Научно-исследовательская работа «Использование инновационных технологий на уроках русского языка с целью предупреждения орфографических ошибок у учащихся на уроках русского языка и во время ГИА по русскому языку»

1
0
Материал опубликован 24 January 2018 в группе

28.04. 2017 год

Семинар-практикум учителей русского языка и литературы

Тема: Подготовка учителей и обучающихся к ГИА-2017.Предупреждение типичных ошибок при выполнении заданий ОГЭ-2017.

Цель: Совершенствование профессиональной компетентности через выработку современных подходов к подготовке к ГИА-2017.

Тема доклада: Использование инновационных технологий на уроках русского языка с целью предупреждения орфографических ошибок у учащихся на уроках русского языка и во время ГИА по русскому языку.

Подготовила: учитель русского языка и литературы

МБОУ Успенской СОШ Губенко Н.А.

В современной жизни обучать детей орфографии становится всё сложнее. Это происходит потому, что коренным образом за последние 10 лет изменилась жизнь социума. Мир познаётся через аудиовизуальные средства, а ведущими стали навыки видения. С появлением компьютеров и мобильных телефонов ослабла мотивация изучения русского языка - люди стали меньше писать. Перед учителем встаёт проблема новых подходов к обучению детей орфографии.  

Умение грамотно говорить и писать на государственном языке - привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий общества и государства сегодня-формирование грамотного и образованного выпускника.

Хорошо, когда ребёнку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких детей - единицы! Большая часть ребят, даже зная правила, допускают ошибки.

Истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение. Любой практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. Это всегда обидно, досадно, порой опускаются руки. На мой взгляд, развитие орфографической зоркости - актуальный вопрос на сегодняшний день.

Всё это и определило тему моей методической проблемы: «Использование педагогических и информационных технологий на уроках русского языка с целью выработки орфографической зоркости учащихся».

Я ставлю конкретную цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка через использование различных технологий.

Для достижения цели решаю следующие задачи:

-создать условия для формирования орфографической грамотности через внедрение в образовательный процесс элементов новых технологий и методик.

-развить орфографическую зоркость у школьников на уроках русского языка через систему орфографических упражнений;

-воспитать стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Новизна данной работы заключается в том, что я подобрала эффективные современные педагогические и информационные технологии, которые использую в работе при формировании орфографической зоркости.

Прежде, чем искать пути совершенствования орфографической зоркости, заглянем в словарь - справочник по методике русского языка М. Р. Львова и уточним, что же такое орфографическая зоркость. «Зоркость орфографическая – способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже написан, орфограммы, а также определять их типы. Зоркость орфографическая предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные при записи. Отсутствие у учащихся орфографической зоркости или её недостаточная сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Зоркость орфографическая развивается постепенно, в процессе выполнения упражнений, комментирования, разбора, диктантов, списывания с разбором и т. п..

В работе я применяю эффективные современные педагогические технологии:

1. Технологию игровых методик (ролевые, деловые и другие обучающие игры);

2. Обучение в сотрудничестве (командная, парная, групповая работа)

3. Компьютерные технологии обучения;

4. Здоровьесберегающие технологии

5. Проблемное обучение; слайд №1

Работу над орфографической зоркостью начинаю в 5-х классах. Перед применением в работе практического материала для развития орфографической зоркости, я провела диагностику уровня владения практическим и теоретическим материалом в двух классах. В таблице приведены результаты, которые показывают, что классы, с которыми мне предстояло работать, лучше владеют теорией, чем практикой по орфографии.

Слайд №2

Учебный год

класс

теория

практика

2016-2017 (начало

учебного года)

5

60-70%

40-50%

2015-2016(начало учебного года)

6

50-60%

30-40%

Создан практический материал, прошедший апробацию в моей деятельности при работе над развитием орфографической зоркости у школьников на уроках русского языка при помощи современных педагогических технологий. Опыт показывает: нужны ориентиры, предупреждающие об орфографической трудности. Для этого я использую таблицы опознавательных признаков, которые постоянно находятся в поле зрения учащихся. Таблицы служит справочным пособием и ориентиром для учеников. (слайд №3)

Сейчас на уроках русского языка нужны современные приёмы, которые заинтересуют учащихся, будут развивать их познавательный интерес. В связи с переходом всех школ на новый уровень образования (ФГОС ООО), я хочу предложить несколько методов и приёмов изучения для закрепления знаний по орфографии, которые, как я считаю, будут эффективными для достижения поставленной задачи.

Таблицы, алгоритмы, кластеры, кейсовый метод, лингвистические игры и задачи, весёлые стихи-правила, синквейны и многое другое (слайд №4)

Для подготовки ЕГЭ задание 9

Ы и И после приставок

Если корень слова начат

С буквы «И», ты не зевай.

Подставляй приставку смело,

В слове «И» на «Ы» меняй.

