Методическая разработка проведения открытого классного часа «Интернет — это хорошо или плохо?»

1
0
Материал опубликован 9 May 2023

Методическая разработка
проведения открытого классного часа

Генералова Е.А., учитель информатики

МБОУ «Школа №48» г.Рязань


«Интернет - это хорошо или плохо?»

Аннотация

Данная разработка – это сценарий классного часа (занятия), посвящённого безопасности детей и подростков в сети Интернет. С каждым днём всемирная паутина вовлекает в свое киберпространство новых пользователей. Среди них – дети, которые зачастую не чувствуют себя защищёнными в виртуальном мире. В связи с возрастанием численности несовершеннолетних интернет - пользователей в современных условиях развития общества, компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем».

Но Интернет – не только уникальный информационный учебно-познавательный, коммуникативный ресурс, но в сети содержится информация, негативно влияющая на физическое, психическое здоровье детей, их духовно-нравственное развитие. В связи с этим возникла необходимость просвещения подрастающего поколения в технологиях безопасного пользования интернет - сетью. Знание ребенком элементарных правил отбора информации, умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. Поэтому цель занятия - воспитание среди детей и подростков информационной культуры, обеспечивающей ответственное и безопасное поведение в сети Интернет.

В методической разработке представлена методика проведения классного часа по теме ««Интернет - это хорошо или плохо?»» для учащихся в возрасте от 12 до 16 лет и предполагает групповую работу учащихся по теме безопасности в информационном пространстве. В занятии применяются технологии развития критического мышления, позволяющие подросткам активно включаться в процесс формирования нового знания.

Методическая разработка содержит:

содержание,

введение,

план проведения,

сценарий,

заключение,

список литературы,

приложения.

Методическая разработка может быть использована преподавателями общеобразовательных дисциплин при подготовке и проведению внеклассных мероприятий.



Введение

Ежедневно мы пользуемся Интернетом.  В Интернете можно найти самую разную информацию. Выложить в Интернет можно фотографии или музыку.  Надо помнить, что один раз попав в Интернет, информация становится всеобщим достоянием, то есть теперь она принадлежит всем людям и каждый может ее использовать, как хочет. Общаться с друзьями в социальных сетях и в аське, скачивать нужную информацию для рефератов и докладов, смотреть фильмы и слушать музыку – сколько всего интересного и полезного можно делать в Интернете. Но при одном условии: Интернет должен быть безопасным

Данное занятие мы позволяет критически взглянуть на современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), определить пути безопасного взаимодействия человека с ними.


Подготовительный этап

Для проведения открытого мероприятия была проведена подготовительная работа. Выбрана тема, ее содержание и актуальность, составлен план и сценарий мероприятия, подобраны ведущие и помощники, подготовлены разнообразные и интересные практические задания для участников акции, подобраны стихи, создано слайдовое сопровождение мероприятия.

План проведения открытого мероприятия

Цель: формирование информационно-коммуникационной культуры и грамотности у обучающихся как фактора безопасности в информационном обществе.

Задачи урока:

Образовательные:

расширить знания, обучающихся об информационной безопасности.

сформировать у обучающихся адекватное отношение к понятиям реального и виртуального мира.

сформировать правила работы, которые способствуют положительному влиянию использования компьютера и интернета в жизни человека и снижают негативное влияние.

Развивающие:

развивать познавательную активность учащихся;

развивать способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам;

развивать внимательность, наблюдательность, речевые навыки, память

развивать навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет.

Воспитательные:

воспитывать в обучающихся умения: участвовать в диалоге, слушать, выслушивать точку зрения другого, отстаивать свою позицию разрешать конфликты;

воспитывать умение работать сообща, сотрудничать для достижения общей цели;

воспитывать взаимоуважение;

воспитывать взаимную ответственность, внимательность;

формировать интерес к работе товарища. ,

воспитывать любовь к семье, окружающему миру, этическому общению между товарищами, взрослыми, младшими друзьями.

Ожидаемые результаты.
            В ходе проведения мероприятий дети должны научиться делать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно- телекоммуникационных сетях, а именно:

критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;

распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;

анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.






Сценарий мероприятия


Звучит музыка ………………………..

На сцену выходят 2 ученика

Ученик 1:

Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать.

В неё входят даже дети,

Чтоб общаться и играть.

Информацию черпают,

И чего здесь только нет!

Как же сеть ту называют?

Ну, конечно, (Интернет)

Ученик 2:

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает

И даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайтесь, что за гений?

Ну, конечно же ... (компьютер).

Учитель: Вы, наверное, уже догадались, что речь сегодня пойдет об Интернете и компьютерах. В наше время Интернет так глубоко проник во все сферы нашей жизни, что жизнь без этого сложно себе представить. Мы все живем в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для вас, детей, – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако в последнее время встает волнующий всех вопрос о влияние интернета на здоровье человека, а ребенка в особенности. Вот именно поэтому, ваши родители, приобретая компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную - должны понимать, что на них ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт вам компьютер. Вот это мы сегодня и будем с вами выяснять: какая же от интернета и компьютера польза, и какой вред здоровью они могут принести.

Мультфильм «Безопасный интернет – детям!» (студия Mozga.ru) http://youtu.be/789j0eDglZQ

Учитель: Мы живем в обществе, и очень многое в нашем поведении обусловлено правилами. Есть правила поведения на улице и в школе, транспорте, правила этикета. Надо ли их выполнять? Что происходит, если нарушаются правила? Приведите примеры. (Дети отвечают и приводят примеры.)

Учитель: Среди множества правил существуют особые правила – «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ». На свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять её у нас. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их. Ведь народная мудрость гласит: «Берегись бед, пока их нет!».

Учитель: Сделаем вывод: чтобы избежать опасных ситуаций, следует слушать советы взрослых и действовать по правилам безопасности.

Учитель: А какие же правила безопасности надо соблюдать при работе в сети Интернет? Интернет — интересный и многогранный мир, который позволяет узнавать много нового, общаться с людьми на разных концах света, играть в игры и делиться с другими своими фотографиями. Как вы думаете, какие опасности могут поджидать нас в сети Интернет? (Дети отвечают).

На сцене ставят три стула с надписями «СОГЛАСЕН, НЕ СОГЛАСЕН, НЕ РЕШИЛ»

Учитель: Теперь я буду предлагать вам свои высказывания – утверждения. Вам надо внимательно прочитать, выбрать ответ и встать к стулу с табличкой

«СОГЛАСЕН, НЕ СОГЛАСЕН, НЕ РЕШИЛ».

Для выполнения этого задания вызываем 6 учеников. Каждому ученику читается утверждение, а он должен встать к нужной табличке.

Детям предлагаются утверждения, они должны выбрать решение и встать под своей табличкой (может быть, пояснить почему). На экране появляются слайды с высказываниями - утверждениями:

Слайд № 1 – Чем больше ты расскажешь о себе в Интернете, тем больше друзей у тебя появится.

Слайд № 2 – Если меня оскорбят в Интернете, я обращусь за помощью к родителям.

Слайд № 3 – Антивирус необходим для защиты компьютера от интернет- мошенников.

Слайд № 4 – Я пользуюсь информацией о своих друзьях в Интернете без их согласия и размещаю их фотографии и данные у себя на страничке.

Слайд № 5 - Я проверяю скаченный файл с помощью антивирусной программы перед тем, как открыть его.

Слайд № 6 - Я могу написать оскорбительные слова про другого человека, комментировать чужие фотографии с негативным отношением.

Ребята садятся на места в зале.

Учитель: Кажется, мы забыли о самой главной угрозе.

Сценка (стук в двери, появляется почтальон с большой сумкой, на сумке крупно надпись @mail.ru открывает сумку, достает большой конверт, на нем крупно написано SPAM и уходит)

Учитель: - Интересно, от кого это письмо? Прочитаем? Может быть там какой-нибудь сюрприз? (открываем конверт, в это время вбегают: вирус, троян и червь)

1-й вирус. Как приятно, что сегодня столько зла мы совершим, и компьютерную память в полный хаос превратим.

2-й вирус. Все смешаем!

3- й вирус. Все нарушим!

1-й вирус. Все испортим!

2-й вирус. Все разрушим!

3-й вирус. Там, где были игры, будут только дыры!

1-й вирус. Там, где были сказки, мы поставим кляксы!

2-й вирус. И возникнет чепуха!

Вирусы вместе. Ха-ха-ха!

1 вирус. Я Вирус, я могу повредить файлы или программное обеспечение, хранящиеся на компьютере.

2 вирус. Я Червь и распространяюсь быстрее вирусов — сразу с одного компьютера на другой, могу через электронную почту, мне лишь бы Интернет был, а обновлений системы не было.

3 вирус. Я «Троянский конь» (троян) выгляжу безопасным, могу к вам попасть, например, с играми, а после активации могу повредить файлы; при этом вы и знать то обо мне не будете.

Учитель:

- Как же противостоять этим вирусам? (ответы детей)

1 антивирус. Я Norton AntiVirus4.0 и 5.0.   Один из наиболее известных и популярных антивирусов. Процент распознавания вирусов очень высокий (близок к 100 %). Я могу распознать даже новые неизвестные вирусы.

2 антивирус. -Я Dr.Web Популярный отечественный антивирус. Хорошо распознаю вирусы.

3 антивирус. - Я AntiviralToolkitPro (производитель:“Лаборатория Касперского”). Я признан во всем мире, как один из самых надежных. Несмотря на простоту в использовании я обладаю всем необходимым для борьбы с вирусами.

Вместе антивирусы: Самое главное не забывайте обновлять наши базы – 2 раза в месяц (не реже 1 раза в 3 месяца) и мы всегда сможем защитить вашу информацию.

Ребята, к нам кажется, пришел, еще один гость, давайте посмотрим, кто это. Да это же Егор.


Егор:

И печалит меня факт, что сижу опять не так

Искривляется спина, мучает меня вина,

Что глаза опять слезятся

Сны про блоги только сняться

Ключевые мы слова сочиняем на раз два

Сайт я в рейтинг вывожу, комментарии пишу

В Интернете прописался, день, и ночь я тут сижу!


Ребята, кажется, Егор заболел. Как вы думаете, что с ним?

Правильно, Егор слишком долго работал за компьютером и сидел в Интернете.

Да, действительно это так. Егор еще что-то хочет нам сказать.


Егор: Ребята, помогите, я попал  в такую ситуацию:

В список моих друзей в одной социальных сетей добавился, неизвестный мне человек. Он присылает мне различные непонятные сообщения, приглашает зарегистрироваться на разных сайтах. Угроз от него пока нет, но ведет себя он назойливо.


Вот видите, в какую ситуацию попал Егор.  Получается, Интернет ведет за собой не только приятное времяпрепровождение, но и опасности.

В первую очередь, ему следует выйти из данной социальной сети, поменять свой логин и пароль.


Учитесь работать в Интернете, находите много нового и интересного. Интернет вдохновляет на творчество, саморазвитие, личный рост. Общайтесь со своими друзьями и родственниками. Но не забывайте о правилах, которыми надо руководствоваться выходя в Интернет.

Учитель: А теперь давайте выделим основные правила, которые нам надо соблюдать при работе в сети Интернет.

«Мы хотим, чтоб Интернет

Был вам другом много лет!

Будешь знать СЕМЬ правил этих –

Смело плавай в Интернете».

Учитель: (Правила показаны на слайдах).

Правило 1. Никогда не публикуйте в сети и не сообщайте свое настоящее имя, адрес, школу, класс, номер телефона. Если вы разместите слишком много информации о себе, она может попасть в руки таких незнакомцев, которые захотят вас обидеть.

Ученик 1: «Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ

Вас попросит рассказать

Информацию о школе,

О друзьях и телефоне,

Иль к страничке доступ дать –

Мы на это НЕТ ответим,

Будем все держать в секрете!»

Учитель: Правило 2. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернет; под маской виртуального друга может скрываться злой человек. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

Ученик 2: «Злые люди в Интернете

Расставляют свои сети.

С незнакомыми людьми

Ты на встречу не иди!»

Учитель: Правило 3. Не сообщайте никому свои пароли, не посылайте СМС в ответ на письма от неизвестных людей. Будьте осторожны с вложениями и ссылками в сообщениях электронной почты.

Ученик 3: «Иногда тебе в сети

Вдруг встречаются вруны.

Обещают все на свете

Подарить бесплатно детям:

Телефон, щенка, айпод и поездку на курорт.

Их условия не сложны: СМС отправить можно

С телефона папы, мамы –

И уже ты на Багамах.

Ты мошенникам не верь,

Информацию проверь».

Учитель: Правило 4. Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернет, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

Ученик 4: «Если что-то непонятно,

Страшно или неприятно,

Быстро к взрослым поспеши,

Расскажи и покажи.

Есть проблемы в Интернете?

Вместе взрослые и дети

Могут все решить всегда

Без особого труда».

Учитель: Правило 5. Для того, чтобы избежать встречи с неприятной информацией в Интернет, установите на свой браузер фильтр или попросите сделать это взрослых – тогда ты сможешь смело путешествовать по интересным тебе страницам.

Ученик 5: «Как и всюду на планете

Есть опасность в Интернете.

Мы опасность исключаем,

Если фильтры подключаем».

Учитель: Правило 6.Не скачивайте и не открывайте незнакомые файлы, не спросив разрешения родителей или учителей. Если же решили что-то скачать, проверьте файл с помощью антивирусной программы перед тем, как открыть его.

Ученик 6: «Не хочу попасть в беду – Антивирус заведу!

Всем, кто ходит в Интернет,

Пригодится наш совет».

Учитель: Правило 7. При общении в Интернете вы должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не надо писать и говорить оскорбительные слова, нельзя опубликовывать в сети чужие фотографии и сведения без разрешения хозяина.

Ученик 7: «С грубиянами в сети

Разговор не заводи.

Ну и сам не оплошай –

Никого не обижай».

Итак, я думаю, что сегодня, вы поняли что в Интернете есть как положительные так и отрицательные стороны. И вы будете очень аккуратны и осторожны в пользовании с Интернетом.


Рефлексия.

Учитель: А теперь проверим, насколько хорошо Вы усвоили правила безопасного поведения в Интернете.

Разделитесь на команды и попробуйте сформулировать основные правила, используя хорошо известные сказки.

Победит команда,каждый правильный ответ команда получает по смайлику набравшее больше количество смайликов.

Учитель демонстрирует картинки из сказок, учащиеся формулируют правила.

Слайд №5 «Красная шапочка» (Не разговаривай с незнакомцами).

Слайд №6 «Волк и семеро козлят» (Под маской виртуального друга может скрываться злой человек).

Слайд №7 «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (Опасайся мошенников.Не сообщай никому свои пароли, не посылай СМС в ответ на письма от неизвестных людей).

Слайд №8 Мойдодыр (Проверяй компьютер на вирусы, пользуйсяантивирусными программами).

Слайд №9 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (При встрече снеприятной (грязной) информацией в сети, выйди из Интернет).

Слайд №10 «Морозко» (Будь вежливым при общении в сети, не груби,тогда и к тебе будут относиться так же).

Учитель: Ребята, если Вы будете соблюдать эти правила, то Интернет станет для Вас верным помощником, ведь в Интернет можно искать информацию, читать книги, посещать виртуальные музеи, играть, общаться с друзьями и конечно, учиться.





Список использованной литературы

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/10/18/sovety-detyam-v-stihah-o-soblyudenii-bezopasnosti-v

https://infourok.ru/konspekt-uroka-bezopasnost-v-seti-internet-1187801.html

https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-socialnie-seti-vozmozhnosti-i-riski-3332657.html

https://iq.hse.ru/news/177667704.html

art-talant.org…vneklassnoe-meropriyatie…internet

cttdim-myadel.schools.bypages…vnimanie-internet…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.