12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виноградова Елена Анатольевна35
2

Практическая работа № 35 по теме «Определение кассовой выручки и результата работы кассира на кассовых терминалах»



Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Омский региональный многопрофильный колледж »

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

(Практическая работа № 35)

по теме «Определение кассовой выручки и результата работы кассира на кассовых терминалах»

ПМ. 03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

Группа: 64ПР

Профессия: 100701.01 Продавец, контролер-кассир

Дата: 02.12.2016

Время:

Место проведения:

113 кабинет

Преподаватель:

Виноградова Е.А.

 

Пояснительная записка

Освоение междисциплинарного курса «Эксплуатация контрольно-кассовой техники в торговых предприятиях» осуществляется в рамках освоения программы профессионального модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» и предполагает овладение пятью профессиональными компетенциями.

Освоение профессиональных компетенций:

ПК1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями;

ПК 2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков;

ПК 4. Оформить документы по кассовым операциям

и развитие общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

происходит на практической работе по теме «Определение кассовой выручки и результата работы кассира на кассовых терминалах».

Данная практическая работа структурирована на основе модульной технологии компетентностного подхода и междисциплинарной интеграции, которая позволяет студентам самостоятельно применить полученные знания, и глубоко овладеть умениями при работе на кассовых терминалах для их последующего профессионального становления.

В ходе проведения практической работы студенты становятся непосредственными участниками процесса размышления, активно работают в малых группах, используя свой запас знаний и навыков. Поэтому студенты могут самостоятельно выполнять задания разного рода сложности.

Содержание практической работы позволяет определить конкретные профессиональные знания, умения и навыки студентов, развивает навыки межличностного внутригруппового общения, воспитывает самостоятельность, чувство коллективизма и взаимной ответственности.

1. План занятия

Тема занятия: Определение кассовой выручки и результата работы кассира на кассовых терминалах

Вид занятия: практическое занятие

Методы проведения: словесно-наглядный, практически-игровой, беседа.

Цели занятия:

обучающая:

систематизировать, обобщить и проверить у студентов знания, умения работы на кассовых терминалах;

развивающая:

развивать у студентов активность, самостоятельность, культуру речи, умение преодолевать трудности при выполнении практических заданий, используя для этого ранее полученные знания и умения;

воспитательная:

подвести студентов к пониманию значимости правильного использования кассовой техники в торговых предприятиях; воспитывать профессиональный интерес к модулю посредством современной техники и культуры труда

Мотивация деятельности студентов

Оснащение торговых фирм современной контрольно-кассовой техникой сопровождается повышением требований к торговым работникам, когда необходимо принимать ответственные решения в практике работы на кассовой технике, владея при этом хорошими знаниями и навыками. Поэтому для студентов особенно важно определить свои профессиональные возможности, компетентность, почувствовать себя в роли исполнителя и лидера. Также в процессе практической работы развивается познавательный интерес будущих специалистов, который в конечном итоге положительно повлияет на их последующее профессиональное становление.

Учебно – методическое обеспечение занятия: дидактический раздаточный материал (структура результата 3, задания для студентов).

Информационно-техническое обеспечение занятия: кассовые терминалы, детектор валют, электронные весы «Штрих», ПК, проектор, экран, презентация, образцы товаров, бланки кассовых документов, разменная монета и бумажные купюры (игровые).

Осваиваемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ПК 1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК 2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК 4. Оформить документы по кассовым операциям.

Междисциплинарные связи:

УД, МДК

Тема

Производственная практика

Работа на весоизмерительном оборудовании

Производственная практика

Работа на ККТ

МДК 01.01. Розничная торговля продовольственными товарами

Весоизмерительное оборудование

Основы бухгалтерского учета

Кассовые операции

Студент должен знать

Студент должен уметь

- документы, регламентирующие применение ККТ;

- правила расчетов и обслуживания покупателей;

- типовые правила обслуживания и эксплуатации ККТ и правила регистрации;

- классификацию устройства ККТ;

- основные режимы ККТ;

- признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;

правила оформления документов по кассовым операциям.

- осуществлять подготовку ККТ различных видов;

- работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;

- устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;

- распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;

- осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;

- оформлять документы по кассовым операциям;

- соблюдать правила техники безопасности.

Структура учебного занятия

п/п

Этапы занятия

Содержание работы

Время (мин.)

Преподавателя

Студента

  •  

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности аудитории и студентов к практическому занятию.