А приставки «СВЕРХ», «МЕЖ», «СУПЕР»,

«КОНТР», «ТРАНС», «ПАН» исключи.

Если к слову их подставишь:

В корне будет буква «И».

Алгоритмы я составляю на уроках вместе с детьми. Эту работу начинаю с 5 класса. Алгоритмы ребята записывают в отдельную тетрадь для правил. Теперь создаю папки с набором алгоритмов, чтобы выдавать их на время урока.

Самостоятельное составление алгоритмов помогает при выполнении заданий А8 ЕГЭ (слайд №5)

Гласные в корне слова

Ударные безударные

Проверяемые чередующиеся

Пишу то, что ударением

слышу непроверяемые

применяю

(море) правило

Подбираю (Е/И, А/О)

проверочное запоминаю

слово написание или

обращаюсь к

словарю

(автобус,

трамвай)

пишу по правилу

 

(Собирать, но соберу)

Одним из важных приёмов предупреждения орфографических ошибок я считаю подробную работу над ошибками. В начале учебного года учащимся предлагаю завести тетради для работы над ошибками. После каждой письменной работы заполняем данную тетрадь, выполняя работу над ошибками.

 Организация обучения в сотрудничестве в малых группах (по методу Славина) предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек (мальчики   и девочки разного уровня подготовленности). Структура урока по этому методу предполагает поэтапную деятельность:

В 10-11 классах при обобщении темы «не с различными частями речи» (задание14). слайд№6

Игра«Ручеек» 
1. Группы получают конверты с разрезным дидактическим материалом 
(не)ряха (не)весёлый
(не)друг (не)умный
(не)приязнь далеко(не)весело
2. Решение осуществляется по «вертушке»: 
• Первый ученик достает из конверта карточку и определяет, употребляется ли слово без не. 
Нет - записывает на доске правильный ответ. 
Да - передает карточку следующему и т. д. по «вертушке». 
• Второй ученик достает карточку с заданием, принимает соответствующее решение и т. д. 
Так каждый проходит все этапы работы над орфограммой. 
3. Определяется команда-победитель, т. е. та, которая первой справится с заданием и не допустит ошибок. 
Таким образом, за небольшой отрезок времени (5-7 мин.) проводится проверка сформированности орфографического навыка у всех учащихся, отрабатывается умение быстро решать поставленные задачи, а так как победа команды зависит от каждого ее члена, то это способствует развитию таких важных качеств, как ответственность и взаимопомощь. 

Старшеклассников смущают и утомляют не поддающиеся никаким правилам словарные слова, конечно, их надо учить, но почему не сделать это интересно? На уроках составляем интересные тексты и пишем словарные диктанты один раз в неделю: слайд №7(подготовка к заданию 9 ЕГЭ)

В преддверии турнира по теннису корреспондент сидел за колонной на террасе, с аппетитом пил кофе и рисовал карикатуры на знакомых коммерсантов.

На дощатой террасе веснушчатая Агриппина Саввишна под аккомпанемент виолончели потчевала отставного асессора Аполлона Филипповича винегретом и яствами.

Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка как при подготовке к уроку, так и на самом уроке.

В книге Ширинкиной Марии Андреевны Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку : методическое пособие / М. А. Ширинкина. - Пермь : Пермский гос. ун-т, 2007. - 115 с. : ил., табл.; 20 см. - (Национальный проект "Образование" представлены следующие компьютерные обучающие программы по русскому языку:

а) Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Программы включают уроки по разным темам школьного курса русского языка. Разработки содержат основополагающие знания по изучаемому курсу, интерактивные тренажеры, материалы к контрольным занятиям, экзамену.

б) Компьютерный учебник по русскому языку от фирмы «Зареалье» предназначен для школьников и абитуриентов и состоит из двух частей: «Русский язык. Тетрадь по синтаксису» и «Русский язык. Тетрадь по орфографии».

в) Электронный репетитор «Фраза: обучающая программа-тренажер по русскому языку» разработан опытными преподавателями русского языка, методистами и психологами и содержит около 4000 заданий по всем темам курса русского языка средней школы, в том числе около 1000 заданий для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам.

г) Орфографический тренажер по русскому языку «Грамотей» (разработчик НПП «Эрикос») предлагает обучающую систему «Грамотей-Класс», состоящую из двух частей: орфографического тренажера «Грамотей» и программы для учителя «Класс». Тренажёр по орфографии "Веб-Грамотей"

«Центр Развития Молодёжи» разработал онлайн-тренажёр орфографии русского языка «Веб-Грамотей» (gramotei.cerm.ru)

«Грамотей» предназначен для развития орфографической грамотности детей и тестирования их знаний по русскому языку. Тренажер построен по аналогии с известной компьютерной игрой «Тетрис», что обеспечивает предельную простоту действий школьника: во время падения слова успеть вставить правильную букву.

Считаю, что работа с тренажёром снижает физические и умственные перегрузки, нервную утомляемость детей, позволяет им приобрести устойчивый навык и изучать школьный материал с опережением.

В основе предлагаемого тренажёра лежит принцип отработки грамотного письма путём многократной тренировки довольно объёмного словарного материала на отдельно взятую орфограмму. Тренажёр использую как в 5-7 классах, так и для подготовки к ГИА в 11 классе. слайд №8

Я рекомендую эффективные нетрадиционные приёмы в форме всевозможных игр-упражнений, которые с успехом использую в своей работе. Такие виды работ пробуждают у учащихся интерес к предмету

«Поймай мяч», «Четвёртый лишний», «Отопри сейф!»

Словарные диктанты «Я работаю волшебником», «Помоги Пете Ошибкину»(5-7 кл)

Творческие домашние задания (ОРФО-рисование, ОРФО-частушки). Слайд №9

Стараюсь использовать разноуровневые задания, которые позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении, а также помогают при подготовке к решению заданий ЕГЭ 11, 12(спряжение глаголов, слитное и раздельное написание не) слайд №10

Каждый урок – это открытие, каждый ученик – первооткрыватель в себе, для себя, в другом, для другого. С целью повышения мотивации к обучению использую нетрадиционные формы уроков: урок-эврика, урок-семинар, беседа, диспут, урок открытых мыслей, защита работы, ролевая игра, урок-мастерская, викторина и др. По результатам анкетирования «Диагностика учебной мотивации» (Т.Д.Дубовицкой) процент заинтересованности предметом за последние 3 года повысился с 35% до 50%.

Здоровьесберегающие технологии могут способствовать развитию орфографической зоркости.

Н-р, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

слайд №11

На уроках варьирую формы обучения – индивидуальные, групповые, парные.

Применяя в своей работе данные приёмы, методы, технологии систематически, я решила организовать повторную диагностику уровня владения орфографией в данных классах. В таблице представлены результаты, которые говорят о том, что уровень владения орфографическим правилами на практике повысился. слайд №12

год

класс

теория

практика

2016-2017(февраль)

5

70-80%

60-70%

2016-2017(февраль)

7

60-70%

60-70%

Всё-таки самым главным критерием является внешняя и текущая оценка.

Уровень сдачи ЕГЭ по русскому языку стабильный, учащиеся набирают 60 баллов и выше. Средний балл ЕГЭ по русскому языку выше районного. Слайд №13

Таблица. Результаты ЕГЭ по русскому языку за 2 учебных года

Год выпуска

Средний балл по

Новосибирской области

Средний балл по Татарскому району

Средний балл по школе

2013-2014

62

52

56

2014-2015

66

52,5

60

Я провожу тестирование по изученным темам, в которых, отвечая на вопросы, дети сразу видят результат усвоения пройденных орфограмм. Данные тесты предоставляют мне и учащимся дополнительную возможность объективно оценить результаты обучения. В таких объективных измерителях заинтересованы не только учителя, но учащиеся и родители. Одобряю обращение своих учеников к информационным технологиям, компьютерной презентации. С неподдельным интересом дети составляют свои тесты по изученным правилам. Такая деятельность помогает стать ученикам успешными.

Большую помощь в обучении и воспитании грамотного человека приносит проведение различных внеклассных предметных мероприятий, привитие интереса к чтению, посещение школьной и городской библиотеки.

Мои учащиеся принимают участие в тех конкурсах, где необходимо знание правил и орфограмм русского языка. Участвуем в онлайн-олимпиадах по орфографии (Международная олимпиада по русскому языку для 5-8 классов по теме: «Правописание гласных» -1 место.) слайд 14

По-моему мнению, не менее важным при формировании орфографической зоркости является чтение книг, написание собственных сочинений, рассказов, стихотворений. Принимаем участие в районных конкурсах чтецов, творческих конкурсах районного и областного уровня.

Учащиеся нашей школы ежегодно участвуют в международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок». Чтение повышает орфографическую грамотность учащихся. Я вовлекаю учащихся в те мероприятия, где необходимо читать художественную литературу, например, конкурс «Пегас».

Применение различных технологий для развития орфографической зоркости помогло мне добиться того, что на сегодняшний день учащиеся умеют находить орфограммы: подчёркивают их, обозначают знаки проверки. Я считаю, что развитие орфографической зоркости поможет воспитать грамотную культурную личность с большим словарным запасом и повысить качество знаний.

Гласные в корне слова

Ударные безударные

Проверяемые чередующиеся

Пишу то, что ударением

слышу непроверяемые

применяю

(море) правило

Подбираю (Е/И, А/О)

проверочное запоминаю

слово написание или

обращаюсь к

словарю

(автобус,

трамвай)

пишу по правилу

 

(Собирать, но соберу)

Алгоритм работы над орфограммой «Буквы ы-и после ц»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.