Методическая разработка познавательной игры «Путешествие по родному краю»
Методическая разработка познавательной игры
«Путешествие по родному краю»
Если задуматься, откуда к человеку, даже маленькому, приходит любовь к Родине, то отчётливо поймешь, что путь этот прост, проще не бывает. Ведь любим мы только то, что понимаем, что узнаваемо нами до мельчайшей чёрточки, до малейшего оттенка. И узнав это привычное и родное, мы ликуем - это же моё! Это то, чем я живу!
Познавательная игра «Путешествие по родному краю» имеет высокую актуальность в наше время, когда многие люди забывают о своей истории и культуре места, где они живут. Такая игра помогает детям лучше узнать и полюбить свой родной край, его историю, культуру и достопримечательности.
Мероприятие особенно полезно для детей, которые в наше время часто заняты гаджетами и социальными сетями, и не обращает достаточного внимания на окружающий мир. Игра поможет им открыть новые грани истории и культуры своего родного края, а также научит их ценить и сохранять его культурное наследие.
Цель игры: развитие у детей гражданско-патриотического сознания посредством познавательно-игровой деятельности.
Задачи игры:
расширить кругозор ребят по истории Хабаровского края;
способствовать формированию чувства любви к малой Родине;
способствовать развитию умения работать в творческих группах.
Участники: учащиеся школы №15, гимназии №6, школы №13, кружковцы ДЮЦ «Восхождение».
Возрастная категория: 11-13 лет.
Продолжительность: 1 час.
Необходимое оборудование: актовый зал и сцена, стулья по количеству участников, световая, музыкальная и звукоусиливающая аппаратура, персональный компьютер, экран и проектор, презентация, флажки триколор.
Сценарий познавательной игры
Перед началом игры звучат песни о Хабаровске и о Хабаровском крае.
На столе каждой команды приготовлены кроссворды о Хабаровском крае, которые участники могут заполнить пока идёт общий сбор.
Звучат торжественные фанфары «Хабаровск»
Чтец:
Хабаровский край — дом мой родной.
Хабаровский край, горжусь я тобой!
Хабаровский край — здесь много чудес:
Сопки высокие, сказочный лес.
В Хабаровском крае Амур протекает...
Всех лучше Хабаровский край, я это знаю!
Звучит праздничная мелодия. Выходит ведущий.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать Вас на познавательной игре «Путешествие по родному краю».
Мы все патриоты своего Отечества, поэтому открываем нашу встречу Гимном Российской Федерации. Прошу всех встать.
Звучит Гимн РФ
Ведущий: Сегодня в этом зале учащиеся седьмых классов гимназии № 6, школ №13 и №15, а также кружковцы Центра «Восхождение».
Представление команд
Давайте поприветствуем друг друга! Вы видите, что на груди участников команд отличительные символические ленточки – цвета флага Хабаровского края.
Ведущий: 20 октября – торжественный день в судьбе нашего края – День рождения? А что принято дарить на день рождения? Правильно, подарки. Вот и мы подарим сегодня нашему краю-имениннику подарки – знания о нашем крае, споем песни, поиграем, как и положено на дне рождения.
А первый наш подарок – музыкальный!
Вас приветствует вокальный ансамбль «Ветерок»
Песня о Хабаровске.
Ведущий: С хорошим настроением, с попутным ветерком отправляемся мы в путешествие по нашему краю. Огромен наш край. На 2500 км протянулись его границы вдоль морского побережья, на 1785 км тянутся границы с севера на юг. Но сегодня особенный день. Преодолеть этот маршрут нам помогут герои нашего праздника. Встречайте их.
(под мелодию входят Медвежонок и Тигренок)
Медвежонок: Приветствую вас, неутомимые путешественники!
Тигренок: Здравствуйте, знатоки Хабаровского края! Вы узнали нас? А вот вам и первый вопрос: почему на праздник рождения Хабаровского края мы пришли с моим другом Медвежонком вместе?