Активизация познавательных процессов: произвольного внимания, восприятия, мышления и самоорганизации

5

  •  

Мотивация познавательной деятельности

активизация студентов по самостоятельной формулировке компетентности по результату №3;

сообщение компетентности по результату №3, критерий оценки деятельности, уровней и требований к доказательствам результата (Приложение 1)

Сообщение компетентности по результатам 1 и 2. Формулировка компетентности по результату №3. После совместной беседы студенты под руководством преподавателя приходят к выводу о необходимости изучения темы и её значимости в будущей работе.

10

  •  

Инструктаж по выполнению

практической работы

Разъяснение содержания последовательности выполнения работы студентами.

Запись в тетради для практических работ.

5

  •  

Актуализация опорных знаний

- устный опрос для проверки знаний по результатам №1,2 (Презентация).

- устный опрос по программе ОМС-плеер .

- ответы на вопросы «Контроль исходного уровня подготовки студентов»;

- устный ответ по программе ОМС-плеер.

15

  •  

Основная часть занятия

 

Консультирование при выполнении заданий.

Выполнение операции по картам заданий:

подготовка терминалов к работе;

получение отчетной ведомости «Х-отчет» на начало смены;

получение суммовых чеков по заданию;

подсчет «денежной выручки»;

получение отчетной ведомости «Z-отчет» на конец смены;

определение суммы кассовой выручки по отчетной ведомости и суммовым чекам;

определение результата работы за смену;

- заполнение книги кассира-операциониста (форма №4);

40

  •  

Подведение итогов

- устный опрос для проверки знаний по результатам №3 (Презентация).

- объявление оценок по практической работе студентам и краткий анализ по результатам работы.

Ответы на контрольные вопросы.

10

  •  

Домашнее задание

Сообщение внеаудиторной самостоятельной работы

Запись домашнего задания: ВСР № 14 Презентация «Применение кассовых терминалов в супермаркетах г. Омска» (Приложение 3)

5

Приложение 1

Результат 3: продемонстрировать операции на кассовых терминалах в соответствии с типовыми правилами эксплуатации кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с покупателями.

Критерии оценки деятельности:

а) операции по подготовке терминалов к работе в режиме «Начало смены» продемонстрированы верно в соответствии с руководством по эксплуатации на данный тип техники;

б) операции по получению чеков на терминалах в режиме «Касса» продемонстрированы верно в соответствии с руководством по эксплуатации на данный тип техники;

в) операции по расчету кассира с покупателями на терминалах в режиме «Касса» продемонстрированы верно в соответствии с типовыми правилами;

г) заключительные операции на терминалах в режиме «Закрытие» продемонстрированы верно в соответствии с руководством по эксплуатации на данный тип техники.

Описание уровней

Типы кассовой техники: терминалы «TOSHIBA», «Супермаг», комплекс «Штрих» и др.

Операции в режиме «Начало смены»: включение терминала, получение х-отчета.

Операции по получению чеков в режиме «Касса»: итоговый подсчет, подсчет сдачи, повторение суммы, подсчет количества товара по цене, повторение суммы, аннулирование сумм, чеки с использованием дисконтной карты, банковкой карты, отложение чека.

Операции по расчету кассира с покупателями: получить деньги от покупателя, назвать сумму вслух и положить на виду у покупателя, получить чек, выдать сдачу вместе с чеком.

Операции в режиме «Закрытие»: получение Z-отчета, определение кассовой выручки и результата работы, заполнение кассовых документов, отключение терминала.

Кассовые документы: книга кассира-операциониста по форме № КМ-5, акт о возврате денежных сумм покупателем по неиспользованным кассовым чекам по форме № КМ-3.

Требования к доказательствам

Необходимо практическое свидетельство о том, что студент удовлетворяет требованиям критериев от а до г. Все классы внутри уровня должны быть охвачены. Дополнительный опрос необходим, чтобы убедиться, что студент понимает правила работы и требования безопасности при эксплуатации кассовой техники.

Приложение 2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 35

Тема: Определение кассовой выручки и результата работы кассира на кассовых терминалах Овладение навыками работы на кассовых терминалах «СУПЕРМАГ», «TOSHIBA»

Продолжительность: 2 ч

Цель: продемонстрировать операции на кассовых терминалах в соответствии с типовыми правилами эксплуатации кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с покупателями.

Образовательные результаты, соответствующие ФГОС:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ПК 1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК 2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК 4. Оформить документы по кассовым операциям.

Студент должен

уметь:

- осуществлять подготовку ККТ различных видов;

- работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;

- устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;

- распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;

- осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;

- оформлять документы по кассовым операциям;

- соблюдать правила техники безопасности;

знать:

- документы, регламентирующие применение ККТ;

- правила расчетов и обслуживания покупателей;

- типовые правила обслуживания и эксплуатации ККТ и правила регистрации;

- классификацию устройства ККТ;

- основные режимы ККТ;

- признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;

правила оформления документов по кассовым операциям.

