Методическая разработка «Реализация практико-ориентированного подхода на уроках физики»
Методическая разработка
«Реализация практико-ориентированного подхода на уроках физики».
«Умения — это знания в действии». С. Я. Батышев.
I. Теоретический аспект
Актуальность
Одним из приоритетных ориентиров, задаваемых новым образовательным стандартом (ФГОС), в системе практико-ориентированного подхода выступает усиление практической направленности обучения. Это связано с необходимостью выполнения задачи обучения школьников решению жизненных проблем и вопросов, ситуаций для формирования ключевых компетентностей.
Наиболее важными качествами современного человека являются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, умение приобретать знания самостоятельно, находить нестандартные решения.
Цель и задачи
Целью моей педагогической деятельности является при организации согласованной урочной и внеурочной деятельности школьников создать комфортные условия для развития их творческих способностей в процессе реализации практико-ориентированного подхода.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
– формирование познавательной, методологической, коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся,
– активизация познавательной деятельности школьников через использование современных информационных технологий, проектную и исследовательскую деятельность
– развитие чувства успеха у обучающихся, уверенности ученика в том, что он добьется цели, укрепление веры учащихся в возможность преодоления трудностей через личностно-ориентированный подход к обучению .
3.Теоретическая база опыта
Теоретическая база опирается на основные положения теории развития познавательного интереса доктора педагогических наук Г.И.Щукиной, опыт работы учителей В.Я.Лыкова, И.Я.Ланиной, развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), проблемно-развивающего (по М.И.Махмутову). Мне близка мысль Л.С.Выготского, который пишет, что «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика» .
4 .Технологии обучения
Основными педагогическими технологиями в моей практике являются практико-ориентированная технология, технологии развивающего и проектного обучения, педагогическая мастерская,
Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность её качеств. Ученик становится основным субъектом обучения, обладающим своим неповторимым опытом. Приобретение и овладение новыми знаниями осуществляется в деятельности и общении на основе сотрудничества участников учебного процесса (учитель – ученик, ученик – ученик). Построена на «содержательных обогащениях».
Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В центре внимания – ученик, образовательный процесс которого строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Всё это содействует развитию его творческих способностей.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и практического опыта решения жизненно важных задач, проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся.
В рамках практико-ориентированного обучения приоритетом пользуется именно деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Для этого и само обучение должно быть устроено не традиционным образом. Оно должно быть преобразовано в специфический вид деятельности, составленных из множества единичных актов деятельности, направленных к достижению высокой цели.
5.Методы, формы и приемы обучения
В своей работе я использую следующие методы обучения: по типу познавательной деятельности (М.И.Скаткин, И.Я.Лернер) - объяснительно- иллюстративный, проблемный, исследовательский; деятельностные методы обучения (по Ю.Г.Фокину) – лабораторный, частично-поисковый, практикумы.
Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие приемы:
мотивация деятельности;
создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов;
сравнение, аналогия, сопоставление, удивление;
взаимопроверка;
использование наглядности.
Процесс обучения организуется в различных формах. Основной формой организации учебных занятий по физике, как и прежде, остается урок того или иного типа. Кроме уроков изучения нового материала, уроков решения задач и уроков – лабораторных работ, в практике обучения физике используются разнообразные формы организации учебных занятий: уроки-конференции, уроки самостоятельной (исследовательской) работы, уроки обобщения материала, уроки в форме дидактических игр и др.
II. Практика.
Урок остается основной формой организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в современной школе. Каковы особенности современного урока? Поскольку системно-деятельностный подход лежит в основе концепции нового образовательного стандарта, то приоритетной становится практическая направленность обучения при сохранении предметного знания.
Ведущей педагогической технологией в моей практике являются практико-ориентированная технология. Считаю целесообразным увеличение в учебном содержании доли заданий и упражнений, связанных с решением жизненных ситуаций – практико-ориентированных задач. В качестве примера приведу модель урока обобщающего повторения по теме «Сила тока. Напряжение. Сопротивление» в 8 классе. Цель урока - развитие интереса к физике- достигается путем выполнения разных заданий: как теоретических, так и практических. Большой интерес вызывает задача-вопрос: Чем объясняется различный характер повреждений хвойных и лиственных деревьев при ударе молнией? Решение экспериментальной задачи вносит элемент новизны в изученный материал. Ребята, работая в группах, проявляют заметную активность. При подведении итога урока ребята с восторгом отмечают: как много учебных дел (13) ребята сделали за 40 минут. Оживление вносит предложенное им домашнее, тоже экспериментальное задание.
