Практическая работа № 35 по теме «Определение кассовой выручки и результата работы кассира на кассовых терминалах»
Пояснительная записка к презентации
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Омский региональный многопрофильный колледж »
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
(Практическая работа № 35)
по теме «Определение кассовой выручки и результата работы кассира на кассовых терминалах»
ПМ. 03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями
Группа: 64ПР
Профессия: 100701.01 Продавец, контролер-кассир
Дата: 02.12.2016
Время:
Место проведения:
113 кабинет
Преподаватель:
Виноградова Е.А.
Пояснительная записка
Освоение междисциплинарного курса «Эксплуатация контрольно-кассовой техники в торговых предприятиях» осуществляется в рамках освоения программы профессионального модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» и предполагает овладение пятью профессиональными компетенциями.
Освоение профессиональных компетенций:
ПК1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями;
ПК 2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков;
ПК 4. Оформить документы по кассовым операциям
и развитие общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
происходит на практической работе по теме «Определение кассовой выручки и результата работы кассира на кассовых терминалах».
Данная практическая работа структурирована на основе модульной технологии компетентностного подхода и междисциплинарной интеграции, которая позволяет студентам самостоятельно применить полученные знания, и глубоко овладеть умениями при работе на кассовых терминалах для их последующего профессионального становления.
В ходе проведения практической работы студенты становятся непосредственными участниками процесса размышления, активно работают в малых группах, используя свой запас знаний и навыков. Поэтому студенты могут самостоятельно выполнять задания разного рода сложности.
Содержание практической работы позволяет определить конкретные профессиональные знания, умения и навыки студентов, развивает навыки межличностного внутригруппового общения, воспитывает самостоятельность, чувство коллективизма и взаимной ответственности.
1. План занятия
Тема занятия: Определение кассовой выручки и результата работы кассира на кассовых терминалах
Вид занятия: практическое занятие
Методы проведения: словесно-наглядный, практически-игровой, беседа.
Цели занятия:
обучающая: |
систематизировать, обобщить и проверить у студентов знания, умения работы на кассовых терминалах; |
развивающая: |
развивать у студентов активность, самостоятельность, культуру речи, умение преодолевать трудности при выполнении практических заданий, используя для этого ранее полученные знания и умения; |
воспитательная: |
подвести студентов к пониманию значимости правильного использования кассовой техники в торговых предприятиях; воспитывать профессиональный интерес к модулю посредством современной техники и культуры труда |
Мотивация деятельности студентов
Оснащение торговых фирм современной контрольно-кассовой техникой сопровождается повышением требований к торговым работникам, когда необходимо принимать ответственные решения в практике работы на кассовой технике, владея при этом хорошими знаниями и навыками. Поэтому для студентов особенно важно определить свои профессиональные возможности, компетентность, почувствовать себя в роли исполнителя и лидера. Также в процессе практической работы развивается познавательный интерес будущих специалистов, который в конечном итоге положительно повлияет на их последующее профессиональное становление.
Учебно – методическое обеспечение занятия: дидактический раздаточный материал (структура результата 3, задания для студентов).
Информационно-техническое обеспечение занятия: кассовые терминалы, детектор валют, электронные весы «Штрих», ПК, проектор, экран, презентация, образцы товаров, бланки кассовых документов, разменная монета и бумажные купюры (игровые).
Осваиваемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
ПК 2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
ПК 4. Оформить документы по кассовым операциям.
Междисциплинарные связи:
УД, МДК |
Тема |
Производственная практика |
Работа на весоизмерительном оборудовании |
Производственная практика |
Работа на ККТ |
МДК 01.01. Розничная торговля продовольственными товарами |
Весоизмерительное оборудование |
Основы бухгалтерского учета |
Кассовые операции |
Студент должен знать |
Студент должен уметь |
- документы, регламентирующие применение ККТ; - правила расчетов и обслуживания покупателей; - типовые правила обслуживания и эксплуатации ККТ и правила регистрации; - классификацию устройства ККТ; - основные режимы ККТ; - признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета; правила оформления документов по кассовым операциям. |
- осуществлять подготовку ККТ различных видов; - работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах; - устранять мелкие неисправности при работе на ККТ; - распознавать платежеспособность государственных денежных знаков; - осуществлять заключительные операции при работе на ККТ; - оформлять документы по кассовым операциям; - соблюдать правила техники безопасности. |
Структура учебного занятия
№ п/п |
Этапы занятия |
Содержание работы |
Время (мин.) |
|
Преподавателя |
Студента |
|||
|
Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности аудитории и студентов к практическому занятию. |
Активизация познавательных процессов: произвольного внимания, восприятия, мышления и самоорганизации |
5 |
|
Мотивация познавательной деятельности |
активизация студентов по самостоятельной формулировке компетентности по результату №3; сообщение компетентности по результату №3, критерий оценки деятельности, уровней и требований к доказательствам результата (Приложение 1) |
Сообщение компетентности по результатам 1 и 2. Формулировка компетентности по результату №3. После совместной беседы студенты под руководством преподавателя приходят к выводу о необходимости изучения темы и её значимости в будущей работе. |
10 |
|
Инструктаж по выполнению практической работы |
Разъяснение содержания последовательности выполнения работы студентами. |
Запись в тетради для практических работ. |
5 |
|
Актуализация опорных знаний |
- устный опрос для проверки знаний по результатам №1,2 (Презентация). - устный опрос по программе ОМС-плеер . |
- ответы на вопросы «Контроль исходного уровня подготовки студентов»; - устный ответ по программе ОМС-плеер. |
15 |
|
Основная часть занятия
|
Консультирование при выполнении заданий. |
Выполнение операции по картам заданий: подготовка терминалов к работе; получение отчетной ведомости «Х-отчет» на начало смены; получение суммовых чеков по заданию; подсчет «денежной выручки»; получение отчетной ведомости «Z-отчет» на конец смены; определение суммы кассовой выручки по отчетной ведомости и суммовым чекам; определение результата работы за смену; - заполнение книги кассира-операциониста (форма №4); |
40 |
|
Подведение итогов |
- устный опрос для проверки знаний по результатам №3 (Презентация). - объявление оценок по практической работе студентам и краткий анализ по результатам работы. |
Ответы на контрольные вопросы. |
10 |
|
Домашнее задание |
Сообщение внеаудиторной самостоятельной работы |
Запись домашнего задания: ВСР № 14 Презентация «Применение кассовых терминалов в супермаркетах г. Омска» (Приложение 3) |
5 |
Приложение 1
Результат 3: продемонстрировать операции на кассовых терминалах в соответствии с типовыми правилами эксплуатации кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с покупателями.
Критерии оценки деятельности:
а) операции по подготовке терминалов к работе в режиме «Начало смены» продемонстрированы верно в соответствии с руководством по эксплуатации на данный тип техники;
б) операции по получению чеков на терминалах в режиме «Касса» продемонстрированы верно в соответствии с руководством по эксплуатации на данный тип техники;
в) операции по расчету кассира с покупателями на терминалах в режиме «Касса» продемонстрированы верно в соответствии с типовыми правилами;
г) заключительные операции на терминалах в режиме «Закрытие» продемонстрированы верно в соответствии с руководством по эксплуатации на данный тип техники.
Описание уровней
Типы кассовой техники: терминалы «TOSHIBA», «Супермаг», комплекс «Штрих» и др.
Операции в режиме «Начало смены»: включение терминала, получение х-отчета.
Операции по получению чеков в режиме «Касса»: итоговый подсчет, подсчет сдачи, повторение суммы, подсчет количества товара по цене, повторение суммы, аннулирование сумм, чеки с использованием дисконтной карты, банковкой карты, отложение чека.
Операции по расчету кассира с покупателями: получить деньги от покупателя, назвать сумму вслух и положить на виду у покупателя, получить чек, выдать сдачу вместе с чеком.
Операции в режиме «Закрытие»: получение Z-отчета, определение кассовой выручки и результата работы, заполнение кассовых документов, отключение терминала.
Кассовые документы: книга кассира-операциониста по форме № КМ-5, акт о возврате денежных сумм покупателем по неиспользованным кассовым чекам по форме № КМ-3.
Требования к доказательствам
Необходимо практическое свидетельство о том, что студент удовлетворяет требованиям критериев от а до г. Все классы внутри уровня должны быть охвачены. Дополнительный опрос необходим, чтобы убедиться, что студент понимает правила работы и требования безопасности при эксплуатации кассовой техники.
Приложение 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 35
Тема: Определение кассовой выручки и результата работы кассира на кассовых терминалах Овладение навыками работы на кассовых терминалах «СУПЕРМАГ», «TOSHIBA»
Продолжительность: 2 ч
Цель: продемонстрировать операции на кассовых терминалах в соответствии с типовыми правилами эксплуатации кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с покупателями.
Образовательные результаты, соответствующие ФГОС:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
ПК 2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
ПК 4. Оформить документы по кассовым операциям.
