12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Голубева Наталья Николаевна51
0

Методическая разработка « Применение технологий «Проблемный диалог» и «Кейс-технология» на уроках русского языка и внеурочной деятельности в 7-11 классах при изучении и актуализации темы «Причастие» с целью подготовки к ГИА»

муниципальное образовательное учреждения

«Средняя школа №14 им. Лататуева В.Н.»







Применение технологий

«Проблемный диалог» и «Кейс-технология»

на уроках русского языка и внеурочной деятельности в 7-11 классах при изучении и актуализации

темы «Причастие» с целью подготовки к ГИА


Методическая разработка




t1680782852aa.gif

Голубевой Натальи Николаевны,

учителя русского языка и литературы

муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №14

имени Лататуева В.Н.»

г. Ярославля






Ярославль

2022





Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..................................3-6

Подготовка к государственной итоговой аттестации на уроках русского языка в 7-11 классе…………………………………..............................................................................6.-10

2. Лингвистические и методические аспекты изучения темы «Причастие»……….…10-12

3. Технология проблемно-диалогического обучения при реализации ФГОС…….....12-14

4. Актуальность применения кейс-технологии в обучающей системе учителя…....14-15

Заключение……………………………………………………………………………….................................15

Список литературы…………………………………………………………………................................…16

Приложение

Кейс-ситуации…………………………………………………………………………..................................17-18

Технологическая карта урока….……………………………………..…………........................……..19-27


Введение

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 и 11 классах показывает, что большинство выпускников владеет теоретическим материалом по предмету, но применение правил в собственной письменной речи у многих учащихся вызывает серьезные затруднения.

Перед формированием умений по любой теме в любом классе, которые впоследствии будут проверены в ходе проведения основного государственного экзамена, в первую очередь нужно изучить КИМы ФИПИ по русскому языку. Начать следует с ознакомления с полным перечнем содержания заданий по русскому языку, которые приведены в кодификаторе элементов содержания и спецификации основного и единого государственных экзаменов, потом познакомиться с демоверсией, проанализировать задания, уточнить изменения, а потом приступить к изучению материала по теме, формированию умений.

Согласно кодификатору1 и спецификации2 2022 года в ходе проведения основного государственного экзамена по русскому языку проверяются следующие элементы содержания и умения по теме «Причастие»:

ОГЭ 2022 по русскому языку. Кодификатор

ОГЭ 2022 по русскому языку. Спецификация

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

1.4 Связь фонетики с графикой и орфографией

2.5 Лексический анализ слова

3.2 Морфемный анализ слова

3.3 Способы образования слов

3.4 Словообразовательный анализ слова

3.5 Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания

4.1 Части речи как лексико-грамматические разряды слов

4.2 Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи

4.4 Морфологический анализ слова

4.5 Омонимия слов разных частей речи

4.6 Применение знаний по морфологии в практике правописания

5.4 Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого

5.6 Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции

5.11 Синтаксический анализ простого и сложного предложения

5.13 Применение знаний по синтаксису в практике правописания

6.5 Слитное и раздельное написание НЕ (НИ) со словами разных частей речи

6.6 Н и НН в словах разных частей речи

7.2 Знаки препинания в простом предложении

7.3 Знаки препинания в сложном предложении

9.2 Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.)

9.3 Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.)

9.4 Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов; нормы построения сложносочинённого предложения; место придаточного определительного в сложноподчинённом предложении; нормы построения сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным, присоединённым к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного сложного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью и др.)

11.3 Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное

Проверяемые элементы содержания

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)


Формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста


Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка







Согласно кодификатору3 и спецификации4 2022 года в ходе проведения единого государственного экзамена по русскому языку проверяются следующие элементы содержания и умения по теме «Причастие»:

ЕГЭ 2022 по русскому языку. Кодификатор

ЕГЭ 2022 по русскому языку. Спецификация

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1.1Соблюдать в устной и письменной речи основные нормы современного русского литературного языка (орфоэпические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические)

1.2Соблюдать основные правила русской орфографии

1.3 Выполнять орфографический анализ

1.4Соблюдать основные правила русской пунктуации

1.5 Выполнять пунктуационный анализ

3.3 Соблюдать в письменной речи основные правила русской орфографии и пунктуации

3.5Знаки препинания в предложении с обособленными определениями

4.4Изобразительно-выразительные средства морфологии и синтаксиса: стилистическая функция слов разных частей речи; вводные и вставные конструкции, восклицательные и вопросительные предложения, риторическое восклицание, риторический вопрос, односоставное предложение, неполное предложение, ряд однородных членов предложения, обособленные члены предложения, сравнительный оборот, обращение, авторские знаки препинания; диалог, монолог; анафора, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, парцелляция, антитеза (противопоставление), синтаксический параллелизм, цитирование

5.1Информативность текста. Виды информации. Информационно-смысловая переработка текста

5.2Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста

Проверяемый элемент содержания

13 Слитное и раздельное написание НЕ (НИ) со словами разных частей речи

15 Н и НН в словах разных частей речи

16 Знаки препинания в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

17 Знаки препинания в предложении с обособленными членами

21 Пунктуационный анализ

22 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста







По ООП ООО основное содержание темы «Причастие» изучается в 7 классе на уровне основного общего образования, фрагментарно задания актуализируются в 8-9 классах. По данным ЦОиККо5, наиболее трудной для понимания школьников является именно тема «Причастие».

Решение проблемы повышения уровня усвоения материала по теме «Причастие» становится возможным через применение развивающей образовательной технологии «Проблемный диалог» и использование заданий, направленных на формирование навыков и умений по данной теме, проверяемых в ходе государственной итоговой аттестации.

Для того чтобы подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, необходимо в системе проводить работу по овладению знаниями, умениями и навыками, повторять пройденный материал, отслеживать качество усвоенных учащимися знаний и умений, производить анализ письменных работ, работать в той технологии, которая повышает качество образования.

Сравнительный анализ уровня усвоения знаний показал, что учащиеся, по результатам мониторинга успеваемости, показывают 100% справляемость с заданиями. В декабре 2021 года учащиеся 11 класса успешно написали итоговое сочинение (изложение), а государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ и ЕГЭ ученики сдали на высокий балл: показатель успешности по результатам ОГЭ 2021 по русскому языку составляет 88,8% (в 2019 учебном году этот показатель по результатам ОГЭ составлял 80%), средний балл по результатам ЕГЭ 2021 составляет 68,3 (что полностью совпадает с средним баллом по России) Следовательно, работа по овладению новыми знаниями и умениями по теме «Причастие» с применением технологии «Проблемный диалог» и «Кейс-технология» дает положительные результаты, но следует продолжить работу по совершенствованию языковой, лингвистической (языковедческой) компетенции учащихся.

Результативность данной работы складывается через применение развивающей образовательной технологии, составление банка заданий, направленных на отработку конкретных умений, что и приводит к положительному результату в ходе подготовки к экзамену.