Я практикую проведение уроков решения экспериментальных задач. Так в 9 классе провела урок по теме «Движение тела под действием нескольких сил». Работая в группах, ребята выполняли одно и тоже задание -определение коэффициента трения деревянного бруска. Особый интерес вызвало то, что все группы пользовались разным набором оборудования. Я убеждена в том, что системное использование таких задач развивает физическое мышление школьников, формирует самостоятельность, совершенствует экспериментальные умения.
Кроме использования на уроках, экспериментальные задачи я предлагаю учащимся в качестве домашнего задания. Метапредметными результатами обучения физике в школе являются УУД, т.е. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Организация такой учебной деятельности включает в себя постановку целей, планирование, самоконтроль и оценку результатов, умение предвидеть возможные результаты своих действий. Все это находит отражение в исследовательской деятельности ученика. Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл, увидел – и запомнил, сделал – и понял».
На уроке изучения нового материала по теме «Выталкивающая сила. Закон Архимеда» в 7 классе проблемный демонстрационный эксперимент вызывает у детей объективную необходимость изучения нового материала. Проведение фронтального ученического эксперимента (в групповой форме) содействует овладению методами научного исследования. Демонстрация ЦОР «Выталкивающая сила, действующая на погружённое тело (№103368)» помогла эффективно провести рефлексию. Я твердо убеждена, что уроки-исследования не только формируют положительную мотивацию к учению, но и развивают техническое мышление.
Основной инновационной технологией, которая может гарантировать результат – обеспечение практико-ориентированного характера процесса обучения физике– выступает технология использования компетентностно–ориентированных заданий различной модификации. Отличительными признаками таких заданий являются деятельностная составляющая, предметные умения, умения работать с информацией, исследовательские умения. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов, выявление и осознание способа деятельности. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Часто их использую на уроках при подготовке к ОГЭ.
В своей работе практикую сюжетные задачи. Это могут быть задачи, построенные на известных сюжетах, заимствованных из художественных произведений, статей периодической литературы и средств массовой информации. Появление сказочного персонажа не только создаёт эмоциональную атмосферу урока, но и становится той мотивацией, без которой невозможно развитие всех познавательных процессов.
В рамках практико-ориентированного подхода к обучению физике считаю целесообразным решение краеведческих задач, задач с межпредметным и интегрированным содержанием.
Краеведческий материал использую для решения воспитательных задач урока, встающих перед учителем физики. Считаю, что такой материал позволяет мне провести эффективнее мотивацию на уроке, воспитывает чувство гордости за своих земляков, чувство патриотизма, пробуждает интерес к изучаемому предмету , способствует прочности усвоения знаний за счет прикладной составляющей компонента. Краеведческий материал использую как на уроках, так и во внеклассной работе.
Практикую на уроках решение задач, составленных на местном материале. Задачи формулируются мною или составляются учащимися после совершенных экскурсий на предприятия, музеи или объекты. Результатами поисковой работы пользуемся при проведении внеклассных мероприятий.
Интегративное содержание включает совокупность предметного содержания с элементами знаний из разных области.
Практика моей работы показывает, что физика и литература вполне могут сосуществовать на уроке в мире и согласии. Задачи из литературных источников или построенные на основе эпизодов художественных произведений, в большинстве своем имеют качественный характер. Использование поэтических источников помогает мне не только создать атмосферу сотрудничества и свободного общения, но и снять напряжение, усталость при изучении новых явлений. При этом ребята « раскрываются» с новой стороны, а зачастую и лучше усваивают материал.
Так в 7 классе на уроке "Воздухоплавание", зачитав отрывок из повести Ю.Олеши " Три толстяка" (а дети должны угадать, из какого это произведения отрывок), мы с ребятами формулируем и решаем задачу:
У продавца было 20 шаров, надутых водородом. Могли ли эти шары поднять продавца, если считать, что его масса 65 кг, объём каждого шара 0,07 м3 ? Плотность воздуха =1,29 кг/м3 , водорода =0,09 кг/м3 . Вопрос правдоподобности ситуации вызывает бурное обсуждение.
