Методическая разработка семинара по теме "Инновационные технологии"
Уважаемые коллеги! Наш сегодняшний семинар-практикум посвящен
«Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности современного педагога»
В настоящее время педагоги активно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов выбрать методы и формы организации работы с детьми, те инновационные педагогические технологии, которые оптимально подходят в обучении детей вашего направления деятельности.
Слайд 1
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования.
Что такое «инновационная деятельность педагога?
Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.
В чем суть инновационной деятельности педагога? – это переосмысление своего опыта работы, проанализировать, сравнить, изучить и внедрить.
Инновационные педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:
- ИКТ технологии,
Развивающие технологии
- технология ТРИЗ,
- игровые технологии,
- проектная технология,
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровьесберегающие технологии и др.
И сегодня на семинаре мы посмотрим, послушаем каким технологиям наши педагоги отдают предпочтение, т.е. каждый педагог познакомившись с содержанием той или иной педагогической технологией внедряет её по виду своей деятельности.
Накануне семинара было проведено анкетирование педагогов, которое преследовало несколько целей:
1. Подготовить педагогов к разговору об инновационной деятельности. Отвечая на вопросы анкеты, каждый из педагогов определял для себя понятие инновационной деятельности, признаки, причины, определяющие необходимость инноваций в образовании, анализировал свой практический опыт в данном направлении.
2. Проанализировать уровень инновационной деятельности педагогов ЦДОД, во-первых, с точки зрения понимания педагогами сути инновационной деятельности, во-вторых, с позиций требований современного образования.
Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности
Технология предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.
Технология «ТРИЗ» – Теория Решения Изобретательских Задач.
Заключается в сочетании познавательной деятельности с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).Основное содержание обучения - процесс изобретательской деятельности.
В методике используются индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.
Оценка идей производится специалистами, которые сначала отбирают самые оригинальные предложения, а затем – наиболее оптимальные.
Технология исследовательского (проблемного) обучения. Под руководством педагога создаётсяпроблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.
Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:
Педагог создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организует поиск решения, в результате чего ребёнок приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.
Игровые технологии
В основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности. Педагогических игры:
по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
по характеру педагогического процесса (обучающие, познавательные, тренировочные, контролирующие,развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Технология проектного обучения
При которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. ценен не только результат, а сам процесс.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
происходит развитие творческого мышления
меняется роль педагога, он помогает ребенку учиться, направляетего познавательную деятельность, т.е. вводятся элементы исследовательской деятельности.
Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт (игрушка-подушка, игрушка-коврик) – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта.
Технология развивающего обучения
Главная цель- не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Здоровьесберегающие технологии
Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающая технология– это:
условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Во – первых, в отличие от традиционной технологии инновационные ориентированы на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс.
Во– вторых, целью реализации инновационных технологий является не накопление учеником ЗУНов, а умение применить полученные ЗУНКи в практической деятельности
В- третьих, отличие инновационных технологий состоит в способе получения знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории, правил и т.д. а в процессе деятельности по достижению цели урока, которая ему интересна.
В – четвертых, инновационные технологии создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний. Но знания не ставятся в качестве цели на уроках данных технологий. На первое место выходит организация образовательного пространства урока, которое выступает образовательной средой для формирования ЗУНКов учащихся.
В – пятых, инновационные технологии меняют суть взаимоотношений педагога и воспитанника. Педагог выступаетконсультанта, эксперта.
Проблемы введения инноваций:
-недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного, компьютерного);
-негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в учреждении;
-неумение работать коллективно в условиях инноваций;
-недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
-недостаточная система стимулирования инновационного педагогического мастерства;
-отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса.
-профессиональное выгорание.