Методическая разработка открытого урока на тему: «Основные правила нанесения размеров на чертежах»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБПОУ «Калиновский сельскохозяйственный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
НА ТЕМУ:
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАНЕСЕНИЯ РАЗМЕРОВ НА ЧЕРТЕЖАХ
Методическая проблема: личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности с использованием информационно- образовательного ресурса
Дисциплина: ОП.01.ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
Автор: преподаватель
БАРАНОВА ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА
с. Калиновка
Пояснительная записка
Урок, представленный в методразработке, проводится на втором курсе с обучающимися специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
С целью повторения изученного ранее теоретического материала и проводится фронтальный опрос и интерактивное тестирование.
Для выполнения практического упражнения, простановка размеров с использованием построения графических примитивов (линия, ломаная, окружность, многоугольник, прямоугольник), применяется компьютерная программа КОМПАС- 3D. Это повышает точность расчетов, качество чертежей, разнообразит приемы и методы, применяемые на уроке.
Изученный материал также закрепляется и традиционным способом – нанесением размеров на ранее выполненные чертежи.
Целью урока является проверка сформированности общих компетенций:
Использование информационно - коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов её достижения, определённых преподавателем.
Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях и ответственность за них.
На представленном уроке формируются ИКТ- компетенции, которые заключаются не столько в овладении обучающимися навыков оперирования средствами информационных технологий, сколько в формировании опыта применения ИКТ в своей профессиональной деятельности как эффективного средства для достижения результатов.
ПЛАН УРОКА
Дисциплина: ОП.01. Инженерная графика
Преподаватель: Баранова Л.М.
Группа: 2-1 Т.
Специальность: 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА.
Тема раздела: Оформление чертежей.
Тема урока: Основные правила нанесения чертежей.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: Практическое занятие.
Основная цель: формирование графической грамотности в оформлении чертежей на основе перехода к компьютерной графике
Цели урока:
Учебная
– изучение правил нанесения размеров на чертежах с использованием команд редактирования;
– формирование у студентов основ графической грамоты и навыков графической деятельности.
Развивающая:
– развитие способностей к конструкторной технологической деятельности;
– развитие технического мышления;
– развитие пространственных представлений, творческих способностей.
– развитие графических навыков
Воспитательная:
– формирование сознательного отношения к изучаемому материалу;
– воспитание культуры труда;
– формирование навыков самостоятельной работы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Продолжительность урока: 90 мин.
Место проведения: 1 час - кабинет «Информатика», 2 час – кабинет «Инженерная графика».
Материально-техническое обеспечение урока:
Персональные компьютеры, мультимедийный проектор, программное обеспечение (MicrosoftOffice), САПР КОМПАС 3D.
Инструкция- презентация по проведению практического занятия.
Наглядность и дидактический материал: компьютерная презентация, интерактивные тестовые задания.
Структура урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Примечание |
Общие компетенции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Организационный момент. |
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих. |
Приветствуют преподавателя, дежурный сообщает об отсутствующих |
||
2. Этап подготовки студентов к активной и сознательной деятельности. Мотивация учебной деятельности. |
Сообщает тему урока: «Основные правила нанесения размеров» и основную цель. Подчеркивает значение этого урока. |
Слушают преподавателя. |
Презентация №1 к уроку «Основные правила нанесена размеров» |
ОК 1. Понимание сущности и социальную значимость своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. |
3. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний обучающихся. Интерактивное тестирование. |
Повторение и проверка знаний учащихся по темам «Масштабы», «Линии чертежа», «Чертежный шрифт» с помощью фронтального опроса и интерактивных упражнений. |
Отвечают на вопросы преподавателя. Работают на компьютерах с тестами, результат определяется автоматически. Один из обучающихся выполняет тест на интерактивной доске. |
Интерактивный тест «Выбери правильный ответ» |
ОК 2.Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач. ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях. |
4. Изучение нового материала. |
Знакомит с основными правилами нанесения размеров с помощью презентации |
Слушают преподавателя, отвечают на вопросы. Выполняют на интерактивной доске упражнение «Исправь ошибки». |
Пентация №1 к уроку |
ОК 6. Работа в коллективе и в команде, эффективное общение. |
5. Закрепление материала. Совершенствование знаний и демонстрации практического применения теоретического материала. |
Предлагает обучающимся приступить к выполнению практических заданий на персональных компьютерах с использованием САПР КОМПАС 3D. |
Обучающиеся на компьютерах выполняют практические задания. Один из обучающихся выполняет задания на интерактивной доске. |
Практические задания (в папке «КОМПАС» на рабочем столе компьютеров) |
ОК 2.Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества. ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессион. задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использование информационных коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. ОК 6. Работа в коллективе и в команде, эффективное общение. |
Предлагает обучающимся приступить ко второй части практического занятия - нанесение размеров на чертежи в Графической работе №2 и Графической работе №3. |
Обучающиеся на чертежных столах в ранее выполненных графических работах проставляют размеры. |
Графическая работа №2 и Графическая работа №3 |
||
6. Подведение итогов и результатов урока |
Проводит анализ работы на уроке. Сообщает результаты. |
Высказывают своё отношение к оценке результатов их работы на уроке. |
ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях. |
|
7. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. |
Преподаватель предлагает обучающимся оценить свое эмоциональное состояние на уроке и провести самоанализ своей работы, дополнив предложения рефлексивной карты. |
Проводят самоанализ своей деятельности и кратко дополняют предложения на слайде «Рефлексия» |
Презентация №1 к уроку «Основные правила нанесена размеров» |
ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях. ОК 6. Работа в коллективе и в команде, эффективное общение. |
8. Домашнее задание. |
Разъясняет порядок выполнения домашнего задания. |
Слушают преподавателя, задают вопросы. |
ОК 4. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессион. задач, профессионального и личностного развития. |
ПОДРОБНЫЙ ПЛАН УРОКА
1. Организация начала урока. (3 мин)
– приветствие;
– проверка присутствия студентов;
– проверка готовности к занятию;
– психологический настрой студентов;
– создание доброжелательного психологического климата в группе.
2. Этап подготовки студентов к активной и сознательной деятельности. Мотивация учебной деятельности. (3 мин)
Введение в тему: сегодня на занятии мы продолжим изучение раздела «Оформление чертежей». На предыдущих занятиях вы научились оформлять чертежи (форматы, линия, рамка и основная надпись). Сегодня мы познакомимся с правилами простановки размеров на чертежах, так же вы на собственном опыте узнаете, как графические программы помогают конструкторам (студентам) в их графической и творческой деятельности по созданию чертежей. И в то же время еще раз убедитесь, что независимо от того выполняют чертеж на компьютере или от руки, стандарты ЕСКД надо знать и в том и в другом случае.
Цель данного урока:
– изучить правила простановки размеров на чертежах;
– научится выполнять простановку размеров в системе КОМПАС 3D с использованием построения графических примитивов (линия, ломаная, окружность, многоугольник, прямоугольник).
3. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний обучающихся. Интерактивное тестирование. (10 минут)
Фронтальный опрос по предыдущим темам.
Вопросы:
– Что такое основная надпись?
– Какие размеры у рамки на чертеже?
– Какой формат можно располагать только вертикально?
– Разделив формат А1 на две одинаковые части,какой формат мы получим?
– Назовите основные форматы?
– Как образуются дополнительные форматы?
– Какой масштаб является самым удобным?
– Нужно ли уменьшать проставленные на чертеже размеры, если чертёж выполнен в масштабе 1:5?
– Что означает масштаб увеличения,уменьшения?
– Где на чертеже ставится масштаб?
– Назначение основной толстой линии на чертеже?
– Назначение основной тонкой линии на чертеже?
– Назначение штриховой линии на чертеже?
– Назначение штрихпунктирной линии на чертеже?
– Что называют шрифтом?
– Назовите размеры основных шрифтов?
– Какой наклон букв и цифр у чертёжного шрифта?
– Как по высоте прописной буквы определить высоту строчной буквы?
Интерактивное тестирование (работа компьютерах):
1.Что такое чертёж:
а) это графическое изображение, выполненное от руки и на глаз;
б) это способ отражения окружающей нас действительности;
в) это графическое изображение, выполненное при помощи специальных чертёжных инструментов.
2.Каким карандашом выполняется основная толстая линия:
а) ТМ,Т;
б) ТМ,М;
в) Т,2Т.
3. Какая длинна штрихов, у штрихпунктирной линии?