(ответы детей: на гербе края Медведь держит в лапах герб г. Хабаровска, на котором изображены белогрудый медведь и уссурийский тигр)
Ведущий: Какая символика ещё есть у нашего Края? (флаг)
У вас на столах лежат изображения флага, раскрасьте его, пожалуйста.
А на обратной стороне листа напишите год рождения Хабаровского края.
Музыка
Участники раскрашивают флаг Хабаровского края
Победители получают от Медвежонка жетоны.
На мультимедиа карта Хабаровского края.
Ведущий: Правильно, в 1938 году наш край стал выглядеть таким, как мы его привыкли видеть – огромной Территорией Дальнего Востока.
Медвежонок: А история открытия нашего края принадлежит отважным землепроходцам Ивану Юрьевичу Москвитину, Василию Даниловичу Пояркову. Это они, вместе с казаками, преодолевая горные хребты, дикую тайгу открыли эти земли в XVII веке.
Тигренок: А Ерофей Павлович Хабаров разгромил маньчжуров, вторгшихся в пределы Русского государства в 1650. Вот так Дальний Восток стал частью Российской империи.
(рассказ героев ведется на фоне кадров презентации)
Ведущий: Спасибо вам, наши уважаемые герои, что вы напомнили нам об истории возникновения Хабаровского края.
Природа Хабаровского края не находит сравнения ни с одним другим регионом России по разнообразию и уникальности флоры и фауны. Связано это с тем, что север края находится в непосредственной близости от полярного круга, а южная граница края соседствует с Приморьем – родиной многих реликтовых видов южной флоры и фауны. Большую часть территории Хабаровского края занимают горные хребты, многие из которых имеют в высоту более 2 км.
По краю протекает множество быстрых и чистых рек, среди которых особо выделяется величавый и широкий Амур.
Больше половины территории края занимает светлохвойная тайга.
На юге края, от нижнего течения Амура до Японского моря, по берегам левых и правых притоков великой реки простирается уже елово-пихтовая тайга; а в бассейне реки Урмми и на склонах Сихоте-Алиня – хвойно-широколиственная тайга.
Чем же богаты тайга и реки Хабаровского края.
Участники нашей игры подробно изучили флору и фауну края.
Каждой команде необходимо «наполнить» реку, лес, тайгу. Соответственно: растениями, рыбами, животными.
У вас на столах трафареты, пишите на них названия и приклеивайте к своим рисункам.
(На мольбертах прикреплены листы с изображением реки и леса)
Музыка.
(конкурс «Флора и фауна».)
После конкурса каждая команда даёт краткую справку о флоре или фауне Хабаровского края.
Победители получают жетоны.
Ведущий: Спасибо ребятам за интересные рассказы.
Медвежонок: А я слышал, что есть у людей Красная книга. Туда животных и растения заносят!
Тигренок: Почему Красная? Она что, опасная? И почему туда моих друзей животных заносят? Что они сделали?
Ведущий: Тигренок, Медвежонок! А давайте у ребят спросим, что они знают о Красной книге. Почему она так называется? И как там оказываются животные и растения.
(ответы детей)
Медвежонок: Надо к нашей природе относиться бережно, вот и не надо будет заводить Красные книги.
Тигренок: Дерево, животное или птица не всегда могут сами защититься. Не губите природу, ребята!
Ведущий: Мы надеемся, ребята, что вы сохраните и приумножите богатства природы Хабаровского края.
На мультимедиа картинка малых народов
Ведущий: Славу нашему краю приносят его жители. Это их трудом приумножаются богатства нашего края. Наш край населяют люди более 70 национальностей. Давайте вспомним какие?
(аукцион людей коренных национальностей)
Медвежонок: Эвены, жители северных земель Хабаровского края пасут оленей. Жизнь в тайге тяжелая, но если выдается свободная минута, они устраивают соревнования на ловкость, силу. Любимое состязание – гонки на оленьих упряжках, броски маута на оленьи рога и прыжки через нарты – повозки.
Тигрёнок: Сегодня мы побываем в стойбище оленеводов и проведем игры.
