Методическая разработка по подготовке к ОГЭ по математике
Класс: 9.
Тема: «Площадь треугольника».
Актуальность выбранной темы:
Выбранная тема направлена на помощь обучающимся систематизировать, расширить и укрепить знания и умения на нахождение площадей треугольников. Для подготовки к успешной сдачи на ОГЭ по математике, на уроке рассматриваются задачи ОГЭ модуля «геометрии», что актуально, т.к. в настоящее время обучающиеся 9 и 11 классов испытывают затруднения при изучении геометрии.
Цель: развитие умений и навыков применения формул для решения задач.
Задачи:
Обучающие (предметные):
- создать содержательные и организационные условия для применения школьниками комплекса знаний для решения задач, включаемых в материалы ОГЭ по данной теме.
Развивающие (метапредметные):
- показать связь теории с практикой, способствовать выработке навыков решения задач, применяя ранее изученный материал.
Воспитательные (личностные):
- воспитывать ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, высокую работоспособность и организованность, критичное отношение к себе;
- привить учащимся навыков самостоятельной работы;
- воспитывать навыки общения со сверстниками, навыки работы в команде;
- воспитывать умение проводить оценку и самооценку знаний и умений.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Познавательные:
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
Коммуникативные:
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Оборудование и материалы для урока: ноутбук, интерактивная доска для демонстрации презентации в Power Point, раздаточный материал, памятки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап урока. Мотивационно-целевой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Добрый день, ребята! Рада всех вас видеть. Проверьте готовность к занятию: тетрадь, ручка, линейка. Настраиваемся на позитивный лад и плодотворную работу. 2. Отгадав детскую загадку, мы узнаем тему урока. На фигуру посмотри 3. Сообщается цель урока, подчеркивается актуальность данной темы при сдаче ОГЭ | 1. Рассаживаются по рабочим местам, открывают тетради. 2. Треугольник | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап урока. Актуализация знаний учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте вспомним, что мы знаем о треугольниках. 1. Заполните таблицу изображениями.
2. Проверим усвоение формул. Установите соответствие между буквой и цифрой.
Обращает внимание на то, что основные формулы нахождения площади треугольника есть в справочном материале, нужно уметь их находить и соотносить с задачей. |
1. Заполняют таблицу 2. Работают фронтально устно, соотносят данные на чертеже с соответствующей формулой, которая может быть использована при указанных данных. Ответ.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап урока. Операционно-деятельностный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Устная работа по готовым чертежам. Найти площадь треугольника: 1) 2)
4)
| 1. Решают устно. Ответы: 1) 10 2) 9 3) 18 4) 504 5) 25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Решить задачи из ОГЭ. 1) Периметр треугольника равен 50, одна из сторон равна 20, а радиус вписанной в него окружности равен 4. Найдите площадь этого треугольника. 2) На стороне AC треугольника ABC отмечена точка D так, что AD=6, DC=10. Площадь треугольника ABC равна 48. Найдите площадь треугольника ABD. 3) Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 10, а основание равно 12. Найдите площадь этого треугольника. 4) В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 10, основание - 5) В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна 70, а один из острых углов равен 45°. Найдите площадь треугольника. 6) Площадь параллелограмма ABCD равна 68. Точка E — середина стороны AB. Найдите площадь треугольника CBE. | 1) Ответ. 100 2) Ответ. 18 3) Ответ. 48 4) Ответ. 25 5) Ответ. 1225 6) Ответ. 17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Решить задачи с развернутым ответом: 1) Катеты прямоугольного треугольника равны 15 и 36. Найдите высоту, проведенную к гипотенузе. 2) В треугольнике ABC угол С равен 90°, радиус вписанной окружности равен 3. Найдите площадь треугольника ABC, если AB = 15. | Решают у доски, поясняют решение, оформляют решение на доске. 1) Решение: 1. Площадь треугольника ABC = 1/2 * AC * BC 2. По теореме Пифагора: AB2 = AC2 + BC2 3. Чтобы найти высоту CN, используем другую формулу площади прямоугольного треугольника, а именно: S = 1/2 * a * h, где S - площадь треугольника, a - гипотенуза AB, h - высота CN. Ответ: 180/13 2) Решение. Пусть A1, B1 и C1 — точки касания вписанной окружности со сторонами BC, AC и AB соответственно. Радиус вписанной окружности обозначим r. Тогда AC1 = AB1, BC1 = BA1 и CA1 = CB1 = r. Периметр треугольника ABC равен 2AC1 + 2BC1 + 2CA1 = 2AB + 2r. Полупериметр p равен AB + r. По формуле площади треугольника находим Ответ. 54 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап урока. Итог урока. Рефлексия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Какие из следующих утверждений верны? 1) Если катет и гипотенуза прямоугольного треугольника равны соответственно 6 и 10, то второй катет этого треугольника равен 8. 2) Каждая из биссектрис равнобедренного треугольника является его медианой. 3) Любые два прямоугольных треугольника подобны. 4) Треугольник ABC, у которого AB = 3, BC = 4, AC = 5, является тупоугольным. 2. Какие из следующих утверждений верны? 1) Если площади фигур равны, то равны и сами фигуры. 2) Площадь трапеции равна произведению суммы оснований на высоту. 3) Если две стороны треугольника равны 4 и 5, а угол между ними равен 30°, то площадь этого треугольника равна 10. 4) Если две смежные стороны параллелограмма равны 4 и 5, а угол между ними равен 30°, то площадь этого параллелограмма равна 10. 3. Какое из следующих утверждений верно? 1) Площадь прямоугольного треугольника равна произведению длин его катетов. 2) Площадь треугольника равна произведению основания и проведенной к нему высоты. 3) Отношение площадей подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия. Анализируем «Лист самоконтроля», который велся на протяжении всего урока. | 1. Ответ. 1 2. Ответ. 4 3. Ответ. 3
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап урока. Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Прямая, параллельная стороне AC треугольника ABC, пересекает стороны AB и BC в точках M и N соответственно, AC=21, MN=14. Площадь треугольника ABC равна 27. Найдите площадь треугольника MBN. 2. На гипотенузу AB прямоугольного треугольника ABC опущена высота CH, AH=7, BH=28. Найдите площадь треугольника. 3. Внутри параллелограмма ABCD выбрали произвольную точку F. Докажите, что сумма площадей треугольников BFC и AFD равна половине площади параллелограмма. | 1. Ответ. 12. 2. Ответ. 245. 3. Проведем высоту KL По формуле площади треугольника Тогда С другой стороны, по формуле площади параллелограмма Значит, |
Интернет-источники:
1. https://math-oge.sdamgia.ru/prob_catalog
2. https://docs.yandex.ru/docs/view?url