Методическая разработка семинара по теме "Инновационные технологии"

0
0
Материал опубликован 16 November

Уважаемые коллеги! Наш сегодняшний семинар-практикум посвящен

«Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности современного педагога»


В настоящее время педагоги активно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов выбрать методы и формы организации работы с детьми, те инновационные педагогические технологии, которые оптимально подходят в обучении детей вашего направления деятельности.


Слайд 1


Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования.


Что такое «инновационная деятельность педагога?

Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.


В чем суть инновационной деятельности педагога? – это переосмысление своего опыта работы, проанализировать, сравнить, изучить и внедрить.

Инновационные педагогические технологии,  ставшие популярными в последнее время:

- ИКТ технологии,

Развивающие технологии

- технология ТРИЗ,

- игровые технологии, 

- проектная технология,

- технология коллективной творческой деятельности;

- здоровьесберегающие технологии и др. 



И сегодня на семинаре мы посмотрим, послушаем каким технологиям наши педагоги отдают предпочтение, т.е. каждый педагог познакомившись с содержанием той или иной педагогической технологией внедряет её по виду своей деятельности. 


Накануне семинара было проведено анкетирование педагогов, которое преследовало несколько целей:

1. Подготовить педагогов к разговору об инновационной деятельности. Отвечая на вопросы анкеты, каждый из педагогов определял для себя понятие инновационной деятельности, признаки, причины, определяющие необходимость инноваций в образовании, анализировал свой практический опыт в данном направлении.

2. Проанализировать уровень инновационной деятельности педагогов ЦДОД, во-первых, с точки зрения понимания педагогами сути инновационной деятельности, во-вторых, с позиций требований современного образования.

Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности

Технология предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.


Технология «ТРИЗ» – Теория Решения Изобретательских Задач.

Заключается в сочетании познавательной деятельности с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).Основное содержание обучения - процесс изобретательской деятельности.

В методике используются индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Оценка идей производится специалистами, которые сначала отбирают самые оригинальные предложения, а затем – наиболее оптимальные.


Технология исследовательского (проблемного) обучения. Под руководством педагога создаётсяпроблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

Педагог создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организует поиск решения, в результате чего ребёнок приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.



Игровые технологии

 

В основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности. Педагогических игры:

по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

по характеру педагогического процесса (обучающие, познавательные, тренировочные, контролирующие,развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Технология проектного обучения

 

При которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов.      ценен не только результат, а сам процесс.

Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

происходит развитие творческого мышления

меняется роль педагога, он помогает ребенку учиться, направляетего познавательную деятельность, т.е. вводятся элементы исследовательской деятельности.

Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт (игрушка-подушка, игрушка-коврик) – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта.

 

Технология развивающего обучения

 

Главная цельне приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индиви­дуума.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.


Здоровьесберегающие технологии


 

Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.


Здоровьесберегающая технология– это:

условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Во – первых,   в отличие от  традиционной   технологии  инновационные ориентированы на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс. 

 Во– вторых, целью реализации инновационных технологий является не накопление учеником  ЗУНов, а умение применить полученные ЗУНКи в практической деятельности 

 В- третьих, отличие инновационных технологий состоит в способе получения  знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории,  правил и  т.д. а в процессе деятельности по достижению цели урока,  которая ему интересна. 

В – четвертых, инновационные технологии  создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний. Но знания не ставятся  в качестве цели  на  уроках данных технологий. На первое место  выходит организация образовательного пространства урока,  которое выступает образовательной средой для формирования   ЗУНКов учащихся. 

В – пятых, инновационные технологии  меняют суть взаимоотношений педагога и воспитанника. Педагог выступаетконсультанта,  эксперта.  


Проблемы введения инноваций:

-недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного, компьютерного);

-негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в учреждении;

-неумение работать коллективно в условиях инноваций;
-недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
-недостаточная система стимулирования инновационного педагогического мастерства;
-отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса.

-профессиональное выгорание.

 























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации