Методическая разработка по сенсорному воспитанию в 1 младшей группе по теме «Осень»

0
0
Материал опубликован 30 November 2018

Календарно-тематический план ОО «Познавательное развитие»

(на материале решения задачи: сенсорное развитие)

1 младшая группа. Тема: «Осень»

Разработала воспитатель Абдыканова Сария Ряшитовна
 

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (организация предметно-развивающей среды)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика: «Листопад»

Чтение стихотворений Токмакова Ирина Петровна «Осенние листья» Чтение М. Пришвин «Листопад»

А. Шибицкая «Праздник осенью в лесу»,И. Винокуров «Ходит осень в нашем парке».

Чтение потешки «Ты, рябинушка…»

Слушание музыки: П. Чайковского «Осенью»

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Парные картинки», «Покажи и назови», »Угадай , кто такой», «Такой- не такой», «Разложи фигуры по местам», «Найди листочек», «Найди и назови»

Дидактическое задание: «Найди такой же листик»

Музыкальная игра: «Красные и желтые листья»

Рассматривание сюжетных картинок: «Осень в лесу», Рассматривание иллюстрации из книг.

Сбор осенних листьев.

Игровая ситуация «Собираем урожай», «Оденем куклу Катю по погоде»

Пальчиковая гимнастика: «Ходит осень в нашем парке…», «Собираем листочки», «Все листочки ветер сдул…»

Прогулка № 1

Наблюдения: «Погода осенью», «Рябина осенью», «Листопад» формировать умение детей наблюдать за явлениями не живой природы осенью, экспериментирование с листочками (определение цвета, персептивные действия).

Подвижные игры: «1, 2, 3, листочек собери!» «Найди свой цвет», «Солнышко и дождик» «Листопад» «Найдем грибок» «Овощи и фрукты», «Послушные листья», « Каких листьев больше»

Дидактические игры: «Осенние листочки» «К названному дереву беги» «Найди такой же», «Один-много», «Разноцветные дорожки» «Найди пару»

Игры с песком: «Короткий - длинный», «Больше -меньше», «Высокий - низкий», «Найди в песке листики», «Следы»,

Обед

Беседы: Чтение и беседа по произведению Г.Шестакова «Дождик льёт старается…»

Наблюдение за дождем»», «Одежда осенью».

Оздоровительная гимнастика ходьба по массажным дорожкам под музыку «Дождик» муз. Е. Макшанцевой.

Вечер

Опытно-экспериментальная деятельность: «Кому что» «Кислый - горький», «Шершавый - гладкий», «Тонет не тонет», «Легкий- тяжелый».

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»; «Капля раз, капля два»; «Ходит осень в нашем парке»; «Собираем листочки»

Чтение художественной литературы: загадки, чтение потешек, песен: «Осень осень листопад..», «Туча ,туча почему ты льешь», «Осень осень не спеши», «Летит листочек»

Чтение стихов: «Осень» И.Суриков, «Осень» И. Токмакова, «Осенний клад» И.Пивоварова, «Осень наступила» А. Анпилов

Рисование: «Овощи»

Прослушивание аудиозаписей: звуки осеннего леса, шум дождя, шелест листьев.

Сюжетно-ролевая игра: «Овощной магазин», «Семья»

Актуальная среда

Настольно – печатные игры «Лото», «Домино», «Крупная-мозаика», «Тематические - пазлы»,

Логические игры: «Подбери к дереву листочек», «Сказочный ежик», Игры с прищепками.

Трафареты.

Сюжетные картины,

Шаблоны с изображением овощей, фруктов,

муляжи грибов, осенних листочков, дидактическая кукла в осенней одежде.

Альбом-каталог «Времена года». «Деревья» «Овощи», «Одежда».

Книжки иллюстрированные, альбомы.

Атрибуты к подвижным и сюжетным играм.

Фланелеграфе.

Макет дерево по сезонам.

Экскурсия в осенний лес.

Отчетная фотовыставка «Путешествие в лес»

Рекомендации «Как одеть ребенка осенью»

Практикум «Правильное питание ребенка осенью»

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей

по теме: «Осень в лесу»

1 младшей группе.

Образовательные задачи.

Формировать у детей преставление о признаках осени: падают листья, дует ветер.

Закреплять название геометрических фигур.

Развивать умение различать по цвету, и виду.

Закреплять звукопроизношение.

Развитие игровой деятельности.

Способствовать двигательной активности.

Развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе изобразительной деятельности.

Материалы и оборудование.

Дидактический материал

Игрушка ёжик, фланелеграфе.

2. Раздаточный материал

Трафареты ёжиков, прищепки, геометрические фигуры прямоугольник, овал, листья клёна и дуба.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная

Сюрпризный момент:

Читает стихотворение

Осень яркая пришла,

В гости в лес нас позвала.

Проявляют интерес к заданию.

Соглашаются.

Основная

Говорит слова и водит вместе детьми хоровод.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

По пням, по кочкам, по камушкам,

По камушкам, в яму – бух.

Раздаёт листочки.

- Возьмите по одному листочку.

Обращается к ребёнку и задаёт вопрос.

- У тебя какого цвета листочек?

Дидактическая игра «Листики ко мне»

Показывает лист клёна и просит подойти детей с такими же листиками.

Показывает лист с дубового дерева.

Игра « Листопад»

Дает задание положить листок на ладошку подуть на него, как ветерок.

Вот какой листопад получился.

Чтение стихотворения Е. Трутневой.

Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летя, летят…

Просит произнести, как листья шуршат звук ш-ш-ш.

3.После дождика выросли грибы.

Показывает, как из прямоугольника и полукруга сложить грибочек.

Даёт задания детям сложить грибочки для ежей.

Просит детей прислушаться на посторонний звук.

Кто у нас фырчит под столом. Ф-ф-ф-.

Просит повторить детей.

Ёж похож на ёлку

Носит он иголки.

Ёж у нас не один он своими ежатами.

Давайте ежу и ежатам иголочки прицепим.

Берутся за руки и вместе с воспитателем водят хоровод.

Повторяют отдельные фразы.

Берут листочки, рассматривают.

Отвечают на вопрос.

Закрепляют цвета.

Закрепляют название дерева.

Выполняют упражнение на дыхание.

Эмоционально откликаются на игру.

Удовольствием слушают стихотворение.

Закрепляют звукопроизношение.


 

Рассматривают образец.

Складывают из прямоугольника и полукруга грибочек.


 

Закрепляют звукопроизношение.

Проявляют интерес к игрушечному персонажу.

Закрепляют название диких животных и их детенышей


 

Прикрепляют к трафарету ёжика прищепки.

Заключительная

Вот и пора нам домой возвращаться.

Попрощаемся с ежом и ежатами.

Прощаются с ежом.

Любуются своими работами.


 

Методы и приемы:

- Сюрпризный момент;

- Дидактические игры;

- Хороводная игра;

- Обследовательские действия

- Сравнение

- Чтение стихотворение

- Обучающая игра.

 

Проект развивающей предметно - пространственной среды

по организации самостоятельной деятельности детей.
 

Название

Центра

(микроцентр)

Материальный компонент среды

Перечень материалов

(Что?)

Характеристика материалов

(Какие?)

Организационный компонент среды – (Где и Как представлены?)

Личностный компонент среды

(Что делают?)

Сенсорный

Центр

Центр творчества

Познавательный центр

Центр природы

Настольно – печатные игры «Лото», «Домино», «Крупная-мозаика», «Тематические - пазлы»,

Логические игры: «Подбери к дереву листочек», «Сказочный ежик»,

Игры с прищепками».

сюжетные картины,

трафареты с изображением листьев, муляжи овощей, грибов, коллекция осенних листочков,

дидактическая кукла в осенней одежде.

Альбом-каталог «Времена года». «Деревья» «Овощи», «Одежда».

На деревянной, печатной основе.

Дикие животные

На печатной основе изображение деревьев и листьев, грибочков.

Из пластмасса

На печатной основе.

Деревянные, пластмассовые,

Пластмассовая, резиновая. Одежда сезонная

На печатной основе..

На стеллажах

На стеллажах.

В корзинке на стеллаже.

На стеллажах.

На стеллаже в корзинках.

В пластмассовых контейнерах

На стеллажах

Играют индивидуально, парами. Соотносят название предметов с изображением.

Путем наложения подбирают к дереву листочек по форме .

Развивают мелкую моторику рук, самостоятельно прищепляют прищепки.

Рассматривают, называют знакомые предметы.

Прикладывают, обводят, раскрашивают, обследуют.

Выбирают предметы одежды, называют ее, одевают.

Рассматривают, активируют словарный запас


 

Литература

Познавательно-речевое развитие дошкольников. Алгоритмы реализации образовательных областей «Познание» и «Коммуникация»:учеб.-метод. Пособие Часть 1/под ред. О.В. Дыбиной, Е.А. Сидякиной, А.Ю. Кузиной. – Тольятти: Форум, 2012. – 185.:обл.

Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез,2013.-72с.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Никитина А.В., 2008г..

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий/авт.-сост. Т.П. Высокова. – Волгоград: Учитель, 2010.

«Прогулки в детском саду для детей младшей группы». В.Н. Кастрыкина, Г.П. Попова.- издательство «Учитель», Волгоград ,2011.

Наглядно дидактическое пособие «Рассказы по картинкам».Под редакцией А. Дорофеева Москва .Мозаика –синтез.2012.

Игровые занятия с детьми раннего возраста: М.:ТЦ Сфера,2011.-112с.

 


 

Приложение 1

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: Формировать умение детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать осязание, ощупывать предметы.

Материал: мешочек, овощи (большие и маленькие, из разного материала).

Ход игры: Организуя игру, воспитатель подбирает овощи, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, воспитатель проводит краткую беседу. Сейчас мы поиграем. Тот кого я назову должен отгадать, что лежит в чудесном мешочке. Воспитатель предлагает детям достать из мешочка любой овощ и определить его по цвету, весу, форме, вкусу.

Подвижно-дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Цель:  формировать умение различать овощи и фрукты по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

                   

Материал: муляжи овощей и фруктов, корзины.


 

Ход игры: в центре круга лежат муляжи овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три – предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и кладут в корзинки, организуя группы «Овощи», «Фрукты».


 

Словарная работа «Один - много»


 

Воспитатель берет в руки овощ и называет его в единственном числе, затем передает его ребенку и просит назвать множественное число.
Одна морковка, а как сказать, если их много? Много … морковок.

Один огурец — много … огурцов.
Один помидор — много … помидоров.
Один перец — много... перцев.
Одна картошка — много … картошки.
Одна капуста — много … капусты.

Приложение 2

Комплекс ОРУ «Прилетели воробьи»

I. Вводная часть: (1 мин.)

- ходьба друг за другом;

- ходьба на носках, руки в стороны;

- медленный бег;

- ходьба, построение свободное.

II. Основная часть: (3 мин.)

1. «Воробышки машут крыльями» И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной.

1- руки в стороны;

2- и. п. (4-5раз)

2. «Спрятались воробышки» И. п.: стоя, ноги вместе, руки опущены.

1- присесть, обхватить руками колени; (3-4раза)

2- и. п.

3. «Воробышки радуются» И. п.: стоя, ноги вместе, руки на поясе.

1-8 прыжки на двух ногах на месте. Чередовать с ходьбой. (2-3раза)

III. Заключительная часть: (1 мин.)

- Ходьба в колонне по одному.

-Упражнение на дыхание: «Дуем на крылышки» И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

1- вдох;

2- медленный выдох на руки.

-Спокойная ходьба.

Усложнение:

2. «Спрятались воробышки» И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

1- присесть, обхватить руками голову;

2- и. п.

Общая продолжительность: 5 мин.

 


 

Приложение 3

Стихи для детей про овощи


 

Ешьте овощи и фрукты –

Это лучшие продукты.

Вас спасут от всех болезней,

Нет вкусней и их полезней.

Подружитесь с овощами,

И с салатами и щами,

Витаминов в них не счесть,

Значит, нужно это есть.

Л. Генералова
Почему от лука плачут?
Говорят, он очень злой.
Кто же злит его на даче?
Почему же он такой?
Я у бабушки спросила:
- Расскажи мне, почему?
И она мне объяснила,
Разъяснила что к чему.
Что лучок - полезный овощ,
И никто его не злит.
Он всегда спешит на помощь,
От микробов защитит.
Лук сырой, конечно, горький,
А чеснок ещё горчей.
Но зато помощник стойкий
От простуды для людей.

А. Тесленко
Помидор созрел на грядке,
Стал он красным! Все в порядке!
Поднимайтесь-ка , друзья,
Ждет работа всех с утра.
Помидоры собирать,
На засолку, и в салат

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.