Методический семинар по технологии проблемного обучения

7
0
Материал опубликован 10 April 2016 в группе

«Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учит её находить»
А. Дистервег
(сл.1)

Современная школа должна готовить выпускников к жизни в обществе, в котором главными продуктами являются информация и знания. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности.

Смена образовательных парадигм от авторитарной педагогики к новому педагогическому мышлению заставляет нас по-новому организовывать процесс обучения. Прошли времена, когда на уроке нужно слушать, заучивать и воспроизводить информацию.

Целью такого обучения становится неполучение определенного объема научной информации, а развитие умений самостоятельно приобретать и применять эту информацию в соответствии с личными целями и потребностями, решения актуальных для обучающихся проблем.

Тема: «Формирование познавательного интереса обучающихся путем использования проблемное обучение в процессе изучения химии» (сл.3)

Цель: Повышение образовательной активности школьников на основеформирования навыка технологии проблемного обучения на уроках и во внеурочной деятельности. (сл. 4)

Актуальность (сл.5)

С введением ФГОС я выделила для себя несколько основных направлений:– создать условия, в которых ребёнок сам добывает знания (т.е. научить его учиться);

– помочь ребёнку ориентироваться в различных ситуациях, т.е. научить преодолевать и решать трудности;

– для правильного восприятия ребёнком действительности необходимо расширить его воображение, т.е. развивать творчество.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового знания.

Образование не должно игнорировать ни одного аспекта человеческого потенциала: памяти, разума, чувства прекрасного, физических возможностей и навыков общения. (сл.6) Развитию познавательных и творческих интересов у обучающихся, исследовательских навыков способствуют различные виды технологий в том числе и технология проблемного обучения

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, человек начинает мыслить лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. По мнению М.И. Махмутова, это особый тип обучения; оно определяется не формой или методами обучения, а способом взаимодействия учащихся и преподавателя, уровнем самостоятельности учащихся.

Метод проблемного обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Обучающиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно. (сл. 7)

Имеет право каждый на ошибку,

Но чтоб их поменьше совершать

Проблемы нужно правильно увидеть

И с пользой человечеству решать. М.Лещева

К методам решения проблемной ситуации относится (Сл.8)
Поисковый. Исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) исследование. Проектирование.

Итак коллеги продолжим решать проблему. (сл.9)

В Италии есть пещера, которая называется «Собачей». Если туда забегает собака, то она погибает. А если заходит человек, то он остается жив. Почему?

Дело в том, что примерно до пояса человека пещера заполнена углекислым газом. Поскольку голова человека находится в воздушном слое, то он не ощущает никаких неудобств. Собака при ее росте оказывается в атмосфере углекислого газа и потому задыхается. Это была решена проблемная ситуация. При изучении темы «Состав воздуха»

В этом задании вы увидели связь нескольких предметов химия, биология, география. Т.е. именно в таких задания формируется межпредметная интеграция.

Формы решения проблемных ситуаций: (сл.10)
- дискуссия (это то, чем мы с вами занимались в начале, когда рассматривали бензин); - научный спор; - проблемная лекция; - проблемные задачи и задания; - задачи исследовательского характера; - исторические документы, тексты из литературных произведений, материалы с проблемной направленностью.
Способы проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся.

Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда обучающиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации. В этом случае поиск осуществляет сам педагог.

Поисковая беседа– это такая беседа, в процессе которой обучающиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством педагога ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос.

Любой свой урок я начинаю с проблемного задания. (сл.11) Например:

Актуализация и мотивация. «О нем можно сказать: Он светоносный элемент

И спичку вам зажжет в момент. Сожгут его и под водой, Оксид его затем станет кислотой».

2. Проблемный вопрос? В переводе с греческого «фосфор» означает «светоносный». Так ли это на самом деле?».

3. Проблемная ситуация Знаменитый минералог, один из основоположников науки геохимии, академик А.Е.Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли». Как вы считаете почему?

В ходе обсуждения проблемы на уроке обучающиеся рассматривают разные точки зрения. Использование проблемного обучения позволяет мне развивать аналитическое, логическое мышление учеников.

Но дети не были бы детьми, если бы они не верили в чудеса и загадки. Именно это и помогает мне в моей профессии, на моих уроках. Как? Все знают игру «Черный ящик». А как понять, что в нем? Конечно, обращаясь к загадкам. В каждой из них и кроется истина, ответ. (сл.12)

Например: Тема: ???? В чёрном ящике -вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека; в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;

это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;

говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

урок в 8 классе по теме «Соли» – проблемное изучение новой темы

Самостоятельная деятельность обучающихся исследовательского характераявляется высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда они обладают достаточными знаниями. (сл.13)
По химии мы выполняем очень много проектов с экспериментальной частью. Где ребята сами выбирают тему и ставят проблемные вопросы. Общение формирует еще одно важное свойство – умение работать в коллективе, так как любая учебная задача, проблема требует комплексного анализа и совместного решения.

Проект «Химия на кухне» Внеклассное мероприятие в 9 классе.