(броски маута и прыжки через нарты: нарты – прямоугольные листы бумаги, разложенные на полу; маут – веревка с кольцом на конце – ее нужно набросить на рога оленя – перевернутую табуретку; перетягивание палки: два игрока садятся на пол: ноги упирются подошвами, в руки берут палку. Необходимо перетянуть своего соперника на свою сторону)
Танец с бубнами исполняют участники театральной студии «Диалог»
Музыка (песня «Увезу тебя я в Тундру»)
Ведущий: Из стойбища оленевода мы возвращаемся в столицу Хабаровского края. 7 городов, 31 поселок и 534 населенных пункта в нашем крае.
Ведущий: Многие русские писатели, учёные, поэты воспевали красоту и богатство Дальневосточного края.
Перед вами портреты русских писателей.
Угадайте, о ком из них прозвучат отрывки.
На мультимедиа портреты писателей.
Каждой команде задаётся вопрос.
Медвежонок: А ребята смогут прочитать стихи о Хабаровском крае?
Ведущий: Сейчас прозвучит замечательное стихотворение Петра Комарова «Приамурье» в исполнении участников команд.
(1 участник команды получает отрывок из стихотворения.
Ребята читают по очереди).
Ведущий: Не только стихи, но и песни о столице Хабаровского края – родном городе Хабаровске приготовили наши команды.
Перекличка песен о Хабаровске
Ведущий: Подходит к концу наше праздничное путешествие.
Медвежонок: Какое открытие вы сегодня сделали для себя?
Тигрёнок: Что нового узнали о Хабаровском крае?
Ведущий: А если бы вы стали губернатором Хабаровского края, что бы вы сделали в первую очередь?
Пока ребята обдумывают ответы,
на сцене выступает вокальный ансамбль «Ветерок»
Награждение команд благодарственными письмами
Ведущий: Край на восходе солнца, край мужественных и преданных своей земле людей, край процветающий и развивающийся отмечает свою 75 годовщину.
Медвежонок: Давайте пожелаем ему, а значит и самим себе благополучия и процветания.
Тигрёнок: С днем рождения, Хабаровский край!
До новых встреч!
Музыка
Анализ мероприятия
Одним из преимуществ данной игры является то, что она позволяет детям более глубоко познакомиться с историей и культурой своего региона. Игра способствует повышению интереса детей к изучению своего родного края и развитию патриотизма. Кроме того, такая игра может стать отличным способом для укрепления командного духа и сближения детей. Данная игра содержит множество интересных и познавательных заданий, которые помогают участникам активно взаимодействовать между собой и получать новые знания.
Таким образом, проведение данного мероприятия актуально по ряду причин:
Во-первых, оно позволяет привлечь внимание учащихся к истории и культуре своего региона, сформировать у них чувство гордости и привязанности к месту проживания.
Во-вторых, мероприятие даёт возможность детям проявить свои творческие способности и проявить себя в различных сферах.
В-третьих, такое мероприятие может стать площадкой для социализации детей, позволяет им наладить контакты и общение с ровесниками и взрослыми, что является важным аспектом в их развитии и воспитании.
В целом, познавательная игра "Путешествие по родному краю" является актуальным и эффективным мероприятием, которое способствует развитию участников. Для повышения эффективности игры необходимо уделять большее внимание балансу между информативностью и развлекательностью заданий, а также предусматривать альтернативные варианты проведения игры в случае неблагоприятных погодных условий.
Список литературы
Атлас Хабаровского края/ А. М. Махинов, пред. ред. кол. -Хабаровск, 2010.
Города Хабаровского края. - М.: Хабаровское книжное издательство, 2017. - 464 c.
Палышев Ю.Н. Кривух Т.А. Хабаровский край, истоки и будущее. - Хабаровск: Краевое издание, 2008.
Смирнов В.В. Земля Хабаровская. - М.: Приамурские ведомости, 2018. - 200 c.
Сысоев В. Записки хабаровского краеведа – М.: Машиностроение, 2018. - 256 c.