Используемое оборудование и материалы: кассовый терминал «СУПЕРМАГ», «TOSHIBA», чековая лента, санитарно-гигиенический инвентарь, ПК, проектор, экран.

Список источников по теме:

Федеральный закон РФ от 22.05. 2003г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197 –ФЗ.

Постановление Министерства труда и социального развития РФ №9 от 12.02. 2002г. «Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников розничной торговли».

Постановление правительства РФ от 30.07.93 г. №745«Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением».

Постановление от 23.07.2007 г. № 470 «Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями».

Постановление Госкомстата Рос­сии от 25.12.1998 № 132 «Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно - кассовых машин».

Приказ Министерства финансов РФ от 09.08.93 г. N 02-135. Об утверждении признаков и правил определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет банка России.

Приказ Министерства финансов РФ №104 от30.08.93.г. Об утверждении типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

Дополнительная литература :

Кащенко В.Ф. Торговое оборудование: учебное пособие/ В.Ф, Кащенко, Л.В. Кащенко. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2013. – 398 с.

Сайткулов Н.Н. Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда: учеб. пособие для СПО/ Н. Н. Сайткулов. – М.: Деловая литература, 2013. – 336 с.

Никитченко Л. И. Контрольно-кассовые машины / Л.И. Никитченко. – М.: ИЦ «Академия», 2013.-70с.

Руководство по эксплуатации и программированию ККМ.

Контроль исходного уровня подготовки студентов:

Какие операции кассир выполняет самостоятельно при подготовке кассового терминала к работе?

Какие операции кассир выполняет под контролем старшего кассира при подготовке кассового терминала к работе в режиме «Начало смены»?

Какие операции выполняет кассир на кассовом терминале в режиме «Касса»?

Какие операции выполняет кассир в режиме «Закрытие»?

Порядок выполнения работы:

1. Выполните операции на кассовом терминале «TOSHIBA» с получением чеков в трех режимах, указанных в таблице 1. Оформить задание в тетрадь (приклеить чеки с названием операции).

Таблица 1

Результат 3

Контрольно-кассовый терминал «TOSHIBA»

п/п

Наименование

Ход выполнения задания

1.

Подготовить кассовый терминал к работе в режиме «начало смены»

Проверить состояние техники безопасности на ККМ.

Включить терминал.

Получить отчетную ведомость «Х-отчет».

2.

Получить суммовые чеки в режиме «Касса», соблюдая операции по расчету кассира с покупателем

Чеки с итоговым подсчетом.

Чеки с подсчетом сдачи.

Чеки с повторением цены товара (4 шт.)

Чеки с отменой последней суммы товара.

Чек с использованием дисконтной карты.

Чек с использованием банковской карты

Чеки с подсчетом количества товара (3 шт.) по одной цене.

Чек с отменой всех цен товаров.

Чек с отменой предпоследней цены.

3.

Провести заключительные операции в режиме «Закрытие»

Подсчитать денежную выручку и составить купюрную опись.

Сдать денежную выручку старшему кассиру.

Получить отчетную ведомость «Z-отчет».

Определить кассовую выручку по отчету и суммовым чекам

Определить результат работы за смену, если наличными сдано ___________________руб., возврат чека на сумму _____________руб.

Оформить кассовые документы.

2. Выполните операции на кассовом терминале «Супермаг» с получением чеков в трех режимах, указанных в таблице 2. Оформить задание в тетрадь (приклеить чеки с названием операции).

Таблица 2

Результат 3

Контрольно-кассовый терминал «Супермаг»

п/п

Наименование

Ход выполнения задания

1.

Подготовить кассовый терминал к работе в режиме «начало смены»

  1. Проверить состояние техники безопасности на ККМ.

    Включить терминал.

    Получить отчетную ведомость «Х-отчет».

2.

Получить суммовые чеки в режиме «Касса», соблюдая операции по расчету кассира с покупателем

  1. Чек с подсчетом сдачи.

    Чек с повторением цены товара (5 раз).

    Чек с аннулированием всех сумм товара.

    Чек с использованием дисконтной карты.

    Чек с использованием банковской карты

    Чек с подсчетом количества (5 штук) по одной цене.

    Чеки с итоговым подсчетом.

    Чек с отменой последней суммы товара.

    Чек с отменой предпоследней суммы товара.

3.

Провести заключительные операции в режиме «Закрытие»

Подсчитать денежную выручку и составить купюрную опись.

Сдать денежную выручку старшему кассиру.

Получить отчетную ведомость «Z-отчет».

