учению, развивает эмоционально-образное мышление. Уроки необходимо проводить в строго выдержанной логической последовательности, и как правило, привлекать всех детей к учебной деятельности через индивидуальную работу с каждым.
Одной из форм организации процесса обучения детей с умеренной умственной отсталостью является урок, ведущим методом - фронтальная работа, при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода, с использованием игрового и занимательного материала, наглядных и иллюстративных пособий. Данная работа результативно может быть проведена на уроках трудового обучения. Именно учителям трудового обучения необходимо сформировать у учащихся понимание осознанного выбора профессии, правильной самооценки своих возможностей. Опираясь на особенности каждого ребенка, на уроках трудового обучения осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход, от учащегося требуются полные ответы на заданные вопросы, применяется специальная терминология, имеются словари, технологические карты, образцы.
На уроках педагоги создают атмосферу деловой целеустремленности, формирует устойчивый интерес и желание выполнять работу. Однако при грамотной работе невозможно избежать трудностей, которые дети испытывают в измерительных операциях, многие выполняют задание с помощью учителя. Это еще раз доказывает необходимость активизации познавательной деятельности, творческого применения специальных технологий, межпредметных связей.
Для более глубокого усвоения учащимися материала по предмету «Трудовое обучение» учитель должен шире использовать межпредметные связи. Главным образом это опора на уже имеющиеся знания. Трудовое обучение таит в себе богатейшие возможности для установления межпредметных связей, в частности, с литературой, математикой, рисованием, музыкой - что помогает на уроках разнообразить формы роботы с учащимися, внести яркие моменты при объяснении, расширяет кругозор детей, учит сравнивать и анализировать, делать самостоятельные выводы по отдельным вопросам, активно участвовать на уроке. Примеры из литературы, математики, включают детей в живое, непосредственное участие при ознакомлении с основным и новым материалом. На уроках должны присутствовать примеры из жизни, кино, литературы.
Вопрос реализации межпредметных связей на уроках трудового обучения, в настоящее время актуален т.к создаёт условия формирования единой системы знаний и умений учащихся. При этом каждый предмет остается самостоятельным. Межпредметные связи позволяют координировать связи между предметами, а четкая логика и последовательность в познании естественных процессов может быть обеспечена междисциплинарными подходами.
Межпредметная связь, например, математики и трудового обучения помогает применять знания математики в практической деятельности на уроках труда.
Можно утверждать, что знания и умения, которые учащиеся приобретают при изучении одних предметов, используют при изучении других предметов, и дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Поэтому на уроках трудового обучения больше изделий можно делать для школы, для украшения кабинетов или для использования в быту. Ведь дети тогда будут чувствовать важность и необходимость своего труда. Уверенность учащихся в том, что их труд будет необходим в повседневной жизни, очень важна для формирования личностных качеств детей и для их мотивации в процессе трудового обучения. На уроках швейного дела девочек можно привлечь к пошиву костюмов для танцев, штор для кабинетов. На уроках слесарного дела учащиеся под руководством учителя могут производить ремонт мебели, швабр, изготовление крючков для плакатов и т. д. Поэтому основная нагрузка по усвоению учащимися материала ложится на учителя на уроке. Каждому учителю должен быть известен объем и содержание знаний и умений по предметам, должны максимально использоваться межпредметные связи, взаимопосещение уроков и внеклассных занятий.
Я, считаю, мы должны дать детям доступное, полноценное, качественное образование. Это социализация наших воспитанников, их способность найти своё место на рынке труда. Для этого необходимо совершенствовать содержание образования и внедрять новые технологии обучения. А этого можно добиться только на основе повышения профессионализма. Мы сможем осуществлять мотивацию учебной деятельности, если сами будем иметь мотивацию на повышение качества и эффективности своей работы, рост профессионального мастерства, развитие творческого потенциала, общей культуры. Без этого работать в современной школе будет невозможно. Надо всегда помнить, что, даже изучив педагогическую и методическую литературу, нельзя получить готовое решение педагогической задачи, поэтому необходим творческий подход к педагогическому процессу.
Необходимо совершенствовать содержание образования и внедрять современные технологии обучения, в том числе, использовать межпредметные связи на уроках.
Список литературы:
В.Н. Максимова. Межпредметные связи в процессе обучения, М.: Просвещение, 1989.
Ю. К. Бабанский. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982г.
В. С. Кукушин. Теория и методика обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
В. А. Орехова. Педагогика в вопросах и ответах // учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
В. В. Воронкова. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М: Школа-Пресс, 1994.
С. Ф. Трифонов. На уроках труда. М: ГУ-ПИМПРСФСР,1963 г.
А.П. Капустин. Педагогические технологии адаптационной школы.–М: Высшее образование. 2001г.
Л.С. Выготский. Педагогическая психология /под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
П.С. Жедек. Использование методов развивающего обучения на уроках технологии // учебно-методическое пособие для учителей // Томск: Пеленг, 1992 г.
М. С. Певзнер. Дети олигофрены. М.: АПН РСФСР, 1959
Н.М.Назарова. Специальная педагогика. М.,2000
А.Р. Маллер. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М.:Просвещение, 1990.
Б.И. Пинский. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомог. школы. М.:Педагогика, 1985
Ивлиева Наталия Алексеевна
Баракова Екатерина Николаевна