12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина Минаева23

Методическая разработка уроков по изучению жанра басни

в начальной школе.

Цель - продвижение младших школьников в литературном развитии, посредством освоения терминологии (основные понятия: басня, мораль, аллегория, герои - животные; басня поэтическая, басня прозаическая) и использования ее в качестве инструмента анализа произведения.

Уроки строятся по монографическому принципу.

Урок № 1.

Первый урок - вводный. Он посвящен знакомству с биографией и личностью русского баснописца И. А. Крылова. При отборе биографического материала мы руководствовались следующими принципами1:

учитывать возрастные особенности младших школьников;

представлять ученика реальный жизненный портрет писателя, а не его идеальный «иконописный» образ;

использовать различные наглядные пособия (фотографии, репродукции с картин, альбомы о писателе, иллюстрации к произведениям и т.д.)

Школьникам была представлена яркая личность Крылова, отдельные эпизоды его жизни. Они узнали о «чудачествах» баснописца, различных интересных фактах.

К примеру, К.Н. Батюшков писал о нем: « ... Крылов родился чудаком. Но этот человек загадка. И великая! ...» Батюшкова не удивляло, что он чудак. Удивляло другое: внутренняя противоречивость его личности (при исключительной цельности). Все вместе и составляло загадку.

Слово «загадка» можно относить к нему не только в переносном смысле, но и в прямом. Загадочны его рождение и смерть... Документы дают противоречивые показания. Однако в наше время наиболее вероятной датой рождения И.А Крылова признается 2 (13) февраля 1969 г., но пока для подтверждения этих сведений доказательств не найдено.2

Школьники узнают о родителях, о семье, в которой он рос, о том, что у него не было возможности получить привилегированное образование: первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец, обучил его арифметическим действиям, а мать приохотила сына к чтению и следила за его развитием. Она училась вместе с ним, потому что была неграмотная. Крылов очень любил свою мать. Он сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней и с особой нежностью. Мальчику легко давалось учение; он был исключительно музыкален, играл на скрипке. С восьмилетнего возраста он был определен на службу, чтобы мог обеспечить себя куском хлеба. Лишь благодаря своим родителям и самообразованию, Крылов стал такой творческой личностью, знаменитым писателем.

Баснописцем И.А. Крылов стал не сразу, хотя первым его произведением была басня, вернее перевод басни Лафонтена (в 14 лет). Молодой Крылов писал комедии, фельетоны, лирические стихи, эпиграммы. Затем он перешел к журналистике, к смелой сатире. Весь этот творческий путь подготовил его как баснописца.

Крылов стал знаменитым при жизни. Личность Крылова была едва ли не самой популярной в России. Его знали и верхи, и низы, и средние сословия. Например, маменьки с детьми, встретив на улице Крылова, неизменно останавливались, оборачивались, тыча пальцем в спину Крылова, говоря детям, что перед ними - «дедушка Крылов».

Крупная, необычная фигура Крылова была одной из самых заметных в тогдашнем Петербурге. Его образ жизни, беспримерные чудачества вызывали удивление и почтение современников. О Крылове ходили легенды (например, о его лени, обжорстве, безалаберности и т.п.), и Крылов поддерживал эти легенды, анекдоты. Стало быть, поведение, образ жизни Крылова - описанные «странности». Все это - как бы вызов обществу, протест против существующей морали, т.е. против норм поведения.

На уроке зачитывались фрагменты из воспоминаний о Крылове, говорилось о праздновании юбилея в честь 50-летия его творческой деятельности, и о многом другом.

Чтобы урок - лекция воспринимался легче, его надо заранее подготовить. Задолго до урока школьники получили задание: приобрести сборники басен Крылова, почитать его басни, понравившиеся выучить наизусть. Учителю предстояло только органически «вплести» чтение детьми басен в свою лекцию.

Хорошо также активизирует внимание детей к материалу короткие беседы по поводу той или иной прочитанной басни. Также для активизации внимания детей целесообразно использовать наглядные пособия. К примеру, можно сделать выставку изданий басен И.А. Крылова для детей, обязательно на уроке должен быть портрет поэта-баснописца, иллюстрации (открытки) к басням. В ходе подготовительно работы дети сами иллюстрировали различные басни, мы оформили выставку их работ.

