Методическая разработка открытого «Работа над звуком в процессе занятий с учащимися в классе домры»
Комитет по культуре и туризму администрации города Тобольска
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств имени А.А. Алябьева» города Тобольска
Методическое разработка открытого урока
Тема: «Работа над звуком в процессе занятий с учащимися в классе домры»
Автор: преподаватель Чегодаева Е.В.
Тема урока: «Работа над звуком в процессе изучения произведений в классе домры»
Тип урока: обобщающий.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике.
Задачи урока:
Обучающие:
- научить понимать и устанавливать взаимосвязь между музыкальным образом, техническими приемами игры и приемами звукоизвлечения;
- научить преодолевать технические трудности;
- закреплять умение правильного звукоизвлечения на инструменте;
- обучение учащейся навыкам исполнения произведения с тщательным слуховым контролем;
Развивающие:
- развитие музыкально - образного мышления;
- развитие навыков слухового контроля;
- развитие исполнительской культуры;
- развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности;
- развитие внутреннего слуха.
Воспитательные:
- воспитание исполнительской культуры;
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание интереса к изучаемым музыкальным произведениям;
- воспитание внимания, умения слушать музыку;
- воспитание навыков художественного, образного восприятия и исполнения произведений.
Методы:
- словесный (объяснение, беседа);
- наглядный (личный показ педагога на инструменте);
- практический (игра на инструменте, решение музыкально – художественных задач);
- репродуктивный (воспроизведение выученного текста);
- метод прослушивания и анализа исполненного произведения.
Оборудование: инструменты (домра, фортепиано), медиатор, пюпитр, нотный материал.
План урока:
1.Приветствие. Краткая характеристика обучающегося.
2. Организационный этап.
3. Работа над произведениями.
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Содержание урока:
1. Краткая характеристика учащейся: имя, фамилия, класс.
2. Организационный этап. Введение в тему урока.
Музыка –это искусство звука.
Работа над звуком- самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми и эмоциональными качествами ученика.
Занятие в классе домры, как и в других, касается в первую очередь работы над звукоизвлечением: грамотное владение штрихом и приёмами игры.
Приемы звукоизвлечения на домре бесконечно разнообразны и являются неистощимым источником звукотворчества исполнителя.
Работу над звуком следует начинать практически с первых уроков.
Во многом качество звука зависит от качества инструмента и медиатора, а в основном от правильной постановки руки домриста.
3. Работа над произведениями:
- Ф. Кюхлер «Концертино» в стиле А. Вивальди
- Русская народная песня «Утушка луговая» обработка В. Евдокимова
Проигрывание произведений с концертмейстером.
Когда учащаяся исполнила произведение, проводим анализ:
- Понравилось ли свое исполнение?
- Что было хорошо, что не так?
- Что бы она хотела исправить?
- Получился ли музыкальный образ?
Работаем над фразами, предложениями, периодами с постепенным соединением их в единое целое. Решаем художественные задачи:
работа над звуком;
работа над фразой;
работа над динамикой;
работа над штрихами;
работа над характером произведения;
работа над динамическими контрастами.
И как итог, после доработки проигрываем еще раз полностью. После проигрывания оцениваем получилось ли передать музыкальный образ лучше, чем в первый раз.
Выясняем над чем работать дома с этими произведениями.
Список литературы
А. Александров «Школа игры на 3-х струнной домре» Москва. Музыка. 1990
Чунин «Школа игры на 3-х струнной домре» Москва. 1990
Б.В. Асафьев «О музыкальном исполнительстве»
В. Круглов «Искусство игры на домре»