Таким образом, актуальность данной темы очевидна: подготовка к государственной итоговой аттестации должна начинаться не в 9 или 11 классе, а вестись на каждом уроке русского языка, начиная с 5 класса. Особое внимание нужно уделять тем темам, которые вызывают наибольшие затруднения у учащихся. Именно поэтому мы выбрали тему «Причастие» в качестве того материала, на основе которого в ходе формирования языковой компетентности через применение развивающих образовательных технологий «Проблемный диалог» и «Кейс-технологию» разработаем вариант подготовки школьников к некоторым заданиям экзамена в 9 и 11 классе в форме ГИА (к итоговому собеседованию в 9 классе, ОГЭ по русскому язык в 9 классе, итоговому сочинению в 11 классе, ЕГЭ по русскому языку в 11 классов.

Цель данной методической разработки – обобщить опыт работы по подготовке к государственной итоговой аттестации на уроках русского языка в 7 классе на материале темы «Причастие», разработать вариант подготовки к ГИА по русскому языку с использованием технологий «Проблемный диалог» и «Кейс-технология».

Данная цель методической разработки требует выполнения следующих задач:

- проанализировать имеющуюся методическую, лингвистическую и педагогическую литературу по предмету исследования;

- проанализировать структуру экзаменационной работы по русскому языку в 9 и 11 классах;

- показать эффективность технологии проблемно-диалогического обучения в контексте обучения по ФГОС;

- представить методический вариант подготовки к итоговой аттестации на материале изучения и актуализации материала по теме «Причастие»;

- предъявить технологическую карту урока, направленную на подготовку к экзамену по русскому языку в форме ГИА;

- создать кейсы по теме «Причастие»;

- отследить результативность работы учащихся по овладению комплексом умений в ходе изучения тем «Причастие».

Существует множество методических разработок, посвящённых предупреждению ошибок в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий с одной или двумя Н, обособлению причастных оборотов. К сожалению, пока разработано недостаточное количество методических рекомендаций, которые могут помочь педагогу в работе с темой «Причастие» при подготовке к государственной итоговой аттестации.

Новизна опыта заключается в обобщении варианта подготовки к государственной итоговой аттестации на уроках русского языка на материале темы «Причастие» с использованием технологии «Проблемный диалог», «Кейс-технология»; в подборе творческих заданий к урокам русского языка, направленных на овладение и актуализацию темы «Причастие»; в составлении технологической карты урока по теме «Причастие, способствующей качественной подготовке к экзамену, в создании кейсов по данному учебному материалу.

Практическая значимость данной методической разработки заключается в том, что она окажет существенную методическую помощь учителю в проведении уроков русского языка в 7-11 классе по теме «Причастие», ориентированную на успешную подготовку к государственной итоговой аттестации по русскому языку (к итоговому собеседованию в 9 классе, ОГЭ по русскому язык в 9 классе, итоговому сочинению в 11 классе, ЕГЭ по русскому языку в 11 классе).

Педагог сможет воспользоваться представленным в данной работе материалом, что будет способствовать качественной подготовке учеников к итоговой аттестации по русскому языку.

Подготовка к государственной итоговой аттестации на уроках русского языка

в 7-11 классе

Первые результаты аттестации государственной итоговой аттестации выявили серьёзные проблемы в обучении русскому литературному языку в основной школе, структура экзаменационной работы, способы подготовки учащихся к экзамену, интересный дидактический материал – это те вопросы, которые нашли отражение на страницах научно-методических изданий в последние годы.

Существует множество методических рекомендаций, пособий, учебников по морфологии, в состав которых входит параграфы, посвящённых теме «Причастие». Отметим некоторые методические разработки последних лет, представленные в журнале «Русский язык в школе» и «Русский язык в школе и дома» и газете «Русский язык» / Приложение к «Первому сентября». Данные методические разработки интересны тем, что в них содержится хороший дидактический раздаточный материал.

Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирская в статье «Обособление определений» (6,23) уделили внимание вопросу обособления определений, выраженных причастными оборотами, которые стоят после определяемого слова.

Тренировочные материалы ко второй и третьей частям экзаменационной работы представили Л.С. Степанова, И.П. Маслова, И.В. Гусарова в статьях «Готовимся к новому формату экзамена в 9 классе» (10,21).

Тексты и вопросы для самостоятельной работы размещены в брошюре И.В.Тандит «Художественные тексты для чтения, обсуждения и работы по русскому языку при подготовке к экзаменам» (12,7).

Материал всех перечисленных методических разработок направлен на формирование умений, способствующих успешной сдаче экзамена по русскому языку в 9-11 классе (к итоговому собеседованию в 9 классе, ОГЭ по русскому языку, итоговому сочинению в 11 классе, ЕГЭ по русскому языку).

Умения – это способность учащегося применить на практике то или иное знание. Умения делятся на языковые (умение оперировать с языковыми единицами – от опознания до полного разбора), речевые (умение строить связную речь) и орфографико-пунктуационные. Умения и навыки по русскому языку формируются с помощью упражнений, поэтому виды упражнений тесно связаны с типами и видами умений. Не всякое упражнение может быть использовано для формирования того или иного умения.

Упражнения, формирующие учебно-языковые умения. М.Т. Баранов в статье «Выбор упражнений для формирования умений и навыков» (3,36) отмечает, что учебно-языковые умения – это мыслительные действия с изучаемым языковым материалом.

В учебных целях, работая с языковым и речевым материалом, учащиеся опознают звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., группируют их, устанавливают логические связи, производят анализ, т.е. указывают изученные признаки.

Действия по опознанию языкового и речевого материала – это опознавательное учебно-языковое умение; действие по группировке – это классификационное учебно-языковое умение; действия по выявлению всех изученных признаков – это аналитическое учебно-языковое умение (Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева (7,78) называют это умение синтетическим).

Выбор упражнений в первую очередь связан с видом того учебно-языкового умения, которое мы хотим сформировать.

Опознавательное умение формируется с помощью следующих упражнений:

Доказательство принадлежности языкового явления к указываемому разряду.

Это упражнение изначальное. Оно состоит в обосновании отнесения языкового факта к той или иной категории. Для данного упражнения даётся задание доказать, что то или иное явление является таким, какое в данный момент рассматривается.

Узнавание в данном дидактическом материале изучаемого языкового явления.

При выполнении этого упражнения никаких ориентиров для поиска не даётся. Ученик должен, используя свои знания об изучаемом явлении, либо устно назвать его, либо подчеркнуть в письменной работе, либо выписать (при выборочной записи). Выполнению перечисленных заданий предшествует работа по выяснению признаков, которые помогут дать правильный ответ. Одни из них имеют зрительную основу для запоминания и поэтому обеспечивают более лёгкое решение задачи (например, наличие шипящих, стечение согласных); для других требуется мыслительный анализ (например, при определении рода имён существительных - подстановка местоимения он, она, оно).

Подбор примеров.

Это упражнение является опознавательным потому, что также связано с узнаванием учеником соответствующих языковых явлений. Его выполнение предполагает большую самостоятельность учащихся: им придётся мысленно держать в уме нужные признаки и подбирать эти явления или выбирать из какого-то источника.

Классификационное умение формируется с помощью следующих упражнений:

Определение основы группировки языковых явлений.

Среди классификационных данное упражнение является ведущим. Не умея определять основу группировки языковых явлений, ученик не может выполнить классификационные упражнения. Приводим примеры упражнений, направленных на развитие умения определять основу группировки языковых явлений.

а) Определите, какое фонетическое явление лежит в основе деления слов на две группы. Обратите внимание на выделенные буквы.

камень вагон

писать плот

синий красный

б) По какому признаку эти слова разделены на две группы:

умывающийся занесённый

увядший постелённый

признавший вымытый

в) Заполнение готовой таблицы примерами.

Перед выполнением этого упражнения необходимо изучить таблицу, т.е. выяснить суть названий граф и основу деления языковых явлений на группы.

Действительные причастия

Страдательные причастия

настоящего времени

прошедшего времени

настоящего времени

прошедшего времени





г) Распределение языковых явлений на группы по данной основе.

Для формирования данного умения используются списывание (в том числе выборочное) с группировкой и диктант (в том числе выборочный) с группировкой. Учащимся предлагается записать слова, словосочетания в две – три колонки. По группировке словосочетаний и предложений удобнее их писать не в столбик, а в строку.

д) Группировка языковых явлений, данных вперемешку.

е) Составление таблиц и заполнение их примерами.

Упражнение выполняется на основе знания темы таблицы и ясного представления учащимися возможных групп, на которые членится изучаемый языковый материал.

ж) Нахождение и исправление ошибок в группировках.

Для выполнения данного упражнения необходим специальный дидактический материал, содержащий ошибки в группировке слов, словосочетаний, предложений.

Аналитические (синтетические) упражнения представляют собой полный или частичный разбор слов, словосочетаний, предложений и текстов в соответствии с их грамматическими и семантическими признаками.

Для этой цели используются различные виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический и стилистический.

Упражнения, формирующие правописные (орфографические и пунктуационные) умения и навыки.

Основных орфографических и пунктуационных умений четыре:

1. Нахождение в словах орфограмм и пунктуационно-смысловых отрезков:

- нахождение в словах опознавательных признаков орфограмм, а в предложениях - пунктуационно-смысловых отрезков. Умение видеть указанные единицы письма опирается на знание их примет;

- называние (подчёркивание) всех орфограмм в словах (в какой-либо части слова), пунктуационно-смысловых отрезков в простом (сложном) предложении. Выполнение данного упражнения при обучении орфографии связано с различением двух видов написаний: написаний по произношению (дом, шум) и написаний не по произношению, а в соответствии с правилами и традицией письма (дома, топор, сучок) нахождение в словах опознавательных признаков орфограмм, а в предложениях - пунктуационно-смысловых отрезков. Умение видеть указанные единицы письма опирается на знание их примет.

2. Правильное написание слов с изученными орфограммами и правильная расстановка знаков препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

Для формирования этого умения имеются две группы упражнений:

- специальные – списывание и диктант.

а) Списывание опирается при обучении орфографии на зрительную и моторную виды орфографической памяти, а при обучении пунктуации – на семантико-грамматический и интонационный анализ предложения. При формировании орфографических умений важную роль во время списывания играет проговаривание во внутренней речи переписываемого, поэтому необходимо приучить учащихся проговаривать слова по слогам (т.е. прибегать к послоговому орфографическому проговариванию).

При списывании слов с пропусками букв учащиеся должны действовать по алгоритму:

В какой части слова сделан пропуск;

Проверяется ли орфограмма правилом;

Какой это вид орфограммы;

От каких условий зависит выбор данной орфограммы.

При формировании пунктуационных умений во время списывания с пропуском знаков препинания учащиеся должны следовать по следующему алгоритму:

Выявить особенности грамматической структуры предложения;

Выяснить, есть ли отрезок, который несёт дополнительную смысловую информацию;

Определить, каким пунктуационным правилом надо руководствоваться;

Выбрать соответствующие знаки препинания.

б) Диктант при обучении орфографии основывается на слуховой и речедвигательной орфографической памяти, а при обучении пунктуации – на смысловом и интонационном анализе предложения, мысленно проводимом учащимися.

- неспециальные правописные упражнениятворческий и свободный диктанты, конструирование, подбор слов на ту или иную смысловую тему, изложение и сочинение.

Основное назначение этих упражнений – это формирование либо учебно-языковых, либо речевых умений – некоммуникативных и коммуникативных. Орфографические и пунктуационные задачи при выполнении этих упражнений решаются после реализации основной цели. Попутная работа по орфографии и пунктуации выражается в предупреждении возможных ошибок.

Умение обосновывать выбор орфограмм в словах и знаков препинания в предложениях имеет решающее значение для овладения орфографическими и пунктуационными нормами. Опирается оно на знание детьми условий выбора орфограмм и знаков препинания и сформированное умение видеть «точки» применения орфографических и пунктуационных правил, обоснование выбора орфограмм и знаков препинания заключается в определении вида орфограммы и вида пунктуационно-смыслового отрезка и в перечислении условий, от которых зависит данное написание и постановка данных знаков препинания;

4. Нахождение и объяснение орфографических и пунктуационных ошибок.

Возникновение ошибок – закономерный этап освоения как орфографической, так и пунктуационной нормы учащимися, поэтому полностью исключить их появление нельзя. Важно научить учащихся умению находить ошибки и исправлять их.

При обучении орфографии используются следующие упражнения для обучения детей нахождению ошибок:

- послоговое чтение написанного (оно позволяет обнаружить искажения слов и нередко собственно орфографические ошибки);

- нахождение ошибок по их условным обозначениям, сделанным учителем в тетради ученика (условные значки корня, суффикса, приставки, подчёркивание слова);

- самостоятельное нахождение ошибки в словах (или в слове) на строке по знаку орфографической ошибки на полях тетради.

Упражнения, формирующие речевые умения.

К речевым относятся умения, связанные, во-первых, с подготовкой к работе над текстом, во-вторых, с работой над созданием текста. Умения, готовящие учащихся к работе над текстом, связаны с произношением, с обогащением словарного и грамматического запаса и обучением выбору слов и синтаксических конструкций при создании текста. Эти умения называются некоммуникативными. Они непосредственно не создают коммуникативную единицу – текст. Умения, непосредственно отражающие работу над текстом, связаны с осмыслением темы текста и с отбором содержания по теме, с планом расположения отобранного материала, с выбором языковых средств, с созданием самого текста и его редактированием. Эти умения называются коммуникативными.

Некоммуникативные упражнения. С их помощью развиваются произносительные, лексические, формообразующие, синтаксические и речеведческие умения. Для работы используются следующие упражнения:

- имитация, или подражание, используется для формирования произносительных умений – правильного произношения звуков и правильной постановки ударения в словах;

- образование форм слова. Данное упражнение предназначено для усвоения нормы и предупреждения морфологических ошибок в речи школьника. Норма сообщается учителем, проговаривается учащимися;

- составление словосочетаний и предложений. Это упражнение используется для овладения нормами согласования, управления, нормами построения предложений разных видов и обогащение речи школьников синтаксическими конструкциями. Для придания этой работе большей эффективности целесообразно проводить специальную предварительную рассредоточенную подготовку учащихся к изложениям и сочинениям. Применительно к пересказам она заключается в выборе из исходных текстов интересующих преподавателя словосочетаний и предложений и использовании их в качестве дидактического материала на уроках грамматики. При подготовке учащихся к сочинениям преподаватель, ориентируясь на смысл темы будущего высказывания, составляет возможные словосочетания и определяет конструкции предложений, которые могут использовать учащиеся в своих сочинениях. Составленные словосочетания и предложения также рассредоточенно включаются в уроки грамматики в качестве дидактического материала.