Весь этот наглядный материал должен «участвовать» в ходе урока. Обсуждая портретно изображение Крылова можно задать такие вопросы: «Что вы может сказать об этом человеке?», «Какие черты характера отразил художник в портрете?», «Почему выбрана такая цветовая гамма?» После беседы по прочитанной басне можно представить различные иллюстрации к ней и сопоставить их и т.д.

Обобщая материал урока, учитель останавливается на оригинальности личности Крылова, на разных видах его творческой деятельности, определившей специфику басен Крылова.

Урок № 2. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Начинать цикл уроков по басням лучше с уже знакомого детям текста «Стрекоза и Муравей». Она интересна тем, что, во-первых, не имеет морали, состоит из поэтического рассказа, а также здесь есть живая сценка. На этом уроке дети знакомятся с признаками басни.

Цели: 1) способствовать полноценному восприятию басни;

формировать представление о жанре басни (через выявление отдельных признаков);

развивать систему читательских умений, обратив особое внимание на умение видеть авторскую позицию во всех элементах текста.

Подготовка к восприятию.

- Кто знает, что такое басня?

- Какие особенности басни вы знаете?

После этого детям предлагается посмотреть на таблицу (она висит на доске) следующего содержания:


Мораль

Аллегория

Животные



- Сравните, все ли вы назвали? (Выяснили, что не сказали про действующих лиц. Ими часто в баснях являются животные, но могут и люди). Затем внимание детей переключается непосредственно на восприятие басни «Стрекоза и Муравей».

Первичное восприятие. Чтение басни учителем.

Проверка первичного восприятия

Вопросы ставим на разные сферы восприятия.3

- Какое настроение у вас возникло после прослушивания басни? Почему?

- Опишите как вы себе представили Стрекозу?.

- А муравья? Нарисуйте его словесный портрет.

Следующий вопрос имеет проблемный характер:

- Кто из героев вам понравился больше? (Кого вам жаль?) Почему?

Вторичное восприятия. Постановка учебной задачи.

- Прочитайте текст и определите, на чьей стороне автор? (Автор на стороне Муравья; На стороне Стрекозы).

- Давайте разберемся в этом. В центре внимания произведения два героя. Кто? Стрекоза и Муравей. Если правы те, кто считает, что автор на стороне Муравья, тогда почему автор в стихотворении описывает жизнь Стрекозы? Почему бы ему не показать, какой хороший Муравей, как он трудился?

- Он заставляет нас посочувствовать Стрекозе своим описанием.

- Какую ассоциацию вызывает у вас образ Муравья?

- А могут ли Муравьи вести другой образ жизни: плясать, веселиться и отдыхать? (Нет).

- Значит по своей природе они трудяги, и отдых несвойственен им.

- Понимал ли это Крылов, когда выбирал образ Муравья? (Да). К примеру, у древнегреческого баснописца Эзопа, о котором я вам уже говорила, есть аналогичная басня, только герои в ней - Кузнечик и Жук. Зачем же Крылов заменил Жука на Муравья?

- Я думаю, Крылов усилил контраст, а также показал, что его герой такой.

- Какую ассоциацию у вас вызывает образ Стрекозы?

- Она поет, веселая, легкая, грациозная - это «крыловский» образ. А может ли она быть другой? Видели вы ее в природе, когда она упорно трудится, добывая свой хлеб? Нет.

- Так за что же ее осуждать? (За то, что она бездельница; Не за что, она такая родилась).

Обобщение учителя: по своей природе она именно такая, какой ее изобразил Крылов. Он реалистически точно изобразил своих героев в соответствии с их природными задатками.

- Найдите в тексте и прочитайте тот фрагмент, где описывается Стрекоза. Что нам подсказывает, что автор сочувствует Стрекозе? Слова, которые заставляют пожалеть Стрекозу; помертвело, нужда, голод, холод ...).

- Как вы понимаете выражение «Злой тоской удручена»?

- В словаре В.И. Даля - «Тоска» - стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, болезнь, скука, горе, печаль, скорбь; «Зной» - иногда означает высшую степень подразумеваемого свойства. Злой работник - старательный, способный, ловкий. «Злая тоска» - очень сильное душевное беспокойство.

- Как называет автор Стрекозу? Прочитайте первую строчку. («Попрыгунья Стрекоза»). Почему? (Она веселая, подвижная).