а) 3…4 мм;
б) 15…20 мм;
в) 20…30 мм.
4. Назначение штриховой линии:
а) основной контур;
б) линия обрыва;
в) невидимый контур.
5.Лекало используют:
а) для обводки лекальных кривых на чертежах;
б) для построения лекальных линий на чертежах;
в) для обводки окружностей на чертежах.
6. Какой размер имеет формат А0:
а) 841х1189 мм;
б) 549х841 мм;
в) 1000х1000 мм.
7. Формат А4 можно располагать:
а) всегда только горизонтально;
б) всегда вертикально;
в) и вертикально и горизонтально.
8.Основная надпись на чертеже выполняется:
а) в правом нижнем углу;
б) в левом нижнем углу;
в) в правом верхнем углу.
9.Масштаб 1:2 это:
а) масштаб увеличения;
б) масштаб уменьшения;
в) масштаб натуральная величина.
10.В чертёжном шрифте наклон букв должен быть:
а) 30*;
б) 45*;
в) 75*.
11.Масштаб 2,5:1:
а) масштаб увеличения;
б) натуральная величина;
в) такого масштаба не существует.
12. Расстояние между буквами в, должно быть:
а) 2 мм;
б) 5 мм;
в) 3,5 мм.
13.Толщина основной толстой линии должна быть:
а) 0,2…2 мм;
б) 0,5…1,4 мм;
в) не имеет значения.
14.Размер формата А4 должен быть:
а) 210х297 мм;
б) 420х841 мм;
в) 180х420 мм.
15.Основная надпись и рамка на чертеже выполняется:
а) основной толстой линией;
б) основной тонкой линией;
в) штриховой линией.
4. Изучение нового материала: презентация «Основные правила нанесения размеров на чертежах». (Приложение №1) 10 минут
Размеры на чертежах всегда проставляются по правилам, установленными ГОСТом. Размеров на чертеже должно быть столько, что бы ни один элемент объекта не остался без размера и, чтобы не один размер не повторился. И в то же время нужно стараться не нарушать чертеж размерами. В целом простановка размеров является достаточно сложным и трудоемким техническим и творческим процессом, и каждый новый чертеж требует своего особого подхода к решению этих задач.
5. Закрепление материала:
Выполнение упражнений в КОМПАС 3D на компьютерах. (18 мин)
выполнение простановки размеров в системе КОМПАС 3D с использованием построения графических примитивов (линия, ломаная, окружность, многоугольник, прямоугольник).
Нанесение размеров: (32 мин)
Графическая работа №2 «Линии чертежа»;
Графическая работа №3 «Контур детали».
7. Подведение итогов и результатов урока (5 мин):
– оценка студентов за выполнение электронных тестов;
– за фронтальный опрос;
– за выполнение упражнения в компасе;
– краткий анализ работы группы и отдельных студентов.
8. Рефлексия (5 мин)
Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий преподавателю зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.
9. Домашнее задание (3 мин).
Учебник 1 §7
В рабочей тетради выполнить упражнение пункт Б
Содержание опорного конспекта
СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ!
Литература
Миронов Б.Г., Миронова Р.С. Инженерная графика: учебник для СПО Машиностроение, 2016.
Миронов Б.Г., Миронова Р.С. Сборник заданий по инженерной графике: Машиностроение, 2016.
Боголюбов С.К. Инженерная графика. 3-е изд., испр. и доп – М.: Машиностроение, 2014. Бродский А.М. Фазлулин Э.М. Халдинов В.А. Инженерная графика: Учебник Среднее профессиональное образование. Общепрофессиональные дисциплины – М.: Академия, 2016. Демин В.М. Кузин А.В. Куликов В.П. Инженерная графика: Учебник для среднего профессионального образования. Изд. 2-е, испр., доп. – M.: Форум Инфра, 2017. |
Куликов В.П. Инженерная графика: учебник для СПО. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.
Куликов В.П. Стандарты инженерной графики: учебное пособие для СПО. – М.: ФОРУМ, 2014.
Интернет-ресурсы
Методические указания по начертательной геометрии и инженерной графике - http://www.twirpx.com/files/machinery/nig/ .
Методические материалы по инженерной графике http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.75.31.
Электронный учебник по начертательной геометрии и инженерной графике -http://230101.ru/engineering-graphics.