Статья «Повышение познавательной мотивации у обучающихся как способ повышения результативности обучения химии»
Повышение познавательной мотивации у обучающихся как способ повышения результативности обучения химии
Далеко или близко ли?
Давно или не давно ли?
В деревне или в городе
Сошлись три мудреца.
Сошлися и заспорили
Чего важней нам, прошлое?
А может настоящее?
Иль всё же это будущее
Очень уж важно?
Наше прошлое делает нас тем, кто мы есть сейчас. Я умею то, чему научилась в прошлом. Прошлое важно! С этим не поспоришь.
Но подождите, человек был бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас – я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Разговор с вами интересен потому, что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли. …
Подождите, но мы совсем упустили из виду, что Прошлого уже нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни – ни прошлое, ни будущее нам не подвластно.
Так и для ученика на уроке вся жизнь сосредоточена в этом главном моменте. Нет ни прошлого, ни будущего. Он весь здесь в этом моменте.
Итак, все начинается с урока. Считаю, что в образовании важен не только результат, но и процесс. На основе этого строю свои уроки. Я моделирую вымышленные и реальные ситуации (уроки – путешествия, экспертизы, экспедиции, расследования). Повышаю таким образом мотивацию обучающихся, развиваю индивидуальные способности личности. Химия – достаточно сложный предмет. К сожалению, для многих обучающихся происходит снижение статуса предмета «химия», падение интереса к его изучению. Поэтому кроме изучения фундаментальной (теоретической) химии на уроках целесообразно выполнять практико-ориентированные задания прикладного, межпредметного характера и решать ситуационные задачи. Одним из лучших способов повышения мотивации к изучению химии и результативности считаю усиление практической направленности предмета и прикладного характера обучения. Ведущее место в обучении мною отведено методикам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Я надеюсь, такой подход научит моих выпускников бытовой химической грамотности и позволит им в будущем отвечать на несложные жизненные вопросы.
Проблемно-поисковый подход реализую при проведении химического эксперимента, решении прикладных задач метапредметного характера. Мной разработан и апробирован элективный курс «Задачи в химии: от расчётов к экспериментам». Программа предусматривает теоретическое решение задач, практическое их выполнение и экспериментальную проверку результатов вычислений.
Мной разработана серия задач на вычисление массовой доли «Спросите доктора»: эти задачи по химии ученики решают в разделе реальной математики при сдаче Государственной Итоговой Аттестации.
Апробирован и пропедевтический курс по химии (на основе авторской программы О.С.Габриеляна «Химия. Водный курс»). Данный курс ставит своей целью решение следующих основных задач:
• подготовить учащихся к восприятию нового предмета, сократить и облегчить адаптационный период;
• пробудить интерес к изучению химии;
• обучить простейшим экспериментальным навыкам;
• сформировать представление о химии как об интегрирующей науке.
Одним из самых результативных методов формирования интереса учащихся к предмету считаю метод проектов.
Что особенно запоминающегося делали мои ученики? Совместно со школьным туристическим кружком «Горизонт» была организована работа над проектом, связанным с экспертизой овощей на содержание нитратов, получением удобрений из торфа и возможным потенциалом Камчатского края по производству органических удобрений.
Ранее 11-классники искали ответ на вопрос «Что особенного они могут предложить в разрешении проблемы грязных рук младших школьников». Так родилась идея создания проекта «Мойся, мыло, не ленись». Интересно, что работая над проектом, старшеклассники увлекли мыловарением своих одноклассников и учителей. Было принято решение: 15 октября – Всемирный день мытья рук, сделать ежегодной школьной традицией.
7-классники, мои будущие ученики, исследовали атмосферу – Пятый океан. Они собирали исследуемый материал – снег, который накапливает в своём составе вещества, поступающие в воздух, анализировали прозрачность снеговой воды и содержание нерастворимых частиц, делали выводы.
Творческим концертом завершился проект по всестороннему исследованию жевательной резинки: истории её возникновения, составе, влиянии на ЖКТ, развитие челюсти, работу мозга, способах утилизации и неожиданных способах применения.
Идею следующего проекта предложила я сама: базовая сложная тема Ионные реакции. Для лучшего запоминания и разъяснения механизмов протекания данных явлений я предложила ученикам стать режиссёрами собственной сказки «Колобок на новый лад». Работая над проектом, я поняла, что его элементы могу использовать в качестве самостоятельного фрагмента урока изучения нового материала.
Особое внимание на уроках я уделяю вопросам формирования экологически грамотного поведения обучающихся в окружающей среде. Поэтому один из проектов был посвящён данному направлению. Ученики сняли юмористический мультипликационный фильм о неправильном поведении на вулканах и негативных последствиях.
В прошлом учебном году гармонизировать окружающий мир ученики пытались с помощью найденных знаний о видеоэкологии.
Для организации продуктивного процесса образования применяю ситуацию успеха. Изучив её организацию, вижу оправданность применения.
В современных условиях ухудшения физического и психического здоровья школьников для повышения продуктивности обучения учитель должен применять здоровьесберегающие технологии на уроках. Соблюдение санитарно-эпидемилогических норм, смена видов деятельности, оптимальный темп работы, повышение двигательной активности. Я стараюсь, чтобы это было органично вписано в урок и связано с его содержанием.
Без знаний по химии, невозможно формирование полноценной научной картины мира, а соответственно, невозможно полноценное образование и формирование современного интеллектуального человека. Изучение курса химии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности. Обучение химии способствует развитию исследовательских компетенций, мышления (анализу и синтезу, сравнению и обобщению, выдвижению и подтверждению или опровержению гипотез и т. д.). На уроках формируется основа самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Изучение химии развивает самостоятельность, трудолюбие, добросовестность и интерес к знаниям в целом. Таким образом, на уроках химии кроме получения учениками теоретических знаний происходит формирование умений для повседневной жизни, развивается совокупность способов действий, обеспечивающих способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Как говорил Сухомлинский, учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. Как учитель-предметник, классный руководитель много времени и сил трачу на воспитание духовно-нравственной и гармонично развитой личности. Это сложно. Я столкнулась с негативным социальным опытом ребёнка, подменой ценностей, отрицательным влиянием общества на формирующееся сознание ребёнка. Выход вижу в единонаправленном союзе семьи, школы, ученика.
Учитель. Для меня – это не профессия, это образ жизни, а мастерство – не случайная удача, а систематический поиск и труд, Имея собственную копилку педагогических побед и неудач, я поняла, что ученики с большим желанием готовы воспринимать ту информацию, которой они смогут воспользоваться в реальной жизни, которая им интересна. Поэтому повышение познавательной мотивации обучающихся считаю одним из действенных способов повышения результативности обучения химии.