Методическая разработка открытого практико-ориентированного урока на тему «Судебное разбирательство»
Автономная некоммерческая
профессиональная образовательная организация
«Владимирский техникум экономики и права Владкоопсоюза»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
бинарного практико-ориентированного урока
Тема: Судебное разбирательство
Учебная дисциплина: Гражданский процесс, Химия
Преподаватель первой категории АН ПОО ВТЭП:
Ващенко Светлана Михайловна
Аннотация
В методической разработке показана методика проведения бинарного урока различными методами и формами: интерактивный урок с применением проблемных ситуаций и мультимедиа оборудованием. Форма бинарного урока позволяет показать связь между дисциплинами ОП и ЕН, возможность интегрирования знаний из разных областей науки, служит средством повышения мотивации к изучению предметов, так как создает условия для практического применения знаний.
В методической разработке показана реализация межпредметных связей, большое внимание уделяется актуализации опорных знаний, так как именно актуализация мотивирует обучающихся на освоение знаний. Использование на уроке ИКТ (презентация, интерактивная игра) способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом общества.
Данные методы дают возможность студентам принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одногруппниками, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему.
Материалы представлены с целью распространения актуального педагогического опыта.
Методическая разработка предназначена для преподавателей и студентов среднего профессионального образования.
Содержание
Введение
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 508 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения" одним из требований к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена является использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности [2]. Поэтому для эффективного обучения студентов неотъемлемой частью обучения считаю применение в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, что позволит также реализовать компетентностный подход к обучению.
В рамках преподавания юридических дисциплин, это особенно актуально, так как студентам приходится перерабатывать огромный объем информации. И основная задача преподавателя- создать все условия для мотивации познавательной деятельности студентов. Изучение дисциплины ОП.08 «Гражданский процесс» предполагает применение на практике студентами таких умений как:
применять на практике нормы гражданско-процессуального права;
составлять различные виды гражданско-процессуальных документов;
составлять и оформлять претензионно-исковую документацию;
применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
Применение формы бинарного практико-ориентированного урока позволяет:
1. оценить степень усвоения теоретического материала;
2. проанализировать все вышеуказанные умения студентов в рамках одного занятия;
3. наиболее эффективно развить общие компетенции ОК 1-12 в соответствии с ФГОС.
4. вовлечь студентов в проектную деятельность, так как на данный момент это одно из самых эффективных направлений в образовании.
Сочетание дисциплин «Гражданский процесс» и «Химия» позволит интегрировать знания из различных предметных областей. В частности, выбор дисциплины «Химия» обоснован тем, что при постановке проблемной ситуации, перед студентами встает вопрос сбора доказательств. Для более наглядной и реальной демонстрации полученных доказательств преподавателем был сделан выбор в пользу данной дисциплины.
Кроме того, проведение данного урока позволяет выявить межпредметные связи с такими дисциплинами как конституционное право, экология, основы экологического права, естествознание, гражданское право.
Методическая разработка содержит следующие разделы: подготовительный этап, план урока, его структуру, методику проведения урока, заключение.
В разделе «Подготовительный этап» подробно излагается подготовительная работа по организации урока, описывается деятельность самого преподавателя и студентов, формируется порядок проведения урока, определяются способы достижения поставленных целей и задач.
План урока отражает цели и задачи урока, вид и тип урока, межпредметные связи, наглядные пособия, раздаточный материал и технические средства обучения.
Структура урока описывает порядок распределения элементов урока, время на каждый из них, а также методы обучения.
Методика проведения содержит подробное описание урока с указанием целей проведения каждого элемента, обращает внимание на особенности применения средств и методов обучения в каждом конкретном случае, их целесообразность.
Заключение подводит итоги проведенного урока.
Подготовительный этап
Процесс подготовки к бинарному практико-ориентированному уроку по учебным дисциплинам «Гражданский процесс» и «Химия» на тему: «Судебное разбирательство» включает следующие этапы:
1. Планирование преподавателем хода урока, определение его целей и задач. На этом этапе были подробно разработаны элементы занятия и методы обучения, подобран материал для практической работы.
2. Подбор теоретического материала к уроку. Проводился поиск нужной информации в нормативных правовых актах, литературе и сети Internet.
3. Подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий, реактивов. Была создана презентация для проведения практического занятия.
4. Подготовка раздаточного материала, ТСО, лаборатории. Было подобрано программное обеспечение для контроля и вывода работ студентов на экран; проверено наличие оборудования: персональных компьютеров, проектора, экрана, реактивов.