- Заметили ли вы сочетание согласных звуков? (Да, пр, стр,). Зачем оно используется? (Слышно, как стрекоза взлетает, шумит крыльями).

- Как называется этот прием? Аллитерация.

- Произнесите строчку выразительно.

Вот почему, наверное, Крылов и заменил слово «Кузнечик» на «Стрекоза». Хотя по своей природе они близки. Но по звуковому составу слово «Стрекоза» более живописно.

Отработка выразительного чтения.

- Прочитайте встречу Стрекозы и Муравья. Как ведет себя Стрекоза?

- Что означает до «вешних дней»? (До первых весенних деньков).

- А как ведет себя Муравей? (Бессердечно поступил, не пожалел)

- Как вы понимаете последнее слово «попляши»? (танцуй, веселись).

- Это в прямом смысле, а переносном? (Иди и погибай, умирай).

- Да, верно. Теперь прочитаем этот фрагмент по ролям (несколько раз).

VII. Итог. Обобщение.

- Итак, Стрекоза не может трудиться, подобно Муравью, а Муравей - порхать и стрекотать. А где мораль? Есть ли в басне мораль? Нет.

- Почему ее нет? (Автор не осуждает ни Муравья, ни Стрекозу).

- Верно. Автор предпочтение никому не отдает. Он изобразил Стрекозу и Муравья такими, какими они созданы природой. И осуждать их не за что. Итак, вы познакомились с такой особенностью крыловской басни, как отсутствие в ее тексте морали. Вы увидели яркие образы героев, живую сценку, которую можно разыграть, потому что басни Крылова «драматичны». Не случайно до написания басен он долгое время был журналистом и драматургом. Пьесы Крылова шли на сценах театров. Умение драматизировать сюжет перешло в басни.


Урок №3. И.А. Крылов «Петух и Жемчужное зерно».

На этом уроке дети продолжают знакомиться с жанром басни вообще и со спецификой крыловской басни.

Цели: 1) способствовать полноценному восприятию произведения;

формировать представление о специфике крыловской басни;

развивать систему читательских умений, в том числе умение соотносить мораль с поэтическим рассказом.

I. Подготовка к первичному восприятию.

- Итак, вчера мы с вами вспомнили составляющие басни: мораль, аллегорию, животных (таблица висит на доске на протяжении всего цикла уроков). Сегодня на уроке мы с вами раскроем одно из этих понятий на примере басни И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно».

II. Первичное восприятие.

- Послушайте ее. Чтение басни учителем.

III. Проверка первичного восприятия.

Поскольку на предыдущем уроке проверка первичного восприятия показала, что у детей слабо развиты сферы эмоций и воображения, то анализ басни был построен так, чтобы вызвать у детей эмоциональную реакцию, и активизировать как воссоздающее, так и творческое воображение.

С этой целью при выявлении степени активности разных сфер восприятия мы задаем вопросы на все сферы, обращаем внимание на работу воображения.

- Как выглядит Петух? Как он двигается, ходит?

- Кто попытается показать, как двигается Петух. Учитель дома изготавливает гребешок Петуха для показа - это деталь костюма - 3 ученика выходят по очереди м показывают. Остальные выбирают наиболее понравившегося, мотивируя свой выбор.

- Посмотрите в названии басни. Почему она так называется? (Говорится о Петухе и зерне. Два героя).

- Почему Жемчужное зерно написано с большой буквы? (Жемчужное зерно - герой).

- Опишите, что собой представляет жемчужное зерно (жемчужина)?

III. Вторичное восприятие.

Дети читают несколько раз про себя, а затем вслух, индивидуально.

IV. Анализ.

- Вы очень интересно обрисовали Петуха, замечательно показали, как он двигается, изобразили его. Теперь обратимся к тексту. Начнем с названия: «Петух и Жемчужное зерно». Представьте, что вы не знаете текста. Можно ли по названию предположить, что речь в нем пойдет о чем-то высоком, прекрасном. Да, можно предположить из-за слов «жемчужное зерно».

- Читаем первую строчку. «Навозну кучу разрывая...»

- С чего она начинается? (Со слов «Навозна куча»).

- Это высокое и прекрасное? (Нет не высокое).

- Зачем же автор так начинает басню? (Усиливает контраст).

