Методическая разработка открытого урока «Технология выращивания картофеля»
Министерство образования Пензенской области
ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»
Методическая разработка
открытого урока
«Технология выращивания картофеля»
Разработала: Г.М. Солдатова
Пенза, 2017г.
РАССМОТРЕНО:
на заседании МЦК общепрофессиональных и
землеустроительных дисциплин
Протокол №___ от «____» __________ 2017г.
Председатель ____________/С.В. Воронкова/
Содержание методической разработки
План занятия ……………………………………………………………4
Ход занятия ………………………………………………………..........5
-
2.1 Организационный момент ………………………………………5
2.2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу …………….5
2.3. Изучение нового учебного материала ………………………….6
2.4. Закрепление учебного материала ……………………………...10
2.5. Задание на дом …………………………………………………..12
2.6. Рефлексия ………………………………………………………..13
План занятия
Тема занятия: «Технология выращивания картофеля»
Тип урока: Урок овладения новыми знаниями
Вид занятия: урок комбинированный
Цели урока:
Обучающая:
Формирование у учащихся знаний о технологии выращивания картофеля.
Развивающая:
Способствовать развитию психологических качеств личности, а также познавательного интереса к изучаемой дисциплине.
1.Развитие познавательной деятельности через работу с интерактивной доской, наглядным и раздаточным материалом;
2.Формирование умения выделять главное, развитие мышления, памяти, творческих способности учащихся.
3.Развитие познавательного интереса студентов к изучению данного материала.
4.Способствовать развитию психологических качеств личности: любознательности, аккуратности, трудолюбия, самостоятельности.
5.Развитие умения работать самостоятельно, индивидуально.
Воспитательная:
Способствовать формированию чувства любви и уважения к выбранной профессии
Создание ситуации успеха в изучении данного предмета
Сформировать чувство любви к выбранной профессии
3. Воспитание коммуникативной культуры
В результате изучения темы студент должен
уметь:
определять нормы, сроки и способы посева и посадки картофеля;
определять способ уборки урожая
знать:
системы земледелия;
основные технологии производства растениеводческой продукции.
Межпредметные связи: земледелие, агрохимия, ботаника
Внутрипредметные связи: растениеводство.
Методы обучения: учебная лекция, коллективная мыслительная деятельность
Методическое и информационное обеспечение урока:
1. Рабочая программа, календарно-тематический план, план – конспект урока;
2.Презентация – слайды для закрепления;
3.Учебники: Технология производства продукции растениеводства.
Г.Г. Гатаулина, В.Е. Долгодворов, М.Г.Объедков,- Москва, КолосС, 2007.;
Растениеводство,- Г.В.Коренев, В.А.Федотов, А.Ф.Попов,- Москва, Колос,2011.;
Техническое обеспечение урока:
1. компьютер
2. мультимедийный проектор
3. учебная доска
4. презентация
Мотивация работы студентов: Профессиональная направленность изучаемого материала, контроль знаний.
Ход занятия:
Этапы урока |
Содержание этапов урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент Цели для преподавателя: 1.подготовить учащихся к работе на уроке; 2.способствовать повышению мотивации учения 3.Сформировать общий настрой студентов на эффективную работу на занятии 4. Проверить готовность кабинета и группы к работе Цели для студентов: 1. Проверить свою готовность к уроку 2. Настроиться на эффективную работу 3.включение в занятие, организация всех обучающихся; 4.полная готовность группы к работе |
1. Самопроверка 2. Взаимопроверка 3.Взаимное приветствие 4.Учет присутствующих 5.Настрой студентов на работу, организация внимания Цель: Подготовка учащихся к началу работы на уроке. Задачи: - определение отсутствующих - проверка готовности учащихся к уроку - проверка готовности доски, наглядного и дидактического материала. Методы организации работы учащихся: словесный Здравствуйте, ребята! Садитесь! Давайте проверим посещаемость занятия. Кто сегодня отсутствует? Ребята, вы готовы к уроку? Сегодняшний урок будет состоять из нескольких частей: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление изученного материала в виде теста. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цели для преподавателя: 1. Проверка домашнего задания. 2. Установление правильности выполнения домашнего задания учащимися. 3. выявление уровня знаний учащихся по теме 4. определение ошибок в знаниях, их причины и ликвидация 5. Способствовать повторению пройденного материала. 6. Произвести своевременную коррекцию в знаниях и умениях. Цели для студентов: 1. Закрепить понятия, пройденные на прошлом занятии. 2. Научиться осуществлять самопроверку. |