5. Работа со студентами. На данном этапе подготовки преподавателем были выданы задания для самостоятельного исследования (проблемная ситуация: судебный процесс над автомобилем, как основным источником загрязнения атмосферного воздуха). Рекомендовано повторить темы: «Подведомственность и подсудность гражданских дел», «Лица, участвующие в деле», «Представительство в суде», «Судебное доказывание и доказательства», «Возбуждение искового производства», «Подготовка дела к судебному разбирательству».
План урока
Специальность: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Группа: 2ПСО
Учебная дисциплина: Гражданский процесс
Тема раздела: «Приказное и исковое производство»
Тема урока: «Судебное разбирательство».
Количество часов: 2 часа
Цели урока:
1. Обучающая- создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать обучающимся возможность увидеть результаты своего труда; систематизация знаний; способствует формированию у обучающихся убеждения в связности предметов, в целостности мира; интеграция знаний из разных областей.
2. Развивающая- вовлечь обучающихся в природоохранную деятельность; развивать навыки самообразования, так как подготовку к уроку обучающиеся осуществляют самостоятельно, они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов; расширяется кругозор у обучающихся и педагогов;
3. Воспитательная- способствовать формированию экологического, патриотического, нравственного, правового и эстетического сознания обучающихся и бережного отношения к собственной среде обитания; позволяет обучающимся принимать решения в творческих ситуациях.
Вид урока- бинарный урок.
Тип урока- урок по выполнению комплексных работ.
Метод обучения- практический.
Уровень усвоения учебного материала- продуктивный.
Межпредметные связи:
дисциплина «Экология»-Тема 1.1. Взаимодействие человека и природы; Тема 1.4 Природные ресурсы и рациональное природопользование; Тема 2.1 Источники и виды загрязняющих веществ. Их характеристика и классификация; Тема 2.4 Характер воздействия загрязняющих веществ на человека и природу; Тема 2.5. Защита окружающей среды от загрязнения вредными веществами; Тема 3.1. Эколого-правовой режим использования природных ресурсов.
дисциплина «Химия»- Тема 1.1. Предмет неорганической химии; Тема 1.3 Кислоты и их свойства. Основания и их свойства. Соли их свойства; Тема 2.1. Классификация реакций в химии. Реакции присоединения, отщепления, замещения.
дисциплина «Естествознание»- Тема 1.1. Вода вокруг нас; Тема 2.1. Химический состав воздуха; Тема 3.1. Химические элементы в организме человека; Тема 3.2. Воздействие экологических факторов на организм человека.
дисциплина «Право»- Тема 2.2. Юридическая ответственность. Правовое сознание и правовая культура; Тема 3.4. Конституция Российской Федерации.
дисциплина «Гражданское право»- Тема 2.9. Осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей. Тема 6.19. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда; Тема 2.11. Гражданско-правовая ответственность
дисциплина «Основы экологического права»- Тема 1.2. Экологические права и обязанности граждан и их объединений. Тема 2.1. Нормирование в области охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза. Тема 2.2. Ответственность за нарушения экологического законодательства. Тема 3.4 Правовой режим использования и охраны животного мира, вод и атмосферного воздуха.
Учебно-методическое оснащение урока- проектор и экран, компьютер для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint «Суд над автомобилем», зал судебного заседания, мантия, химические стаканы, пробирки, стеклянная палочка, химические реактивы.
Элементы структуры урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Примечания по методике |
|
1.Подготовительный этап |
||||
Организационный момент (2мин) |
1.Приветствует 2.Проверка явки |
1.Приветствуют 2. Готовятся к уроку |
Диалогово – словесный метод (беседа). |
|
1.2 Целевая установка (5 мин) |
1.Сообщает тему урока 2.Формулирует цель урока. 3. Раскрывает сущность бинарного урока |
Воспринимают |
Диалогово – словесный метод (беседа). Наглядный |
|
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся (5 мин) |
1.Проводит интерактивную игру «Вопросики» (Приложение 1) |
Отвечают на вопросы |
Диалогово – словесный метод (беседа). |
|
2. Основной этап |
||||
2.1 Закрепление и применение знаний (60 мин) |
1. Предлагает студентам представить решение поставленной перед ними проблемной ситуации, разыграв судебное разбирательство с использованием атрибутов зала судебного заседания |
Представляют решение проблемы в виде судебного разбирательства «Суд над автомобилем» Воспринимают |
Проблемный метод Диалогово-словесный метод Наглядный Проектный метод |
|
2.3 Выдача домашнего задания (1 мин) |
Дает домашнее задание: повтор пройденного материала. |
Записывают |
Словесный |
|
3. Заключительный этап Подведение итогов (7 мин) |
1.Подведение итогов. |
1. Проводят само- и взаимоконтроль 2.Высказывают свое мнение |
Диалогово-словесный |
Особенностью организации данного урока является отработка умений и навыков по ведению дела в судебном процессе, а также то, что на подготовительном этапе студенты активно участвуют в подборе материала, его анализе, что позволяет сформировать у них ответственность за проведение урока.
Основная часть работы приходится на подготовительный этап перед самим уроком. На этом этапе идет распределение группы, постановка цели перед студентами, объяснение методики проведения лабораторных опытов.
Данный урок рассчитан на группу из 25 человек. Разделение происходит по следующей схеме (таблица 1).
Таблица -1. Распределение группы
Роль |
Кол-во человек |
Суд |
1 |
Истец |
1+4 (свидетели, эксперты) |
Ответчик |
1+4 (свидетели, эксперты) |
Прокурор |
1 |
Секретарь |
1 |
Представители |
2 |
Лабораторные опыты |
5 |
Остальные 5 человек помогают в подготовке, а во время занятия выполняют роль слушателей, но на заключительном этапе играют ключевую роль в оценке работы каждого из участников.
Перед студентами ставится следующая проблемная ситуация:
2017 год объявлен годом экологии [1], в связи с чем гражданин Беспокойный А.А., 06.08.1984 года рождения, проживающий по адресу: г.Владимир, ул.Кремлевская, д.12, кв.215. решил обратиться в суд за защитой своих прав. В мае 2016 года у него было обнаружено онкологическое заболевание дыхательных путей, не поддающееся лечению. Так как, с 20 лет он работает водителем городского автобуса, он решил, что транспорт, а точнее выхлопные газы и являются источником его заболевания. Гр. Беспокойный решил в судебном порядке добиться от администрации города сократить количество транспорта в городе и выплатить ему компенсацию морального вреда. Для защиты своих прав он также обратился в прокуратуру, а для еще большей надежности попросил своего друга Борисова В.В., профессора ВлГУ, быть его представителем.
Перед студентами ставится цель- разыграть стадию судебного разбирательства, используя все средства доказывания.
Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
Пройти все стадии искового производства, начиная с подачи иска, т.е. необходимо составить исковое заявление.
Изучить судебную практику по данной ситуации.
Ознакомиться со статьями:
Абанина Е.Н. Защита права граждан на благоприятную окружающую среду при обращении прокурора в суд: вопросы теории и практики [3].
Спор о возмещении вреда здоровью (на основании судебной практики Московского городского суда) [5].
Трофимов С.В. О некоторых аспектах гражданско-правовой ответственности вследствие причинения вреда при эксплуатации транспорта [6]
Проработать нормативное обоснование искового требования.
Каждой из сторон представить доказательства, с учетом их относимости, допустимости и достоверности, например:
Данные департамента здравоохранения по Владимирской области о причинах онкозаболеваний, статистические данные.
Схему маршрутов пассажирского транспорта;
Оценить степень воздействия на состояние здоровья населения по совокупности выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Приложение 2)[4].
Изучив все представленные доказательства, судья принимает обоснованное решение.
Представить письменные доказательства в виде презентации.
На данном этапе за безопасность и правильность проведения лабораторных опытов отвечает преподаватель химии. Подготовительная часть окончена.
Во время проведения урока основную роль играют студенты, преподаватель организует их работу, актуализирует знания путем интерактивной игры. При этом вопросы задаются всей группе и сопровождаются слайдами на экране видеопроектора.
После проведения основной части, преподаватель выдает домашнее задание. В конце урока преподаватель подводит итоги урока: анализирует ответы студентов, выставляет отметки, делает выводы о результате занятия, предлагает студентам оценить урок, ответив на вопросы:
Понравился ли урок?
Что студент получил от этого урока?
Чем был интересен урок?
Заключение
Задача интегрирования — не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь дать обучающимся представление о единстве окружающего мира. Бинарные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, развивают потенциал, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию личности.
Если говорить о месте урока в изучении дисциплины «Гражданский процесс», то это один из важнейших уроков, особенно учитывая, что 2017 год в соответствии с Указом Президента объявлен Годом экологии. Также, для обучающихся созданы условия для самостоятельного исследования проблемы. В качестве доказательств обучающиеся использовали данные, полученные в ходе лабораторного исследования, что невозможно без знаний по дисциплине «Химия» и «Экология».
Выбор данной методики исследования загрязнения атмосферного воздуха по снежному покрову был не случайным. Во-первых, снег является хорошим накопителем всех веществ, попавших в него. Во-вторых, исходя из полученных результатов можно дать оценку экологического состояния снега, а в последующем и воды, которая попадает в почву. В-третьих, можно сделать анализ загрязнителей по характеру происхождения (природные и антропогенные).
Во время проведения урока активность обучающихся была 90%, т.е. на хорошем уровне. Такая активность, на наш взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории обучающихся. Все что планировалось, было усвоено обучающимися, поэтому, мы считаем, что урок поставленной цели достиг. Урок был информационно насыщенным, эмоционально окрашенным, темп высокий, большинство обучающихся проявляли активность и получили удовлетворение от своей работы.
Особенно хорошо удалось воплотить в уроке межпредметные связи с гражданским правом, экологическим правом, а также такими общеобразовательными дисциплинами как химия, экология и естествознание. Особо хотелось бы отметить проекты, подготовленные обучающимися- яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью заставляли их мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.
Таким образом, бинарный урок – это высшая форма реализации новых образовательных стандартов, т.к. позволяет достичь межпредметных результатов и совершенствовать профессиональные компетенции студентов.
Список литературы
Нормативные правовые акты:
[Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Указ Президента РФ от 05.01.2016 N 7 (ред. от 03.09.2016) "О проведении в Российской Федерации Года экологии"// Собрание законодательства РФ.- 11.01.2016.- N 2 (ч. I).-ст. 321.
Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 508 (ред. от 14.09.2016) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения"// Российская газета. -N 258/1.- 13.11.2014.
Учебная литература:
Абанина Е.Н. Защита права граждан на благоприятную окружающую среду при обращении прокурора в суд: вопросы теории и практики // Современное право. 2014. N 7. С. 38 - 44.
Практикум по органической химии: учебник / Пожарский А.Ф., Гулевская А.В., Дябло О.В. - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2009. - 320 с.
Спор о возмещении вреда здоровью (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2017.
Трофимов С.В. О некоторых аспектах гражданско-правовой ответственности вследствие причинения вреда при эксплуатации транспорта // Российская юстиция. 2016. N 11. С. 9 - 12.
Приложение 1
Приложение 2
Методика определения загрязнения атмосферного воздуха по снежному покрову
Для оценки степени воздействия транспорта на атмосферный воздух в зимний период, наиболее оптимальным является метод снежного покрова.
Город Владимир расположен на высоком берегу реки Клязьмы на пересечении двух природных районов: безлесной возвышенности и болотистой низменности, покрытой лесами. Вместе с нахождением в умеренном поясе это сформировало особый микроклимат города. Большую часть времени небо облачное или пасмурное, ясных дней бывает не больше третьей части года.Хотя снег случается 122 дня за год, а дождь идет в среднем около 135, осадков выпадает всего 584 мм, что значительно меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Такая продолжительность снежных осадков и определила методику определения загрязнения атмосферы по снежному покрову.
Снежный покров является эффективным накопителем аэрозольных загрязняющих веществ, выпадающих из атмосферного воздуха. При снеготаянии эти вещества поступают в природные среды, главным образом в воду, загрязняя их. При образовании и выпадении снега в результате процессов сухого и влажного вымывания концентрация загрязняющих веществ в нем оказывается обычно на 2-3 порядка величины выше, чем в атмосферном воздухе. Поэтому измерения содержания этих веществ могут производиться достаточно простыми методами и с высокой степенью надежности. Послойный отбор проб снежного покрова позволяет получить динамику загрязнения за зимний сезон, а всего лишь одна проба по всей толще снежного покрова дает представительные данные о загрязнении в период от образования устойчивого снежного покрова до момента отбора пробы. Снежный покров позволяет решить проблему количественного определения суммарных параметров загрязнения (сухих и влажных выпадений). Измерение загрязняющих веществ в снежном покрове позволяет оценить загрязнение атмосферного воздуха, воды и почв.
Методика изучения снежного покрова.
Город Владимир делится на 5 участков для определения наиболее загрязненного участка (рис.1):
Участок № 1 находится в 50м от дороги, в центре города, территория парка «Липки».