Определить кассовую выручку по отчету и суммовым чекам.

Определить результат работы за смену, если наличными сдано ___________________руб., возврат чека на сумму _____________руб.

Оформить кассовые документы.

Контрольные вопросы:

Как должен поступить кассир при аннулировании сумм товаров до закрытия чека?

Какие кассовые документы оформляют кассир, старший кассир?

Как должен поступить кассир при конфликтной ситуации с покупателем, который утверждает, что сумму сдачи ему выдали не с 1000 рублей, а 500 рублей?

Как определить кассовую выручку по окончании смены на ККТ?

Как определить результат работы по окончании смены на ККТ?

Как должен поступить кассир при расчете покупателя, который забыл в зале выбрать какой-либо товар?

Как должен поступить кассир при возврате чека в день покупки?

Оформление отчета по практической работе:

Тема, цель работы.

Результаты выполнения практической работы: 

  1. Выполненные задания.

    Приклеены полученные чеки с указанием операции на кассовых терминалах «СУПЕРМАГ» и «TOSHIBA».

    Заполнена книга кассира-операциониста с определением кассовой выручки и результата работы

2.3. Устные ответы на контрольные вопросы.

Критерии оценки практической работы:

20-17 баллов ставится – студент активно работал на занятии, выполнил все задания, правильно выполнил все операции и получил правильно различные виды чеков на кассовых терминалах, приклеил полученные чеки, правильно заполнена книга кассира-операциониста, верно ответил на все контрольные вопросы.

16-13 баллов ставится – студент достаточно активно работал на занятии, выполнил все задания, выполнил все операции и получил правильно различные виды чеков на кассовых терминалах, приклеил полученные чеки, правильно заполнена книга кассира-операциониста, верно ответил на большинство контрольных вопросов.

12-10 баллов ставится – студент недостаточно активно работал на занятии, выполнил большинство заданий, правильно получил различные виды чеков на кассовых терминалах, приклеил полученные чеки, допущены ошибки при заполнении книги кассира-операциониста, верно ответил на меньшую часть контрольных вопросов.

Приложение 3

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 14

 

Тема: Презентация «Применение кассовых терминалов в супермаркетах г. Омска»

Продолжительность: 2 ч.

Цель: расширить знания о применение кассовых терминалов.

Образовательные результаты, соответствующие ФГОС:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Используемое оборудование и материалы: ПК.

Список источников по теме:

Федеральный закон № 54от 22.05.2003г. № 54 -ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (приказ Министерства финансов РФ№104 то 30 августа 1993).

Руководство по эксплуатации и программированию ККМ.

Никитченко Л.И. Контрольно-кассовая машины: учебное пособие для учреждений начального проф. образования/ Л.И. Никитченко – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 70с.

Порядок выполнения работы:

1. Определите тип ККМ на торговом предприятии и заполните таблицу 8 в соответствии с признаками классификации.

Таблица 8

Применение кассовых терминалов в супермаркетах г. Омска

Наименование торгового предприятия, секции

Тип ККМ

Количество

     

2. Подготовьте электронную презентацию «Применение кассовых терминалов в супермаркетах г. Омска», используя таблицу 8.

Электронная презентация «Применение кассовых терминалов в супермаркетах г. Омска», оформленная в соответствии со следующими требованиями:

- приложение MS Office Power Point;

- единый дизайн;

- БЕЗ АНИМАЦИИ;

- цвет фона: светлый; цвет шрифта: темный; размер шрифта: не менее 28;

- используемые картинки должны непосредственно относиться к содержанию слайда.

Контрольные вопросы:

1. В чем различие ККМ и кассового терминала?

2. Какова последовательность работы на кассовых терминалах?

3. Какие операции кассир-операционист выполняет самостоятельно при подготовке кассового терминала к работе?

Формы и методы контроля ВСР:

Письменный отчет включает: заполненную таблицу 8. Просмотр электронной презентации.

Критерии оценки самостоятельной работы:

16-20 баллов ставится – студент подготовил содержательную презентацию в соответствии с требованиями и уверенно представил ее, полностью заполнил таблицы, сделал обоснованные выводы, ответил на все контрольные вопросы.

10-15 баллов ставится – студент подготовил содержательную презентацию с некоторыми замечаниями и в целом уверенно представил ее, заполнил таблицы с некоторыми замечаниями, сделал необоснованные выводы, ответил на все/большинство контрольных вопросов.

5-9 баллов ставится – студент подготовил неполную презентацию с замечаниями и неуверенно представил ее, заполнил не все графы таблиц, не сделал выводы, не ответил на большинство контрольных вопросов.


Презентация к практической работе. Виноградова
PPTX / 101.53 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.