Инновационные технологии «Мастер-класс»
Инновационные технологии «Мастер-класс»
Выполнила педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДДТ ГО ЗАТО г.Фокино
Яганова Лилия Викторовна
Мастер-класс – одна из форм эффективного
профессионального обучения педагогов.
Инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме.
Характерные особенности мастер класса
1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
3. Создание условий для включения всех в активную деятельность;
5. Формы, методы, технологии работы предлагаются, а не навязываться участникам;
6. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
7. Передача и обмен опытом
8. Деятельностный подход
9. Сочетание теории и практики
10. Смена деятельности
11. Наглядность . Образность
12. Получение немедленного результата
14. Вызывает желание сделать как мастер, сделать лучше
15. Простота. Доступность. Творчество
16. Креативная высокоинформативная деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей
17. Возможность получить толчок к творческой деятельности
18. Рефлексивная деятельность
Классификация мастер-классов:
по степени присутствия:
дистанционные (с использованием современных медиа средств: интернет, телевизионная трансляция, запись на DVD диски, видеокассеты);
с личным присутствием художника-педагога.
2. по составу аудитории:
для педагогов;
- для учащихся;
смешанная группа (педагог и учащийся).
3. по месту проведения:
аудитория (класс);
- в мастерской художника, в музее, на выставке;
на пленэре.
4. по охвату аудитории:
- индивидуальные;
- групповые (одновозрастные, разновозрастные)
Мастер-класс по составу аудитории. Мастер-класс по знакомству с художественным материалом, новыми техниками и приёмами работы:
- объявление темы, целей и задач;
организация рабочего места;
рассказ о материале и технике выполнения задания;
показ образцов работ выполненных ранее;
поэтапное выполнение задания с комментариями и акцентированием задач каждого этапа ведения работы;
- подведение итогов
Мастер-класс по составу аудитории. Мастер класс для педагогов-коллег:
знакомство с новой программой, методикой преподавания;
объявление темы, целей и задач;
организация рабочего места;
рассказ о программе и новой методике преподавания;
показ работ, по теме мастер -класса, выполненных ранее учениками при апробации программы и методики;
ответы на вопросы слушателей (по просьбе слушателей возможен поэтапный показ выполнения некоторых заданий для обучающихся с комментариями).
Цель мастер-класса
- передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс
– создать условия для профессионального самосовершенствования учителя.
Задачи мастер-класса:
передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
распространение передового педагогического опыта;
внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Документация по мастер-классу:
Как показывает практика, для интересного и качественного проведения мастер-класса, необходимо наличие определённого пакета документов.
В этот пакет входят такие документы как:
положение о мастер-классе;
памятка для педагога по проведению мастер-класса;
информационная справка о мастер-классе;
план-конспект мастер-класса;
рекомендуемая литература по мастер-классу;
список рекомендуемых Интернет-ресурсов;
опрос-анкета для участника мастер-класса.
Самоанализ мастер-класса.
Примерный план проведения мастер-класса:
Мастер-класс для педагогов ___________________.
Дата проведения: __________
Время:________
Место проведения: __________
Проводит: Ф.И.О. , категория, место работы.
Тема: ______________
Цель мастер-класса:
Задачи:
- познакомить ____________
-рассмотреть ______________
-создать ___________________
Методы проведения мастер-класса:
- представление системы уроков с наблюдением по заранее заданному плану;
— уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с учениками;
— изучение результатов деятельности учители-мастера и его учеников;
— самостоятельная разработка слушателями собственной модели урока по методике или технологии учителя-мастера;
— совместное моделирование урока; посещение и анализ открытых уроков учителя-мастера и участников мастер-класса; круглые столы;
— дискуссия по результатам занятий и т.д.
Форма проведения мастер-класса:
- лекция;
— практическое занятие;
— интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
-с педагогами и для них без участия детей;
-лекция с элементами презентации +практическая работа.
Оформление.
-наглядные пособия:
-демонстрационный материал:
Материалы и инструменты для работы:
Раздаточный материал:
Структура мастер – класса:
1.Вступительная часть.
Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса.
Целевые установки. Содержание мастер-класса. раскрывающее занятия в целом и его отдельных составных частей;
2.Выступление педагога.
основная демонстрационная часть;
комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
Особенности работы в объединении с детьми по решению
поставленной проблемы
3. Теоретическо - демонстрационная часть.
Технологическая часть. Демонстрация изделий изготовленных учащимися по технологии, представляемой педагогом. Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия. Пошаговая демонстрация одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия.
Методическая часть включает особенности преподавания данной технологии на занятиях с детьми. Мастер – педагог обращает особое внимание коллег на следующие аспекты:
— возрастная группа обучающихся с учетом требований техники безопасности;
— организация занятий по данной технологии;
— техническое оснащение;
— обоснование выбора материала и инструментов при работе с детьми: доступность, соответствие санитарно – техническим нормам;
— хронометраж занятия.
4. Практическая часть.
Участники МК под руководством педагога–мастера из заранее подготовленных им материалов (заготовок) выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части МК. Инструментами и материалами слушателей, как правило, обеспечивает проводящий мастер-класс педагог. В отдельных случаях можно заранее оговорить с участниками МК самообеспечение материалом в необходимом количестве.
Лучше всего, когда итогом выполнения практической части становится готовое изделие. Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия (например, способ изготовления бумажного цветка для создания самодельной открытки) и предложить различные способы применения его в изделиях.
5. Рефлексия участников Обсуждение мастер – класса
Обсуждение мастер-класса включает вопросы руководителю МК, обмен мнениями его участников. Мастер–педагог, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет–сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, курсы и семинары для повышения квалификации и приобретения творческого опыта, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты, какие выставки стоит посетить (в том числе вместе с детьми).
При работе с детской аудиторией (особенно с учениками младшего школьного звена) очень эффективным является использование театрализации, разыгрывание ситуаций со сказочными персонажами. Дети как бы погружаются в сказочный мир, где им предстоит помочь сказочным персонажам в решении тех или иных проблем.
Технологическая карта
это документ, в котором описан весь технологический процесс с указанием материалов, инструментов и графического рисунка.
Приложение. 1
Инструкционная (технологическая) карта к мастер-классу
«_____________».
материалы: инструменты:
№ п/п |
Последовательность работы |
Изображение действий |
Инструменты и приспособления |
1 |
2 |
3 |
4 |
Приложение. 2
Схема сборки или соединения изделия