Методическая разработка открытого урока на тему «Работа над разнохарактерными произведениями из Детского альбома А.Гедике. Сарабанда, Скерцо»

1
0
Материал опубликован 25 January 2018
Методическая разработка

открытого урока на тему «Работа над разнохарактерными произведениями из Детского альбома А.Гедике. Сарабанда, Скерцо».

Преподавателя МБУ ДО ДШИ п. Гигант по классу фортепиано Белик Татьяны Викторовны (I квалификационная категория) с учащимися младших и средних классов Ковтуновой Вероникой (2класс) и Скрипниковой Ивонной (4класс).


 

Дата: 08.02. 2017 год.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.

Задачи урока:

1. Активизация творческой деятельности учащийся на создание первичного образа пьес.

2. Работа над выразительностью музыкального языка, преодоление исполнительских трудностей.

3. Достижение уровня образной завершённости интерпретации.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. Основная задача педагога - развить художественную инициативу, воображение, эмоциональность ребёнка для полноценной работы над художественным образом.

Оборудование: фортепиано, ноты, ноутбук.

Форма работы: индивидуальная.

Работа над музыкальным произведением с учениками средних классов имеет свои отличительные особенности в зависимости от возраста ребёнка. Непринуждённое поведение ребёнка на уроке поможет найти затрагивающие его воображение названия пьес сюжеты, образы, ассоциации, которые помогут раскрыть сущность музыки, её содержание. В занятиях с детьми особенно важно яркое слово, доходчивый показ, выразительный жест. Художественный образ - особая форма отражения и познания окружающей жизни. В музыке черты художественного образа заключаются в совокупности всех элементов музыкальной речи, её интонационно-мелодическим строем, выразительными особенностями метра, ритма, темпа, лада, гармонии, динамических оттенков, а также композицией музыкального произведения.

Г.Г.Нейгауз писал: «..если ребёнок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичное исполнение было выразительно, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии. Как можно раньше от ребёнка нужно добиться, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую - бодро, торжественную - торжественно». И далее: «...работа " над художественным образом начинается с первых же шагов изучения музыки и музыкального инструмента». А программная музыка помогает пониманию содержания музыкального произведения в первые годы обучения благодаря конкретности и ясности художественных образов.

Ход урока

Помогать мне будут ученики Ковтунова Вероника, Скрипникова Ивонна.

Сначала я хотела бы немного поговорить о композиторе, над пьесами которого мы будем работать. Это Александр Федорович Гедике.

В этом году Александру Федоровичу Гедике исполняется 140 лет со дня рождения. Недавно в нашей школе прошел конкурс учащихся фортепианного отделения, посвященный этой дате.

Для многих музыкантов, будет откровением узнать, что Гедике вообще-то не только «известный детский композитор», а крупнейший органист-композитор и музыкальный деятель, определивший развитие органной культуры в России, ее самый бескорыстный и истовый подвижник.

Александр Гёдике (сейчас мы часто произносим –Гедике) родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Его прадед, Генрих-Георг Гёдике, был органистом католической церкви в Петербурге и ректором Немецкого драматического театра. Его дед, Карл Андреевич, был преподавателем хорового пения в Москве и служил органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского. Отец, Фёдор Карлович работал органистом в той же церкви, был пианистом в оркестре Большого театра, преподавал в Московской консерватории обязательное фортепиано. Под руководством отца маленький Саша начал обучаться игре сначала на рояле, а затем на органе. Уже с 10 летнего возраста он замещал отца в церкви, а с 12 лет начал выступать в концертах. Первый сольный органный концерт он дал в Большом зале консерватории. Всего же здесь им было сыграно более 200 концертов. На концертах Гедике всегда было много народа. После окончания артисту долго аплодировали, посылали трогательные записки, благодарили за доставленное удовольствие.

С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано,

Все знакомые и ученики указывали на необыкновенные личные качества А. Ф. Гедике. За всю жизнь не было ни одного случая, чтобы он сказал ученику резкость. Хотя он часто говорил ученикам, что вот-вот рассердится, — он никогда не сердился. Его невероятная благожелательность, деликатность, искренность и бесхитростность сделали Александра Гедике душой консерватории, вызвали любовь и глубокую преданность учеников. А когда кто-либо из его знакомых оказывался в беде, Гедике первый спешил на помощь, помогал и делами, и материально.

Отдельного упоминания заслуживает любовь Гедике к животным. В его квартире жило до дюжины кошек, выхоженная им покалеченная собака, а все птицы вокруг консерватории узнавали его, потому что он всегда кормил их по утрам.

А. Ф. Гедике был чрезвычайно пунктуальным человеком, По утверждению учеников и коллег, за все годы работы в Консерватории он ни пропустил ни одного занятия и ни одного раза не опоздал на занятия и на заседания кафедр. Даже когда он приходил на занятия очень больным, уговорить его вернуться домой было сложнейшей задачей.

Хотя Гедике был приверженцем полифонической музыки, обожал Баха, он всегда, до старости, был открыт для восприятия новых музыкальных идей, ему нравилась музыка Прокофьева, Шостаковича. Не любил только новаторство ради новаторства, не любил вычурность и очень не любил легкомысленность в музыке, высказывался по этой части довольно категорично. В фортепианной игре не переносил резкости.

Гедике отличал яркий образный язык, использование народных выражений, он часто говорил ученикам: "Не дубась!", "Не балуй!", "Не размусоливай!" Знаменитое «гедиковское» высказывание «ну, это совсем плохо, четверка!» вошло в историю Из-за этого, а также из-за бороды и неизменной «авоськи» Гедике иногда принимали за пожилого крестьянина, что его забавляло, но он никогда не сердился. Разговаривал Гедике низким басом. Любил поглаживать бороду и теребить цепочку карманных часов. Ходил с тростью, не спеша, был человеком довольно высокого роста.

Александр Фёдорович умер 9 июля 1957 года, прожив 80 насыщенных музыкой и творчеством полных лет. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. Его могилу украшает этот скромный памятник.

Когда Гедике сочинял музыку для детей, он как бы перевоплощался в мальчика или девочку, старался в своем воображении жить их интересами. Вот почему дети с такой охотой играют пьесы "дедушки Гедике. Кстати говоря, именно учащиеся детских школ искусств по достоинству оценивают творчество композитора.

Мы начнем работу с пьесы, которая называется Сарабанда.

Сарабанда — трехдольный испанский танец. Некогда он был быстрым, темпераментным, а позднее стал медленным, торжественным, нередко близким траурному шествию. Одни исследователи утверждают, что Сарабанда происходит от названия инструмента, служившего аккомпанементом при пении. Другие считают первоисточником, еврейское слово Zara, что означает «ходить кружась», третьи — словосочетание sacra banda — церковный обряд в Испании, род крестного хода в страстную пятницу вокруг плащаницы. Единого мнения по поводу возникновения этого танца нет. Известный балетмейстер и педагог Карло Блазис в одном из своих трудов дает краткое описание сарабанды: «В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой он неравнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец, благородный, мерный, впрочем, важность этого танца нисколько не мешает удовольствию, а скромность придает ему еще больше грациозности; взоры всех с удовольствием следят за танцующими, которые исполняют различные фигуры, выражают своим движением все фазисы любви». Этот танец исполнялся на балах. Само слово "бал" обозначало "большой танцевальный вечер. Бал являлся местом встречи и общения, как молодежи, так и пожилых. Танец теперь признавался как очень приятное времяпрепровождение, при котором женщине постоянно оказывались знаки внимания и поклонения. Прежде чем мы начнём исполнять Сарабанду, мы настроимся на ее характер.

Вопрос: посмотрим картины бала, какими словами можно описать атмосферу бала (одежда, прически, убранство зала, движения).

Ответ: Нарядная, важная, галантная, торжественная.

Педагог: Костюмы мужчин и женщин в большой степени определяли стиль танцев: у женщин пышные, необъятно широкие платья, требовавшие плавных движений, у мужчин – обтянутые чулками ноги в изящных туфлях на каблучках, с красивыми подвязками – бантами у колен. Танцевали Сарабанду с большой торжественностью.

К этому уроку мы подготовили не только картины бала, но и стихотворение о бале.

Вероника сейчас прочтет стихотворение

Блеск огней, причесок глянцы,

Стук веселых каблучков.

Это танцы, это танцы

Всех народов и веков!

Дни бегут и годы мчатся

Бальных танцев легкий бег

Будет вечно продолжаться.

В них - прекрасен человек!

Вопрос: Что мы делаем голосом для того чтобы выразительно прочитать стихотворение?

Ответ: Остановки, выделяем некоторые слова при помощи интонации.

Педагог: В музыке тоже существует ИНТОНАЦИЯ, она нужна для того чтобы исполнение было выразительным.

А сейчас постарайся так же выразительно сыграть Сарабанду

Вероника исполняет Сарабанду

Педагог: Спасибо. Давай поговорим о пьесе, проанализируем её.

Вопрос: Какого характера эта музыка?

Ответ: Спокойная, напевная, плавная, торжественная благородная и.т.д.

Вопрос: Какими музыкальными средствами композитор «рисует» «Сарабанду».

Ответ: Динамическими оттенками, штрихами, размером 3/4, темп Andante cantabile (умеренный темп).

Педагог: Пьеса Сарабанда это произведение полифонического склада. Что такое полифония, полифония – это многоголосие, в котором каждый голос имеет самостоятельное значение. В данной пьеске 2 голоса с элементами 3-голосия. Мне хотелось бы обратить твоё внимание на отличие мелодии верхнего и нижнего голосов, их самостоятельность и независимость друг от друга: первый-высокий это дама, а второй низкий –– кавалер (или два голоса исполняют два разных инструмента).

1.Сначала работаем над высоким голосом.

Музыка должна отражать плавность и важность поклонов, приседаний и реверансов. Поэтому и характер исполнения должен быть мягким, плавным, певучим, в спокойном, ровном движении.

2.Проработать мотивы с интонацией, оттенками, дыханием.

3.Затем отработать фразировку.

Педагог: Существует такое понятие, как ФРАЗИРОВКА. Фразировка - это построение фраз, в каждой фразе есть начало, вершина, и конец. Фраза состоит из мотивов. Начало фразы играем тихо, потом делаем крещендо к вершине и к концу фразы делаем диминуэндо.

(Сыграть первые изучаемые образцы полифонии вместе с учеником, чтобы он реально услышал сочетание двух голосов. Один голос исполняет педагог, другой голос ученик. Если есть два инструмента, полезно поиграть оба голоса одновременно на двух инструментах – это придает каждой мелодической линии большую рельефность. Еще полезно развести голоса через октаву (верхний – флейта, нижний – скрипка). Верхний голос на месте – нижний на октаву вниз, нижний на месте – верхний на октаву вверх. Максимально можно развести голоса на две октавы.)

Рекомендация: Значение работы над голосами учениками нередко недооценивается; она проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить каждый голос как самостоятельную мелодическую линию. После тщательного изучения отдельных голосов их полезно поучить попарно. Для обеспечения необходимого слухового контроля целесообразно при исполнении голосов играть их первое время не от начала до конца, а отдельными небольшими построениями, возвращаясь повторно к наиболее трудным местам и играя их по нескольку раз. Динамические оттенки в полифонической пьесе, как правило, отличаются большей гибкостью, чем в пьесах, исполнявшихся учащимся ранее. Поэтому здесь следует кропотливо работать над каждой, даже маленькой фразкой, добиваться ее развития и кульминации и закругления. Однако при этом важно не потерять общей линии развития всего произведения. Надо добиваться, чтобы пьеса звучала не отдельными самостоятельными, не связанными друг с другом кусками, а была бы цельным, завершенным музыкальным произведением. Как добиться точного рецепта дать невозможно. Здесь все будет зависеть от способностей ученика, а главное – от умения и мастерства педагога. Разрешить ученику играть полифоническую пьесу обеими руками можно, когда он уже твердо будет знать текст, аппликатуру, играть ритмически правильно каждый голос, в темпе, близком к готовому. Соединять две партии лучше на уроке в классе под контролем преподавателя, но не задавать этого на дом в качестве самостоятельной работы.

Затем постараться исполнить выразительно пьесу в целом.

2. Вторая пьеса над которой мы сегодня будем работать называется Скерцо

Сейчас Ивонна исполнит пьесу.

Вопрос: Ивонна, скажи пожалуйста Какой характер у этой пьесы?

Ответ: Юморной, озорной, и даже шаловливый

Ты правильно ответила. Это бойкое, изобразительное, солнечное скерцо для которого характерен быстрый тем, лёгкость исполнения. Что такое Ске́рцо? Скерцо (итал. scherzo — буквально «шутка») — часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами...

Вопрос: Как ты думаешь, сколько частей в этой пьесе?

Ответ: Две части и заключение.

Педагог: Правильно. Пьеса написана в 2-х частной форме, в основном в четырёхголосном квартетном аккордовом складе.

Вся пьеса должна звучать очень отчётливо и остро. Чтобы добиться яркого, выразительного исполнения и передать характер скерцо, давай представим себе действующими лицами, 2-х веселых клоунов. Один из них маленький и рыжий, а другой большой и черный. Они постоянно передразнивают друг друга.

Работа с учеником:

1.Педагог: В этой пьесе нам нужно добиться звуковой стройности аккордов. Поэтому необходимо поработать над стаккато в медленном темпе: staccato исполняется мельчайшими движениями кисти при подобранных кончиках пальцев. (Нужно проследить, чтобы ученик не делал никаких лишних движений).

Рекомендации: Полезно поучить отдельно мелодию и аккомпанемент, можно также проработать в медленном темпе партию правой руки, играя её двумя руками. При усилении звучности к пальцам «подключается» кисть, а затем и предплечье. При переходе к быстрому темпу нужно сохранять пианистические приёмы.

2.Затем идет работа над фразировкой и оттенками.

Заключение урока

Вопрос: Над какими задачами мы работали на уроке?

Ответ: Добивались выразительного исполнения пьесы и передачи её характера.

Домашнее задание

Работать над характером произведения, как в классе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации