12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина868
Россия, Коми респ., Вуктыл
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»
7

Методическая разработка открытого урока специального фортепиано на тему: «Работа над разнохарактерными пьесами в классе фортепиано»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» города Вуктыла

Методическая разработка открытого урока

специального фортепиано на тему:

«Работа над разнохарактерными пьесами в классе фортепиано»

Автор: преподаватель по классу

специального фортепиано МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла

Козыревская Екатерина Андреевна

Вуктыл 2021 г.

Введение

Первоочередная задача музыкального воспитания детей - формирование музыкальности.

По словам Б.М.Теплова: «Основной признак музыкальности — это переживание музыки как некоторого содержания. Центр музыкальности должна составлять способность эмоционально отзываться на музыку».

В дошкольном возрасте дети легко приобщаются к музыке. Они не задумываются о том, будут ли они в дальнейшем музыкантами – профессионалами.

Главной целью обучения в «Детской музыкальной школе» является подготовка музыкантов-инструменталистов, которые должны уметь обладать навыками самостоятельного разбора и выучки музыкального произведения разного стиля и жанра, свободно ориентироваться в нотном тексте, владеть инструментом, отличать мелодию от аккомпанемента, уметь считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и др..

Проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. "Зажечь", "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

Большую роль в первый период обучения играют родители. Очень важно, чтобы именно родитель был рядом, помогал, подсказывал, следил за расписанием и посещением школы. И не нужно быть профессиональным музыкантом, чтобы помочь маленькому человечку освоиться в новой образовательно-культурной среде.

Структура учебного занятия

Урок проводится с обучающейся дошкольной группы Меретуковой Зариной1.

Дата открытого урока: 19 марта 2021г.

Цель открытого урока: сформировать представление о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для развития творческой самостоятельности.

Задачи урока:

- сформировать отношение к музыке на примере играемых пьес;

- поработать над музыкальным образом пьес, характером с помощью средств музыкальной выразительности;

- развивать навык публичного выступления, артистичность;

- развивать ритмический, ладовый и гармонический слух обучающейся.

Тип урока:

Урок - обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.

Методы урока:

-словесный;

-практический;

-игровой.

Присутствующие: Меретукова Марина Геннадьевна, Габова Ольга Игоревна, Бабочкина Наталья Дмитриевна, Менделеева Милена Сергеевна.

Оборудование: фортепиано, ноты, планшет, камера.


План урока

1. Организационный момент;

2. Познакомить с темой и задачами урока.

3. Подготовка игрового аппарата;

4. Основная часть. (усвоение новых знаний и способов действий).

5. Заключительный этап работы над произведением.

6. Заключение. Подведение итогов и запись в дневник домашнего задания.

Музыкальный материал: М. Красев: «Елочка», р.н.п. «Веселые гуси», С.Ляховицкая «Где ты, Лека?», А.Руббах «Воробей».

Ожидаемый результат: развитие воображения, музыкальной памяти, правильное отношение к штрихам, аппликатуре; пропевание всех пьес «сольфеджио» и со словами.


«Игра на фортепиано, как инструменте, дающем полную

                                                  картину музыкальной фактуры, не может не увлечь

                      настоящий музыкальный талант»

                                                                                         Н.А.Римский-Корсаков


Ход урока

-Здравствуйте. Открытый урок проводится с обучающей дошкольной группы Меретуковой Зариной, 6 лет. Зарина, скажи пожалуйста, как ты думаешь, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

-На нашем уроке мы будем учиться играть на фортепиано.

-Молодец.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Работа над разнохарактерными пьесами в классе фортепиано с обучающей дошкольной группы». Цель нашего урока-формирование представления о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшей творческой самостоятельности. То есть мы будем совершенствоваться, учиться играть на инструменте, изучать что-то новое, думать, воображать, представлять. Все это мы будем делать для того, чтобы развивать художественный образ в наших пьесах. Также мы будем работать над эмоциональностью, над характером произведений…Согласна со мной? Будем это делать?

- Да.

- Вот и хорошо. Приступим к нашей программе. Начнем с русской народной песенки «Веселые гуси». Зарина, давай сначала проиграем пьесу и назовем ноты. Но прежде, чем начнем играть, давай заглянем в ноты и определим: какая рука начинает играть, с какой ноты и каким пальчиком?

t1616334585aa.png


-Мы начинаем играть гусей с ноты «фа» левой рукой и первым пальчиком.

-Молодец, начинаем.

Ученица проигрывает песенку с названием нот.

-Хорошо. Ты правильно назвала все нотки пьески. А теперь давай проиграем снова эту же песенку, но уже со словами, пропевая.

Девочка играет и поет: «Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый, другой белый-

Два веселых гуся».

