12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга144
Россия, Комсомольск-на-Амуре

О.В. Воропаева, учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №32 г. Комсомольск-на-Амуре

Е.Г. Серенко, учитель технологии МОУ СОШ №37 г. Комсомольск-на-Амуре



ЗНАКОМСТВО С ОСНОВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


В ФГОС третьего поколения системно-деятельностный подход обозначен как методологическая основа обучения школьников. Он активно развивает самостоятельную деятельность, индивидуальность, дает возможность учить учиться. Метод проектов является одним из основных при изучении таких практикоориентированных дисциплин как технология, изобразительное искусство, а также различных направлений внеурочной деятельности. Специфика данных предметов позволяет в течение урока реализовать основные этапы проекта: от потребности и рождения идеи до ее реализации.

Теоретически изучать основы проектирования сложно и нецелесообразно. Разработанный урок позволяет познакомить с основными компонентами проекта на примере практической работы, которую можно изменять и дополнять в зависимости от специфики предмета, вида деятельности и возраста обучающихся. Выполняя практическую работу, дети незаметно проходят основные этапы и, анализируя свою работу в конце урока, выделяют компоненты проекта и фиксируют их, заполняя карту проекта.

В процессе урока можно включить различные виды исследований. Например, выбор цветового решения, материалов, технологии выполнения и другие, а также социологическими исследованиями в зависимости от возраста, предмета и целей урока. Технологическая карта может быть дополнена составлением технологической последовательности, требований при выборе, самооценкой своей работы и т.п. Для старших детей предлагаем заполнить карту проекта, для младших карта выдается заполненная, дети только проводят стрелочки. Можно выдать готовую, но без одного компонента, чтобы его вписали дети.



Технологическая карта урока

Тема урока

Мини-проект «Бейджик» (вводное занятие)

Тип урока

Учебное занятие по комплексному
применению знаний и способов деятельности

Цель урока

Познакомить с основными компонентами проекта на примере выполнения минипроекта «Бейджик»

Задачи урока

познакомить с основными компонентами проекта,

выполнить практическую работу по изготовлению бейджика,

способствовать воспитанию таких личностных качеств, как (активность, увлеченность, трудолюбие и самостоятельность

Предметные умения

УУД

умение выбрать и применить необходимый материал и инструменты для практической работы;

развитие композиционных навыков

Регулятивные: актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки, принимать учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану, анализировать и корректировать деятельность в соответствии с выдвинутыми ранее требованиями, оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

ставить и формулировать проблему, искать способы решения и планировать работу по их реализации.

Коммуникативные:

строить понятные для собеседника высказывания, принимать чужое мнение

Формы и методы обучения

Ресурсы

Методы: частично-поисковый, проектный

Формы работы: фронтальная и групповая (парная)

шаблоны рабочих листов, шаблоны форм бейджика, примеры шрифтовых композиций

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на урок. Создает проблемную ситуацию:

-У нас сегодня урок знакомства, я очень рада с вами познакомиться, но мне очень сложно вас всех запомнить, помогите мне решить эту проблему.

Задает вопросы.

- Вы уже встречались с такими табличками?

- Как называются такие таблички?

- Какая тема урока? Записывает на доске.

Просит детей сформулировать цель урока.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Выслушивают вопрос, задумываются над поставленной проблемой, предлагают пути решения:

- сфотографировать

- табличку на парту

- сделать табличку на грудь

Дети отвечают, в случае затруднения вспоминают с подсказкой учителя.

Определяют тему урока, записывают тему в рабочие листы урока, формулируют цель.

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация

обратной связи.

Задает вопросы:

-Что какое бейдж? (значок в переводе с английского).

Кто ими пользуется? Какая информация на нем размещается?

- Каким должен быть бейджик?

Учитель предлагает перечислить требования к нему:

-Напишите в рабочих листах не менее пяти требований к своему бейджику (2 минуты).

Организует обратную связь проверки, используя прием «снежный ком».

Учитель записывает требования на доске (на экране)

-Традиционно бейджик прямоугольной формы. Можете ли вы предложить другую форму бейджа? Зарисуйте ваши идеи (3 минуты).

Поставьте восклицательный знак возле той формы, которая на ваш взгляд самая лучшая!

Предлагает учащимся поменяться рабочими листами и выполнить аналогичное действие (выбор лучшей идеи у ближайших соседей по парте).

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают требования в рабочие листы.

Называют требования, перекидывая мяч и добавляют новое слово.

Корректируют записи в рабочих листах, заполняют оценочные листы.

Зарисовывают в рабочих листах различные формы бейджа.

Обмениваются рабочими листами и выполняют выбор лучшей идеи у соседей по парте.

ЭТАП 3. Практикум






Учитель акцентирует внимание на требованиях к будущему изделию и предлагает из готового набора материалов выбрать наиболее оптимальные для выполнения практической работы (1 минута). Просит обосновать выбор графических материалов (гелиевые ручки, фломастеры, пастельные мелки). Корректирует ответы детей, напоминая особенности тех или иных материалов.

Выбирают подходящие материалы и обосновывают свой выбор.

Выполняют практическую работу (выбирают форму бейджика из предложенных учителем шаблонов или создают оригинальную, оформляют бейджик)

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Организует анализ работ, систематизируя полученные знания по проектной деятельности. Предлагает заполнить кластер «Компоненты проекта» в рабочих листах.

-Что бы вы изменили, если бы была возможность выполнить работу заново?

- Давайте заполним карту компонентов проекта. Обозначьте стрелочками последовательно путь, по которому мы с вами уже прошли. Этапы мы назовем компонентами проекта.

t1661403978aa.png

- Подведем итог работы на уроке:

завершите заполнение оценочного листа и поставьте себе оценку за урок.

Совместно с учителем анализируют свои работы, отвечают на вопросы, заполняют кластер, результат сверяют методом самооценки, подсчитывают итоговый оценочный балл.

ЭТАП 5. Подведение итогов, рефлексия учебной деятельности домашнее задание


Дает задание на дом: придумать оригинальное крепление бейджика.

Организует рефлексию деятельности и эмоционального состояния, используя прием «Эмоции»:

- Раскрасьте центральный кружок кластера цветом своего настроения на уроке:

красный- отлично, я все понял и мне было интересно

желтый - хорошо, но я немного не понял и были небольшие трудности

синий - мне было неинтересно на уроке, я очень устал на уроке

Записывают д/з. Дают оценку своей деятельности, выбирая соответствующий цвет.

Приложение 1

Оценочный лист работы на уроке

Критерии

Баллы

Сформулировал не менее пяти требований к будущему бейджику

0,5

Самостоятельно обосновал свой выбор нужных материалов

0,5

Оценка практической части мини- проекта (бейджика) по критериям:

работа аккуратно выполнена

шрифт читабелен

выбрана оригинальная форма


1

1

1

Заполнил кластер «Компоненты проекта» и последовательно обозначил путь решения задачи

1

Итого:








Приложение 2

v1661404215.jpg
рабочий лист урока
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.