Программа самообразования учителя биологии «Применение информационных технологий на уроках и внеурочной деятельности»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО ____________ /Вараксина В.В./ Протокол № 1 «28» августа 2010 года |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/Белова В.А./ «28» августа 2010 года |
«Утверждаю» Директор ___________/Паршукова Н.А./ «28» августа 2010 года |
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
ПАРШУКОВОЙ НАДЕЖДЫ АЛЕКСЕЕВНЫ
НА 2010-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.
"Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь" В.Ключевский
Как учитель биологии осваиваю новейшие достижения педагогической науки и практики по организации образовательного процесса на основе развивающих технологий. За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь, т.к. во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. В связи с этим освоение информационных технологий происходит в школе для того, чтобы выпускник смог самореализоваться в жизни, а учителю позволит вывести процесс преподавания того или иного предмета на более качественный уровень.
Для того чтобы успешно решать многообразные проблемы учебно - воспитательного процесса, значит необходимо сделать повышение профессионального уровня учителя непрерывным и систематическим.
Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников, поэтому должен постоянно заниматься вопросами самообразования.
Моя тема самообразования:
«Применение информационных технологий на уроках и
внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС».
Актуализация
Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий.
В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому – необходимо иметь хотя бы общее преставление о технологиях, окружающих его в школе, дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями, предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности, нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором знаний и умений.
Привычное понимание процесса обучения связано с абстрагированием его от другой деятельности человека: ученик приходит в школу учиться. Однако любой человек учится постоянно в процессе любой деятельности.
Возможность использования информационных технологий в образовании строится на том, что обучение представляет собой обработку информации. Слушать, говорить, читать, писать, убеждать, оценивать, запоминать – все это примеры некомпьютерной обработки информации. Обработка и передача информации становится ныне одним из главных видов деятельности человека.
Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни – должна закладываться в школе.
Информатизация образования представляет собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.
В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.
Цель: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности при помощи информационных технологий.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал об использовании информационных технологий в образовании;
2. Разработать методическую базу, способствующую оптимальному внедрению информационных технологий на уроках биологии и внеурочной деятельности;
3. Внедрить информационные технологии в учебный процесс, изменив методику преподавания предмета.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках биологии и внеурочной деятельности.
Предмет исследования – внедрение информационных технологий в учебный процесс при изучении биологии.
Гипотеза:
Введение информационных технологий при изучении биологии позволит:
интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса;
рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
изучать явления и процессы в макро- и микромире, внутри сложных биологических систем;
представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;
конкретным образом изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления.
Основные этапы работы.
№ |
Этапы |
Содержание работы |
Практическая деятельность |
Сроки |
1. |
Прогностический |
Определение цели и задачи темы; разработка системы мер, направленных на решение проблемы; прогнозирование результатов; определение объекта и предмета эксперимента; предварительная диагностика. |
Изучение теоретических основ применения информационных технологий в образовании; анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы, публикаций в СМИ, посвященных данной проблематике. |
2010 г. |
2. |
Организационный |
Разработка методики использования информационных технологий на уроках биологии; проведение пробных уроков с использованием информационных технологий; разработка методической базы. |
Ознакомление с Примерной программой ООШ по ФГОС Выступление на заседании методического объединения. Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков и внеурочных мероприятий по предмету. Создание персональных сайов и его обновление. Подборка материала для размещения на сайтах. |
2011 г. |
3. |
Практический |
Апробацию методические материалы. Применение информационных технологий на уроках биологии и внеурочной деятельности. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Выступление на заседании методического объединения. Открытые уроки. Организация кружковой и внеурочной деятельности Участие в конкурсах, мероприятиях на муниципальном, республиканском, всероссийском уровнях. |
2012 - 2013 г. |
4. |
Обобщающий |
Подведение итогов. Оформление результатов работы. Представление материалов. |
Выступление на заседании методического объединения. Мастер-класс. Консультативная помощь учителям и учащимся. Оформление портфолио профессионального мастерства Создание электронной почты для контакта с единомышленниками. |
2014 – 2015 г. |
5. |
Внедренческий |
Внедрение информационных технологий в практику обучения на постоянной основе. Распространение опыта работы. |
Публикация методических разработок учителя. Публикация работ учащихся. |
2016 г. |
Основные принципы построения и реализации программы самообразования:
системный подход;
дифференцированность направлений и организации системы учебной и внеучебной деятельности учащихся в процессе реализации программы;
соответствие организации деятельности потребностям, интересам и склонностям школьников;
непрерывность образования;
личностно ориентированный, деятельностный подход как определяющие факторы;
гуманизация, демократизация, предполагающие свободное сотрудничество учителя, семьи, общественности.
Основными методами при разработке и реализации программы самообразования:
социально-педагогический, перспективный анализ исследуемой проблемы;
диагностический метод (метод экспертных оценок, обобщение независимых характеристик, тестирования, рейтинга, самооценки);
обсервационные методы (наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, ранжирование и т.п.);
опытная работа в исследуемом аспекте;
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, повторный);
системный анализ.
Результаты.
В трактовке И.В. Роберта под информационными технологиями понимаются «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации».
Информационные технологии предоставляют возможность:
сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А.В. Дворецкой).
Презентации - это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
Электронные энциклопедии - являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Дидактические материалы -сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
Системы виртуального эксперимента - это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.
Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство - быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
Электронные учебники и учебные курсы - объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
Обучающие игры и развивающие программы - это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.
Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А.Г.):
1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
Работа с Интернетом
Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:
Средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет;
Средства обучения off-line – это автономно используемые средства.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:
во - первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением ее на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы « Селекция» можно дать задание найти сведения о современных методах селекции и успехах ученых по выведению новых пород животных и сортов растений;
во - вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить ее с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение. При изучении темы «Генетическая и клеточная инженерия» можно дать задание найти сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных ученых. При обсуждении данного вопроса можно обозначить проблемную ситуацию, вытекающую из того, что вопрос создания клона человека вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие точки зрения ученых. Тем более этот материал ценен потому, что его вообще нет в учебниках;
в - третьих, может быть поставлена задача сделать обзор по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. Например, при изучении темы «Вирусы» можно дать задание сделать дайджест по материалам о СПИДе. Собранный материал оформить в виде мультимедийной презентации.
Но применение в обучении инфомационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, что ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов. Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, учащиеся могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web- страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет – ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.
При внедрении информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в наших условиях оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте. Поскольку использование компьютера в индивидуальном режиме невозможно из-за отсутствия навыков работы на компьютере и недостаточность материального обеспечения (один компьютерный класс).
На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала (с учетом возрастных особенностей учащихся).
Использование мультимедийных презентаций.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурной информацией в алгоретмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразования.
Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию.
Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно –воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиции целостности. Использование презентаций целесообразно на любом этапе урока.
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или экране монитора наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись опытов, снимки, графики. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Презентации могут быть использованы на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких либо иллюстрациях, данных и т.п.
Наглядная демонстрация процесса: построение диаграмм, таблиц, моделирование опытов которую, невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.
Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов: подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения своего собственного доклада.
Корректировка и тестирование знаний:
Очень интересны презентации по изучению биологического разнообразия растений и животных. Большой восторг у учащихся вызывает наглядный материал данных презентаций, когда они могут очень хорошо разглядеть, то или иное растение или животное. Дополнением к презентациям становятся материалы к уроку приготовленные учащимися.
Информационные технологии можно использовать на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов биологии.
В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.
Проверка знаний с помощью компьютера
Я в своей практике использую ИКТ при проведении тестирования. При этом решаю ряд важных задач: повышается объективность оценки ответов; осуществляется индивидуальный подход к обучению; сокращается время проверки знаний учащихся.
Народная мудрость советует: «Не можешь изменить обстоятельства – измени хотя бы свое отношение к ним». Так и с контролем знаний. Мы не в состоянии изменить их содержание, тогда надо постараться изменить хотя бы форму его проведения. В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов, непосредственное выполнение контрольных работ, ребятам нравятся по многим причинам: они сразу получают результат, не теряют времени на оформление, исправления и т.д. Компьютерные тесты ориентированы не столько на запоминание, сколько на понимание. Они содержат не только текстовой, но и графический материал.
Заключение
Применение информационных технологий:
интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;
позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися;
создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному); экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорение темпа;
материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета.
способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.
способствует выявлению и поддержке одаренных детей.
От чего зависит успех учителя?
От желания творить, стремления самообразовываться, общения с детьми.
Вспоминаются замечательные слова Т.Поляковой:
«От тебя зависит твоё счастье,
От твоего горенья и участья».
При планировании программы самообразования, я руководствовалась тем, что самообразование - это не контроль достигнутых результатов, а анализ моей деятельности, выявление направлений её развития.
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» Д.Менделеев
«Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека». М.Калинин