Инновационные технологии «Мастер-класс»

4
0
Материал опубликован 17 April 2017

Инновационные технологии «Мастер-класс»

Выполнила педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДДТ ГО ЗАТО г.Фокино

Яганова Лилия Викторовна

Мастер-класс – одна из форм эффективного

профессионального обучения педагогов.

Инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося.


Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме.

Характерные особенности мастер класса

1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. Создание условий для включения всех в активную деятельность;

5. Формы, методы, технологии работы предлагаются, а не навязываться участникам;

6. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

7. Передача и обмен опытом

8. Деятельностный подход

9. Сочетание теории и практики

10. Смена деятельности

11. Наглядность . Образность

12. Получение немедленного результата

14. Вызывает желание сделать как мастер, сделать лучше

15. Простота. Доступность. Творчество

16. Креативная высокоинформативная деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей

17. Возможность получить толчок к творческой деятельности

18. Рефлексивная деятельность

Классификация мастер-классов:

по степени присутствия:

дистанционные (с использованием современных медиа средств: интернет, телевизионная трансляция, запись на DVD диски, видеокассеты);

с личным присутствием художника-педагога.

2. по составу аудитории:

для педагогов;

- для учащихся;

смешанная группа (педагог и учащийся).

3. по месту проведения:

аудитория (класс);

- в мастерской художника, в музее, на выставке;

на пленэре.

4. по охвату аудитории:

- индивидуальные;

- групповые (одновозрастные, разновозрастные)

Мастер-класс по составу аудитории. Мастер-класс по знакомству с художественным материалом, новыми техниками и приёмами работы:

- объявление темы, целей и задач;

организация рабочего места;

рассказ о материале и технике выполнения задания;

показ образцов работ выполненных ранее;

поэтапное выполнение задания с комментариями и акцентированием задач каждого этапа ведения работы;

- подведение итогов

Мастер-класс по составу аудитории. Мастер класс для педагогов-коллег:

 

знакомство с новой программой, методикой преподавания;

объявление темы, целей и задач;

организация рабочего места;

рассказ о программе и новой методике преподавания;

показ работ, по теме мастер -класса, выполненных ранее учениками при апробации программы и методики;

ответы на вопросы слушателей (по просьбе слушателей возможен поэтапный показ выполнения некоторых заданий для обучающихся с комментариями).

Цель мастер-класса

- передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс

– создать условия для профессионального самосовершенствования учителя.

Задачи мастер-класса:

передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

распространение передового педагогического опыта;

внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Документация по мастер-классу:
Как показывает практика, для интересного и качественного проведения мастер-класса, необходимо наличие определённого пакета документов.


В этот пакет входят такие документы как: 

положение о мастер-классе;

памятка для педагога по проведению мастер-класса;

информационная справка о мастер-классе;

план-конспект мастер-класса;

рекомендуемая литература по мастер-классу;

список рекомендуемых Интернет-ресурсов;

опрос-анкета для участника мастер-класса.

Самоанализ мастер-класса.

 

Примерный план проведения мастер-класса:

Мастер-класс для педагогов ___________________.

Дата проведения: __________

Время:________

Место проведения: __________

Проводит: Ф.И.О. , категория, место работы.

Тема: ______________

Цель мастер-класса:

Задачи:

- познакомить ____________

-рассмотреть ______________

-создать ___________________

Методы проведения мастер-класса:

 - представление системы уроков с наблюдением по заранее заданному плану;
— уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с учениками;
— изучение результатов деятельности учители-мастера и его учеников;
— самостоятельная разработка слушателями собственной модели урока по методике или технологии учителя-мастера;
— совместное моделирование урока; посещение и анализ открытых уроков учителя-мастера и участников мастер-класса; круглые столы;
— дискуссия по результатам занятий и т.д.

Форма проведения мастер-класса:

- лекция;
— практическое занятие;
— интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

-с педагогами и для них без участия детей;

-лекция с элементами презентации +практическая работа. 

Оформление.

 -наглядные пособия:

-демонстрационный материал:

Материалы и инструменты для работы:

Раздаточный материал:

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть.

 Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса.

Целевые установки. Содержание мастер-класса. раскрывающее занятия в целом и его отдельных составных частей;

2.Выступление педагога. 

 

основная демонстрационная часть;

комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;

Особенности работы  в объединении с детьми  по решению

поставленной проблемы

3. Теоретическо - демонстрационная часть.

Технологическая часть. Демонстрация изделий   изготовленных учащимися по технологии, представляемой педагогом. Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия. Пошаговая демонстрация одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия.

Методическая часть включает особенности преподавания данной технологии на занятиях с детьми. Мастер – педагог обращает особое внимание коллег на следующие аспекты:

— возрастная группа обучающихся с учетом требований техники безопасности;

— организация занятий по данной технологии;

— техническое оснащение;

— обоснование выбора материала и инструментов при работе с детьми: доступность, соответствие санитарно – техническим нормам;

— хронометраж занятия.

4. Практическая часть.

Участники МК под руководством педагога–мастера из заранее подготовленных им материалов (заготовок) выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части МК. Инструментами и материалами слушателей, как правило, обеспечивает проводящий мастер-класс педагог. В отдельных случаях можно заранее оговорить с участниками МК самообеспечение материалом в необходимом количестве.

Лучше всего, когда итогом выполнения практической части становится готовое изделие. Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия (например, способ изготовления бумажного цветка для создания самодельной открытки) и предложить различные способы применения его в изделиях.  

5. Рефлексия участников Обсуждение мастер – класса   

Обсуждение мастер-класса включает вопросы руководителю МК, обмен мнениями его участников. Мастер–педагог, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет–сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, курсы и семинары для повышения квалификации и приобретения творческого опыта, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты, какие выставки стоит посетить (в том числе вместе с детьми).

При работе с детской аудиторией (особенно с учениками младшего школьного звена) очень эффективным является использование театрализации, разыгрывание ситуаций со сказочными персонажами. Дети как бы погружаются в сказочный мир, где им предстоит помочь сказочным персонажам в решении тех или иных проблем.


Технологическая карта

это документ, в котором описан весь технологический процесс с указанием материалов, инструментов и графического рисунка.

Приложение. 1

Инструкционная (технологическая) карта к мастер-классу

«_____________».

материалы: инструменты:

п/п

Последовательность работы

Изображение действий

Инструменты и приспособления

1

2

3

4

 

Приложение. 2

Схема сборки или соединения изделия

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.