Студент должен
уметь:
- осуществлять подготовку ККТ различных видов;
- работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;
- устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
- распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;
- осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
- оформлять документы по кассовым операциям;
- соблюдать правила техники безопасности;
знать:
- документы, регламентирующие применение ККТ;
- правила расчетов и обслуживания покупателей;
- типовые правила обслуживания и эксплуатации ККТ и правила регистрации;
- классификацию устройства ККТ;
- основные режимы ККТ;
- признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;
правила оформления документов по кассовым операциям.
Используемое оборудование и материалы: кассовый терминал «СУПЕРМАГ», «TOSHIBA», чековая лента, санитарно-гигиенический инвентарь, ПК, проектор, экран.
Список источников по теме:
Федеральный закон РФ от 22.05. 2003г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197 –ФЗ.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ №9 от 12.02. 2002г. «Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников розничной торговли».
Постановление правительства РФ от 30.07.93 г. №745«Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением».
Постановление от 23.07.2007 г. № 470 «Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями».
Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно - кассовых машин».
Приказ Министерства финансов РФ от 09.08.93 г. N 02-135. Об утверждении признаков и правил определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет банка России.
Приказ Министерства финансов РФ №104 от30.08.93.г. Об утверждении типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
Дополнительная литература :
Кащенко В.Ф. Торговое оборудование: учебное пособие/ В.Ф, Кащенко, Л.В. Кащенко. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2013. – 398 с.
Сайткулов Н.Н. Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда: учеб. пособие для СПО/ Н. Н. Сайткулов. – М.: Деловая литература, 2013. – 336 с.
Никитченко Л. И. Контрольно-кассовые машины / Л.И. Никитченко. – М.: ИЦ «Академия», 2013.-70с.
Руководство по эксплуатации и программированию ККМ.
Контроль исходного уровня подготовки студентов:
Какие операции кассир выполняет самостоятельно при подготовке кассового терминала к работе?
Какие операции кассир выполняет под контролем старшего кассира при подготовке кассового терминала к работе в режиме «Начало смены»?
Какие операции выполняет кассир на кассовом терминале в режиме «Касса»?
Какие операции выполняет кассир в режиме «Закрытие»?
Порядок выполнения работы:
1. Выполните операции на кассовом терминале «TOSHIBA» с получением чеков в трех режимах, указанных в таблице 1. Оформить задание в тетрадь (приклеить чеки с названием операции).
Таблица 1
Результат 3
Контрольно-кассовый терминал «TOSHIBA»
№ п/п |
Наименование |
Ход выполнения задания |
1. |
Подготовить кассовый терминал к работе в режиме «начало смены» |
Проверить состояние техники безопасности на ККМ. Включить терминал. Получить отчетную ведомость «Х-отчет». |
2. |
Получить суммовые чеки в режиме «Касса», соблюдая операции по расчету кассира с покупателем |
Чеки с итоговым подсчетом. Чеки с подсчетом сдачи. Чеки с повторением цены товара (4 шт.) Чеки с отменой последней суммы товара. Чек с использованием дисконтной карты. Чек с использованием банковской карты Чеки с подсчетом количества товара (3 шт.) по одной цене. Чек с отменой всех цен товаров. Чек с отменой предпоследней цены. |
3. |
Провести заключительные операции в режиме «Закрытие» |
Подсчитать денежную выручку и составить купюрную опись. Сдать денежную выручку старшему кассиру. Получить отчетную ведомость «Z-отчет». Определить кассовую выручку по отчету и суммовым чекам Определить результат работы за смену, если наличными сдано ___________________руб., возврат чека на сумму _____________руб. Оформить кассовые документы. |
2. Выполните операции на кассовом терминале «Супермаг» с получением чеков в трех режимах, указанных в таблице 2. Оформить задание в тетрадь (приклеить чеки с названием операции).
Таблица 2
Результат 3
Контрольно-кассовый терминал «Супермаг»
№ п/п |
Наименование |
Ход выполнения задания |
1. |
Подготовить кассовый терминал к работе в режиме «начало смены» |
|
2. |
Получить суммовые чеки в режиме «Касса», соблюдая операции по расчету кассира с покупателем |
|
3. |
Провести заключительные операции в режиме «Закрытие» |
Подсчитать денежную выручку и составить купюрную опись. Сдать денежную выручку старшему кассиру. Получить отчетную ведомость «Z-отчет». Определить кассовую выручку по отчету и суммовым чекам. Определить результат работы за смену, если наличными сдано ___________________руб., возврат чека на сумму _____________руб. Оформить кассовые документы. |
Контрольные вопросы:
Как должен поступить кассир при аннулировании сумм товаров до закрытия чека?
