Методическая разработка речевых разминок для уроков чтения в начальной школе.

4
0
Материал опубликован 10 November

Методическая разработка речевых разминок для уроков чтения в начальной школе.

Общие цели и задачи речевых разминок:

Развитие артикуляционного аппарата: разогрев мышц губ, языка для четкого произношения.

Развитие фонематического слуха: умение слышать и различать звуки речи.

Работа над дикцией: четкое, ясное произношение звуков и их сочетаний.

Развитие дыхания: тренировка длительного, равномерного выдоха для плавной речи.

Обогащение словарного запаса.

Развитие темпа и ритма речи.

Создание положительного настроя на урок.

Время проведения: 2-3 минуты в начале урока.
Формат: Проводится хором, по цепочке или по желанию (желательно дать высказаться всем детям по очереди в течение недели).


1 КЛАСС (акцент на звуки, артикуляцию, слоги)

Задачи: разминка артикуляционного аппарата, отработка четкого произношения гласных и простых согласных звуков, развитие фонематического слуха.

Виды разминок:

1. Артикуляционная гимнастика (в игровой форме)

«Чистим зубки»: кончиком языка провести по верхним, затем по нижним зубам.

«Лошадка»: поцокать языком, как стучат копыта лошади.

«Блинчик»: расслабить широкий язык и положить его на нижнюю губу.

«Качели»: рот открыт, язык тянется то к носу, то к подбородку.

2. Произнесение чистоговорок и простых скороговорок.

Учитель произносит, дети хором повторяют.

Примеры:

На звук [С]: «Са-са-са – прилетела оса».

На звук [Р]: «Ра-ра-ра – начинается игра».

На звук [Ж]: «Жу-жу-жу – молочко даю ежу».

Скороговорка: «Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели».

3. «Поймай звук» (развитие фонематического слуха)

Учитель называет ряд слов. Дети хлопают в ладоши, если слышат слово с заданным звуком.

Например: «Хлопните, если услышите звук [К]: кошка, мышка, крот, заяц, кукла, стук...»

4. Дыхательная гимнастика

«Задуй свечу»: глубокий вдох носом, длинный выдох ртом, чтобы «задуть воображаемую свечу».

«Снежинка»: на ладошку положить кусочек бумажки. Сделать глубокий вдох и сдуть его с ладоши плавным выдохом.


2 КЛАСС (акцент на звукобуквенный анализ, интонацию)

Задачи: совершенствование дикции, работа над интонацией, начало работы над осознанным чтением.

Виды разминок:

1. Скороговорки с нарастающей сложностью.

Проговаривание в разном темпе: медленно, нормально, очень быстро.

Примеры:

«Косой козел косил козу».

«Водовоз вез воду из-под водопровода».

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

2. Интонационные разминки.

Произнести одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно, испуганно, сердито.

Фразы: «Идет дождь», «У меня есть яблоко», «Сегодня чтение».

3. Игра «Доскажи словечко» (рифмовки)

Учитель начинает, дети хором заканчивают рифмованное предложение.

Пример:

На солнышке греется кошка,

У нее мягкая … (окошко? – нет, шёрстка!)

Это не только развивает речь, но и логическое мышление.

4. Чтение слоговых таблиц.

Чтение прямых и обратных слогов с разными согласными.

Пример:

РА-РО-РЫ-РУ-РИ

АР-ОР-ЫР-УР-ИР


3-4 КЛАСС (акцент на выразительность, темп, обогащение лексикона)

Задачи: развитие выразительности чтения, работа над логическими паузами и ударениями, обогащение активного словаря.

Виды разминок:

1. Выразительное чтение пословиц и поговорок.

Обсудить смысл. Произнести, выделяя голосом ключевые слова.

Пример: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

2. «Живая строка» (работа с интонацией и смыслом).

Прочитать простое предложение, каждый раз ставя логическое ударение на новое слово. Обсудить, как меняется смысл.

Пример: «Маша съела яблоко».

Маша съела яблоко (а не Петя).

Маша съела яблоко (а не отдала кому-то).

Маша съела яблоко (а не грушу).

3. Лексические игры.

«Подбери синонимы/антонимы»: к слову, которое встретится в тексте.

Пример: «Храбрый» – синонимы (смелый, отважный), антонимы (трусливый, боязливый).

«Объясни слово»: объяснить значение устаревших или сложных слов, которые будут в новом тексте.

Пример: Перст (палец), ланиты (щеки), светлица (комната).

4. Скороговорки-небылицы или сложные скороговорки.

Пример:

«Расскажите про покупки!» – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои!»

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку, да притом Саша еще и шипела как уж на сушку».

Общие рекомендации учителю:

Регулярность: Проводите разминки на каждом уроке чтения.

Эмоциональный настрой: Проводите разминки в хорошем темпе, с улыбкой, в игровой форме.

Наглядность: Для 1-2 классов используйте картинки, карточки со звуками, игрушки.

Связь с темой урока: По возможности связывайте разминку с темой или героями будущего текста (например, скороговорка про ежа, если в рассказе будет ёж).

Поощрение: Хвалите детей за старание, даже если не все сразу получается.

Приложение

1. Фонопедические упражнения (по системе В. Емельянова)

Цель: Развитие силы и гибкости голоса, расширение диапазона.

«Сирена»: Представить, что голос — это сирена скорой помощи. На звуке [У] или [И] плавно поднимать голос от самого низкого звука до самого высокого («от пола до потолка») и так же плавно опускать. Можно сопровождать движение руки.

«Крик чайки»: На звуке [А-А-А!] сделать короткий, резкий, высокий выкрик, имитируя птицу.

«Визг шин»: На звуке [И-И-И!] сделать короткий, скрипучий звук, будто резко затормозила машина.

2. Логоритмические упражнения (речь с движением)

Цель: Развитие чувства ритма, координации движения и речи.

«Прохлопай ритм»: Учитель произносит слово или короткую фразу. Дети прохлопывают его ритмический рисунок (количество слогов). Можно усложнить: протопать ногами, пройтись под ритм.

Пример: «Ко-ро-ва» (3 хлопка), «Ма-ши-на» (3 хлопка), «Те-ле-фон» (3 хлопка), «Ма-га-зи́н» (3 хлопка, но ударение на последнем).

«Стих с движением»: Разучить короткое стихотворение с простыми движениями.

Пример:

Ветер дует нам в лицо. (Машем ладонями на себя)

Закачалось деревцо. (Покачиваемся всем телом, подняв руки вверх)

Ветер тише, тише, тише. (Медленно приседаем)

Деревцо все выше, выше. (Медленно встаем, поднимаясь на носочки)

3. Креативные и игровые разминки

Цель: Развитие речевого творчества, воображения и быстроты реакции.

«Звуковая цепочка»: Дети по цепочке придумывают слова, где каждое следующее начинается на последний звук предыдущего.

Пример: кот – трос – сок – котёл – лук...

«Угадай-ка по голосу»: Один ребенок становится спиной к классу и произносит фразу (например, «Я люблю читать!»), меняя голос (как мышка, как медведь, как робот). Остальные должны угадать, кем он пытается быть. Или наоборот, учитель показывает карточку с эмоцией/персонажем, и все дети хором произносят фразу нужным голосом.

«Добавлялка»: Составляем общую историю по одному слову. Учитель начинает: «Однажды...». Каждый ученик добавляет всего одно следующее слово.

Пример: Учитель: «Однажды». Ученик 1: «в». Ученик 2: «лесу». Ученик 3: «встретились». Ученик 4: «ёж»...

4. Работа с трудными словами (опережающая)

Цель: Предварительная отработка сложной лексики из текста, который предстоит читать.

Учитель выписывает на доске 3-5 сложных или длинных слов из будущего текста.

«Прочитай по слогам/целиком»: Дети хором читают слова сначала по слогам, затем целиком.

«Объясни значение»: Кратко обсудить значение каждого слова.

«Составь мини-предложение»: Придумать устно короткое предложение с этим словом.

Пример из рассказа о природе: «По-о-ло-ви-на» -> «половина», «Я съел половину яблока».

5. Пальчиковые игры с речью (особенно для 1 класса)

Цель: Развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевыми центрами.

«Человечек»: Указательный и средний палец бегают по столу. Проговариваем:

Побежали вдоль реки (пальчики «бегут»)

«Замок»: Известная игра с проговариванием текста и движениями.

На двери висел замок. (Сомкнуть пальцы рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (Покачать «замком»)

Мы покрутили, мы потрясли... (Соответствующие движения)

Мы постучали и открыли! (Разомкнуть пальцы)

Сводная таблица для быстрого выбора

Класс

Акцент

Примеры видов деятельности

1 класс

Артикуляция, звуки, слоги

Артикуляционная гимнастика, простые чистоговорки, «Поймай звук», дыхательные упражнения, пальчиковые игры.

2 класс

Дикция, интонация, ритм

Скороговорки, интонационные упражнения, рифмовки «Доскажи словечко», логоритмика («Прохлопай ритм»).

3-4 класс

Выразительность, лексика, темп

Пословицы с выражением, «Живая строка», лексические игры (синонимы), сложные скороговорки, «Звуковая цепочка», работа с трудными словами.

Для всех

Развитие голоса и творчества

Фонопедические упражнения («Сирена»), креативные игры («Добавлялка», «Угадай-ка по голосу»).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.