Участок № 2 находится в 20-ти м от автодороги по ул. Тракторная - торговый центр «Мега-Торг».
Участок № 3 находится на обочине Московского шоссе - магазин «Лента».
Участок № 4 находится на обочине Суздальского проспекта - гипермаркет «Глобус».
Участок № 5 находится на обочине Судогодского шоссе – Загородный парк.
Рис. 1 Карта г.Владимир
На каждом участке берутся по 3 пробы снега для получения среднего результат с разной степенью загрязнённости. Проба снега берётся на всю глубину его залегания, размер пробы –1 м на 1 м. Снег складывается в пакеты, затем при комнатной температуре его растаивают и снеговую воду сливают в банки.
Лабораторное исследование проб талой воды
Изучение физических свойств снеговой воды:
1. Цвет. Это один из показателей состояния воды. для определения цвета воды берётся стеклянный цилиндр и лист белой бумаги. В сосуд наливается исследуемая вода и на белом фоне определяется цвет воды (голубоватый, отсутствие цвета, серый, коричневый и т. д.). в норме воды должна быть бесцветной, наличие цвета показывает, что вода загрязнена какими-либо примесями.
2. Прозрачность. Для определения прозрачности проба талой воды наливается в стеклянный цилиндр, диаметром 3 см и высотой 30 см и через этот цилиндр просматривается печатный шрифт на листе бумаги. Регулируя высоту воды в цилиндре определяется, через какой слой воды хорошо виден шрифт. Для контроля делается проба с дистиллированной водой. Исследуемая вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед исследованием воду необходимо взболтать. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц в воде и определяется высотой столба воды в цилиндре в сантиметрах, через которую начинают читаться буквы.
3. Запах. Для определения запаха талая вода наливается в коническую колбу (объём 250 мл), колба закрывается пробкой, встряхивается, затем колба открывается и быстро определяется характер запаха. Интенсивность запаха оценивается по пятибалльной системе: 0 – нет запаха; 1 – очень слабый; 2 – слабый; 3 – заметный; 4 – отчётливый; 5 – очень сильный.
Определение кислотности талой воды
Наличие кислотности талой воды определяется с помощью индикаторной бумаги (универсальный индикатор). Кислотность определяется показателем pH. Если в пробе pH меньше 5,5-6, то это говорит о кислотных выпадениях в изучаемом районе.
Выявление хлорид – ионов (Cl-)
Для обнаружения хлорид – ионов (Cl-) к 10мл пробы прибавляется 3-4 капли азотной кислоты (1:4) и 0,5мл нитрата серебра (AgNO3):
NaCl+ AgNO3 →NaNO3+ AgCl↓
Cl- +Ag+ = AgCl↓
Выпадение осадка свидетельствует о наличии анионов хлора в атмосфере.
Выявление сульфат – ионов (SO2-4)
В пробирку вносится 10 мл пробы 0,5мл серной кислоты (1:5) и 2 мл 5% раствора хлорида бария. Через несколько минут после добавления реактивов в пробирке должна появиться слабая муть, а затем выпадает белый осадок. По характеру выпавшего осадка определяется ориентировочное содержание сульфат – ионов:
BaCl2+H2SO4→ BaSO4↓+2HCl
Ba2+ + SO2- → BaSO4↓
Выпадение осадка свидетельствует о наличии сульфат-ионов в атмосфере.
Выявление свинца (Pb2 +)
Наличие свинца определяют по изменению степени мутности раствора, образующегося при взаимодействии свинца с хроматом калия.
В пробирку с пробой вносится 1мл 50% раствора уксусной кислоты. Добавляется 0,5мл 10% раствора хромата калия. С хроматом калия K2СrO4 образуется оранжевый кристаллический осадок, растворимый в уксусной кислоте:
2К2 CrO4 +3Pb(NO3)2+4CН3СOOH→2Cr(NO3)3+3PbO2+4CН3СOOК+2H2O
Если осадка в пробах не наблюдается, следовательно, пробы имеют очень низкое содержание катионов свинца.
Обнаружение катионов железа (Fe3+)
В пробирку добавляется 10 мл пробы, 1-2 капли соляной кислоты и 0,5 мл щёлочи, 0,5мл хлорида железа(lll). При содержании железа 0,1мг/л появляется бурое окрашивание:
FeCl3+NaОН→ Fe(ОН)3↓+3NaCl
8