Редкий ученик не улыбнется, когда учитель физики "вдруг" начинает читать (на уроке " Движение тел под действием нескольких сил" в 9 классе):
"Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись……
А так ли это? Появляется сюжетная задача. Казалось бы И.А.Крылов навечно пригвоздил возок к берегу какой-то речушки, но можно поставить вопрос и серьезно: "Указать, действия каких сил компенсируются в примере с возом из басни И. А. Крылова»? Тогда «приходит на помощь» графический способ решения задачи.
На ряде уроков провожу мотивацию, зачитав небольшое четверостишие ( в сочетании с демонстрацией опытов).
7 класс " Сообщающиеся сосуды":
Для сообщающихся сосудов
Случай видно необычный,
Жидкость разная и сразу
Уровень ее различный.
Такие стихи-загадки вызывают особый интерес к урокам, и побуждают детей к экспериментальной проверке.
Использование стихов, фрагментов из литературных произведений, репродукций картин, рисунков и других творческих заданий позволяет мне на уроке акцентировать внимание, активизировать мыслительную деятельность учащихся, формирует практическую направленность изучаемого предмета.
Особенно актуальным на сегодняшний день считаю применение ситуационных задач, заданий интегративной направленности. Школьник при их решении находит связь практической жизненной ситуации с межпредметным (либо метапредметным) знанием, учится осмысливать жизненную ситуацию с научной точки зрения, находя применение имеющимся у него знаниям, переводя их в активное состояние. Учащиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога: “Давайте поиграем”. Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением. Так семиклассникам предлагаю поиграть в «Крестики-нолики», где используется биофизический материал. Бесспорно, если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в нем созерцательный интерес к предмету. Поэтому при формировании познавательного интереса школьников обращаюсь к такому эффективному педагогическому средству, как внеурочная деятельность.
Проектная деятельность учит не только решать задачи, запоминать формулы и проводить эксперименты, но и ставить перед собой задачи, искать способы их решения, а также описывать ход проведенных самостоятельных работ.
Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В своей работе используют индивидуальные и групповые проекты. Кратковременные проекты уместны на уроках при обобщении полученных знаний в данной теме. С результатами долговременных проектов ребята участвуют в конкурсах, на научно-практических конференциях различного уровня.
Многие физические закономерности можно получить из собственных наблюдений. Для наблюдения физических явлений и проведения экспериментов может быть использована самая обычная кухонная комната. Так, ученик 11 класса выполнил работу по теме «Исследование электрического тока самодельных гальванических элементов». Объектом его исследований стали фрукты (грейпфрут, лимон, яблоки) и овощи (картофель, солёные огурцы, редис, редька). Цель работы: проверить зависимость тока в цепи с гальваническим элементом от площади (глубины погружения) пластин (электродов), от расстояния между пластинами. Своей первоочередной задачей он поставил – изготовление гальваноскопа, как средства измерения слабых токов. Так в процессе исследования некоторые элементы приходится делать своими руками.
Ученица 11 класса выполнила работу « Свет как физическое явление в литературных произведениях ». Предметом её исследований стали отрывки, фрагменты произведений разных авторов. В своей работе ученица целенаправленно изучала фрагменты литературных источников, связанные со световыми явлениями, проанализировала их с целью научного соответствия.
III. Результативность
Ежегодно и по триместрово проводимый в лицее мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся (СОУ) на основе отметок в электронном классном журнале показал положительную динамику качества знаний моих обучающихся. Из своих наблюдений и диагностирования учеников могу сказать, что большинство учащихся предпочитают практические занятия. Повысился интерес к предмету, учащиеся пытаются осилить задачи, требующие творческого подхода, изобретательности.
Мониторинг образовательного уровня учащихся (по методике Симонова В.П.) провожу по мере изучения разделов физики. Я надеюсь, что знания, познавательный интерес, любознательность, творческая активность, практические навыки позволят выпускникам лицея стать человеком, уверенным в себе и смело смотрящим в будущее.
Ежегодно ученики становятся призерами и победителями муниципального, призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады по физике и астрономии, предметных конкурсов различного уровня.