-Молодец, Зариночка. У тебя все прекрасно получилось. Только у меня есть к тебе маленькое пожелание: в правой ручке пальчики должны стоять на клавиатуре, не опускай запястье слишком низко.

Как тебе эта песенка?

- Песенка веселенькая, активная, про гусей…Как гуси гуляют, как бабушка их кормит.

-Молодец. Давай перейдем к следующей нашей пьеске. Какую ты хотела бы нам сыграть?

-«Лека».

-Прежде чем играть, давай сначала поговорим об этой пьеске. Кто такой Лека?

t1616334585ab.png


- Это такая грустная собачка.

- А почему собачка грустит?

- Потому что она потеряла свой дом и осталась на улице.

- Да, осталась наша собачка без дома, без еды и воды. Тональность пьески минорная (грустная), как и наш Лёка.

Ручки на коленки, ножки поставь на подставку. Глазками нашла нотки на клавиатуре и красивыми ручками начинаем играть пьесу С.Ляховицкой «Где ты, Лёка?»


t1616334585ac.png


Зарина проигрывает песенку.

-Молодец. Ты все правильно сыграла, но мне бы хотелось, чтобы ты, Зариночка, все играла более пластично, более гибче. Чтобы твои ручки были похожи на крылья лебедя при переходе из одной октавы в другую. Давай сыграем еще раз, а я буду направлять твои ручки и покажу, как они умеют быть пластичными. Не забывай ставить наши пальчики на подушечки, ручку при нажатии клавиши «не ложи», помоги корпусом прийти к нотке во второй октаве. Аккорды в правой руке играй тише, ведь мелодия у нас в левой руке. Она все-таки должна быть на первом плане.

Зарина, а давай попробуем сыграть «наизусть?

-Я не знаю наизусть.

-Ничего страшного, мы только попробуем.

Девочка играет пьесу без нот.

- Вот видишь, у тебя все получилось! Умница!

Переходим к следующей песенке-«Елочке». Глазками находим на клавиатуре «наш мостик» в левой руке, пальчики стоят на подушечках, ножки не поднимай.

Проигрываем песенку сначала с названием нот, затем со словами. После проигрывание решили прибавить немного темп. Обращаем внимание на аппликатуру.

-А теперь закрываем ноты и пробуем исполнить песенку без них!

t1616334585ad.png

Следующая, заключительная пьеска-А.Руббах «Воробей». В данном произведении очень важно подчеркнуть легкий, подвижный характер, изменения динамики. Присутствие штриха стаккато-короткое, отрывистое исполнение звука. Пьеска новая.

t1616334585ae.jpg

Особое внимание на уроке уделили последней строчке: работали над координацией движений, над форшлагом- представляющий собой один короткий звук, стоящий перед основным (украшаемым) звуком.

t1616334585af.png


- Сейчас в твоем исполнении появились чувства, переживания. Наши пьески наполнились красками. Домашнее задание: играем все наши пьески, выполняя все задачи, которые нацелены на создание музыкального образа.


Заключение

Основная задача преподавателя ̶ развить художественную инициативу, воображение, эмоциональность ребёнка для полноценной работы над художественным образом.

Наш урок подошел к концу. Я считаю, что цель урока достигнута, а задачи все решены. На следующих наших уроках мы будем возвращаться еще не раз к задачам, которые ставились на этом уроке. Ведь на каждом уроке мы ведем разговор о музыке, об образе, о задачах, которые ставят перед нами композиторы в своих произведения.

Хочется отметить, что любая методика является результатом длительной работы каждого педагога. Правильный подход к каждому ребенку и тесный контакт с родителями помогают справиться даже с самыми большими трудностями. Многое в педагогических приемах почти непередаваемо, многое держится на интуиции. Но каждый преподаватель может на основании собственного выбора сочетать те или иные методы в самых различных комбинациях. Увлеченность своей профессией, желание приобщить детей к миру музыки подскажут ему собственный путь.

Список источников

1. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. Москва: Советский Композитор, 1991. — 140 с.

Р.Н.П. «Веселые гуси»

2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, 1971 г. 278с. 

3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва, 1986 г. 312с.

4. Сиротина Т. Музыкальная азбука. Москва, 2004 г. 96с.

5. Хереско Л. Музыкальные картинки. Ленинград, 1974г. 136с.     

6. Цейтлин Л. По ступенькам музыкальных знаний. Москва, 1994 г. 47с.

7. Юный пианист. Выпуск 1. Песни, пьесы, этюды, ансамбли для начальных классов детских музыкальных школ (I-II). Редакция Л.И. Ройзмана и В.А. Натансона. “Советский композитор”, 1987г.


1 Приложение 1 https://youtu.be/QsuKxKGkAaE

13


Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.