Цель: Установить правильность и осознанность полученных знаний на предыдущих уроках, а также устранить пробелы в знаниях. Методы решения задач: - словесный (ответить на вопросы) - программируемый контроль Критерии достижения целей: - полный ответ - наличие ошибок в ответе Возможные действия: - помощь преподавателя - работа с учебником Методы мотивирования: - метод поощрения (похвала преподавателя) - метод взаимной проверки (один учащийся отвечает, другой его проверяет) - создание ситуаций успеха (индивидуальный подбор заданий разного уровня сложности) Контрольные вопросы: 1.Каково значение зерновых культур? 2.Каковы морфологические особенности озимой пшеницы? 3.Расскажите о биологических особенностях озимой пшеницы. 4.Каковы приемы выращивания и способы уборки озимой пшеницы? 5.Особенности подготовки урожая к реализации и хранению. Критерии: Оценка «5» - правильность выполнения задания - самостоятельный ответ без наводящих вопросов преподавателя - демонстрация усвоения ранее изученных тем. Оценка «4» - наличие одного-двух недочётов при ответе, которые легко исправлены по замечанию преподавателя Оценка «3» - имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Изучение нового учебного материала Цели для преподавателя: 1. формирование знаний о морфологическом строении картофеля. 2.научить детей различать простые сложные листья, типы жилкования, способы прикрепления к стеблю. 3.нацелить ребят на приобретение и закрепление знаний. Цели для студентов: 1.Научиться распознавать части, растения картофеля; 2.Изучить строение клубней картофеля 3.Изучить технологические приемы выращивания картофеля |
Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, пройденных на данном занятии Методы изложения нового материала: Репродуктивная беседа с использованием демонстрации на интерактивную доску - рассказ (объяснение нового материала) - демонстрация (показ презентации) Методы организации деятельности учащихся: - частичнопоисковый (изучение строения листьев, стебля, клубней картофеля) 1. Беседа 2. Анализ 3. Конспектирование. Посмотрите на экран. Обратите внимание, на экране вам представлена- Тема сегодняшнего урока: «Технология выращивания картофеля». (Слайд 1) Цели урока: Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы: Итак, ребята мы с вами должны изучить - морфологические признаки картофеля; -биологические особенности; -технологию выращивания. (Слайд 2) Давайте подумаем, каково значение картофеля? 1.Морфологические признаки картофеля: (Слайд 3) Картофель относится к семейству Пасленовых. Клубень картофеля - орган вегетативного размножения, вместилище запасных элементов питания. Форма и окраска клубней зависит от сорта. На поверхности клубня располагаются глазки, в которых имеются почки. Столоны - подземный стеблевой побег. На их концах формируются клубни. Корневая система картофеля мочковатая. Стебли - прямостоячие, ребристые, высотой 30-150см. Число стеблей в кусте определяет величину урожая. Листья картофеля - непарно-перисто-рассеченные. Цветки - тятерного типа, собраны в соцветия - завиток. Окраска цветков - сортовой признак. Картофель самоопылитель. Плод-двухгнездная многосемянная ягода зеленого цвета округлой формы. 2.Биологические особенности (Слайд 4) Способ размножения - картофель размножают вегетативным путем - клубнями или их частями. Можно выращивать картофель из ростков, черенков и семян. Периоды роста и развития Продолжительность вегетационного периода зависит от сорта, почвенно-климатических и агротехнических условий и составляет от 60 до 160 дней. Развитие картофеля делят на 4 периода: 1.от прорастания почек глазков до появления всходов. 2.формирование надземной массы, корней, столонов. 3.появление бутонов, интенсивный рост столонов, цветение и клубнеобразование. 4.завершение накопления крахмала в клубнях, их созревание. Оптимальная температура для прорастания клубней 13-15 0С. Оптимальная температура для роста и развития-17-180С. 3.Технология выращивания картофеля (Слайд 5) Сорта картофеля подразделяют на: (Слайд 6) - ранние (срок созревания после посадки 50-60 дней): Белорусский ранний, Весна, Воротынский ранний, Вятка, Приекульский ранний, Пригожий 2, Уральский ранний, Фаленский. -Среднеранние сорта картофеля (срок созревания после посадки 60-80 дней): Арина, Детскосельский, Домодедовский, Зорька, Искра, Колпашевский, Невский. -Среднеспелые сорта картофеля (срок созревания после посадки 80-100 дней): Гатчинский, Камераз, Огонек, Столовый 19, Янтарный. -Среднепоздние сорта картофеля (срок созревания после посадки 80-100 дней): Бирюза, Берлихинген, Лошицкий, Сулев. -Поздние сорта картофеля (срок созревания после посадки 120 и более дней): Олев, Темп, Шпекула. (слайд 7) Для нормального развития корней необходимы рыхлые плодородные, хорошо аэрируемые почвы. Это удобренные супесчаные и суглинистые, легкие черноземы, серые лесные почвы. Лучшие предшественники для картофеля - озимые зерновые, зернобобовые культуры, оборот пласта многолетних трав. Обработка почвы и внесение удобрений (Слайд 8) Задача обработки почвы - создание рыхлого, хорошо проницаемого для воды, воздуха и тепла слоя для развития клубней. Осеннюю