Методическая разработка занятия по теме «Осень в гости к нам пришла»
Методическая разработка занятия в детском объединении «Экологическое краеведение»
по теме «Осень в гости к нам пришла»
Описание. В методической разработке представлен ход занятия с указанием поэтапной деятельности педагога и обучающихся. Данная работа может быть полезна педагогам начальной школы при организации внеурочной деятельности, воспитателям групп продленного дня, а так же педагогам дополнительного образования.
Цель: обобщить представления обучающихся об осенних изменениях в природе.
Задачи:
- развивать речь, образное мышление;
- развивать память и внимание;
- формировать умение добывать, отбирать, обрабатывать и преобразовывать информацию.
Ход занятия
Орг. момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Когда мы улыбаемся-
Мы делимся своим хорошим настроением!
Если только улыбнуться, то начнутся чудеса-
От улыбок прояснятся и глаза и небеса.
Ну-ка, дети - второклашки, улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете и светлее, и теплей!
Тихонько садимся.
Итог: вот мы настроились на работу.
2. Актуализация знаний - Формулирование темы занятия.
Слайд № 1.
Педагог:
Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки, и догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить. (Об осени)
А как вы догадались? (ответы детей)
Педагог:
Листья золотом стелила,
Краски травам подарила.
Лес наполнила грибами.
Полон огород плодами.
Рады все, кого не спросишь.
Ведь пришла к нам в гости – (хоровой ответ детей -Осень!)
3. Сообщение темы и целей занятия:
Педагог:
Действительно, дети, к нам в гости пришла осень. А её приход всегда сопровождается какими-либо изменениями в нашей жизни.
Слайд № 2. Кроссворд
Давайте все вместе вспомним изменения, которые происходят в природе осенью. Если правильно разгадаем кроссворд, то по вертикали получится слово, означающее человека, в жизни которого происходят огромные перемены в первый день осени.
По горизонтали:
1. По ней так прекрасно бегать под мелким дождиком в новых резиновых сапогах! (Лужа)
2. Летит, хоть и бескрыла,
Солнышко собой закрыла,
Как его не видно стало,
Она слезами зарыдала. (Туча)
3. Кусты и деревья качает,
Воет как волк в трубе.
Сразу за дверью встречает
И дует в лицо тебе. (Ветер)
4. И в лесу, и в огороде,
Только осень на подходе,
Новый у нее наряд,
Бусы красные висят. (Рябина)
5. В горах – камнепад, в небе – звездопад, а в лесу -… (Листопад)
6. «Белые кораблики по небу плывут…» (Облака)
По вертикали: ученик
Педагог:
А какие же изменения происходят в первый день осени в жизни этого человека? (Ответы детей)
4. Основная часть:
Слайд № 3.
Педагог:
Ребята, а какая она осень?
Примерные ответы детей: золотая, яркая, красивая, дождливая, холодная, теплая… (богатая - Осенью и у воробья пир.)
Педагог:
Осень! Как хороша золотая осень с ее разноцветным нарядом и яркой окраской деревьев!
Я предлагаю вам угадать с какого дерева или куста лист? (в течение демонстрации слайда дети угадывают, с какого дерева лист)
Слайд №4.
Берёза – посмотрите, какая берёзовая роща стала осенью?
Клён – какой пёстрый клён осенью!
Осина – Существует такая поговорка «Дрожит как осиновый лист». Если вы понаблюдаете за осиной, то заметите, что её листья дрожат даже когда на улице не ветерка.
Дуб – какой величественный и красивый дуб!
Черёмуха – ветки черёмухи не спутаешь не с одним деревом из-за ягод.
Рябина – красавица рябина, её ветки тоже никогда не спутаешь ни с одним деревом!
Педагог:
А теперь давайте наденем наши голые веточки деревьев в красивую осеннюю одежду!
(детям раздаются листочки-раскраски: осины, берёзы и клёна, которые нужно раскрасить в осенние цвета)
Раскраска листьев
DOCX / 309.97 Кб
Физкультминутка: дети с раскрашенными листочками подходят к доске, выбирают веточку, с которой упал этот лист, приклеивают его
Очень красивые у нас получились веточки!