- переконструирование (или замена одних конструкций другими). Данное упражнение обучает детей умению выражать свои мысли в связном высказывании разнообразными способами. Опирается эта работа на знание учащимися синтаксических синонимов и целей их использования в тексте;

- составление словосочетаний и предложений со словами в определённом значении – важнейшее лексико-семантическое и лексико-стилистическое упражнение;

- подбор синонимов к данному слову обеспечивает усвоение как их семантики, так и их отличий в употреблении. Сопровождается данная работа составлением словосочетаний и предложений, а также анализом текстов, в которых употреблены слова-синонимы;

- слов на ту или иную смысловую тему. Это упражнение используется как для введения в словарный запас новых слов, так и для подготовки к сочинениям на заданную тему. Элементы данного упражнения включаются в творческие диктанты, в сочинения по опорным словам;

- лексический эксперимент в качестве специального упражнения способствует выработке у школьников умения выбирать слова в соответствии с их лексическими значениями и стилистическими свойствами. Дидактическим материалом для такого упражнения служат незавершённые предложения. При списывании этого предложения учащиеся должны из материала для справок выбрать подходящее по смыслу слово.

2. Коммуникативные упражнения формируют коммуникативные умения, а именно:

- создавать текст на заданную с учётом адресата, цели и стиля тему;

- ограничивать текст от нетекста;

- собирать материал в соответствии с темой;

- систематизировать его, создавая рабочие материалы;

- отбирать языковые средства, соответствующие теме, адресату и стилю будущего текста;

- связно излагать мысли в форме того или иного типа речи;

- редактировать (улучшать) написанное.

Мы перечислили основные виды упражнений. Все они тесно связаны с умениями: каждое умение формируется определёнными видами упражнений. При обучении учащихся это обстоятельство необходимо соблюдать, выбирая для урока те упражнения, которые формируют соответствующие умения. Преобладать должны умения общеучебные.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет программу развития личности ребенка через формирование универсальных учебных действий (УУД). На первый план в процессе обучения выходят личностные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) умения, которые, будучи подкреплены учебной мотивацией ребенка (личностные УУД), приводят учащегося путем применения общеучебных способов действия (метапредметные УУД) к умению учиться, т.е. к успешному усвоению новых знаний (самостоятельное овладение предметными умениями).

Следовательно, при составлении учебно-дидактического материала по теме «Причастие» (как и по любой другой теме) учитель будет использовать те упражнения, которые помогут формировать общеучебные умения (метапредметные: регулятивные, коммуникативные, познавательные), влиять на повышение учебной мотивации ребенка (личностные УУД) и приведут к самостоятельному открытию нового знания учеником (предметные УУД), т. е. обеспечат формирование важнейшей компетенции личности – умения учиться.

Лингвистические и методические аспекты изучения темы «Причастие»

В 7 классе завершается изучение морфологии. Ученики знакомятся с двумя абсолютно новыми частями речи. Учитель вводит понятия причастия и деепричастия, разграничивая особенности лексического значения этих частей речи (в следующих классах происходит актуализация этого материала). Мы остановимся на теме «Причастие».

«Причастие – это глагольно-именная форма, в которой действие направлено на признак, как свойство предмета, проявляющееся во времени» (3,99). Глагольность в причастиях «выражается как окачествлённое действие, приписанное предмету и определяющее его наподобие имени прилагательного» (3,221).

Таким образом, в причастиях сталкиваются два значения: значение признака и значение действия.

Изучение данной темы должно быть подготовлено повторением имени прилагательного и глагола, знание которых необходимо для того, чтобы ученик смог понять новую тему и умел отличать причастия от глагола и прилагательного.

При повторении глагола особого внимания требуют следующие вопросы: понятия личных и неличных (неопределённой) форм глагола, категории вида, времени, переходности и непереходности, спряжения, возвратности. Необходимо повторить, что личные формы глагола в предложении всегда являются сказуемыми (то, что глаголы в неопределённой форме могут выступать в роли разных членов предложения, пока не изучалось). Из глагольных словосочетаний особого внимания требуют словосочетания с зависимыми словами – существительными. Повторяется понятие связи управления (без введения термина).

При повторении имени прилагательного подчёркивается его связь с существительным. С этим тесно связано понятие согласование. Разбирается, что основным видом словосочетания для данной части речи является словосочетание «прилагательное + существительное», имеющее общее грамматическое значение «предмет и его признак». Необходимо повторить и словосочетания с главным словом - прилагательным, так как именно оно послужит основой при объяснении причастных оборотов. Также на материале словосочетаний ведётся пропедевтическая работа, предваряющая разговор о видах словосочетаний (согласование, управление, примыкание) в 8 классе.

Повторяется и синтаксическая роль прилагательных в предложении. Как и глагол, причастие обладает категориями времени, вида, залога. Во многих случаях в действительных причастиях настоящего времени развивается значение временного действия, особенно в образованиях с непереходным значением. «Причастие на –щий сами по себе ни на прошедшее, ни на будущее время указать не могут, они обозначают лишь наличный процессуальный признак» (3,225). Всё это создаёт условия для перехода причастий в разряд имён прилагательных, а следовательно, для возникновения омонимичных форм (блестящий на солнце шпиль здания – блестящая техника игры).

Возникновение омонимичных форм возможно также у полных и кратких форм страдательных причастий. Омонимичные формы не появляются у возвратных форм причастий, этому препятствуют их залоговые значения (наличие конечного -ся).

Приступая к изучению причастий, полезно проанализировать соотносительные с ними формы и конструкции типа: красный – краснеющий помидор; листок, который упал – упавший листок. Анализ этих соответствий помогает учащимся осознать основное свойство причастий – обозначать признак по действию, признак в процессе его образования.

Значение признака по действию в форме причастия передаётся более кратко и лаконично, чем в оборотах со словом который в сочетании с глаголом. Кроме того, причастия указывают на более активное, действенное проявление признака по сравнению с соотносительными именами прилагательными (зеленеющие поля – зелёные поля).

С этой же целью можно проанализировать действительные причастия настоящего времени (горящие, висящие) и соотносительные с ними имена прилагательные с суффиксами –юч (ий), - яч (ий) (горячий, висячий).

Причастие обозначает состояние предмета в настоящем времени (висящая лампа – лампа, которая висит), а прилагательное – постоянное свойство, особенность предмета (висячая лампа), причастие содержит указание на действие.

Очень близки по значению действительные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от причастий (с суффиксом –л-), -загоревший - загорелый; пригоревший – пригорелый.

Причастие в данном случае выражает признак через процесс, а прилагательные значения этого же признака передают как качество предмета, испытывающее воздействие со стороны.

Анализ подобных соответствий поможет учащимся лучше понять грамматическую природу причастий.

Страдательные причастия сопоставимы с соотносительными конструкциями типа «тот, кого победили»; «тот, кого уважают». Замена подобных конструкций соответствующими формами причастий будет способствовать выработке навыков грамотного образования страдательных причастий как настоящего времени, так и прошедшего.

Параллельно стоит говорить о том, что действительные причастия настоящего и будущего времени и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени образуются от глаголов с помощью суффиксов всегда суффиксальным способом.

Наибольшее затруднение у учащихся, по мнению педагогов, вызывает написание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени и написание –енн-, -ённ-, -нн- у страдательных причастий прошедшего времени (учащиеся должны отличать страдательные причастия прошедшего времени и способ их образования от прилагательных), образование кратких форм причастий.

Для развития речевых навыков учащихся полезно сопоставление действительных и страдательных оборотов – дом, строящийся архитектором – архитектор, строящий дом; ветер, колеблющий листья – листья, колеблемые ветром, которые являются грамматическими синонимами.

Замена действительного оборота страдательным, и наоборот, не должна носить механического характера. Учащиеся по мере возможности должны постараться проанализировать смысловое и стилистическое различие между этими двумя вариантами (попутно вырабатывается умение выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова).

Причастия преобладают в научной речи, где они очень часто заменяют глаголы.

Краткие страдательные причастия, благодаря своим богатым возможностям в способе выражения действия и состояния предмета, активно используются как в разговорной, так и в книжной речи. Они могут служить средством выражения результата действия в научной литературе, образным, ёмким средством описания свойств и состояний предметов и явлений в художественной литературе.

Изучение материала направлено на формирование умений, способствующих качественному усвоению темы «Причастие».

В результате изучения и актуализации темы «Причастие» учащиеся 7-11 классов должны научиться:

- признаки глагола и прилагательного в причастии (распознавательное умение, классификационное умение), способ определния его окончания (опознавательное умение, правописное (орфографическое) умение);

- правила написания суффиксов –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -им- (-ем-, -ом-), -енн-, -н-, -нн- (опознавательное умение, правописное (орфографическое) умение);

- условия слитного либо раздельного написания не с причастиями (опознавательное умение, правописное (орфографическое) умение);

- правило выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова (опознавательное умение, классификационное умение, правописное (пунктуационное) умение).

Учащиеся 7-11 классов получат возможность научиться:

- безошибочно определять окончание причастий с помощью вопроса (опознавательное умение, правописное (орфографическое) умение);

- различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении (опознавательное умение, классификационное и аналитическое умения);

- опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (опознавательное умение);

- определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм (опознавательное умение, классификационное умение, аналитическое и правописное (орфографическое) умения);

- определять слитное и раздельное написание не с причастиями (опознавательное умение, правописное (орфографическое) умение);

- выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова (опознавательное умение, классификационное умение, правописное (пунктуационное) умение);

- пользоваться причастиями и причастными оборотами для определения предметов в разных стилях речи (речевое умение, правописное (орфографическое, пунктуационное) умение).

На материале темы «Причастие» мы, опираясь на данные кодификатора и спецификации ОГЭ и ЕГЭ, можем сформировать и закрепить умения и навыки, проверяемые следующими заданиями ГИА:

- задание 2 второй части ГИА в 9 классе (синтаксический анализ (опознавательное умение, классификационное умение, речевое (некоммуникативное) умение));

- задание 3 второй части ГИА в 9 классе (пунктуационный анализ (опознавательное умение, правописное умение));

- задание 5 второй части ГИА в 9 классе (орфографический анализ (опознавательное умение, классификационное умение, речевое (некоммуникативное) умение));

- задание 7 второй части ГИА в 9 классе (анализ средств выразительности (опознавательное умение));

- задание 3 первой части ГИА в 11 классе (контекстное определение лексического значения многозначных слов (речевое (некоммуникативное) умение));

- задание 4 первой части ГИА в 11 классе (орфоэпические нормы русского языка (опознавательное умение, классификационное умение, речевое (некоммуникативное) умение));

задание 6 первой части ГИА в 11 классе (лексические нормы русского языка (опознавательное умение, классификационное умение, речевое (некоммуникативное) умение));

- задание 8 первой части ГИА в 11 классе (грамматические нормы русского языка (опознавательное умение, правописное (пунктуационное) умение));

- задание 12 первой части ГИА в 11 классе (правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (опознавательное умение, правописное умение));

- задание 13 первой части ГИА в 11 классе (правописание не с разными частями речи (опознавательное умение, классификационное умение, правописное умение));

- задание 15 первой части ГИА в 11 классе (правописание -Н- и -НН- в разных частях речи (опознавательное умение, классификационное умение, правописное умение));

- задание 17 первой части ГИА в 11 классе (знаки препинания в предложениях с обособленными членами (опознавательное умение, классификационное умение, правописное умение));

- задание 27 первой части ГИА в 11 классе (написание сочинения по прочитанному тексту (правописное умение).

Изучение причастий на уроках русского языка обогащает речь учащихся, вводит в их речевую практику конструкцию с причастиями и причастными оборотами, даёт возможность отработать определенные задания экзамена в форме ГИА.

Технология «Проблемный диалог»

в контексте обучения по ФГОС

В связи с переходом на ФГОС перед учителем встает проблема выбора технологии, которая даст возможность превратить ученика из слушателя в активного участника учебного процесса, способного самостоятельно овладевать знаниями и решать познавательные задачи.

Такой технологией становится технология проблемно-диалогического обучения, автором которой является Мельникова Елена Леонидовна.

На смену традиционному объяснению нового материала приходит обучение посредством проблемного диалога самостоятельной постановке проблемы и открытию нового знания.

Выделяют два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Простым методом постановки учебной задачи служит подводящий к теме диалог. Учащийся сам «открывает» новое знание, а, следовательно, прочно запоминает его. Подводящий диалог – это система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят ученика к пониманию темы урока. Если тема новая, нет связи с предшествующим материалом, может использоваться мотивирующий прием «яркое пятно», «актуальность»: сказки и легенды, случаи из истории, науки, культуры, дидактическая игра типа «черный ящик», аудио- и видеофрагменты. Результатом применения подводящего диалога становится развитие логического мышления у учащихся.

Побуждающий диалог - это сложный метод постановки учебной проблемы. Эмоция «удивление» или «затруднение» провоцирует познавательный интерес в том случае, если происходит столкновение учащегося с «затруднением», следовательно, возникает проблемная ситуация, из которой ребенок должен выходит при помощи проверки выдвинутых гипотез. Если какая-то гипотеза оказывается верной, значит, новое знание «открыто» учеником. Учитель при этом только направляет ребенка в ситуации «с удивлением», «с затруднением» вопросами, позволяющими учащимся самостоятельно сформулировать проблему, тему урока, проверить гипотезы, открыть и сформулировать, зафиксировать новое знание, создать алгоритм действия, первично закрепить материал.

Таблица 1 (1, 14) Приемы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации


С удивлением

Между двумя положениями (или более)

1.Предъявить одновременно противоречивые факты, точки зрения или теории.

2.Разные мнения учеников столкнуть практическим заданием или вопросом.

Между научным фактом и житейским представлением учащихся

3.Шаг 1. «Продемонстрировать» житейское представление учащихся практическим заданием «на ошибку» или вопросом.

Шаг 2. Привлечь внимание к научному факту экспериментом, наглядностью или сообщением.

С затруднением

Между невозможностью и необходимостью выполнить задание учителя

4.Дать не выполнимое вообще практическое задание.

5.Предложить не сходное с предыдущими практическое задание.

6.Шаг 1. Дать сходное с предыдущими невыполнимое практическое задание.

Шаг 2. Показать, что задание учениками не выполнено.

Таблица 2 (1,15) Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1




Прием 2

Прием 3


Прием 4



Прием 5

Прием 6


О фактах: Что интересного заметили? Что вас удивило? Какие факты вы видите?

О теориях: Что вас удивило? Сколько теорий существует?

Сколько мнений в нашем классе?

Вы как думали сначала? А как на самом деле?

Задание вы смогли выполнить? В чем затруднение?

Вы смогли выполнить задание? Не получается почему? Задание чем не похоже на предыдущие?

Что вы хотели сделать? Применили какие знания? Задание выполнено?





Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

Использование побуждающего диалога приводит к развитию творческих способностей учащихся.

Этапы проблемного урока (1,15)

1. Тема, знание (его тип)

-

2.Постановка проблемы

-Побуждающий диалог

-Подводящий диалог

-Сообщение темы с мотивирующим приемом

3.Поиск решения

если проблема есть

-Побуждающий диалог

-Подводящий диалог

если проблемы нет

-Подводящий без проблемы диалог

4.Продуктивные задания


5.Особое внимание нужно уделить оформления записей на доске

Получиться должен краткий конспект, схема, позволяющая в конце урока «увидеть» все новое знание.

Работа в технологии «Проблемный диалог» способствует значительному приросту у каждого обучающегося возможности решения не только стандартных учебных задач, но и приводит к преодолению олимпиадных «преград», позволяет овладевать новыми знаниями, развивает творческие способности, стимулирует учебную мотивацию, позволяет находиться в ситуации успеха.

Использование технологии «Проблемный диалог» приводит к повышению качества образования.

Актуальность применения кейс-технологии в обучающей системе учителя

Кейс-технология, ориентированная на деятельностный подход в образовании, выступает в качестве технологии формирования образа мышления, способствующей действовать и думать в рамках компетенций, позволяет развивать творческий потенциал учащихся. Действия в кейсе даются либо в описании, либо предложены в качестве способа решения проблемы, в результате которого должна сформироваться модель практического действия.

Кейс-метод позволяет демонстрировать информацию, теорию с точки зрения реальных событий. Он дает возможность заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует деятельностному усвоению знаний и навыков в ходе самостоятельно проведенного сбора, обработки и анализа информации. Далее следует обсуждение в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы. Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его применение педагогами приводит к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Процесс подготовки у учащихся к решению кейса основан на умениях и навыках работы с информационными средствами, что дает возможность актуализировать ранее полученные знания, активизирует исследовательскую деятельность.

Кейс-технология способствует

1) повышению мотивации учения у обучающихся;

2) развитию интеллектуальных навыков у учащихся, востребованных при последующем обучении и в профессиональной деятельности.

Преимущества кейс-технологии следующие:

- у детей развивается умение слушать и понимать других, работать в команде;

- в жизни юношам и девушкам пригодится способность логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, выражать свое мнение.

Требования к содержанию кейса:

1. Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни.

2. Информация дается не полно, т.е. носить направляющий, схематичный характер.

3.В ходе решения возможно дополнение кейса необходимыми данными.

Работа с кейсом ученика и учителя

Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса или применение уже имеющегося;

2) формирование малых групп учеников (3-6 человек);

3) погружение учащихся в ситуацию, знакомство с системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация работы в малых группах, назначение докладчиков;

4) организация презентации решений кейса;

5) организация общей дискуссии;

6) резюмирующее выступление учителя, анализ ситуации;

7) оценивание учащихся.

Работа учеников с кейсом:

1 этап — погружение в ситуацию, её особенности;

2 этап — выявление ключевой проблемы,

3 этап — предложение гипотез, тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ принятого решения;

5этап — решение кейса — предложение финального варианта последовательности действий.

Примерная структура кейса

1. Выбор ситуации (случай, проблема, история из реальной жизни).

2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, особенности действия или участников ситуации.

3. Комментарий ситуации, представленный автором.

4. Вопросы или задания для работы с кейсом.

5. Приложения.

Кейс–технологию возможно использовать в ходе текущей учебной деятельности, перед зачетом, ученик может получить кейс-задание на дом. Любой вариант применения педагогами кейс-метода приводит к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Заключение

Основное общее образование завершается обязательной государственной итоговой аттестацией по русскому языку. Одним из базовых требований к содержанию образования является «достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе» (11,3).

Для того чтобы овладеть основными нормами русского литературного языка, выпускник должен научиться «опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию» (11, 6).

Овладение нормами русского литературного языка – процесс длительный и трудоемкий, поэтому на протяжении всего курса изучения русского языка (для подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе, ОГЭ по русскому языку, итоговому сочинению в 11 классе, ЕГЭ по русскому языку) преподавателю важно:

1. формировать у учащихся мотивацию к освоению норм русского литературного языка;

2. обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

3. формировать способности анализа и оценки языковых явлений и фактов;

4. научить пользоваться различными лингвистическими словарями;

5. составляя планирование по русскому языку, продумать работу по формированию языковой, лингвистической (языковедческой) компетенции учащихся;

6. анализировать результаты работ учащихся, вычленять типичные ошибки, тщательно продумывать работу над ошибками;

7. в целях подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку практиковать на уроке следующие формы работы:

- замена одного явления другим;

- конструирование словосочетаний и предложений, создание собственных текстов;

- переконструирование предложений;

- использование распределительных, объяснительных, буквенных диктантов;

- формулировка собственных выводов;

- редактирование текстов;

- заполнение готовых таблиц примерами;

- поиск и исправление ошибок в группировках;

- доказательство принадлежности данного примера к определенному языковому явлению;

- комплексный анализ текста;

- тестирование;

-составление собственных текстов с использованием причастий (устных ответов);

-решение кейсов по теме «Причастие»

8. применять технологии «Проблемный диалог» и «Кейс-технология».

В каждый урок русского языка следует включать задания, направленные на подготовку к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Только целенаправленная работа над умениями, которые подлежат проверке в ходе экзаменационной работы, поможет учащимся подготовиться к экзамену.

Повысить качество образования учитель сможет также и в том случает, если в системе будет работать с технологиями «Проблемный диалог» и «Кейс-технология».

Созданный вариант подготовки к государственной итоговой аттестации на уроках русского языка в 7-11 классах на материале темы «Причастие» способствует качественной подготовке к экзамену по русскому языку в 9 и 11 классах. Представленный в творческой работе материал окажет существенную методическую помощь педагогу – словеснику в ходе подготовки к урокам русского языка в 7-11 классах при изучении и актуализации темы «Причастие».

Список литературы

Арефьева С.А. Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе. // РЯШ. – 2008, № 4;

Аркадьев П., Кадыкова А., Кандинский Л., Кноп К. Игровые задачи на уроках русского языка: 3 – 9 классы. – М.: Чистые пруды, 2005;

Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков. // РЯШ. – 1993, № 3;

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009;

Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010;

Граник Г.Г., Владимирская Г.Н. Причастие. // Русский язык в школе и дома. – 2008, № 3;

Литневская Е.И., Багрянцева В.А.Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект, 2006;

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. – М., 2012. , 168с.

Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме). Русский язык. – ФИПИ, 2008;

Степанова Л.С., Маслова И.П., Гусарова И.В. Готовимся к новому формату экзамена в 9 классе. // РЯШ. – 2008, № 9;

Степанова Л.С., Маслова И.П., Гусарова И.В. Готовимся к новому формату экзамена в 9 классе. // РЯШ. – 2008, № 10;

Тандит И.В. Художественные тексты для чтения, обсуждения и работы по русскому языку при подготовке к экзаменам. – М.: Чистые пруды, 2008.




ПРИЛОЖЕНИЕ


Кейс-ситуация по ключевому слову


Текст «В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец» Н. Аксёновой*

(https://rus-oge.sdamgia.ru/test?id=959760&print=true&ysclid=lfveia3sbg655296794)

 Аксёнова Нина – современный детский поэт и прозаик.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант B74C90

Задание.

Счастье и несчастье (отсутствие счастья) – понятия однокоренные, то есть восходящие изначально к общему смыслу, но одновременно взаимоисключающие друг друга. Что такое счастье? Счастлив ли тот, кто обладает счастьем? Действительно ли несчастлив тот, кто однажды осознает, что в его жизни нет счастья? Где и когда вы испытывали счастье и несчастье? Насколько постоянны эти категории?












Название задания

Где (в школе или дома) и как (самостоятельно или в группе) выполнено задание







Критерии оценивания


Понимание задания



Предложение способа решения проблемы

Обоснование способа решения проблемы

Предложение альтернативных вариантов

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3







































Домашнее задание

9.3.  Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.


Кейс-ситуация на основе таксономии Б. Блума


(подобные задачи ориентированы на формирование универсальных способов работы с информацией: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, узнавание, составление, замещение, преобразование, структурирование)


Текст «Мы говорим, что время делает песни. Это верно».

Источник: ЕГЭ по русскому языку 30.05.2016. Основная волна. Вариант 52

https://rus-ege.sdamgia.ru/test?print=true&id=5105201&svg=0&ysclid=lfvetcp27j705042309


Задания:

1 Составьте список песен, существующих вне времени, и список песен-однодневок.

2 Объясните причины того, почему одни песни остаются популярными десятилетия, другие – забываются, «стираются из памяти» через неделю.

3 Какие условия нужно соблюсти автору слов будущей песни, чтобы она осталась надолго в памяти людей?

4 Постройте классификацию условий, необходимых для создания песни, существующей вне времени.

5 Разработайте памятку для автора по созданию «песни на века».

6 Согласны ли вы с тем, что песни, существующие вне времени, и песни-однодневки влияют на людей? Каков итог этого влияния?


Домашнее задание

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста.


Кейс-ситуация


Андрюша выполнял домашнее задание по русскому языку. Он спешил на тренировку, поэтому работа получилась неаккуратной, с кляксами. Помогите исправить предложения, а также вместо клякс вставьте необходимые буквы.

Росш…е незабудки у ручья уже зацвели. Пок…завш…ся солнце из-за туч ярко осв…тило лес и поляну. Появивш…ся почки на деревьях говорили о наступивш…й весне.

На пристан… т…лпились ожидающ.. па…ажиры посадк… на катер. Молч…ливо стоят одетые березы и клены л…ствой. Широко разл…ваются нап…лняемые реки талой водой.

Составьте опорный конспект «Гласная в суффиксах действительных причастий».


Кейс-ситуация


«Рецепт счастья»

Составьте рецепт, добавляя причастия и прилагательные с н-нн.

Уникальный рецепт

Возьмите_________________________,

Добавьте_______________________________,

И киньте в__________________________.

На _________________________________

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов _____________________________,

В _______________________________ -

Приправа для ___________________________________________.

А пара ______________________________________________

Вкусней тарелки кислых щей.

Вы в свеклу______________________________________

Бросайте быстро, без помех.

Ваш ___________________________________

Отведать каждый будет рад. (Полежаева Е.А.)

Сформулируйте правило «Правописание Н-НН в полных и кратких страдательных причастий» и «Правописание Н-НН в полных и кратких отыменных и отглагольных прилагательных».


​​​​​​​ Технологическая карта урока
Признаки глагола и прилагательного у причастия. Причастие настоящего и прошедшего времени. Синтаксическая функция причастий

(7 класс)

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Цели деятельности педагога

Создать условия:

для доброжелательной морально-психологической атмосферы для совместной деятельности;

овладения теоретическим материалом «Признаки глагола и прилагательного у причастия. Причастие настоящего и прошедшего времени. Синтаксическая функция причастий»;

развития логических умений учащихся;

развития коммуникативных умений учащихся;

формирования умений оценивать свою и чужую деятельность;

развития грамматически правильной речи

Образовательные
источники и ресурсы

Учебник Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской, А. Г. Нарушевич, О.Ф. Вакурова

«Русский язык. 7 класс»

Презентация, видео, раздаточный материал2

методы и формы обучения

Методы: контроля и самоконтроля (парный контроль); словесной передачи информации и слухового восприятия информации; проблемно-диалогические

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная

Основные понятия

Время, вид, возвратность глагола, полная и краткая форма прилагательных и причастий, согласование в роде, числе и падеже с главным словом в словосочетании типа «прил + сущх», «прич + сущх», определение

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся:

определять признаки прилагательного и глагола у причастия,

- определять время причастия,

- определять синтаксическую роль причастия в предложении

Познавательные УУД:

анализировать и классифицировать языковой материал; строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД:

строить устный монологический ответ;

обеспечивать бесконфликтную работу в паре.

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

проводить взаимооценку и самооценку

совершенствовать речь;

понимать границы собственного знания и «незнания»


Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Инструментарий учителя

Формируемые УУД

Результат совместной
деятельности

Этап 1. Мотивационный

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает мотивацию к действиям
на уроке

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность



Создана доброжелательная психологическая атмосфера для
совместной деятель-
ности

Этап 2. Проверка домашнего задания

Организует проверку домашнего упражнения. Спрашивает нескольких человек


Проверяют домашнее задание. Слушают ответы одноклассников, оценивают их

Критерии оценки домашнего задания

Регулятивные УУД:
осуществлять итоговый
и пошаговый контроль
по результату, вносить необходимые коррективы
в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия

Проверено домашнее задание

Этап 3. Постановка проблемы

Задает вопросы, подводит учеников к формулированию темы и цели урока.

Объясняет систему оценки на уроке: каждое задание оценивается определенным количеством баллов.


Читают стихотворение и выдвигают предположения
о том, грамматическими признаками каких частей речи обладает причастие.
С помощью наводящих вопросов учителя формулируют тему и цель урока.


-Прочтите выразительно стихотворение В. Кондрашова и расскажите, о какой части речи говорится.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие прид..т:

Лет..т ракета, люди стро..т здания, И рожь в полях раст..т.

(В. Кондрашов)

- Объясните орфограммы.

-Определите время, вид, возвратность глаголов в тексте.

-Прочтите стихотворение «Картинка» и расскажите о словах, имеющих значение действия.


КАРТИНКА

Вот мальчик, книжечку НЕСУЩИЙ,
А в небе - самолёт ЛЕТЯЩИЙ,
Собачку гражданин ВЕДУЩИЙ,
И ветерок, в ветвях СВИСТЯЩИЙ,
Несёт ребёнок томик КУПЛЕННЫЙ.
А самолёт, чуть в небе ВИДИМЫЙ,
И гражданин, слегка НАСУПЛЕННЫЙ -
Всё, что сейчас пока-что видим мы.