Какие кассовые документы оформляют кассир, старший кассир?
Как должен поступить кассир при конфликтной ситуации с покупателем, который утверждает, что сумму сдачи ему выдали не с 1000 рублей, а 500 рублей?
Как определить кассовую выручку по окончании смены на ККТ?
Как определить результат работы по окончании смены на ККТ?
Как должен поступить кассир при расчете покупателя, который забыл в зале выбрать какой-либо товар?
Как должен поступить кассир при возврате чека в день покупки?
Оформление отчета по практической работе:
Тема, цель работы.
Результаты выполнения практической работы:
-
Выполненные задания.
Приклеены полученные чеки с указанием операции на кассовых терминалах «СУПЕРМАГ» и «TOSHIBA».
Заполнена книга кассира-операциониста с определением кассовой выручки и результата работы
2.3. Устные ответы на контрольные вопросы.
Критерии оценки практической работы:
20-17 баллов ставится – студент активно работал на занятии, выполнил все задания, правильно выполнил все операции и получил правильно различные виды чеков на кассовых терминалах, приклеил полученные чеки, правильно заполнена книга кассира-операциониста, верно ответил на все контрольные вопросы.
16-13 баллов ставится – студент достаточно активно работал на занятии, выполнил все задания, выполнил все операции и получил правильно различные виды чеков на кассовых терминалах, приклеил полученные чеки, правильно заполнена книга кассира-операциониста, верно ответил на большинство контрольных вопросов.
12-10 баллов ставится – студент недостаточно активно работал на занятии, выполнил большинство заданий, правильно получил различные виды чеков на кассовых терминалах, приклеил полученные чеки, допущены ошибки при заполнении книги кассира-операциониста, верно ответил на меньшую часть контрольных вопросов.
Приложение 3
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 14
Тема: Презентация «Применение кассовых терминалов в супермаркетах г. Омска»
Продолжительность: 2 ч.
Цель: расширить знания о применение кассовых терминалов.
Образовательные результаты, соответствующие ФГОС:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Используемое оборудование и материалы: ПК.
Список источников по теме:
Федеральный закон № 54от 22.05.2003г. № 54 -ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (приказ Министерства финансов РФ№104 то 30 августа 1993).
Руководство по эксплуатации и программированию ККМ.
Никитченко Л.И. Контрольно-кассовая машины: учебное пособие для учреждений начального проф. образования/ Л.И. Никитченко – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 70с.
Порядок выполнения работы:
1. Определите тип ККМ на торговом предприятии и заполните таблицу 8 в соответствии с признаками классификации.
Таблица 8
Применение кассовых терминалов в супермаркетах г. Омска
Наименование торгового предприятия, секции |
Тип ККМ |
Количество |
2. Подготовьте электронную презентацию «Применение кассовых терминалов в супермаркетах г. Омска», используя таблицу 8.
Электронная презентация «Применение кассовых терминалов в супермаркетах г. Омска», оформленная в соответствии со следующими требованиями:
- приложение MS Office Power Point;
- единый дизайн;
- БЕЗ АНИМАЦИИ;
- цвет фона: светлый; цвет шрифта: темный; размер шрифта: не менее 28;
- используемые картинки должны непосредственно относиться к содержанию слайда.
Контрольные вопросы:
1. В чем различие ККМ и кассового терминала?
2. Какова последовательность работы на кассовых терминалах?
3. Какие операции кассир-операционист выполняет самостоятельно при подготовке кассового терминала к работе?
Формы и методы контроля ВСР:
Письменный отчет включает: заполненную таблицу 8. Просмотр электронной презентации.
Критерии оценки самостоятельной работы:
16-20 баллов ставится – студент подготовил содержательную презентацию в соответствии с требованиями и уверенно представил ее, полностью заполнил таблицы, сделал обоснованные выводы, ответил на все контрольные вопросы.
10-15 баллов ставится – студент подготовил содержательную презентацию с некоторыми замечаниями и в целом уверенно представил ее, заполнил таблицы с некоторыми замечаниями, сделал необоснованные выводы, ответил на все/большинство контрольных вопросов.
5-9 баллов ставится – студент подготовил неполную презентацию с замечаниями и неуверенно представил ее, заполнил не все графы таблиц, не сделал выводы, не ответил на большинство контрольных вопросов.
Презентация к практической работе. Виноградова
PPTX / 101.53 Кб