Методическая разработка речевых разминок для уроков чтения в начальной школе.
Методическая разработка речевых разминок для уроков чтения в начальной школе.
Общие цели и задачи речевых разминок:
Развитие артикуляционного аппарата: разогрев мышц губ, языка для четкого произношения.
Развитие фонематического слуха: умение слышать и различать звуки речи.
Работа над дикцией: четкое, ясное произношение звуков и их сочетаний.
Развитие дыхания: тренировка длительного, равномерного выдоха для плавной речи.
Обогащение словарного запаса.
Развитие темпа и ритма речи.
Создание положительного настроя на урок.
Время проведения: 2-3 минуты в начале урока.
Формат: Проводится хором, по цепочке или по желанию (желательно дать высказаться всем детям по очереди в течение недели).
1 КЛАСС (акцент на звуки, артикуляцию, слоги)
Задачи: разминка артикуляционного аппарата, отработка четкого произношения гласных и простых согласных звуков, развитие фонематического слуха.
Виды разминок:
1. Артикуляционная гимнастика (в игровой форме)
«Чистим зубки»: кончиком языка провести по верхним, затем по нижним зубам.
«Лошадка»: поцокать языком, как стучат копыта лошади.
«Блинчик»: расслабить широкий язык и положить его на нижнюю губу.
«Качели»: рот открыт, язык тянется то к носу, то к подбородку.
2. Произнесение чистоговорок и простых скороговорок.
Учитель произносит, дети хором повторяют.
Примеры:
На звук [С]: «Са-са-са – прилетела оса».
На звук [Р]: «Ра-ра-ра – начинается игра».
На звук [Ж]: «Жу-жу-жу – молочко даю ежу».
Скороговорка: «Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели».
3. «Поймай звук» (развитие фонематического слуха)
Учитель называет ряд слов. Дети хлопают в ладоши, если слышат слово с заданным звуком.
Например: «Хлопните, если услышите звук [К]: кошка, мышка, крот, заяц, кукла, стук...»
4. Дыхательная гимнастика
«Задуй свечу»: глубокий вдох носом, длинный выдох ртом, чтобы «задуть воображаемую свечу».
«Снежинка»: на ладошку положить кусочек бумажки. Сделать глубокий вдох и сдуть его с ладоши плавным выдохом.
2 КЛАСС (акцент на звукобуквенный анализ, интонацию)
Задачи: совершенствование дикции, работа над интонацией, начало работы над осознанным чтением.
Виды разминок:
1. Скороговорки с нарастающей сложностью.
Проговаривание в разном темпе: медленно, нормально, очень быстро.
Примеры:
«Косой козел косил козу».
«Водовоз вез воду из-под водопровода».
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
2. Интонационные разминки.
Произнести одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно, испуганно, сердито.
Фразы: «Идет дождь», «У меня есть яблоко», «Сегодня чтение».
3. Игра «Доскажи словечко» (рифмовки)
Учитель начинает, дети хором заканчивают рифмованное предложение.
Пример:
На солнышке греется кошка,
У нее мягкая … (окошко? – нет, шёрстка!)
Это не только развивает речь, но и логическое мышление.
4. Чтение слоговых таблиц.
Чтение прямых и обратных слогов с разными согласными.
Пример:
РА-РО-РЫ-РУ-РИ
АР-ОР-ЫР-УР-ИР
3-4 КЛАСС (акцент на выразительность, темп, обогащение лексикона)
Задачи: развитие выразительности чтения, работа над логическими паузами и ударениями, обогащение активного словаря.
Виды разминок:
1. Выразительное чтение пословиц и поговорок.
Обсудить смысл. Произнести, выделяя голосом ключевые слова.
Пример: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
2. «Живая строка» (работа с интонацией и смыслом).
Прочитать простое предложение, каждый раз ставя логическое ударение на новое слово. Обсудить, как меняется смысл.
Пример: «Маша съела яблоко».
Маша съела яблоко (а не Петя).
Маша съела яблоко (а не отдала кому-то).
Маша съела яблоко (а не грушу).
3. Лексические игры.
«Подбери синонимы/антонимы»: к слову, которое встретится в тексте.
Пример: «Храбрый» – синонимы (смелый, отважный), антонимы (трусливый, боязливый).
«Объясни слово»: объяснить значение устаревших или сложных слов, которые будут в новом тексте.
Пример: Перст (палец), ланиты (щеки), светлица (комната).
4. Скороговорки-небылицы или сложные скороговорки.
Пример:
«Расскажите про покупки!» – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои!»
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку, да притом Саша еще и шипела как уж на сушку».
Общие рекомендации учителю:
Регулярность: Проводите разминки на каждом уроке чтения.
Эмоциональный настрой: Проводите разминки в хорошем темпе, с улыбкой, в игровой форме.
Наглядность: Для 1-2 классов используйте картинки, карточки со звуками, игрушки.
Связь с темой урока: По возможности связывайте разминку с темой или героями будущего текста (например, скороговорка про ежа, если в рассказе будет ёж).
Поощрение: Хвалите детей за старание, даже если не все сразу получается.
Приложение
1. Фонопедические упражнения (по системе В. Емельянова)Цель: Развитие силы и гибкости голоса, расширение диапазона.
«Сирена»: Представить, что голос — это сирена скорой помощи. На звуке [У] или [И] плавно поднимать голос от самого низкого звука до самого высокого («от пола до потолка») и так же плавно опускать. Можно сопровождать движение руки.
«Крик чайки»: На звуке [А-А-А!] сделать короткий, резкий, высокий выкрик, имитируя птицу.
«Визг шин»: На звуке [И-И-И!] сделать короткий, скрипучий звук, будто резко затормозила машина.
2. Логоритмические упражнения (речь с движением)Цель: Развитие чувства ритма, координации движения и речи.
«Прохлопай ритм»: Учитель произносит слово или короткую фразу. Дети прохлопывают его ритмический рисунок (количество слогов). Можно усложнить: протопать ногами, пройтись под ритм.
Пример: «Ко-ро-ва» (3 хлопка), «Ма-ши-на» (3 хлопка), «Те-ле-фон» (3 хлопка), «Ма-га-зи́н» (3 хлопка, но ударение на последнем).
«Стих с движением»: Разучить короткое стихотворение с простыми движениями.
Пример:
Ветер дует нам в лицо. (Машем ладонями на себя)
Закачалось деревцо. (Покачиваемся всем телом, подняв руки вверх)
Ветер тише, тише, тише. (Медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше. (Медленно встаем, поднимаясь на носочки)
3. Креативные и игровые разминкиЦель: Развитие речевого творчества, воображения и быстроты реакции.
«Звуковая цепочка»: Дети по цепочке придумывают слова, где каждое следующее начинается на последний звук предыдущего.
Пример: кот – трос – сок – котёл – лук...
«Угадай-ка по голосу»: Один ребенок становится спиной к классу и произносит фразу (например, «Я люблю читать!»), меняя голос (как мышка, как медведь, как робот). Остальные должны угадать, кем он пытается быть. Или наоборот, учитель показывает карточку с эмоцией/персонажем, и все дети хором произносят фразу нужным голосом.
«Добавлялка»: Составляем общую историю по одному слову. Учитель начинает: «Однажды...». Каждый ученик добавляет всего одно следующее слово.
Пример: Учитель: «Однажды». Ученик 1: «в». Ученик 2: «лесу». Ученик 3: «встретились». Ученик 4: «ёж»...
4. Работа с трудными словами (опережающая)Цель: Предварительная отработка сложной лексики из текста, который предстоит читать.
Учитель выписывает на доске 3-5 сложных или длинных слов из будущего текста.
«Прочитай по слогам/целиком»: Дети хором читают слова сначала по слогам, затем целиком.
«Объясни значение»: Кратко обсудить значение каждого слова.
«Составь мини-предложение»: Придумать устно короткое предложение с этим словом.
Пример из рассказа о природе: «По-о-ло-ви-на» -> «половина», «Я съел половину яблока».
5. Пальчиковые игры с речью (особенно для 1 класса)Цель: Развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевыми центрами.
«Человечек»: Указательный и средний палец бегают по столу. Проговариваем:
Побежали вдоль реки (пальчики «бегут»)
«Замок»: Известная игра с проговариванием текста и движениями.
На двери висел замок. (Сомкнуть пальцы рук в замок)
Кто его открыть бы мог? (Покачать «замком»)
Мы покрутили, мы потрясли... (Соответствующие движения)
Мы постучали и открыли! (Разомкнуть пальцы)
Сводная таблица для быстрого выбораКласс | Акцент | Примеры видов деятельности |
1 класс | Артикуляция, звуки, слоги | Артикуляционная гимнастика, простые чистоговорки, «Поймай звук», дыхательные упражнения, пальчиковые игры. |
2 класс | Дикция, интонация, ритм | Скороговорки, интонационные упражнения, рифмовки «Доскажи словечко», логоритмика («Прохлопай ритм»). |
3-4 класс | Выразительность, лексика, темп | Пословицы с выражением, «Живая строка», лексические игры (синонимы), сложные скороговорки, «Звуковая цепочка», работа с трудными словами. |
Для всех | Развитие голоса и творчества | Фонопедические упражнения («Сирена»), креативные игры («Добавлялка», «Угадай-ка по голосу»). |