Методическая разработка логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [с] в слогах, словах, фразах»

1
0
Материал опубликован 5 February 2017 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования»

 

Методическая разработка

логопедического занятия по теме:

Автоматизация звука [с] в слогах, словах, фразах.

 


 

Разработала: педагог-дефектолог

Стеклянникова Н.В.


 

Тюльган 2017 г

Цель: Автоматизировать звук [с] в слогах, словах, фразах.

Задачи

Образовательные:

- уточнить артикуляцию и звучание звука [с];

- закрепить правильное произношение звука [с] применяя игровые и здоровьесберегающие технологии;

- закрепить умение образовывать от существительных относительные прилагательные;

- развивать звуковой анализ и синтез;

- совершенствовать навык деления слов на слоги;

- активизировать и обогащать словарь по темам «овощи», «фрукты».

Коррекционные:

- развивать фонетический слух, внимание, память;

- совершенствовать артикуляционную мелкую (тонкую), общую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приемов;

- вырабатывать самоконтроль за произношением через акустический, тактильно-вибрационный контроль;

- развивать навыки сосредоточенности, аккуратности;

- учить умению работать в группе;

- формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: предметные картинки, кукла Соня, конверты с фишками, «профиль» звука, зеркала.


 

Ход занятия

Оргмомент.

Логопед: Послушайте и скажите, какое задание будем выполнять.

«Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждет,

Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдет?»

Дети: Будем отгадывать загадку.

Логопед: «Ходит длинный, пасть с клыками, ноги кажутся столбами.

Как гора огромен он,

Вы узнали? Это…. (слон)

Какой звук в начале слова – отгадки?

Определение темпа занятия.

- Звук [с]. Да, сегодня на занятии будем работать над закреплением произношения данного звука.

Обращение к «профилю» звука [с] и букве с.

«Звук мы слышим и произносим»

Букву мы видим и читаем, а также пишем.

Логопед: Давайте повторим, в каком положении находятся речевые органы при произношении данного звука.

Дети: Губы улыбкой, зубы – заборчиком, язык – горкой.

Даем характеристику звука [с].

Звук согласный (1), твердый (3), глухой (2).

Произносят звук [с], контролируя кинестетически, ощущая температуру воздушной струи.

Артикуляционная гимнастика.

Статические упражнения для языка «Горка», «Киска сердится».

Динамическое упражнение для языка.

«Облизываем вкусное варенье».

Хором: С горки покатался и проголодался.

Из большого и указательного пальцев левой руки «построили букву С.

Кукла Соня принесла ребятам конвертики с интересными заданиями и будет вместе с вами следить за произношением звука [с] на занятии. Кто справится с заданиями лучше других тот получит поощрительные фишки.

А) На картинке предметы. Нужно выбрать только те, в названиях которых есть звук [с].

Сыр, колбаса, масло, сосиски, соль, молоко.

Логопед: Назовите лишнее слово – молоко.

Почему?

Дети: в слове нет звука [с].


 

Логопед: Как можно назвать все предметы одинаковым словом?

Дети: продукты. Продукт питания.

Логопед: Назовите в этих словах слоги со звуком [с] – сы, са, ас, со, си, со –

Б) На картинках предметы.

Яблоко, абрикос, слива, банан, ананас, апельсин.

Положи фишки на те предметы в названии которых есть звук [с]. Произнеси эти слова.

Раздели слова на слоги. Назови слоги со звуком [с]. Каким одинаковым словом можно назвать эти предметы – фрукты.

Кукла Соня приготовила из них сок.

Из абрикоса – абрикосовый

Из сливы – сливовый

Из ананаса – ананасовый

Из апельсина -апельсиновый


 

Физминутка. Психогимнастика.

Для куклы Сони

А) рассказывание стихотворения с помощью рук:

Куклам платье дружно шили,

Кукол очень мы любили,

Долго нитку продевали, узелок потом вязали,

Отрезали лоскуток,

Прошивали вдоль стежок.

Кукол поскорей позвали

Нарядили! Не узнали!

Б) На карточках слова – эмоции куклы Сони.

Кукла радостная

Кукла удивленная

Кукла грустная

Показать эмоции на лицах ребят

Дидактическая игра «Кукла Настя идет в гости к кукле Насти». Из разрезанных частей составить куклу Настю. (При необходимости показать целую картинку)

В конверте подбор предметных картинок для чаепития. Стол, стулья, самовар, скатерть, сахар, сушки, масло, сахарница, варенье, чашки, сухари, салфетки. Ребята коллективно сервируют чайный стол, самостоятельно определяют слова «нашими» звуками.

А) Делят слова на слоги, определяют ударный слог. Рисуют схемы слов. Обмениваются работами, оценивают фишками правильные ответы.

Б) Игра «Жадина». Ребята над интонацией и принадлежностью предмета к местоимению – мой, моя, мое –


 

Стол – мооой

Самовар – мооой

Скатерть – моооя

Сахар – мооой

Масло – мооое

Сахарница - моооя

Дидактическая игра «Расшифруй слово»

По начальным буквам предметных картинок составь слово, определи местоположение звука [с], нарисуй схему этого слова. Каким одинаковым словом можно назвать все предметы? – Транспорт.

Найти картинки: машина, автобус, самолет, корабль, автомобиль.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственной ориентировки на бумаге. Графический диктант «Слон»

От моей красной точки проведите:

Вверх – 2 клетки

Вправо – 1 клетка

Вверх – 5 клеток

Вправо – 4 клетки

Вниз – 1 клетка

Вправо – 5 клеток

Поставьте «жирную точку»

Вниз – 6 клеток

Влево – 3 клетки

Вверх – 2 клетки

Влево – 1 клетка

Вниз – 2 клетки

Влево – 3 клетки

Вверх 3 клетки

Влево – 1 клетка

Вниз – 2 клетки

Влево – 1 клетка

Вниз – 1 клетка

Соедините с моей «жирной точкой». От вашей «жирной точки»

Вправо – на уголок – 1 клетка

Ребята: Получился слон.

Логопед: Проверьте диктанты друг у друга.

Кто выполнил без ошибок – получает фишку от куклы Сони.

Заключительная часть.

- смысловая рефлексия занятия (что учились делать)

- Эмоциональная рефлексия (что понравилось, что не понравилось. Нарисуйте солнышку улыбку или грусть)

- посчитайте сколько фишек у вас в конверте.

- как вы думаете, кукле Соне понравилось в гостях? Кто работал лучше всех. Самооценка.

10. Пароль на выход.

Послушай предложения. Исправь их: Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стену поставили к столу.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации