Методическая разработка «Создание школьной газеты — лучший способ развития коммуникативных УУД»
Богданова О.В. учитель русского языка и литературы «Как создать газету»
МБОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
«Создание школьной газеты - лучший способ
развития коммуникативных УУД»
(Методическая разработка представляет обобщение опыта по реализации проекта «Создание школьной газеты». Адресована руководителям внеурочной деятельности, пресс-центров, учителям русского языка и литературы, реализующих требования ФГОС ООО)
Автор работы: Богданова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Менделеевская СОШ»
Аннотация: Данная разработка будет полезна для педагогов дополнительного образования, занимающихся по программе «Журналистика» или учителей русского языка для внеклассного или дополнительного занятия.
Создание школьной газеты – один из способов формирования метапредметных умений школьников, повышения познавательной и творческой активности ребят и одновременно результат проектной деятельности. В процессе работы по созданию газеты развиваются коммуникативные навыки, информационная культура, повышается интерес учащихся к окружающей жизни, родному языку,
Методическая разработка содержит Методические рекомендации по созданию газеты, разработку занятия и мастер-класса, презентацию газеты, практические советы по организации работы школьного пресс-центра.
Составитель: Богданова Ольга Владимировна, Методические рекомендации. –п.Менделеево, 2018 г,– 25 с.
В методических рекомендациях описаны основные этапы работы по созданию школьной газеты
О.В.Богданова, 2018
«Создание школьной газеты - лучший способ развития коммуникативных УУД »
Пояснительная записка
Школьную газету можно эффективно использовать как фактор развития коммуникативных универсальных учебных действий школьника.
Коммуникативная компетенция предполагает наличие следующих качеств личности: владение устной речью (монологом, диалогом, умением задать вопрос, привести доказательство при устном ответе, защите проекта), умение представить себя устно и письменно, владение приемами оформления текста (электронной перепиской, созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации). Умение работать в группе, искать и находить компромиссы.
Все эти умения и навыки составляют коммуникативную и информационную компетенции.
Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей и родителей. Школьная газета – это эффективное средство вовлечения ребят в живую, результативную, интересную для их возраста общественную работу. Создание школьной газеты – один из самых трудоемких проектов, требующий владения сразу несколькими компьютерными программами: Word (тексты), Publisher (верстка) и техникой (цифровой фотоаппарат, видеокамера, сканер, диктофон)Для развития школьного издательского дела должны быть объединены усилия администрации школы и редакции. Школьное издание - дело общее. Наша администрация поддерживает нашу работу.
Учитель создает условия для развития способностей, определенных умений: вступать в контакт с любым собеседником, поддерживать контакт в общении, соблюдать нормы и правила общения; слушать собеседника, уважать чужое мнение; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение. Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить, в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, рядом с которым и другому будет комфортно.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В рамках программы «Юный журналист» наше творческое объединение «Ритм пера» реализует проект «Создание школьной газеты»
Цель:
раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, а также демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании
Задачи школьной газеты:
освещение в газете школьной жизни;
содействие в воспитании информационной культуры школьников;
повышение интереса к учёбе, а также к общественной жизни школы, района, страны;
развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
формирование стремления к здоровому образу жизни;
реализация гражданско-патриотического воспитания;
формирование у учащихся толерантного сознания
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Работа по данной системе формирует человека, владеющего русским литературным языком в устной и письменной форме для общения в различных ситуациях. Он конкурентоспособен, интересуется проблемами современного общества. Имеет активную гражданскую позицию. Это творческий человек, умеющий логически мыслить, ясно излагать свою позицию.
Школьная газета –способ самореализации, развития ученика, способ привлечения подростков к участию в работе СМИ. Реализация данной системы нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это и рукописная подготовка заметок, и редактирование собранного материала, и компьютерный набор материала, и правка, создание макета.
Процесс создания школьной газеты – творческий и увлекательный. Он включает в себя такие этапы работы:
Создание творческой группы.
Распределение функциональных обязанностей.
Определение стиля и названия газеты.
Сбор и обработка информации.
Составление макета газеты.
Работа над выпуском номера школьной газеты.
Презентация готового издания.
Школьная газета играет большую роль в жизни издающих ее подростков. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.
Юные журналисты постоянно пополняют необходимый уровень умений и навыков, составляющих коммуникативную и информационную компетенции: овладевают устной речью, приемами оформления текста ( созданием текстовых документов, правилами подачи информации в презентации). Эффективно работают в группе, ищут и находят компромиссы. Пользуются в работе способами работы с информацией: поисковых системах; извлечением информации с различных носителей; систематизацией, анализом и отбором информации; техническими навыками сохранения, удаления, копирования и преобразования информации. Критически относятся к получаемой информации, учатся выделять главное, оценивать степень достоверности.
Еще одним важным качеством является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.
Были определены обязанности членов редакции.
Группа - «Досуг» - рассказывает о школьных и внешкольных мероприятиях, проводит интервью с участниками, призерами и победителями конкурсов.
Группа - «Спорт и здоровье» - пишет статьи о спортивных соревнованиях в школе; берет интервью у лучших спортсменов школы; ведет работу по пропаганде здорового образа жизни.
Группа– «Проба пера» - издает литературную страницу с публикацией творческих работ учащихся.
Группа– «Обо всем понемногу» - размещает интересный материал различного содержания.
Рубрики нашей газеты:
Это интересно
Жить здорово
Эрудитам
Внимание конкурс!
Проба пера
Встреча с интересным человеком
Поздравляем
Вести из классов
Где были, что видели
Спорт и здоровье
Сами добились
Отчетом о проделанной работе творческих групп становится выпуск очередного номера газеты, каждый из которых отражает знаменательные и памятные события месяца.
Выпуск №1, сентябрь, посвящен началу учебного года
Выпуск №2 (спецвыпуск),октябрь – ко Дню Учителя –.
Выпуск №3, октябрь – ко Дню толерантности, дню пожилого человека
Выпуск №4, ноябрь– ко Дню народного единства и Дню Матери.
Выпуск №5, декабрь – подведение итогов уходящего года, встреча Нового года.
Выпуск №6, январь посвящен Татьяниному дню, дню школяра, традиционному КВН
Выпуск №7, февраль – праздничный номер ко Дню защитника Отечества,
Выпуск №8, март– посвящен главному празднику весны – Международному женскому Дню 8 Марта.
Выпуск №9, апрель – посвящен дню здоровья, космонавтике,
Выпуск № 10, май – посвящён Дню Победы, окончанию учебного года
С журналистами мы продолжаем работать в летнем лагере «РИТМ» и выпускаем ежедневный бюллетень –отчет о мероприятиях в лагере.
Электронная версия школьной газеты размещена на сайте школы.
Мы стараемся делать школьную газету востребованной и интересной, получить признание читателей. Ведь успех газеты зависит именно от связи с аудиторией. Но самым главным достоинством в этом направлении считаю воспитательную функцию. Школьная газета является в первую очередь средством создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, формированием общественного мнения. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к жизни школы.
У каждого школьного пресс-центра есть свое лицо, отличающее его. «Визитка» нашей газеты— это работы ребят, в каждой из которых есть своя «изюминка». Для меня, как для учителя русского языка, важно, чтобы дети интересно излагали материал, избегали грамматических, речевых ошибок, придумывали интересные заголовки к текстам. Таким образом, ненавязчиво идет работа над развитием речи ребенка. Они приобретают опыт владения словом, грамотного построения текста, учатся общаться со сверстниками, взрослыми. В планах у нас расширить штат журналистов, привлечь ребят всей школы, чтобы они помогала в создании газеты, писали свои статьи на какие - то волнующие их темы и приносили их нам, а так же расширить наличие различных рубрик.
В каждый номер мы пытаемся вложить частичку своей души и тем самым сделать его познавательным, интересным и развлекательным. Таким образом, общешкольная газета – еще и способ самореализации, развития ученика, способ привлечения подростков к участию в работе СМИ, в частности, к изданию школьной периодики. Реализация данной программы позволяет создать базу для развития творческого потенциала учащихся.
Работа в данном направлении нами совершенствуется: в перспективе планируем освоить графические редакторы Acrobat Reader, Adobe
PhotoShop, Corel Draw, Abode Page Marker, глубже изучить основы журналистики. Посетили редакцию районной газеты «Приобвинский край» , краевой газеты «Звезда», «КоммерсантЪ»
8 человек из нашего редакторского коллектива прошли обучение в очно-заочной школе «Арт-журналистика», мы побывали на краевом медиафоруме «Юнпресс», конкурсе «Прыткопишущее перо», «Точка отрыва», «Летит, как птица, новостей передовица».
Мы не только занимаемся выпуском газеты, но и отдыхаем вместе: посетили спектакли в Пермском Тюзе и Кудымкарском драмтеатре, «Театре-Театре», побывали в музее современного искусства в Перми, в кинотеатрах «Колизей» и «Кристалл». Совершили экскурсию на «Кондитер-8», и Кондитерскую фабрику «Пермская», ходим на каток, проводим конкурсно-игровые программы, отмечаем дни рождения и праздники, приняли участие в краевом флешмобе и акции «Отпусти вредные привычки».Впечатлениями обо всем увиденном и услышанном журналисты делились на страницах газеты.
Первые классные газеты мы начали создавать ещё в 2013 году. Газета освещала жизнь класса, была визитной карточкой, лицом класса, источником информации о нём. С 2014 года мы организовали пресс-центр и начали создавать школьную газету.
Первый «выход» юнкоров «в народ» состоялся в декабре 2014года. Тогда на районном семинаре педагогов, редактор с презентацией, а остальные кружковцы давали мастер-класс по созданию макета новогодней газеты, участвовали 13 учителей. В декабре 2014 мы отправляли на Межрегиональный конкурс «Школьный вестник». За участие в номинации «Лучшая газета сельской школы» нам прислали свидетельство. (в конкурсе участвовали 186 газет со всей России), а наш спецкор получил свидетельство в номинации «Лучший школьный корреспондент».
В том же году редактор Виталий Носков участвовал в муниципальной НПК «Новые горизонты» по теме «Журналист – важная профессия».(фото)
В апреле в ГИБДД проходил районный конкурс детских молодежных газет «Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой» наша газета заняла 2 место.
Среди членов кружка проводились разные конкурсы: конкурс на лучшую заметку, заголовок, новогоднюю страницу, вопросов для интервью, сочинения в разных жанрах, оформления газеты.
Все члены объединения являются дипломантами и лауреатами Всероссийского конкурса по русскому языку «Альбус» и «Олимпус» (от3места до 8)
Я как руководитель кружка принимала участие
- в муниципальном конкурсе программ дополнительного образования
-в муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Учитель-мастер» то теме «Создание школьной газеты как средство развития ууд» (диплом 3 степени)
- в муниципальной НПК «Новые горизонты»
- в 13 муниципальной НПК «ФГОС: результаты реализации, проблемы и перспективы» мастер-класс по теме «Формирование коммуникативной компетенции в процессе создания школьной газеты» (Диплом 1 степени)
За 7 лет работы творческого объединения сменилось 3 поколения юных корреспондентов. 6 человек обучились в краевой школе «Арт-журналистика» и получили свидетельства о дополнительном образовании. Сегодня юнкорами работают 17 человек из разных классов. Ребята под моим руководством ежемесячно выпускают школьной газету «Ритм школы» - это, можно сказать, энциклопедия школьной жизни. Все выпуски опубликованы на сайте школы http://sch-mendeleevo.karagai-edu.ru/vospitatelnaja_rabota/shkolnaja_gazeta/, а в печатном варианте располагаются на стенде на 1 этаже. https://vk.com/ritmmsoh -электронный вариант «Голос Ритма» (1330 подписчиков)
Результативность апробации методической разработки
Работа по созданию школьной газеты – идеальное подспорье в создании образовательного пространства, формировании у обучающихся познавательной самостоятельности и активности, развития критического мышления. В связи с этим отмечаются высокие результаты обучения и воспитания обучающихся за последние три года:
1. Позитивная динамика уровня обученности обучающихся за последние три года.
В течение трех лет успеваемость обучающихся, занимающихся в творческом объединении «Юный журналист» составляет 100%. Все выпускники 9 класса, занимающиеся журналистикой (8 человек), в 2017-2018 году окончили школу на 4 и 5. Один человек получила аттестат особого образца.
2.Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние три года. Наблюдается тенденция к повышению качества обученности. 4 человека по результатам ОГЭ набрали от 74 до 94 баллов по русскому языку.
3. Увеличение количества обучающихся (в процентах), принимающих участие в предметных конкурсах
4. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся.
Замечаю личностный рост членов кружка. Они активные участники всевозможных конкурсов. Работа по созданию школьной газеты способствует также профессиональному самоопределению учащихся. Каждый год юнкоров нашей газеты приглашают в качестве волонтёров и внештатных корреспондентов на различные районные и поселенческие мероприятия. Ребята проходят таким образом социальную практику. Они фотографируют, берут интервью, снимают и монтируют видео, пишут заметки, репортажи, которые потом публикуют в районной и школьной газете, в районных интернет СМИ. «Земляки», «Приобвинский край» (Мне, как руководителю, вручили Благодарственное письмо Главы поселения за создание бренда Менделеевского поселения и активное сотрудничество, Благодарственное письмо главного редактора районной газеты за сотрудничество).
Использование элементов технологии дистанционного обучения
во внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми.
Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации свободного времени обучающихся, ориентированная на создание условий для неформального общения школьников. Внеурочная деятельность — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, развития творческих способностей, познавательной активности, общекультурных интересов школьников, способствовать повышению интереса к предмету. Дистанционные технологии обучения позволяют создать комфортные условия для творчества и самостоятельности одаренных детей .
Во время самоизоляции, находясь на карантине, мы с ребятами не переставали общаться и продолжали работать по созданию газеты, участвовали в конкурсах. У нас создана группа ВК «Ритм пера» https://vk.com/club177560919 , где выкладываю уроки и задания. А в беседе «Юнкоры МСОШ» мы обмениваемся информацией.
Анализируя работу школьного пресс-центра можно утверждать, что работа школьной газеты направлена на социализацию учащихся, готовит школьников в самостоятельной деятельности, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли. Эти занятия дали возможность реализоваться таким качествам, как самостоятельность, ответственность за выбранное дело. Школьную газету можно эффективно использовать как фактор развития коммуникативных компетенций школьника.
Возможно, кто-то из ребят и свяжет свою судьбу с журналистикой, а опыт владения словом и компьютерная грамотность пригодятся в любой профессиональной сфере.
Распространение педагогического опыта
№п/п | Мероприятие | Дата | Уровень | Оценка |
1 | Методический семинар «Сопровождение одаренных учащихся» | 2017 | школьный | справка |
2 | «Работа творческого объединения «Ритм пера» выступление на муниципальной НПК «Новые горизонты»,2018 год | 2018 | муниципальный | Сертификат |
3 | Создание школьной газеты – лучший способ формирования коммуникативной компетенции | | край | Сертификат |
4 | «Создание детско-юношеского медиацентра «Люди будущего» выступление с представлением проекта на районном методобъединении учителей русского языка и литературы» | 2018 год | муниципальный | Сертификат |
5 | «Формирование коммуникативных УУД» публикация | 2018 | Всероссийский | сертификат |
6 | Мастер-класс на шмо « Как создать газету» | 2018 | школьный | справка |
7 | Педсовет«Организация внеурочной работы через работу курсов по выбору и систему дополнительного образования в школе для успешной социализации учащихся» выступление «Применение современных технологий (средовые технологии, технологии интерактивного взаимодействия) в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения | 2018 | школьный | |
8 | Образовательная практика «Как составить газету»- на муниципальной метапредметной олимпиаде обучающихся | 2019 | муниципальный | |
9 | Школьная газета «Ритм школы» –стендовый доклад на региональном фестивале «Журналистская весна» 2019(благ письмо гл.ред) | 2019 | региональный | Благодарственное письмо ое письмо |
10 | Школьная газета «Ритм школы» – стендовый доклад на краевом форуме классных руководителей, | февраль,2020 год | краевой | сертификат |
Опытом работы в газете делюсь не только я как руководитель, но и мои юные корреспонденты.
2017-2018 год:
-«Моя профессия –монтажер кино» на муниципальной НПК «Новые горизонты» (3 место)
-«Монтажер – художник кино» на краевой НПК «Дороги, которые мы выбираем» (1 место)
2018-2019 год- «Наша газета «Ритм школы» на муниципальной НПК «Новые горизонты»
2019-2020 год- «Журналист – важная профессия» на муниципальной НПК «Новые горизонты» (2 место)
ВЫВОДЫ
Создание школьной газеты – один из способов формирования метапредметных умений школьников, повышения познавательной и творческой активности ребят и одновременно результат проектной деятельности школьников.
В процессе работы над газетой у учащихся развиваются УУД, эрудиция, активное отношение к жизни, умение находить ответы на самые острые вопросы; умение общаться с людьми, подростки учатся быть объективным и ответственным перед обществом, они приобретают начальные профессиональные навыки журналиста, фотокорреспондента, корректора, редактора, дизайнера.
Советы: для того чтобы содержание газеты было разнообразным, можно обратиться к коллегам, пусть пишут небольшие заметки об увиденном: о поездке в театр, о классном часе, о походе и т.п. А ребятам-новичкам можно поручить написать о дискотеке, о празднике в классе. Подключайте к работе библиотекаря, школьного психолога, фельдшера. Руководители Школьных Методических Объединений могут подготовить небольшие заметки о предметных неделях, завучи дать информацию об олимпиадах, итогах успеваемости классов и отличниках! Труд очень нелегкий, но как приятно держать в руках своё детище – школьную газету!