- Почему автор использует краткую форму прилагательного «навозная» (учитель несколько раз произносит «навозну кучу»). ( Потому, что звучит грубо - навозну).

- Можно ли заменить слово «кучу» каким-либо другим? Подберите синоним. (гора, горка...).

- Какое слово более удачно «куча» или «горка»? Почему? («Куча», т.к. оно более выразительное).

- Что делает Петух в навозной куче? (Ищет Зерно; Рыщет, копается, копошится).

- Найдите в тексте, какое слово Крылов использует? Прочитайте. («Разрывая»).

- Какое слов удачнее, то, которое вы подобрали - «роясь», или крыловское - «разрывая». В навозной куче роясь ... (Разрывая) Почему? (Звучит более крупно, глобально).

- Мы с вами предположили по названию басни, что речь в ней пойдет о чем-то высоком, прекрасном. Правы мы или нет? (Не правы).

- Почему? (Потому, что несоответствие содержания и названия).

- Что Петух искал в навозной куче? Прочитайте. (Ячменное зерно, искал пищу; Он был голодный).

- А что он нашел? (Находит Жемчужное зерно).

- В чем разница между ячменным зерном и жемчужным? (Ячменное - съедобное; Жемчужное -нет).

- Прочитайте вслух, что говорит Петух, найдя жемчуг? «Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят? А я бы, право, был боле рад Зерну ячменному: оно не столь хоть видно, да сытно».

- Какие слова использует Крылов для характеристики зерен? «Сытно» - о ячменном зерне; «Видно» - о жемчужном зерне.

- Почему эти слова? (Их значение: Сытно - можно наесться; Видно - его ценят).

- Прав ли Петух в своей оценке? (Прав, так как с точки зрения петуха, он искал ячменное зерно, чтобы поесть, а нашел жемчужное. Оно ему не нужно. С жемчужным зерном ничего нельзя сделать). Огорчился, для него оно «вещь пустая»).

V. Работа над понятием «мораль».

- Как вы думаете, из скольких частей состоит басня? Почему? Из двух частей? (Рассказа и морали).

- Как в тексте басни выделена мораль? (Линией).

- Прочитайте мораль вслух. «Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк».

- Как вы понимает слова «невежа»? (Невежа - это грубый, невоспитанный человек).

- Как вы понимаете смысл морали? Является ли Петух невежей? Да.

- Вы полагает, что он не понимает ценности Жемчужного зерна? Да.

- Тогда почему Петух говорит: «Не глупо, что его высоко так ценят?» Значит он понимает, что им все восхищаются, что он видит камень. Но Петух не может понять, за что его так ценят? Для него большую ценность имеет ячменное зерно. Почему? (Потому что животные не привыкли к красоте, они заботятся о еде).

VI. Обобщение учителя.

У Крылова фактически нет однозначных оценок, он слегка иронизирует, посмеивается над тем, что пишет. Один смысл на поверхности, а другой в глубине - другая точка зрения. Поэтому правы и те, кто говорит, что Петух прав, и те, кто считает, что Петух не прав. Потому что в тексте заложено и то, и другое понимание.

VII. Выразительное чтение.

VII. Итог урока.

- К какому жанру относится это произведение? (Басня) Почему? (Герои - животные; есть скрытый смысл - аллегория; есть мораль).

- Что нового вы сегодня узнали о басне? Из скольких частей она состоит? Из двух. Школьники записывают в тетрадь: «Басня состоит из двух частей: рассказа и морали.»

- Как называется первая часть? Рассказ. Запись в тетради: «В рассказе дается описание героев, событий.» Здесь обычно разыгрывается сценка. Поэтому басни Крылова хочется разыгрывать по ролям.

- Как называется вторая часть. Мораль. Запись в тетради: «Мораль - это логический, поучительный вывод из чего-нибудь (нравоучение, поучение, назидание)».

- Всегда ли она бывает? Вспомните басню «Стрекоза и Муравей». Нет.

IX. Обобщение.

Несмотря на наличие морали, басни Крылова не назидательны, потому что герои его изображены реалистично, они ведут себя в соответствии со своими природными данными. Например, для Петуха большую ценность представляет ячменное зерно. За что его осуждать? В баснях И.А. Крылова нет однозначных оценок героев.


Урок № 4. «Ворон и Лисица» Л.Н. Толстого, «Ворона и Лисица» И.А. Крылова

Цели: 1) способствовать полноценному восприятию произведения;

формировать представление о своеобразии басен И.А. Крылова;

формировать систему читательских умений, в том числе умение сравнивать басенные сюжеты;

Подвести к пониманию различия между басней поэтической и прозаической;

развивать навыки выразительного чтения.

I. Подготовка к первичному восприятию.

- На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое мораль, как можно определить ее место в тексте; узнали что есть басни, в которых нет морали. Продолжим работу. Послушайте текст Л.Н.Толстого «Ворон и Лисица».

- Напоминает вам что-нибудь это название? Чем? (Напоминает. Это - название басни Эзопа).

II. Первичное восприятие. Чтение басни учителем.

III. Проверка первично восприятия.

- Понравилось ли вам это произведение? Чем?

- Как вы себе представляете Ворона? (Глупым и неряшливым).

- А Лису? (Хитрая, умная).

- Есть ли в тексте описания Ворона и Лисицы? (Нет их описания).

- Что необычного, интересного вам показалось? (Звери разговаривают, Ворон и Лисица написаны с большой буквы; Нет ритма, рифмы).

IV. Вторичное восприятие. Чтение басни детьми.

V. Анализ басни Л.Н. Толстого.

- Как вы думаете, какой жанр этого произведения? Почему? (Сказка, так как в ней разговаривают животные).

- А на басню оно похоже? Чем? (Есть аллегория и мораль).

Л.Н. Толстой писал много басен. Он составил учебники для детей начальных классов, и для этих учебников написал много басен. Вспомните басню Эзопа «Ворон и Лисица». Что между ними общего? (Животные одинаковые; Сюжет).

- А по форме они похожи чем-нибудь? Посмотрите, как они написаны? (В строчку).

- Такая басня называется прозаической. Она отличается от поэтической формой записи. На доску учитель вывешивает таблицу:


Прозаическая басня

Поэтическая басня



VI. Подготовка к первичному восприятию басни И.А. Крылова.

- А теперь послушайте еще одну басню с таким же названием и таким же сюжетом. Традиционность сюжета (повторяемость) - характерная черта басни. Один и тот же сюжет может разрабатываться по-разному разными авторами. Итак И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

VII. Первичное восприятие. Чтение басни «Ворона и Лисица» учителем.

VIII. Проверка первичного восприятия.

- Какая басня вам понравилась больше? Чем? Басня И.А. Крылова. (Здесь над Вороной насмешка; Басня Крылова, так как здесь подробное описание действия; Басня Крылова, здесь есть точная рифма; У Крылова образней Лисица).

- Как вы себе представляет Ворону? (Тупая, самолюбивая; Большая, тупая, длинноклювая).

- А Лисица? Дайте словесный портрет. (Подходит на цыпочках, ласковая, смирная; Хитрая, красивая; Узкие глаза, хитрая, умная, рыжая).

- Почему Крылов называет Ворону «вещуньей»? Ворон - это птица вещая и вороны к ним не относятся. Они одного семейства, но разных видов.

- Почему Крылов изменил (вид) птицы, назвал ее не Вороном, как у Эзопа, а Ворона?

- Что означает выражение: «Эх ты, ворона!». (Это значит глупая). А «проворонила»? (Это значит - прозевала, пропустила). О ком так можно сказать: о вороне или вороне? (О вороне, так как она глупая).

- Ворона - другой характер. Она глупая, неповоротливая и физически, и умственно.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эти два лова: ворон, ворона (учитель выразительно произносит несколько раз). (Ворон -царь, серьезный, главный; Ворона - простая птица, глупая).

IX. Вторичное восприятие. Чтение басни детьми самостоятельно.

X. Анализ.

- Мы знаем, что басенный сюжет может использоваться разными авторами. Предшественник Крылова русский баснописец А.Н. Сумароков тоже написал басню на этот сюжет. Она начинается так (запись на доске): «Негде Ворону унесть сыру часть случилось...»

- Как вы понимаете слово «унесть»? (Украсть).

- Да, ворон - вор.

- Сыру часть - это сколько? (Неизвестно, мы не можем представить, сколько точно).

- Прочитайте первую строчку басенного рассказа. Обратите внимание на то, что первые три строчки здесь мораль.

- «Вороне где-то бог послал кусочек сыру...»