Педагог:
Листья осенью и желтеют и краснеют, но рано или поздно падают на землю. Как называется это осеннее явление? (Хоровой ответ детей - листопадом)
Деревья обнажаются не все враз, давая нам возможность насладиться осенней красотой.
На дворе конец сентября, а красавцы тополя стоят еще зеленые, тогда как липы и березы, сбрасывают листву уже в сентябре, сирень стоит нарядной до первых заморозков. У разных деревьев и сроки листопада разные.
Но с первыми заморозками, начинается настоящий листопад. Листья падают часто и густо, устилая все вокруг разноцветным ковром.
Так в чем же причина этого явления, зачем деревья осенью сбрасывают листья? (отсветы детей)
Тому есть несколько причин: (просмотр видеофрагмента «Почему осенью листья желтеют и опадают»)
Во-первых, сбрасывая листья, дерево защищает себя зимой от потери воды. Ведь с поверхности листьев влага постоянно испаряется. Весной и летом идут дожди, и дерево легко возмещает эти потери, добывая воду из почвы. А зимой земля промерзает, поэтому корням деревьев очень трудно ее добывать из промерзшей почвы. И если бы дерево не сбрасывало листья, зимой оно бы попросту засохло.
Во-вторых, так дерево избавляется от лишних минеральных солей и вредных продуктов жизнедеятельности, которых к осени в листьях накапливается огромное количество. С другой стороны этот ковёр– служит хорошим удобрением для почвы, можно сказать дерево готовит пищу самому себе.
В-третьих, сбрасывая листья, дерево защищает свои ветки от травм и переломов. Ведь на голых ветвях много снега не удержится, а оставь на зиму крону дерева облиственной и, из-за большой поверхности листа, снега на ветвях останется гораздо больше. Многие ветки не выдержат такой тяжести и сломаются или согнутся.
Педагог: говорят
«Осень пришла - дары принесла!»
Ребята, а что такое дары осени? И какие дары принесла в ваш дом осень? (ответы детей)
Конечно же, это урожай фруктов, грибов, ягод и овощей.
Именно осенью люди запасают на зиму ягоды и грибы. Осенью собирают урожай.
Но для того, чтобы осенью получить урожай с огорода – всё лето нужно усердно работать.
Кто из вас помогал летом родителям на огороде? Что делали?
(Примерные ответы детей: пололи сорняки, поливали, рыхлили почву)
Физкультминутка: Игра «Где мы были - вам не скажем, а что делали – покажем!»
А если не будешь выполнять эти работы? (ответы детей)
Педагог: В народе говорят: «От осени к лету - поворота нету!»
Слайд № 5.
Об осени много пословиц и поговорок: Дополните пословицы:
1) Упал с дерева один лист жди ………… (осени)
2) …………. холоден, да сыт. (Сентябрь)
3) В …………… одна ягода, да и та горькая рябина. (Сентябре)
4) Весна красна цветами, а осень……….. (пирогами)
5. Обобщение:
Педагог: Так какие же изменения в природе происходят осенью?
6. Закрепление: Я предлагаю отгадать загадки:
Листья с веток облетают,
птицы к югу улетают
«Что за время года?» – спросим
Нам ответят – это (Осень)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ... (Листопад)
Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит- чернеет. (Лист)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ... (Птицы)
Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник —
Хлюпает по лужам… (Дождик)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает:
Одним проходу не дает,
других он подгоняет. (Ветер)
Педагог: Действительно, осенью частые гости – это холод, ветер и дождь. Пора надевать свитера и куртки! А что теплее: свитер двойной толщины или два свитера, надетые разом?
(Два свитера. Между ними есть прослойка воздуха, она сохраняет тепло!)
7. Рефлексия: Что нового вы узнали на этом занятии?
8. Заключение. Ну а я говорю вам спасибо за занятие!
До свидания!
Трефилова Раиса Поликарповна
Светлана Гендриковна
Ватолина Светлана Анатольевна