Летящий-летучий

Кипящий-кипучий

- Слова какой части речи вы назвали?

- Названные вами слова имеют только значение действия?

- Грамматическими признаками ещё какой части речи обладают причастия?

- Сколько в нашем классе мнений? Какой возникает вопрос?

Сформулируйте цель и тему урока?

Познавательные УУД: анализировать и классифицировать языковой материал.

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной
форме.

Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание

Сформулирована тема «Признаки глагола и прилагательного у причастия. Причастие настоящего и прошедшего времени. Синтаксическая функция причастий».

Поставлена цель урока: научиться правильно определять грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия, определять синтаксическую роль причастий в предложении.

Этап 4. Поиск решения

Организует наблюдение над языковым материалом, подводит учеников к формулированию выводов после проверки каждой гипотезы, организует работу по составлению алгоритма действий при работе с теоретическим материалом «Признаки глагола и прилагательного у причастия. Причастие настоящего и прошедшего времени. Синтаксическая функция причастий».

Выдвигают гипотезы, проверяют пошагово каждую версию.


Запись в тетради

Причастие Глагол

1 Вид – совершенный и несовершенный.

2 Возвратное и невозвратное.

3Время – настоящее и прошедшее.









Запись в тетради

Причастие Прилагательное

1 Согласуются в роде, числе и падеже.

2 Имеют полную и краткую форму.

3В предложении чаще всего являются определениями.

- Выпишите слова, имеющие значение действия, и определите у них глагольные признаки.

- Сколько глагольных признаков удалось определить?

(вид, возвратность, время)

-Вы наблюдаете полное совпадение общих признаков у глагола и причастия? Чего не хватает? (будущего времени)

-Какой вывод мы можем сделать, говоря о глагольных признаках причастия?

-Подберите к данным прилагательным однокоренные причастия. Можно ли назвать полученные пары слов синонимами? Почему? В чём особенность обозначения признака этими частями речи? Докажите.

Синий, чёрный, белый, седой, вялый, бродячий, горячий, плакучий, светлый, тёмный, колючий, гладкий, твёрдый, звонкий, тягучий, жёлтый, сыпучий, гремучий.

Делается вывод о том, что замена прилагательного однокоренными причастиями может привести к изменению смысла высказывания и поэтому не всегда допустима и оправдана.


-Запишите под диктовку словосочетания и определите, в каких из них есть прилагательные, а в каких – причастия.

Горящие дрова, опущенные ресницы, ранние заморозки, опавшие листья, красный цвет, покрасневший небосклон, зеленая трава, непреклонное желание, отзвеневший звонок, почерневший от копоти снег, голубое небо, зеленеющая озимь, деревянная ложка, голубеющий небосклон, деревенеющие ноги.

-Внимательно приглядитесь к словосочетаниям, что общего между прилагательными и причастиями?

-Просклоняйте словосочетания красный цвет и краснеющий небосклон. Что вы заметили? Выражение решения (выводы записываются в тетрадь)

Какие прилагательные могут иметь полную и краткую формы? Сравните: легкий – легка; написать, написанный – написан. Какое из слов, записанных в краткой форме, является причастием, а какое – прилагательным?

Познавательные УУД: анализировать и классифицировать языковой материал.

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, обеспечивать бесконфликтную работу
в парах.

Регулятивные УУД: планировать свои действия
в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия

Сформулировано правило, составлен алгоритм действий при работе
с теоретическим материалом «
Признаки глагола и прилагательного у причастия. Причастие настоящего и прошедшего времени. Синтаксическая функция причастий».

Этап 5. Продуктивные задания

Организует работу по выполнению задания в парах.

Осуществляет проверку: одна пара читает предложение, называет признаки прилагательных и объясняет правописание чередующей гласной
в корне слова. Класс оценивает работу выступающих

Выполняют задание 2
в парах. Определяют ключевые слова в формулировке задания. Вспоминают, что такое синонимы и чередование. Подбирают к данным словам такие синонимы, чтобы в них оказались корни с чередованием гласных.

Проверяют работу. Оценивают свою работу





























-Прочитайте текст (текст перед глазами учащихся). Укажите в тексте причастия и выпишите их вместе со словами, от которых они зависят. Над причастиями надпишите признаки прилагательных, в скобках укажите глагольные признаки. Выпишите слова с орфограммами, обозначьте условия выбора этих орфограмм.

Огромное туманное кольцо, занимавшее вокруг луны пятую часть ночного неба, казалось темной крещенской прорубью. Такой же загадочной, таинственной, от которой ждешь небывалого и удивительного. Этот гигантский космический глаз смотрел на Землю внимательно и строго. Если бы рядом с луной не было нескольких светящихся звездочек, внушающих некоторую неуверенность, то пришлось бы ощутить беспокойство и даже … страх.

(Ф. Нестеров)

4. Тестирование.

Найдите причастие:

а) светлеющая полоска;

б) светлый день;

в) серебристый снег;

г) серебряная ложка.

2. Определите причастие в форме творительного падежа единственного числа:

а) виснущий;

б) посмотревшему;

в) нависшим;

г) звенящую.

3. Определите причастие в форме винительного падежа единственного числа:

а) сберегаемого;

б) замечаемую;

в) сохранившем;

г) закрутившего.

4. Выделите причастие:

а) думал;

б) прописанный;

в) спиши;

г) читаемый.

5. Какого морфологического признака нет у причастия:

а) лицо;

б) число;

в) возвратность;

г) падеж.

6. Какой из перечисленных признаков отличает причастие от глагола:

а) время;

б) вид;

в) наклонение;

г) возвратность.

Самооценка, самопроверка

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений, структурировать знания, осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, обеспечивать бесконфликтную работу
в парах

Выполнено задание 2: закреплено умение подбирать синонимы к словам

Этап 6. Рефлексия

Задает вопросы:

Какую цель мы перед собой поставили? Достигли ли ее?

О чем вы можете
с гордостью сказать: «Я умею...»

Отвечают на вопросы.

Подсчитывают количество баллов за урок




Вопросы для рефлексии

Отвечая на вопросы учителя, выполняя задания, я узнал (а)________________________________________________________

научился (лась) _______________________________________________________________________________________

Допишите фразу.

Регулятивные УУД: оценивать результат деятельности

Выделено и осознано обучающимися то, что усвоено,
и то, что нужно еще усвоить

Этап 7. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание

Читают упражнение.

Задают вопросы на понимание

1) Выполнить упражнение из учебника (на усмотрение учителя)

2) творческое задание: написать автобиографию причастия

Я, причастие_______________,

обозначаю________________,

происхожу из семьи частей речи:

_________________ и _________.

Мой отец, ______, оставил мне в наследство свои признаки:___________________.

Я причастие_____________, ____________ времени, ____________ вида.

Моя мать,_____________, подарила мне вопрос_________, свою синтаксическую роль__________________, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме __________ рода,_________ падежа, ______________числа.

В предложении выполняю роль _______________________.

Записано домашнее задание














1 fipi.ru Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 fipi.ru Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 fipi.ru Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 fipi.ru Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 http://yar-edudep.ru/files/gia/2017/sbornik_gia2017.pdf




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.