12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лукина Ольга Павловна1059
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Россия, Пермский край, Кунгурский район
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
8

Методическая разработка занятия по теме «Осень в гости к нам пришла»

Методическая разработка занятия в детском объединении «Экологическое краеведение»

по теме «Осень в гости к нам пришла»


Описание.  В методической разработке представлен ход занятия с указанием поэтапной деятельности педагога и обучающихся. Данная работа может быть полезна педагогам начальной школы при организации внеурочной деятельности, воспитателям групп продленного дня,  а так же педагогам дополнительного образования.

Цель:  обобщить представления обучающихся об осенних изменениях в природе.
Задачи:
- развивать речь, образное мышление;

- развивать память и внимание;

- формировать умение добывать, отбирать, обрабатывать и преобразовывать информацию.

Ход занятия

Орг. момент

Прозвенел звонок,                                              

Начинается урок!

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Когда мы улыбаемся-

Мы делимся своим хорошим настроением!

Если только улыбнуться, то начнутся чудеса-

От улыбок прояснятся и глаза и небеса.

Ну-ка, дети - второклашки, улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете и светлее, и теплей!

Тихонько садимся.

Итог: вот мы настроились на работу.


2. Актуализация знаний - Формулирование темы занятия.

Слайд № 1.

Педагог:

Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки, и догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить. (Об осени)

А как вы догадались? (ответы детей)

Педагог:

Листья золотом стелила,

Краски травам подарила.

Лес наполнила грибами.

Полон огород плодами.

Рады все, кого не спросишь.

Ведь пришла к нам в гости – (хоровой ответ детей -Осень!)

3. Сообщение темы и целей занятия:

Педагог:

Действительно, дети, к нам в гости пришла осень. А её приход всегда сопровождается какими-либо изменениями в нашей жизни.

Слайд № 2. Кроссворд

Давайте все вместе вспомним изменения, которые происходят в природе осенью. Если правильно разгадаем кроссворд, то по вертикали получится слово, означающее человека, в жизни которого происходят огромные перемены в первый день осени.

По горизонтали:
1. По ней так прекрасно бегать под мелким дождиком в новых резиновых сапогах! (Лужа)


2. Летит, хоть и бескрыла,
Солнышко собой закрыла,
Как его не видно стало,
Она слезами зарыдала. (Туча)

3. Кусты и деревья качает,
Воет  как волк в трубе.
Сразу за дверью встречает
И дует в лицо тебе. (Ветер) 


4. И в лесу, и в огороде,
Только осень на подходе,
Новый у нее наряд,
Бусы красные висят. (Рябина) 


5. В горах – камнепад, в небе – звездопад, а в лесу -… (Листопад)


6. «Белые кораблики по небу плывут…» (Облака)
 

По вертикали: ученик

Педагог:

А какие же изменения происходят в первый день осени в жизни этого человека? (Ответы детей)

 

4. Основная часть:

Слайд № 3.

Педагог:

Ребята, а какая она осень?

Примерные ответы детей: золотая, яркая, красивая, дождливая, холодная, теплая… (богатая - Осенью и у воробья пир.)

Педагог:

Осень! Как хороша золотая осень с ее разноцветным нарядом и яркой окраской деревьев!

Я предлагаю вам угадать с какого дерева или куста лист? (в течение демонстрации слайда дети угадывают, с какого дерева лист)

Слайд №4.

Берёза – посмотрите, какая берёзовая роща стала осенью?

Клён – какой пёстрый клён осенью!

Осина – Существует такая поговорка «Дрожит как осиновый лист». Если вы понаблюдаете за осиной, то заметите, что её листья дрожат даже когда на улице не ветерка.

Дуб – какой величественный и красивый дуб!

Черёмуха – ветки черёмухи не спутаешь не с одним деревом из-за ягод.

Рябина – красавица рябина, её ветки тоже никогда не спутаешь ни с одним деревом!


Педагог:

А теперь давайте наденем наши голые веточки деревьев в красивую осеннюю одежду!

(детям раздаются листочки-раскраски: осины, берёзы и клёна, которые нужно раскрасить в осенние цвета)


Раскраска листьев
DOCX / 309.97 Кб

 

Физкультминутка: дети с раскрашенными листочками подходят к доске, выбирают веточку, с которой упал этот лист, приклеивают его

 

Очень красивые у нас получились веточки!

Педагог:

Листья осенью и желтеют и краснеют, но рано или поздно падают на землю. Как называется это осеннее явление? (Хоровой ответ детей - листопадом)

Деревья обнажаются не все враз, давая нам возможность насладиться осенней красотой.

На дворе конец сентября, а красавцы тополя стоят еще зеленые, тогда как липы и березы, сбрасывают листву уже в сентябре, сирень стоит нарядной до первых заморозков. У разных деревьев и сроки листопада разные.

Но с первыми заморозками, начинается настоящий листопад. Листья падают часто и густо, устилая все вокруг разноцветным ковром.

Так в чем же причина этого явления, зачем деревья осенью сбрасывают листья? (отсветы детей)

Тому есть несколько причин: (просмотр видеофрагмента «Почему осенью листья желтеют и опадают»)

Во-первых, сбрасывая листья, дерево защищает себя зимой от потери воды. Ведь с поверхности листьев влага постоянно испаряется. Весной и летом идут дожди, и дерево легко возмещает эти потери, добывая воду из почвы. А зимой земля промерзает, поэтому корням деревьев очень трудно ее добывать из промерзшей почвы. И если бы дерево не сбрасывало листья, зимой оно бы попросту засохло.


Во-вторых, так дерево избавляется от лишних минеральных солей и вредных продуктов жизнедеятельности, которых к осени в листьях накапливается огромное количество. С другой стороны этот ковёр– служит хорошим удобрением для почвы, можно сказать дерево готовит пищу самому себе.

В-третьих, сбрасывая листья, дерево защищает свои ветки от травм и переломов. Ведь на голых ветвях много снега не удержится, а оставь на зиму крону дерева облиственной и, из-за большой поверхности листа, снега на ветвях останется гораздо больше. Многие ветки не выдержат такой тяжести и сломаются или согнутся. 
Педагог: говорят

«Осень пришла - дары принесла!»

Ребята, а что такое дары осени? И какие дары принесла в ваш дом осень? (ответы детей)

Конечно же, это урожай фруктов, грибов, ягод и овощей.

Именно осенью люди запасают на зиму ягоды и грибы. Осенью собирают урожай.

Но для того, чтобы осенью получить урожай с огорода – всё лето нужно усердно работать.

Кто из вас помогал летом родителям на огороде? Что делали?

(Примерные ответы детей: пололи сорняки, поливали, рыхлили почву)

Физкультминутка: Игра «Где мы были - вам не скажем, а что делали – покажем!»

А если не будешь выполнять эти работы? (ответы детей)

Педагог: В народе говорят: «От осени к лету - поворота нету!»

Слайд № 5.

Об осени много пословиц и поговорок: Дополните пословицы:

1) Упал с дерева один лист жди ………… (осени)

2) …………. холоден, да сыт. (Сентябрь)

3) В …………… одна ягода, да и та горькая рябина. (Сентябре)

4) Весна красна цветами, а осень……….. (пирогами)

 

5. Обобщение:

Педагог: Так какие же изменения в природе происходят осенью?


6. Закрепление: Я предлагаю отгадать загадки:


Листья с веток облетают,

птицы к югу улетают

«Что за время года?» – спросим

Нам ответят – это (Осень)


Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?    (Сентябрь)

 

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно ...   (Листопад)


Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,
Лежит- чернеет. (Лист)


По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит.  (Лужа)

 

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? ...  (Птицы)

 

Слезки капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник —

Хлюпает по лужам…   (Дождик)


Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает:

Одним проходу не дает,

других он подгоняет.   (Ветер)


Педагог: Действительно, осенью частые гости – это холод, ветер и дождь. Пора надевать свитера и куртки! А что теплее: свитер двойной толщины или два свитера, надетые разом?

(Два свитера. Между ними есть прослойка воздуха, она сохраняет тепло!)

7. Рефлексия: Что нового вы узнали на этом занятии?

8. Заключение. Ну а я говорю вам спасибо за занятие!

До свидания!

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (3)

Трефилова Раиса Поликарповна, 10.01.19 в 13:26 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Павловна, за методическую разработку!!!
Светлана Гендриковна, 10.01.19 в 15:21 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за то, что поделились с коллегами!
Ватолина Светлана Анатольевна, 11.02.19 в 18:17 0Ответить Пожаловаться
Отличный материал, понравилось оформление!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.