обработку почвы после предшествующих зерновых культур начинают с лущения стерни на глубину 5-8см. Через 15-20 дней после лущения вспашка на глубину 27-30см. После зяблевой вспашки проводят 2-3 культивации по мере появления сорняков. Перед заморозками нарезают гребни высотой 15-18см с междурядьями 70см. Весной проводят культивацию с одновременно боронованием. Дозы органических удобрений 30-60 т/га Азотных- 60-90 кг/га, фосфорных 60-120 кг/га, калийных 60-140 кг/га. (Слайд 9) Приемы подготовки клубней к посадке - сортирование и калибрование. Переборка клубней за 1-2 мес. до посадки. Прогревание 7-10 дней на открытых площадках. Проращивание - повышает урожайность на 40 %. Клубни заделывают на глубину 8-10см. Способ посева рядовой и квадратно-гнездовой. С междурядьями 70см и размещением клубней в рядке 25-35см. (Слайд 10) Мероприятия по уходу за картофелем -междурядные культивации; - окучивание; -опрыскивание от вредителей; -обработка против болезней; -орошение. За 3-5 дней до уборки ботву скашивают. Клубни картофеля можно убирать тремя способами: 1.Прямое комбайнирование; 2.Раздельная уборка; 3.Комбинированный способ. Убранный картофель подвергают послеуборочной обработке-сушке, калибровке. Закладывают на хранение в картофелехранилище, где хранят в закромах или навалом. Учитель подводит итог, что Критерии определения уровня внимания: - высокий (учащиеся активны) - средний (учащиеся отвлекаются) - низкий (учащиеся не заинтересованы) Методы мотивирования: - метод поощрения (похвала преподавателя) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление учебного материала Цели для преподавателя: 1.Установление осознанности учащимися нового материала. 2.Провести анализ успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы; Цели для студентов: 1.Проанализировать ответы на поставленные вопросы и поставить оценку по результатам урока в целом и своей учебной деятельности. |
Подводя итог сегодняшнего урока, хочу сказать, что вы получили знания о морфологическом строении картофеля, его биологических особенностях и технологии выращивания. Теперь закрепим и проверим полученные знания с помощью теста. Внимание на экран. Задачи: - проверка полноты, глубин и осознанности усвоения новых знаний. - установить выявленные пробелы Методы достижения поставленной цели: - тестирование Методы реагирования: - повторное объяснение учителем - помощь одногруппника. (Слайд 9-11) Тест: Картофель относится к семейству:
По биологическим признакам картофель относиться к культурам:
Посевным материалом картофеля является:
По вегетационному периоду картофель является растением:
Оптимальная температура для прорастания клубней картофеля составляет:
Соцветием картофеля является:
Лучшими предшественниками картофеля являются:
Теперь проверим результаты и подведем итог. Критерии выставление оценок: «5» - 90% -100% «4» - 70% - 89% «3» - 50% - 69% «2» - 30% - 49% «1» - 29% - 0% |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Задание на дом Цели для преподавателя: 1.Поставить цели самостоятельной работы студентов. Цели для студентов: 1.Уяснить цели и содержание домашнего задания |
Переходим к заключительному этапу нашего занятия. Дома Вам необходимо найти материал по следующей теме: (Слайд 12) Цель: Дальнейшее развитие знаний и подготовка к последующему обучению. Учебник: Технология производства продукции растениеводства. Г.Г. Гатауллина, В.Е.Долгодворов, М.Г. Объедков. Задача: используя записи в тетради, страницу учебника 234 , подготовиться к следующему занятию. Используя ресурсы сети Интернет, найти информацию о других способах выращивания картофеля, составить технологическую карту выращивания картофеля. Ознакомиться с сортами картофеля, районированными в Пензенской области, оформить в виде реферата. Критерии: - прочитать стр. учебника 234, подготовиться к опросу по теме. - составить технологическую карту выращивания картофеля; -подготовить реферат о сортах картофеля, выращиваемых в Пензенской области. - выписать на листочек вопросы, возникшие в ходе подготовки д/з. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Рефлексия Цели для преподавателя: 1.Выявить проблемы, которые возникли у студента при подготовке к уроку; 2.Проанализировать достоинства и недостатки урока Цели для студентов: 1.Включение каждого студента в действие взаимоконтроля и взаимооценки; 2.Развитие качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости, ответственности. |
Мы рассмотрели все вопросы, которые поставили перед изучением темы. Проанализируйте свою деятельность на уроке и ответьте: -какой вопрос урока вам показался интересным? -что вызвало затруднение? -какие моменты урока вы бы исключили? -что бы вы хотели узнать более подробно? Фразы для рефлексии Было непросто… Мне запомнилось… У меня получилось… Хотелось бы… Итог, оценки. За урок учащиеся могут получить по 2 оценки (ответ д/з, работа на уроке) |