Конечно, у нас ещё не так профессионально сделана газета, требуется коррекция дизайна, вёрстки, но самое главное – есть к чему стремиться, а значит, работа продолжается.
В дальнейшем мы планируем создать медиацентр, в котором будет своё радио и на более высоком уровне монтаж видео.
Заключение
Таким образом, грамотно спланированная и реализованная в жизнь система работы по созданию школьной газеты позволяет добиться повышения интереса школьников к филологическим дисциплинам, приводит к повышению качества знаний, воспитывает ответственность, коммуникабельность, умение логично и красноречиво излагать свои мысли, формирует навыки работы в коллективе. Учащиеся, принимающие активное участие в создании газеты, занимают и активную жизненную позицию, являются конкурентоспособными в условиях современного общества.
О результативности методической системы и качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:
Высокий уровень сдачи моими выпускниками ГИА по русскому языку
Многочисленные победы и призовые места моих учеников в творческих конкурсах, фестивалях, конференциях, проектах, предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня ( в том числе сетевых и дистанционных)
Данная методическая система реализуется в школе на протяжении 6 лет, она работает, эффективна и результативна. Материалы методической системы неоднократно были представлены педагогическому сообществу и получили высокую оценку. Элементы данной системы внедряют в свою работу учителя других школ района, отмечая стабильный положительный эффект.
Положительные заключения по итогам апробации педагогического опыта, полученные в профессиональном сообществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Александрова О. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку/ О. Александрова // Учитель в школе. - 2009. - N 4. - С. 60 – 65.
Галлямова Н. Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции/ Н. Ш. Галлямова //Русский язык в школе. - 2008. - N 7. - С. 22 - 25.
Голуб И. Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.— М.: Международные отношения, 1993.
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (7—8 кл.) / Сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.— М.: Просвещение, 1990.
Смирнова Е.О. Особенности общения с подростками: Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
Интернет-ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Практикум «Как создать газету»
Участники: обучающиеся 5-го класса.
Цель: способствовать развитию творческого мышления при оформлении полос газеты и навыков работы в Microsoft Office Publisher.
Задачи:
Образовательные: учить детей отбирать из полученного материала наиболее интересные статьи, заметки, корректировать письменный текст, подбирать заголовки заметки, создавать рубрики, подбирать к материалу соответствующие фотографии и картинки, оформлять печатную страницу на подготовительном этапе выпуска газеты;
Воспитательные: формировать у учащихся собственную позицию в подготовке выпуска, формировать и развивать мотивацию в выпуске школьной газеты и своего активного участия в ней; развивать навыки сотрудничества в совместной работе, эстетический вкус в оформлении газеты; проявлять свои организаторские способности;
Развивающие: развивать умение детей анализировать и аргументировать выбор своих статей и рубрик; способствовать развитию языковой компетентности учащихся на уроках информатики.
Оборудование:
Персональные компьютеры с программным обеспечением Windows XP, MS Office 2003
Мультимедийный проектор;
Экран;
Цветной принтер;
Бумага формата А4 для создания макета газеты и распечатки созданной газеты;
Распечатанные материалы газетных статей;
Файлы газетных статей;
Презентация.
План урока:
Организационный этап (3 мин).
Верстка газеты. Основные понятия (10 мин).
Отбор и утверждение материалов для номера газеты (20 минут).
Создание макета газеты в группах в MS Office Publisher (40 мин).
Рефлексия. Подведение итогов (7 мин).
Подробное описание хода занятия: I этап: Организационный этап (3 минуты)Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем делать нашу газету «Ритм школы» (Слайд 2)
А как расшифровывается аббревиатура Ритм?
(Ответ: « Республика интересной талантливой молодежи»
Учитель: Я думаю, что вы будете такими же активными, творческими и деятельными, как и всегда, и у нас получится хороший, интересный номер, как и прежде.
(Слайд 3)
Учитель: И сейчас, в ходе нашего занятия, мы покажем один из способов работы школьной редколлегии. Цель нашего занятия – разработка макета и вёрстка школьной газеты в программе Microsoft Office Publisher
II этап. Верстка газеты. Основные понятия (10 мин)Учитель: давайте сначала вспомним, как создают газеты и повторим профессии людей, занимающихся созданием газеты.