- Чем отличается крыловская ситуация? (Бог послал, она не украла).

- Зачем Крылов так изменил сюжет? (Чтобы пожалеть Ворону).

- Прочитайте фрагмент, в котором описывается Ворона. «На пень Ворона ...».

- Какие слова помогают очень ярко представить внешний вид Вороны? «Взгромоздясь».

- Замените это слово синонимом. (Усевшись, взвалившись).

- Какое слово более удачно? Почему? («Взгромоздясь» - оно более описывает Ворону).

- Верно. Показывает тучность Вороны, ее неповоротливость, неуклюжесть.

- Еще какое слово? «Да призадумалась».

- Почему автор использует такое длинное слово? Подсчитайте сколько в нем слогов? (5 слогов. Долго думает, забывчивая).

- Верно. Умственная неповоротливость; глупая, большая, толстая и несчастная (образ Вороны).

- Читаем описание появления Лисицы. (6 строчек до прямой речи).

- Найдите повторы, какие слова часто повторяются? Прочитайте. (Лиса).

- А какое слово употреблено вместо него в последнем повторе. («Плутовка» Показывает хитрость Лисы).

- Послушайте этот отрывок и скажите, помогают ли звуки создать характер героини? (Учитель читает выразительно, чтобы дети услышали характерные звуки). (Звуки [ с ], [ з ] передают хитрость Лисы; Скользящий звук).

- Посмотрите, как точно описывает Лису Крылов…

- Она сразу увидела сыр? (Нет. Сначала она его унюхала, ее остановил «сырный дух).

- А почему сыр? У Л.Н. Толстого было мясо. Кто знает? (Лисицы любят сыр).

- Молодец. Итак, Лисица учуяла сыр, потом... (увидела), и затем ... (он ее «пленил». Запись на доске: Сырный дух - видит - сыр пленил.

- В каком смысле использовал Крылов слово «пленил»? (Сыр вскружил голову ей; Взял в плен, в переносном смысле, вокруг ничего не замечает, как будто ничего не существует).

- Молодец. У Лисицы есть цель. Что она делает, чтобы добиться своей цели? Прочитайте (речь Лисы).

- Обратите внимание на знаки препинания. Что используется чаще всего? (Восклицательный знак). Почему? (Для усиления восторга от сыра, так сильно она его хочет получить).

- Правду ли говорит Лисица Вороне? (Нет; Хвалит; Льстит).

- Каждое слово похвалы звучит как издевательство над Вороной и только умственно неповоротливая Ворона не понимает этого.

- Читаем басню до конца.

- Почему вдруг появляется такая характеристика Вороны? (Она поверила ей и действительно почувствовала себя «царь-птицей»).

- Какие слова здесь усиливают комический эффект? «от радости в зобу дыханье сперло», «Ворона каркнула во все воронье горло».

- Последняя строчка динамична - все происходит очень быстро: «Сыр выпал - с ним была плутовка такова».

- Добилась Лисица своей цели? Чем? (Да, лестью).

XI. Работа над моралью.

- А теперь прочитайте мораль. Как вы понимаете эти слова? «Все не впрок».

Обобщение учителя. Автор как бы делится своей житейской мудростью: все знают, то лесть гнусна. Но, к сожалению, человек слаб и падок на лесть. Вот такая странная мораль У Крылова. Он нам рассказал о том, что льстецы очень искусны, они большие мастера и легко одурачивают.

XII. Выразительное чтение.

XIII. Подведение итогов.

В тетрадь записывается таблица.

Таблица 1

Сравнительные признаки поэтической и прозаической басни


Прозаическая басня


Поэтическая басня




1. В строчку;

2. Здесь главное - мораль.


1. В столбик;

2. Характеры героев;

3. Описание (портрет,

поведение, местность);

4. Живая сценка.



Урок № 5. «Лисица и виноград» Л.Н. Толстого, «Лисица и виноград» И.А. Крылова.

Цели: 1) способствовать полноценному восприятию произведений;

развивать представление о слове-образе, о звукописи, ритме как средствах создания образа;

совершенствовать навык выразительного чтения, учить пользоваться текстом;

формировать умение сравнивать басенные сюжеты.

I. Подготовка к первичному восприятию.

- Вчера мы с вами начали работать над понятиями прозаической и поэтической басни. Сегодня мы продолжим эту работу.

- Предлагаю вашему вниманию произведение Л.Н. Толстого «Лисица и виноград».

II. Первичное восприятие. Чтение произведения учителем.

III. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам это произведение? Чем?

- Какой жанр у этого произведения? Почему? (Басня - животные, есть мораль и аллегория).

- Какая это басня? (Прозаическая). Почему? (В строчку написана).

Подготовка к первичному восприятию

басни И.А. Крылова «Лисица и виноград».

- А теперь прослушайте еще одну басню с таким же названием и сюжетом. Автор - И.А. Крылов.

V. Первичное восприятие. Чтение басни учителем.

VI. Проверка первичного восприятия.

- Какая картина представилась вашему воображению? Опишите.

- Опишите виноград. Каким его увидела Лиса? (Сочный, вкусный, яркий; темно-зеленый, крупный, сладкий, большой, спелый).

- Почему в названии басни «Лисица», а тексте - «Лиса»? (Чтобы не было повтора; В тексте нет хитрости).

- Верно. Здесь лукавство, а не хитрость.

- Какая это басня по форме? (Поэтическая, потому что есть рифма и записана в столбик).

VII. Вторичное восприятие. Чтение басни учениками.

VIII. Анализ басни.

- Почему виноград написан с маленькой буквы? (Лиса - герой, единственный образ).

- Да, действительно, здесь развитие одного образа.

- Прочитайте первые 2 строчки. Зачем Лиса завернула в сад? (Там висел виноград).

- Почему Лиса соблазнилась на виноград? (Она была голодная; А виноград был спелый, красивый).

- Какое слово и почему использует автор для описания винограда? «Рделись».

- Замените его синонимом. «Горели», «краснели».

- Какое слово более удачно? Почему? (У Крылова выразительно, ярко звучит).

- Какой прием использует автор, описывая виноград. (Сравнение).

- С чем и почему сравнивает автор кисти винограда? Прочитайте. (Сравнивает с яхонтами).

- Кто знает, что такое яхонты? Это старинное название рубина и сапфира: синий, красный цвет.

- Что произошло с Лисой: Прочитайте.

- Как это вы понимаете: «глаза и зубы разгорелись»? (Очень захотелось достать и съесть).

- Почему слово «разгорелись» использует И.А. Крылов? (Для яркости образа; Так ясно, что ей очень захотелось съесть).

Выразительное чтение этого фрагмента (4 строчки).

- Прочитайте следующие 4 строчки.

- Посмотрите на форму записи этих строк. Что здесь необычного? (Длинные и короткие строчки).

- Зачем автор так размещает строчки?

- И помогает ли эта форма записи увидеть, как Лиса с разных сторон подходит, пытается достать виноград? Да.

- Какие слова стали пословицей? «Хоть видит око, да зуб неймет».

- Что она означает? (Хочешь, но можешь достать).

Выразительное чтение этого фрагмента басни.

- Прочитайте последнюю часть басни.

- Сравните описание винограда в начале и в конце. Что вы видите? (В начале спелый, а в конце - зеленый, невкусный).

- А что он, действительно стал зеленым? Нет.

- А почему Лиса так говорит? (Достать не могла; Чтобы утешить себя).

- Какие черты характера Лисы здесь проявляются? (Обманывает сама себя, утешает).

- Да. Она лукавит, утешает сама себя.

Выразительное чтение всей басни.

IX. Работа над моралью.

- Заметили ли вы здесь мораль? Прочитайте. (Ее нет. Она подразумевается).

- Вспомните басню Л.Н. Толстого «Лисица и виноград». Она прозаическая, а Крылова поэтическая, но в обоих нет морали. Мораль подразумевается, но в отличие от Толстого, у Крылова не просто есть поучение и (вы это знаете) живая сценка. На первом плане - описание драматического действия.

Под запись даются понятие «животные» и «аллегория». «Животные» - герои, действующие лица басни. Иногда действующими лицами могут быть люди. «Аллегория» - (иносказание) подразумеваются люди.


Урок № 6. «Осел и Соловей» И.А. Крылов.

Цели этого урока: 1) способствовать полноценному восприятию басни;

развивать представление о слове как средстве создания образа;

формировать умение видеть авторскую позицию во всех элементах произведения;

закрепить знания о басне;

совершенствовать навык выразительного чтения.

I. Подготовка к восприятию.

- Сегодня на уроке мы с вами закончим работу над баснями и раскроем еще одно понятие, помогающее выделять басню как жанр художественной литературы.

- Итак. Послушайте произведение, которое называется «Осел и Соловей».

Первичное восприятие. Чтение учителем произведения.

III. Проверка первичного восприятия.

- Как вы думаете, кто автор этой басни? Толстой, Эзоп или Крылов? Почему вы так решили? (Крылов, потому что басня поэтическая, и в ней есть живая сценка; Есть характер героев).

- Верно. А какая сценка у вас возникла в воображении? Опишите. (На дереве Соловей, у дерева Осел просит Соловья спеть).

- Какие картины вы еще увидели? (Соловей поет-заливается на все лады, а вся природа его слушает и Пастух с пастушкой).

- Как вы думаете, почему автор называет Соловья «любимцем и певцом Авроры»? (Он поет на утренней заре. Аврора - богиня утренней зари).

IV. Вторичное восприятие. Чтение текста учениками.

V. Анализ.

- Прочитайте встречу Осла и Соловья. Первые 3 строчки.

- Как обращается Осел к Соловью? («Дружище», «мастерище»,- как будто он его старый друг).

- Замените слово «дружище» синонимом или короткой формой этого слова.

- Почему не друг или дружок? (Говорит как будто с издевкой, Соловей маленький, а он его преувеличивает)

- Прочитайте, о чем просит Соловья Осел? (Спеть). Чего он (Осел) хочет? (Судить его пенье, действительно ли оно великое, как говорят).

- Что значит подлинно? (Из первых уст - оригинал, настоящее, истинное).

- Как Соловей откликнулся на слова Осла?

Прочитайте : 6 строчек. Какие слова помогают изобразить искусство Соловья? «На тысячу ладов» (в музыке есть лады, оттенки звуков: мажорный, минорный лад, тон звука); «по роще рассыпался» (слышно по всей роще)...

- Действительно ли пение Соловья - это искусство? Как Крылов это показывает? Его все слушали, он загипнотизировал стада прилегли, пастух и пастушка, замолкло все.

- Как любовался пастух? Чуть-чуть дыша...

- Почему? (Песня Соловья - это песнь любви, красоты; Ласковая, нежная, звонкая песня).

- Что произошло, когда певец окончил свою песню? Прочитайте следующие 7 строк.

- Какую черту характера Осла показывает автор в этих строчках? (Глупый судит о том, чего не знает - «уставясь в землю лбом», верх смотреть не может).

- Какое слово характеризует отношение Осла к пению Соловья? «Изрядно»,

- Подберите синоним. «Хорошо», «Сильно».

- Какое выразительнее? (Крыловское, потому что оно какое-то глупое и слышно, как поет сам Осел - «и-а»).

- Можно ли Соловья сравнивать с Петухом? Почему? (Нет, нельзя, Петух только кричит, а не поет).

- О чем говорит такое сравнение? (Осел не понимает ничего в пении).

VI. Работа с моралью.

- Прочитайте мораль. Как вы понимаете эти слова? Как звучат эти слова? (Как пожелание).

- Как пожелание, предостережение.

Обобщение учителя.

- Итак, вы познакомились еще с одной своеобразной, интересной художественной басней И.А. Крылова. Вспомните предыдущие басни: «Стрекоза и Муравей», «Лисица и виноград», «Петух и Жемчужное зерно», «Ворона и Лисица». И все они различны, не похожи друг на друга.

- Мы подошли к главному понятию «басня».

- Итак, что же такое басня ? (Это жанр литературы).

- Что характерно для него? (Мораль, аллегория, животные).

Школьники записывают в тетрадь:

«Басня» - это произведение в стихах или прозе, состоящее из двух частей: рассказа и морали.

- Какие виды басен вы знаете? Чем они отличаются?


1 Зиновьева М.П. Изучение биографии А.С. Пушкина на уроках литературного чтения//Изучение поэзии в начальной школе. Саратов, 1998. С. 42.

2 Коровин В.И. Поэт и мудрец. М., 1997. С. 5 - 13.

33 См. об этом: Методика преподавания литературы? Учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.: В 2 ч. Ч.1. М., 1994. С. 69 -110.


21


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.