Мы увидели заметку из газеты «Жвачка без сахара». Жуй жвачку с ксилитом – сохранишь здоровые зубы. И у нас возник проект «Жевательная резинка – за или против»

Как же на уроках химии не применять экспериментальную деятельность, ведь без этого мы не можем обойтись. (сл.14) Должны мы на уроке истину установить,
При этом формулы, законы не забыть.
Эксперимент сначала проведем, Подумаем, помыслим и теорию учтем.
Дерзая, споря, новое откроем И постепенно нужное усвоим.

Например: Тема урока «Коррозия металлов». (сл.15)

Демонстрация опыта «Предохранение металла от коррозии при помощи ингибиторов». В двух пробирках налит раствор серной кислоты (1:5). Поместим в каждую по железной кнопке. Что наблюдаете? Затем в одну из пробирок добавим 3-4 капли йодида калия. Что видите теперь? Как это можно объяснить?

Проблемную ситуацию можно создать разными приемами. (сл.16)

Прием 1. предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.Например, водород – единственный элемент, не имеющий постоянного «места жительства», т.е занимает в ПСХЭ Д.И.Менделеева два места: среди щелочных металлов и галогенов. В чем причина его двойственного положения?

Прием 2. Объяснение явлений, процессов, проведение опытов (исследований), решение задач на основании известной теории, фактов.Тема урока «Основания» в 8 классе. Почему при реакции нейтрализации гидроксида железа (III) соляной кислотой индикатор не нужен? Почему реакцию нейтрализации щелочи кислотой проводят в присутствии индикатора?

Прием 3 Нестандартной постановки вопроса.

- При стирке белья в Краснодаре затрачивается мыла меньше, чем в Новороссийске. Почему?

Прием 4. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Тема урока «Чистые вещества и смеси». Предложите наиболее рациональные способы разделения смесей, состоящих из: а) порошков железа и серы; б) поваренной соли, древесных стружек, песка.

Прием 5. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях

Школьник решил получить хлорид меди(II). Он взял медную проволоку и раствор соляной кислоты. Но как он не старался, медь в соляной кислоте не растворялась. Помогите юному химику получить хлорид меди(II).

Прием 6. Принцип историзма также создает условия для проблемного обучения.

Пример: На заводе, где вырабатывалась селитра, рабочие как-то погнались за кошкой. Убегая от них, кошка случайно опрокинула сосуд с серной кислотой на остатки солей от выработки селитры, и тогда вдруг из образовавшейся смеси выделились густые фиолетовые пары. Что это за вещество?? Куртуа заинтересовался этим явлением и внимательно стал изучать новое вещество. В пределах, имевшихся у него знаний и возможностей, он довольно подробно изучил его и пришел к ряду важных открытий.

Результатом работы учителя является сформированность УУД. Решение проблемных ситуаций подразумевает развитие всего спектра УУД:

• познавательные - решение проблемы путем поиска ответа в информационно-образовательном пространстве;

• регулятивные – постановка цели, выстраивание этапов деятельности, распределение полномочий в групповой деятельности;

• личностные – аргументирование и отстаивание своей точки зрения, умение слушать и слышать членов группы, коллектива;

• коммуникативные – принимать точку зрения соучастника, умение согласовывать действия и принимать совместные решения.

Критерием результативности и оценки качествадеятельности учителя являются: достижения обучающихся более высоких показателей обучения, по сравнению с предыдущим периодом; результаты мониторингов; эффективность участия школьников в конкурсных мероприятиях – олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и викторинах предметной и метапредметной области.

Результаты моей деятельности по данному направлению представлены в виде таблиц и диаграмм в презентации (сл.17 -18).

Показатели в таблицах доказывают эффективность формирования навыка проблемного обученияуобучающихся. Несмотря на удаленность нашего района, мои ученики принимают участие в мероприятиях как республиканского, так и всероссийского уровней, показывая хорошие результаты и занимая призовые места. Диагностика учебной мотивации обучающихся контрольного класса, позволяет мне отследить уровень восприятия процесса обучения, как личностно значимого. Такие методы диагностики помогают не только определять успешность процесса, но и уровень субъективной мотивации обучения, что на сегодняшний день является основным критерием формирования личности в современной школе.

Я думаю, что мой опыт по реализации технологии проблемного обучения обучающихся может заинтересовать других преподавателей. (сл.19) Отдельными идеями и приёмами проблемного обучения я делилась в рамках различных мероприятий для преподавателей химии и биологии: выступление на научно-практической конференции, проведение районного семинара, проведение мастер-класса для учителей в рамках районного фестиваля педагогического мастерства

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. (сл.20) Развивается оно в течение длительного времени в самых разных сферах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Я как и многие педагоги перешла на обучение от Меня учат! Я учусь!!!

Мир многогранен, Сложен, гибок, Но целостен и органичен.

И в дисциплинах нам привычных

Есть связь – лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей

Не знаний багажом, А способом познанья!

Комментарии
Комментариев пока нет.