(Ответ: главный редактор газеты журналисты и корреспонденты главный администратор художников-оформителей верстальщики). (Слайд 4,5)
Верстальщик – это специалист, осуществляющий вёрстку газеты). (Слайд 6)
Верно, верстальщик – это специалист, работающий в редакционно-издательских учреждениях. Он занимается компьютерной вёрсткой рекламных материалов и другой печатной продукции. В обязанности верстальщика текстов входит составление страниц (полос) газеты, журнала, книги определённого размера из набранных строк, заголовком, иллюстраций, в соответствии с разметкой или макетом в той последовательности, в какой они должны быть представлены в книге или газете. Верстальщик размещает набранный текст для печати газетных полос или книжных страниц в соответствии с определёнными требованиями (стандартами) с помощью компьютерных программ вёрстки, которые автоматически выдерживают заданные параметры.
А что же такое вёрстка?
(Ответ: вёрстка – это соединение и оформление собранного материала в единый продукт, готовый к изданию). (Слайд 7)
А кто же выполняет оформительскую функцию в создании газеты?
(Ответ: оформитель, web-дизайнер). (Слайд 8)
Верно, web-дизайнер – это создатель оригинальных компьютерных проектов и программ. Специалист, разрабатывающий стиль компьютерной программы, способный совместить в своём продукте полезность и гармоничность информации, выводимой на экран и создающей эффект полной реальности моделируемой ситуации.
Учитель: сегодня мы с вами попробуем себя в роли верстальщиков.
III этап. Отбор и утверждение материалов для номера газеты (20 минут).Учитель: Ребята, а в чём же заключается создание печатного издания?
(Ответ: в дизайне и вёрстке печатного издания).
Учитель : Однако, прежде чем приступить к компьютерной вёрстке газеты, вам сначала предстоит создать макет будущей газеты на бумаге.
В редакцию нашей газеты поступили материалы наших юнкоров, заметки школьников, статьи на разные темы, о различных событиях нашей школы за последнее время. Для того, чтобы напечатать их в номере, нам надо разобраться с материалами и создать предварительный вид нашего выпуска.
Прежде всего, на первом этапе вам необходимо выбрать наиболее интересные на ваш взгляд материалы, разложить их по темам, озаглавить статьи и заметки (если у них нет названия), продумать рубки, где будут располагаться ваши материалы.
На втором этапе вы должны подобрать подходящие фотографии, картинки к вашим рубрикам и материалам, т.е. заняться оформлением вашей странички.
И на третьем этапе, вам необходимо создать свою предварительную страничку на листе бумаге, т.е. расположить материалы и фотографии с картинками, посмотреть эстетически на вид вашей страницы, сделать необходимые подписи.
Учитель: Прежде, чем вы приступите к работе, хочется вам дать несколько советов по оформлению:
Любая работа над газетой начинается с анализа материала и построения макета будущего издания.
Первая страница – лицо издания: логотип находится на одном и том же месте, украшение страницы – иллюстрация, выноски основных тем, обсуждаемых в номере.
На эту работу вам дается 15-20 минут. После этого вашу работу оценит главный редактор, выскажет свое мнение, а вы обоснуете ваш выбор материалов и расположение их на странице.
(Работа обучающихся в группах по отбору и утверждению материалов.)
Учитель: Теперь, ребята, после того, как вы отобрали необходимый материал и создали свои странички, согласовали свою работу с главным редактором, вам необходимо перейти к печатным работам. Работать вы будете в парах, и каждый из вас будет выполнять определенные функции: один верстальщик и web-дизайнер. Все эти функции вам известны. Независимо от того, какую функцию выполняет каждый из вас, вам придется работать вместе и согласовывать свои действия, советоваться. Главный редактор будет вам помогать, а вы можете всегда обращаться к нему за помощью и советом. Можете приступать к печатной работе.
IV этап. Создание макета газеты в группах в MS Office Publisher (40 мин).Учитель: Создавать электронный макет и верстать школьную газету мы будем с помощью издательской системы MS Office Publisher. С ее помощью можно творить настоящие чудеса: выпускать школьных бюллетени, поздравительные открытки, буклеты-объявления. Сегодня мы с вами попытаемся с помощью MS Office Publisher сверстать 4-х полосную газету. Работа нам предстоит в группах, состоящих из верстальщика и дизайнера. В начале занятия вам были на выбор предложены фигуры четырёх цветов по вашему настроению. Поэтому объединение в группы будет происходить по цветовому признаку.
Находим программу Publisher: нажимаем последовательно Пуск, Все программы, Microsoft Office, Microsoft Office Publisher.(Слайд 9)
Выбираем Бюллетень.(Слайд 10)
В окне появляется много газетных заготовок. Формат каждого бюллетеня имеет свое название – Путешествие, Горошины, Зубчики, Эхо. Открывая последовательно разные листки, выбираем понравившийся. Для того, чтобы газета была в едином стиле, выбираем шаблон оформления Кубики.(Слайд 11)
Бюллетень размечен: там есть место для названия газеты, колонка передовицы, “квадратик” для фотографии или картинки.
Вписываем название газеты «Ритм школы». Затем помещаем в маленькие рамочки под заголовком дату выхода и порядковый номер издания: а также помещаем логотип школы в левый верхний угол: (Слайд 12)
Для своей школьной газеты создадим Пользовательскую цветовую схему, соответствующую красочному логотипу образовательного учреждения.(Слайд 13)
Подбираем цвета для макета по образцу, для того, чтобы стиль газеты был единым.
Теперь подберём Шрифтовую схему Сине-зеленую(Слайд 13)
Теперь каждый из Вас делает ту страничку, за вёрстку которой вы отвечаете.
Учитель: находим написанную раньше статью и поместим ее в нужную колонку. Еще раз прочитаем. Подредактируем.
Учитель: Теперь вы приступаете к вёрстке газеты. Помогать в вёрстке газеты буду не только я, но и главный редактор, который будет давать ценные советы каждой из групп.
Учитель: По окончанию работы вы сохраняете свои страницы газеты в своей папке на рабочем столе
Учитель: А теперь пришло время поработать и главному редактору, которому предстоит сверстать четыре разрозненные полосы в единый выпуск и вывести на печать полученную газету.
Сейчас он всё это продемонстрирует с помощью мультимедийного проектора.
V этап. Рефлексия. Подведение итогов (7 мин)Учитель: Итак, перед вами новый выпуск газеты. Ваши ощущения, впечатления?
(Обучающиеся делятся впечатлениями о выпуске газеты, анализируют свою работу, делятся впечатлениями.)
Учитель: Спасибо за работу!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Мастер-класс
«Школьная газета как средство гражданско-патриотического воспитания и способ самореализации личности обучающихся»
Цели и задачи мастер - класса:
1. Использование школьной газеты как средства гражданско-патриотического воспитания и способа самореализации личности обучающихся.
2.Знакомство с видами школьной газеты, основными моментами изготовления «быстрой» газеты.
3. Знакомство с формами работы по вовлечению обучающихся в процесс создания газеты.
4. Формирование интереса у педагогов к данному виду работы
5. Получить продукт дня – газету, сделанную собственными руками
Оборудование: мультимедийное сопровождение, индивидуальный набор для создания классной газеты; стенд для « вёрстки», на котором заранее написано название газеты и рубрик
План проведения:
1. Организационный этап.
2. Постановка целей деятельности.
3.Об актуальности газеты как средства гражданско-патриотического воспитания в школе
4. « От простого к сложному» (поэтапность):
а) «Назад, в прошлое», или опыт создания «быстрой» газеты (индивидуальная работа)
б) Организация работы по группам.
в) Анализ и систематизация информации
5. Заключительный этап. Рефлексия
Ход занятия:
1.Организационный этап.
-Добрый день, уважаемые гости.
2. Постановка целей деятельности.
Мы окунемся в прошлое, настоящее и даже чуть-чуть побываем в будущем, познакомимся с тем, как можно использовать школьную газету в гражданско-патриотическом воспитании ребят, как помочь в самореализации личности обучающихся. Также мы попытаемся выпустить свою газету. ( цели и задачи мастер - класса на слайде).
3.Об актуальности газеты как средства гражданско-патриотического воспитания в школе
Многовековая история России свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования четко прописывают личностные характеристики выпускника и акцентируют внимание на необходимости формирования гражданственности и патриотизма.
Я предлагаю вам внимательней приглядеться к нашему настоящему.
Как вы думаете, когда следует начинать работу по формированию гражданственности и патриотизма? С какого возраста вовлекать детей в это направление? Почему?
В народе говорят, что человек впитывает любовь к Родине с молоком матери.
Поэтому время не ждет, работу необходимо начинать сейчас.
4)Издательский проект «Школьная газета «Ритм школы».
Регулярно стала выходить с 2014 года. Школьная газета играет важную роль в формировании нравственных качеств школьников, патриотизма не только потому, что сильная её сторона- большой охват читателей. На страницах газеты рассказывается о благотворительных концертах и акциях, пропагандируется тимуровское движение, освещаются вопросы памяти, морали. Газета помогает учащимся раскрыть свои задатки и возможности, в ней публикуются юные авторы.
РАССКАЗАТЬ О ДОСТИЖЕНИЯХ
Именно газета обладает рядом преимуществ:
Большой охват читателей разных возрастов. В нашем случае, детей и взрослых (педагогов и родителей)
Работа над очередным выпуском газета сближает, объединяет в одно целое.
Ребята открывают таланты и радуются за успехи учеников иучителей нашей школы.
Герои публикаций чувствуют свою успешность, другие ребята хотят равняться на них, происходит самореализация личности обучающихся.
Газета- это своего рода ПОРТФОЛИО школы, а, лучше сказать, история школы или летопись.
Мы активно сотрудничаем с районной газетой.
Через публикации можно влиять на мысли, чувства детей, воспитывая те самые гражданственность и патриотизм, о которых сегодня идет речь. Дети четко разграничивают, что такое хорошо и что такое плохо, почему надо уважать стариков и помогать ветеранам не обижать малышей и т.д.
Таким образом, можно говорить об актуальности газеты как средства гражданско-патриотического воспитания в школе.
4. « От простого к сложному»
Сейчас газета – один из самых трудоемких наших проектов, требующий владения сразу несколькими компьютерными программами: Word (тексты), Publisher (верстка) и техникой (цифровой фотоаппарат, видеокамера, сканер и пр.)
Мы пойдем от простого к сложному и создадим классную газету, простую и быструю.
Начнем с названия
Название газеты – одна из самых главных задач, от которой зависит не только тематика будущего издания, но и его судьба. Название несет в себе много смысловой нагрузки, должно быть легкопроизносимым, выражать концепцию издания и быть удобным для употребления в речи. (выбрали название)
Обсуждение содержания газеты, выбор тем
Работа участников мастер-класса
Итак, вы пришли в 5 класс, и у вас новый классный руководитель, который не знает каждого, его способности. Как это сделать быстро? Предлагаю объединить детей одной работой. Сделать совместными усилиями газету класса.
Написать , где был, что видел. Подписать имя обязательно, фамилию можно не полностью.
Коллективное оформление «быстрой» газеты на специальном стенде. Получилась яркая, красивая, информативная газета. Можно выбирать любую тему.
1 группа- корреспонденты,
2 группа- художники-дизайнеры
3 группа- аналитический отдел –анализирует
5. Заключительный этап.
Нам осталось подвести итоги
Ребята, занимающиеся выпуском газеты, осваивают навыки коллективного журналистского труда. Это развивает их творческие и организаторские способности, обучает культуре общения, способствует воспитанию в растущем ребенке толерантности, активной жизненной позиции, формирует положительный взгляд на мир. В ходе работы над газетной статьей дети развивают устную и письменную речь, осваивают навыки диалога, интервьюирования, овладевают навыками работы с компьютером.
Школьная газета - важнейшее средство гражданско-патриотического воспитания, один из способов самореализации личности обучающихся.
Чтобы построить такую работу, нужно заинтересовать педагогов, и тогда будет результат. Нужен личный пример педагога.
Итоговая рефлексия. ( Заполняется на листах обратной связи, время 1-2 минуты).
- Насколько полезно было для Вас было занятие? ( в процентах)
- Какие виды работ вам показались трудными?
- Какие из предложенных видов работы вы можете использовать?
Поздравляю с выходом первого номера нашей газеты, всех благодарю за плодотворное сотрудничество (подарить)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендации по распределению обязанностей в редакционной группе:
должность | совет по подбору «кадров» | обязанности |
Главный редактор | Филолог, владеющий ИКТ | Осуществляет контроль, помогает планировать номера, рецензирует, корректирует поступающие материалы |
Редактор | Старшеклассник, хорошо владеющий ИКТ, коммуникативный, грамотный | Помогает планировать выпуск, направляет ребят в поиске тем для номеров,редактирует. |
Корреспонденты | Ребята разных возрастов, коммуникативные, интересующиеся жизнью вокруг | Осуществляют сбор материала, активизируют учащихся на написание творческих работ |
Фотографы | Ребята разных возрастов, желательно посещающие фотокружок | Предоставлять фотоотчёт о школьных мероприятиях, экскурсиях, встречах с интересными людьми. |
Верстальщик | умеющий работать с различными компьютерными программами | Создает макет номера в компьютерной программе |
Наборщик | быстро и грамотно набирающий тексты на компьютерной клавиатуре | Переводит рукописный текст статей в печатный |
Корректор | владеющий нормами литературного языка | Корректирует статьи, исправляет разные виды ошибок |
Методическая разработка в электронном виде расположена на сайте
Представленную информацию заверяю:
Учитель – автор методической разработки: _____________ /_____________
Директор школы: _________________/_______=
20
Ирина Владимировна Казарцева
Пролубщикова Наталья Владимировна
Спицына Любовь Ивановна